Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение основных научных направлений об экономической роли государства и их характеристика.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику основных научных направлений об экономической роли государства,
- проанализировать особенности современной экономической системы и роли государства в ней,
Введение …3
1. Основные экономические школы и их взгляды на роль государства в экономике
1.1 Классическая школа …....5
1.2 Кейнсианская школа 8
1.3 Другие школы 14
2. Современная экономическая система и роль государства в современной экономике
2.1 Роль государства в современной экономической системе ……16
2.2 Необходимость государственного вмешательства в экономику 18
2.3 Функции государства в рыночной экономике…………………………..…....21
2.4 Методы государственного регулирования рыночной экономики...........................................................…………………………….……...26
3. Основные направления деятельности государства и проблемы государственного регулирования
3.1 Основные направления деятельности государства в условиях рыночной экономики ……..30
3.2 Проблемы государственного регулирования в современной экономической системе………………………………………………………………………………34
3.3 Оценка современного состояния экономики Казахстана и перспективы развития…………………………………………………………………………......37
Заключение ……. 41
Список использованной литературы 43
- переход от ситуационного
- расширение базы гражданских и личных
свобод человека, стимулирование гражданских
инициатив и поддержка общественных фондов;
- государственная защита частной собственности
и предпринимательства;
- создание адекватной правовой системы
в соответствии с государственными актами,
гуманизация законодательного процесса;
- расширение сети внебюджетных фондов
финансирования программ и активная регионализация
государственной политики;
- переход к селективной системе социального
обеспечения, разработка программ-минимумов
в сферах социального и медицинского обслуживания
населения;
- принятие мер по вовлечению населения
в процесс формирования рынка ценных бумаг;
- усиление интеллектуальной поддержки
проводимых реформ путем концептуальных
разработок и программ;
- переход от государственного финансирования
малоэффективных и капиталоемких научных
программ в пользу самоокупаемых и программно-целевых;
- развитие информационной сферы;
- создание комплексной системы поддержки
сферы культуры;
- разработка государственных программ
по экологии;
- приоритетная направленность борьбы
с преступностью.
Организационную основу государственного
регулирования экономики составляют органы
власти, которые делятся на законодательные,
судебные и исполнительные. Государственное
вмешательство осуществляется на трех
уровнях: общереспубликанском, региональном,
местном. При этом функции государства
распределяются между регионами и центральными
структурами при сохранении примата регионов.
Исключение составляют общегосударственные,
социально-экономические, экологические,
оборонные проблемы и внешнеэкономические
отношения. [18]
3.2 Проблемы государственного регулирования в современной экономической системе
Рыночная экономическая
система в Казахстане сформирована
лишь в самых общих чертах. Можно
констатировать наличие основных институциональных
условий для её функционирования.
Однако дальнейшее прогрессивное развитие
рыночных отношений в казахстанской
экономике наталкивается на несоответствие
институтов государственного регулирования
его институциональной среде. Результаты
воздействия государства на экономику
Казахстана пока слабо соответствуют
правительственным прогнозам. Поэтому
существует острая необходимость исследования
институциональной среды и
Следует отметить не только
влияние государства на экономику,
но и влияние экономики на государство,
что отчетливо видно из анализа
современной казахстанской
Государственное регулирование экономики осуществляется на основе четко сформулированной государственной экономической политики. Представляется неверным утверждение о том, что термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в наше время идентичны.
Государственная экономическая
политика представляет собой основные
направления деятельности государства
в сфере экономики, в то время
как государственное
Отсутствие четко
В настоящее время отсутствует
правовая база, обеспечивающая применение
средств, инструментов государственного
регулирования экономики, создание
которой следует рассматривать
в качестве приоритетного направления
развития законодательства (в широком
смысле слова), регулирующего отношения
в экономике. Так, например, остро
необходимо создание нормативной основы
для эффективного применения таких
средств как ценообразование, планирование,
в том числе программно-
Только после того, как
будет создана правовая основа для
эффективного применения отдельных
средств государственного регулирования,
после того как будет обобщен
опыт их применения на практике, следует
вернуться к вопросу о создании
стержневого законодательного акта,
определяющего основы государственного
регулирования экономики. Вполне возможно,
что в качестве такого стержневого
акта будет выступать
Анализ отношений, возникающих
в рамках исследования проблемы государственного
регулирования экономики, в том
числе и регулирования
Таким образом, система государственного регулирования экономики хотя и претерпела значительную эволюцию, но во многих существенных звеньях все еще не сформирована.
Наиболее важными из нерешенных задач являются:
- преодоление кризиса
неплатежей и ликвидация
- оздоровление экономического
положения предприятий, в том
числе оставшихся в
- активизация инвестиционной
деятельности, проведение структурной
перестройки экономики,
- поддержка потенциально
жизнеспособных отечественных
- перекрытие каналов
- создание условий,
Таким образом, существующая
в настоящее время система
государственного регулирования носит
переходный и незавершенный характер.
Ход реформ уже показал невозможность
эффективного развития экономики в
режиме автоматического
3.3 Оценка современного состояния экономики Казахстана и перспективы
Казахстан, обретя независимость,
последовательно проводит экономические
реформы, которые должны обеспечить
достойный уровень жизни
Общество находилось в
процессе глобального переустройства
и самоидентификации, в экономике
происходила смена
В первые годы проведения реформ Казахстан
столкнулся с огромным множеством проблем.
Отсутствие экономической независимости,
коммуникаций, огромная—свыше 2000 % - инфляция,
спад производства, резкое сокращение
бюджета, кризис неплатежей, ухудшающаяся
социальная ситуация — вот далеко не полный
перечень проблем, вставших перед государством.
Но благодаря совместным усилиям всех
ветвей государственной власти удалось
удержать и переломить ситуацию, последовательно
проводить в жизнь стратегический курс
на укрепление независимости и государственности,
осуществление общественно-политических
и экономических реформ, направленных
на формирование открытого демократического
общества и создание эффективной рыночной
экономики. Все это время сохраняется
внутриполитическая стабильность. По
существу, достигнута необходимая стабилизация
важнейших макроэкономических индикаторов
и созданы предпосылки для уверенного
и динамичного притока отечественных
и иностранных инвестиций для модернизации
национальной экономики, осуществления
прогрессивных структурных преобразований
и интеграции Казахстана в глобальные
мирохозяйственные связи.
Достигнутые успехи позволили по-новому
осознать будущее республики, цели развития
и способы их достижения. Выход на новый
уровень реформ позволил Правительству
приступить к разработке, а теперь уже
и к реализации стратегии развития Казахстана
на период до 2030 года. Стратегия, обнародованная
в Послании Президента страны Н.А. Назарбаева
народу Казахстана, является итогом анализа
истории, текущих событий, видения будущего.
В стратегии были определены цели и приоритеты.
При этом одним из важнейших факторов
являлось понимание сильных и слабых сторон
Казахстана, а также тех возможностей
и угроз, которые могут повлиять на развитие
нашей страны. Все это связано с географическим
и геополитическим положением Казахстана,
а также условиями, при которых осуществляется
экономическое развитие и государственное
строительство.
Суть новой социально-
В настоящее время одним из актуальных
вопросов в части поддержания стабильного
макроэкономического развития страны
является проблема недопущения «перегрева»
экономики. В последнее время в экономике
Казахстана имеют место определенные
тенденции, развитие которых в среднесрочной
перспективе может вызвать «перегрев»
экономики.
Экономика Казахстана растет высокими
темпами. С 2000 года средний темп роста
ВВП составил 10,3%. Однако, экономический
рост главным образом связан с развитием
сырьевого сектора, влияние которого растет.
Структура инвестиций показывает, что
большая их часть направляется в сырьевые
и не торгуемые отрасли экономики. Увеличивается
доля экспорта нефти и газового конденсата
в общем экспорте страны.
В первом полугодии 2005 года наблюдается
некоторое усиление инфляционных процессов
по сравнению с прошлым годом. Это является
одним из главных признаков начала «перегрева»
экономики.
По итогам первого полугодия текущего
года уровень инфляции за январь - июнь
месяц составил 3,5%, что на 1,1 процентных
пункта выше, чем за аналогичный период
прошлого года. А в годовом выражении уровень
инфляции в январе - июне 2005 года к соответствующему
периоду прошлого года в среднем составил
7,3% (6,9 - 2004 год).
Большое воздействие на инфляцию продолжают
оказывать монетарные факторы. В последние
годы денежная масса растет высокими темпами,
оказывая инфляционное давление на экономику.
В текущем году данная тенденция продолжается.
Денежное предложение продолжает расти
темпами, значительно превосходящими
темпами роста экономики.
Активное участие банков в качестве заемщиков
на внешнем рынке способствовало росту
объема кредитования экономики банковским
сектором. В свою очередь рост внешнего
заимствования банков был обусловлен
благоприятной ситуацией на внешнем рынке,
характеризующейся низкой стоимостью
ссудного капитала.
По сравнению с 2000 годом внешние займы
банков второго уровня в 2004 году выросли
в 34,5 раза, а займы небанковского частного
сектора по сравнению с 2001 годом выросли
в 4 раза.
Наряду с ростом внешнего заимствования
и объема кредитования растут риски банков
и ухудшается качество кредитного портфеля
банков второго уровня.
Денежная масса на конец 2004 года по сравнению
с 1999 годом выросла в 6 раз, кредиты банков
второго уровня экономике - в 10 раз, тогда
как номинальный ВВП вырос лишь в 2,7 раза.
Проводимая последнее
время фискальная политика, характеризующаяся
как «либеральная», оказала определенное
воздействие на макроэкономическое
состояние страны в целом. Наблюдаются
очевидные предпосылки для
Высокие темпы роста экономики наряду
с быстрым ростом денежных агрегатов,
проведением либеральной фискальной политики
способствовали ускорению инфляционных
процессов.
Ускоренное развитие нефтяного сектора, сопровождаемое высокими мировыми ценами на нефть, проведение активной фискальной политики, ускорение инфляционных процессов и рост денежной массы также способствовали укреплению курса тенге к доллару США, начиная с 2001 года. В свою очередь, укрепление национальной валюты может привести к снижению конкурентоспособности отечественной перерабатывающей промышленности и массовому наплыву импорта.
В целях недопущения дальнейшего
«перегрева» экономики и
Необходимо разработать наиболее приемлемый график добычи нефти и газа на долгосрочную перспективу с учетом вовлечения новых месторождений нефти в эксплуатацию на основе проведения исследований. Нецелесообразно в настоящее время форсирование добычи нефти в Казахстане, необходимо поступающие доходы направлять на реформирование экономики, отход от ее сырьевой направленности, мобилизацию других факторов, которые станут локомотивом реализуемых программ.
В дальнейшем в условиях высоких мировых цен на нефть и притока в страну большого объема иностранного капитала необходимо ужесточение как фискальной, так и денежно-кредитной политики.
В области денежно-кредитной
политики необходимо повысить контроль
за ростом денежных агрегатов, а также
повышать эффективность воздействия
на денежный рынок посредством изменения
процентных ставок.
Политика развития финансового сектора
должна быть направлена на дальнейшее
развитие рынка ценных бумаг с тем, чтобы
временно свободные денежные средства
населения превращать в источники инвестиций.
Кроме того, необходимо предпринимать
меры по сдерживанию чрезмерных темпов
роста внешнего заимствования банков
второго уровня.
В целях построения конкурентоспособной
экономики необходимо развивать
сектора экономики в