Основные научные школы экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 01:26, доклад

Описание работы

Большинство известных ученых-историков выделяют четыре фазы в развитии экономической теории:
1. Донаучного развития (до XVIII в.);
2. Рождения экономической науки (середина XVIII – середина XIX в.);
3. Открытия и разработки основополагающих теоретических принципов (1870 – 1930 гг.);
4. Современного углубления и развития экономических исследований в области функцио-нирования национальной и мировой рыночной системы.

Работа содержит 1 файл

Реферат по эк. теории 2.docx

— 23.50 Кб (Скачать)

Большинство известных  ученых-историков выделяют четыре фазы в развитии экономической теории: 
    1. Донаучного развития (до XVIII в.);

 2. Рождения экономической  науки (середина XVIII – середина XIX в.);

 3. Открытия и разработки основополагающих теоретических принципов (1870 – 1930 гг.);

 4. Современного  углубления и развития экономических  исследований в области функционирования  национальной и мировой рыночной  системы. 

 Первой теоретической  школой экономической мысли стал меркантилизм
Меркантилизм возник в европейских странах ещё в XV веке и ориентировался на практические потребности властей. Объектом исследования меркантилистов была международная торговля. Высшей формой буржуазного богатства считалось золото,  деньги, ввозимые в страну в результате внешней торговли (Томас Ман, А. де Монкретьен). Искусство управления государством заключалось в стимулировании экспорта и ограничении импорта с целью увеличения богатства нации.

 Во второй половине XVIII в. в европейских странах стала складываться рыночная экономика. В это же время впервые появляется новая наука – политическая экономия.

Первым направлением новой науки явилась сложившаяся  во Франции школа физиократов [возникла в XVIII в.]. Основателем данной школы стал врач и естествоиспытатель Франсуа Кенэ. В отличие от меркантилистов, физиократы считали основным источником богатства не торговлю, а производство, правда только сельскохозяйственное. Основной тезис физиократов гласил: только земледелие является основой жизни общества и его богатства. Только в земледелии, по их мнению, богатство возникает естественным путем, выглядит как дар природы и зависит от плодородия земли.

 Развитие рынка  и формирование материально-технической  базы капитализма предопределили возникновение  английской классической школы политэкономии [сформировалась в XVII – XIX вв.] в лице А. Смита и Д. Рикардо. Адам Смит исходил из принципа трудовой теории стоимости, в соответствии с которой стоимость товара определяется трудом, затраченным на создание товара. Смит отстаивал законы свободного рыночного хозяйства и принцип свободной конкуренции. В основу построения экономической системы капитализма он заложил психологию индивидуального хозяйственного поведения – эгоизм экономического человека. 
Трудовую теорию стоимости развил Давид Рикардо, установивший, что закон стоимости является всеобщим экономическим законом и не меняется с развитием общества. Рикардо разрабатывал теорию ренты, количественную теорию денег и ряд других положений экономической теории. Рикардо также исследовал классовую структуру и противоречия внутри капиталистического общества.

 Трудовая теория стоимости классической политэкономии  была воспринята в последующем  марксизмом. В учении марксизма нашло дальнейшее развитие положение о неизбежности экономических кризисов, о противоречиях капиталистической системы хозяйства и др.

 Но вместе с  тем следует указать и на ограниченность классической политэкономии. В частности, это касается попыток рассмотрения экономических категорий как  вечных и естественных истин. Её представители  не могли объяснить процесс присвоения прибыли, неверно трактовали издержки производства. Вскрыв многие противоречия тогдашней экономики, они не смогли увидеть пути их разрешения.  Поэтому  их последователи пропагандировали возврат к мелкому производству (С. Сисмонди). Эти элементы теории  послужили основанием для вульгарной экономической теории, которая занималась простым описанием внешней видимости экономических процессов, их приукрашиванием. 

 Хотя английская классическая школа господствовала в экономической науке длительное время, не во всех странах ей удалось  одержать победу. Самым известным  исключением стала немецкая историческая школа. Бруно Гильдебранд, Густав Шмоллер и некоторые другие немецкие экономисты настаивали на том, что экономической науке необходимо учитывать особые условия каждой страны, сложившиеся в силу географических и исторических причин, моральные принципы, религиозные убеждения и национальные черты характера её граждан, существующие формы права и государственного управления. Но тогда экономическая наука должна была бы включать в себя целый комплекс гуманитарных наук. Поэтому данное направление в экономической науке не получило особого распространения. 

 Особого внимания заслуживает изучение взглядов Карла  Маркса. Масштабность противоречий и  социальных проблем капиталистического общества стали для марксизма предпосылкой критического пересмотра теорий классической политэкономии и обоснования коммунизма.  Политэкономия как наука стала изучать производственные отношения последовательно сменяющих друг друга экономических формаций. 
  Признание того, что «экономический строй является основой, на которой возвышается политическая надстройка», предопределило направление основного внимания К. Маркса на изучение экономического строя. Он продолжил разработку трудовой теории стоимости, показал, что стоимость всякого товара определяется количеством общественно необходимого рабочего времени, идущего на его производство. 
   Трудовая теория в интерпретации К. Маркса и сегодня признаётся мировой экономической мыслью.

 Оппозиционным марксизму  с его классовым подходом к  экономическому анализу стало  неоклассическое направление экономической теории [возникло в последней трети XIX в.], которое сосредоточивает внимание на решении проблем прикладного характера. Качественный анализ вытесняется количественным. Экономическая теория пытается выявить всеобщие, фундаментальные экономические закономерности. Представители неоклассического направления предприняли попытки определить закономерности оптимального режима хозяйствования экономических единиц в условиях свободной конкуренции, в условиях системы рыночного предпринимательства.

 Основы оптимизации  рационального использования ограниченных ресурсов были заложены представителями  математического направления австрийской  школы А. Курно, У. Джевонс, Л. Вальрас, В. Парето. Особую роль в развитии этого  направления сыграл предельный анализ маржинализма (слово производное от «маржинальные величины» - предельные математические величины) - учения о предельной полезности благ, согласно которому их ценность определяется ограниченностью, редкостью и пользой, которую может принести последний экземпляр товаров той или иной группы. По мере того как увеличивается количество блага, его дополнительные единицы обладают все меньшей способностью удовлетворять потребности. [Маржинализм как направления политэкономии сформировался во второй половине XIX в.] Маржиналисты К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер применяли  в исследовании экономических процессов субъективно-психологический подход к экономическим процессам.

 В конце XIX в. термин «политическая экономия» сменяется термином «экономика» («экономикс»). 

 Своим появлением термин экономикс обязан выдающемуся экономисту, основателю кембриджской школы неоклассического направления Альфреду Маршаллу. В 90-х годах XIX в. были опубликованы его «Принципы экономики» (в англоязычном варианте «Принципы экономикс»), где механизм ценообразования рассматривается с точки зрения соотношения спроса и предложения. Экономикс является теоретической основой регулирования экономики, занимается изучением способов повышения активности капитала, поиском решения хозяйственных задач, путей преодоления экономических противоречий. 

 Глубокий кризис 1929 – 1933 гг. в США – великая  депрессия,  экономические потрясения в Западной Европе поставили под  сомнение эффективность классического  принципа государственного невмешательства  в экономические процессы. Исходя из недостатков и противоречий рынка  Д. М. Кейнс в «Общей теории занятости, процента и денег», опубликованной в 1935 г., обосновал необходимость  государственного регулирования современной  экономики через стимулирование совокупного спроса. Так появилось  новое направление западной экономической  мысли – кейнсианство. Рынок, утверждал Кейнс, не идеальный саморегулирующийся механизм и не в состоянии обеспечить эффективный спрос без помощи государственных стимулирующих мер денежно-кредитной и бюджетной политики. Кейнс заложил основы государственного макроэкономического регулирования.  
  Представители кейнсианства занимались анализом количественных функциональных зависимостей воспроизводства, инвестиций и национального дохода, изучением совокупного количества денег, необходимых для нормального обращения товаров, определением уровня цен, индексов заработной платы, прибыли и процента. 

 Изучение динамических аспектов макроэкономического анализа  активно разрабатывалось с начала 50-х годов XX в. в рамках неокейнсианского направления (Р. Харрод, Е. Домар, Э. Хансен). В центре их внимания находятся проблемы и факторы экономического роста, установление оптимального соотношения между инфляцией и уровнем занятости. В рамках неокейнсианского направления один из главных представителей П. Самуэльсон (р. 1915) предпринимает попытку соединения методов рыночного и государственного регулирования.

 Теория  неоклассического синтеза сформировалась в конце XIX – начале XX в. и представляла собой попытку соединить основные положения неоклассической  теории и кейнсианской концепции макроэкономического равновесия и роста национального дохода. Теории представителей неоклассического направления опирались на механизм свободной конкуренции и рыночной стихии.  Их концепция общего экономического равновесия представляла собой модель экономики, действовавшей в условиях идеальной свободной конкуренции, абсолютной эластичности цен, соответствии спроса и предложения, ориентации на минимальные издержки производства, ограниченного государственного вмешательства и резких динамичных сдвигов, связанных с НТП. Однако в условиях монополистической конкуренции принцип свободного рыночного предпринимательства был нарушен, возникла потребность в макроэкономическом регулировании экономики. В этих условиях сформировался неоклассический синтез. Неоклассический синтез явился попыткой экономистов определить стратегию в регулировании экономики, увязать рыночный механизм с системой монополизированной экономики.

 Социально-институциональное  направление возникло и оформилось в конце XIX  – первой половине XX вв. Смысл этой концепции в том, что хозяйство развивается под действием, с одной стороны, экономических (монополии, государство, доходы) сил, а с другой – социальных, неэкономических движущих (техника, обычаи, нормы поведения, инстинкты) сил. 
   Появилась эта теория в эпоху господства монополий и возрастания экономической роли государства, когда обнаружилась несостоятельность концепции совершенной конкуренции и рыночного равновесия. Для регулирования экономики институционализм считает приемлемыми как чисто экономические, так и социальные явления, использование общественных организационных структур, учёт различного рода психологических, правовых, этических норм поведения людей. 

 Создатель экономической  теории под названием монетаризм М. Фридман (р. 1912) рассматривает рынок как саморегулирующуюся систему и выступает против чрезмерного вмешательства государства в экономику. Монетаристы придают особое значение роли денежной массы в обращении, которая, по их мнению, является определяющим фактором развития экономики.

 Новая классическая экономика делает предметом своего исследования предложение товаров и услуг в экономике, критикуя кейнсианскую теорию эффективного спроса. Особое направление новой классической экономики – экономика предложения. Ее представители (А. Лаффер, М. Эванс) предлагают меры государственного бюджетно-налогового регулирования, направленного на стимулирование деятельности корпорации. Теория рациональных ожиданий (Дж. Мут, Р. Лукас) отрицает государственное вмешательство в экономику, в которой действуют экономические агенты, способные адаптироваться к реалии рыночного хозяйства благодаря рациональному использованию получаемой информации. Теория общественного выбора (Дж. Бьюкенен, М. Олсон, Д. Мюллер) попыталась преодолеть слабости государственного регулирования экономики, сосредоточив внимание на самом процессе принятия правительственных решений.

  Сегодня все  экономические концепции концентрируются  вокруг основных направлений  современной теории: неоклассического, неолиберального, неокейнсианского и социально-институционального.

 Таким образом, экономическая  теория прошла в своем развитии сложную  эволюцию, отражая исторические особенности  экономических систем. 

 

 Список  использованной литературы: 
 
1) Экономическая теория: Учеб. пособие / И. В. Новикова, Г. А. Примочёнок, В. А. Воробьёв и др.; Под ред. И. В. Новиковой – Мн.: БГЭУ, 2006 – 543 с. 
  Использовался материал со страниц 18 – 26. 
2) Экономическая теория: Учеб. пособие / М. Н. Базылёва, М. И. Базылёв – Мн.: Соврем. шк., 2008 – 640 с. 
  Использовался материал со страниц 23 – 30. 
3) Экономическая теория: Пособие для преподавателей, аспирантов и стажёров / Н. И. Базылёв, С. П. Гурко, М. Н. Базылева и др.; Под ред. Н. И. Базылёва, С. П. Гурко. – 3-е изд., стереотип. – Мн. Книжный Дом; Экоперспектива, 2004. – 637 с. 
  Использовался материал со страниц 18 – 21. 
4) Энциклопедия для детей. Т. 21 Общество. Ч.1. Экономика и политика / Глав. Ред. В. Володин, отв. Ред. М Боярский, Г. Вильчек, и. Русецкая. – М.: Аванта+, 2003. – 464 с.: ил. 
Использовался материал со страниц 360 – 382.

Информация о работе Основные научные школы экономической теории