Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение основных научных направлений об экономической роли государства и их характеристика.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику основных научных направлений об экономической роли государства,
- проанализировать особенности современной экономической системы и роли государства в ней,
Введение …3
1. Основные экономические школы и их взгляды на роль государства в экономике
1.1 Классическая школа …....5
1.2 Кейнсианская школа 8
1.3 Другие школы 14
2. Современная экономическая система и роль государства в современной экономике
2.1 Роль государства в современной экономической системе ……16
2.2 Необходимость государственного вмешательства в экономику 18
2.3 Функции государства в рыночной экономике…………………………..…....21
2.4 Методы государственного регулирования рыночной экономики...........................................................…………………………….……...26
3. Основные направления деятельности государства и проблемы государственного регулирования
3.1 Основные направления деятельности государства в условиях рыночной экономики ……..30
3.2 Проблемы государственного регулирования в современной экономической системе………………………………………………………………………………34
3.3 Оценка современного состояния экономики Казахстана и перспективы развития…………………………………………………………………………......37
Заключение ……. 41
Список использованной литературы 43
Масштабы, формы и методы
реализации каждой из названных экономических
функций в различных
1. общество индивидуализма,
основано на приоритете
2. общество коллективизма
(коммунитарное общество) предполагает
активную роль государства в
регулировании общественной
На практике указанные типы государств в чистом виде не выделяются, обычно имеет место сочетание принципов индивидуализма и коллективизма с превалированием либо одного из них, либо другого.
2.4 Методы государственного
регулирования рыночной
Современное
рыночное хозяйство регулируется экономическими
(косвенными), административными (прямыми)
и моральными методами. Экономические
методы преобладают, достаточно вписываются
в механизм функционирования рынка и позволяют
действенно влиять государству на экономические
процессы.
Разграничение методов в
определенной степени носит условный
характер. Любой экономический метод несет
в себе элемент администрирования, так
как приводится в действие административным
решением соответствующего государственного
органа. В административных методах также
присутствуют экономические и моральные
моменты, хотя бы потому, что их действие
косвенно сказывается на поведении участников
экономических отношений. Экономические
методы государственного регулирования
выступают в двух основных формах: кредитно-денежной
и бюджетно-налоговой.
Бюджетно-налоговая политика касается
правительственных расходов и программ
налогообложения, направленных на стимулирование
национальной экономики в периоды высокой
безработицы и низкой инфляции или на
замедление ее в периоды высокой инфляции
и низкой безработицы. Чтобы стимулировать
общий уровень затрат, производства и
занятости, само правительство будет тратить
больше, а налогами обладать меньше, даже
если это повлечет за собой дефицит. К
налоговому регулированию примыкают политика
государственных расходов и методы управления
государственным долгом.
Под правительственными расходами понимаются
расходы на содержание государства, а
также государственные закупки товаров
и услуг. Это могут быть самые различные
виды закупок:
а) строительство за счет бюджета дорог, школ, объектов медицины и культуры; б) закупки сельскохозяйственной продукции;
в) внешнеторговые закупки;
г) закупки военной техники.
Главной отличительной чертой всех закупок является то, что потребителем их выступает само государство.
Существуют государственные
закупки двух видов:
1) закупки для собственного потребления
государства, которые стабильны;
2) закупки для регулирования рынка.
Совокупные расходы государства находят
выражение в расходной части государственного
бюджета. Налоги являются вторым важнейшим
инструментом фискальной политики, представляя
собой нормативную форму обложения доходов
юридических и физических лиц. Налоги
характеризуются обязательностью и срочностью
платежа.
Главная задача фискальной
политики состоит не столько в обеспечении
сбалансированного бюджета, сколько в
обеспечении сбалансированности макроэкономики.
Фискальную политику в зависимости от
механизма ее реагирования на изменение
экономической ситуации подразделяют
на две части:
1) политику встроенных стабилизаторов,
работающих в режиме саморегулирования
(автоматические изменения в налоговых
отчислениях, совокупность пособий по
безработице и социальных выплат);
2) дискреционную политику, проводимую
по усмотрению правительства на основе
его решений и связанную с осуществлением
определенных правительственных программ
(государственная программа занятости,
социальные программы, изменения налоговых
ставок).
Кредитно-денежная политика предполагает
изменения в количестве находящихся в
обращении денег и доступности кредитов.
Главными инструментами кредитно-денежной
политики являются норма обязательных
резервов, ставка межбанковского кредита,
операции центрального банка с государственными
облигациями на рынке ценных бумаг. Использование
данных инструментов позволяет государству
противостоять инфляции, регулировать
процентные ставки, а через них - инвестиционный процесс, производство
и занятость.
Монетарная политика базируется
на трех краеугольных камнях. Во-первых,
на возможности центрального банка воздействовать
на ставку процента через мультипликационное
увеличение или сокращение денежного
предложения. Во-вторых, на связи ставки
процента с планируемыми инвестициями.
В-третьих, на мультипликационном воздействии
планируемых инвестиций на национальный
продукт.
В процессе реформирования экономики
самой непопулярной мерой правительства
стала либерализация в сфере ценообразования,
она способствовала нарастанию социальной
напряженности в обществе. В 1994 г. правительство
в основном завершило процесс либерализации
цен.
Главными задачами в области государственного
регулирования цен в этих условиях стали
поддержка устойчивого курса тенге, сокращение
дефицита республиканского бюджета за
счет банковского кредитования, поддержка
взаимообмена нефтью по стабильным ценам
с Россией, стабилизация цен на импортируемые
из Узбекистана газ и электроэнергию из
России и Кыргызстана.
Административные методы базируются на
силе государственной власти, на авторитете
правительства и не связаны с мерами финансового
стимулирования, материальной заинтересованности
или штрафными санкциями со стороны регулирующих
органов. Они определяют не экономические
условия оборота капитала, а саму внешнюю
возможность его функционирования. Есть
ситуации, в которых не сдерживаемая государством
свобода собственности грозит обществу
безвозвратными потерями или непоправимыми
последствиями. Ситуации эти — окружающая
среда, культура, просвещение, здравоохранение,
здоровые условия быта населения, социальное
обеспечение, сохранение памятников истории.
Среди административных методов регулирования
экономики следует выделить прямой государственный
контроль над монопольными рынками. Антимонопольные
преобразования охватывают три важнейшие
стадии, каждая из которых приносит качественные
преобразования в работу:
коммерциализация, целью которой является
повышение финансовой эффективности государственных
предприятий;
корпоратизация, когда государственные
предприятия репродуцируют внутренние
и внешние условия деятельности преуспевающих
частных фирм;
приватизация, целью которой является
развитие рынка капиталов и увеличение
числа собственников.
В ряде случаев существуют совершенно
неестественные монополизированные участки
экономики. В этом случае государство
может использовать прямые административные
методы для постепенной ликвидации экономически
нецелесообразных монополий.
Меры превентивного порядка ограничивают
побочные эффекты рыночных процессов.
Они необходимы для прямого запрещения
использования экономически вредных технологий,
для консервации части национальных ресурсов
с целью исключения любых форм их коммерческой
эксплуатации; для экономической безопасности.
К административным методам также относят
и разработку стандартов для тех, кто участвует
в функционировании экономической системы;
важен контроль за их соблюдением. Очень
важно определение и поддержание минимально
допустимых параметров жизни населения
(гарантированный минимум заработной
платы, пособия по безработице, социальные
выплаты).
Наиболее длительное и интенсивное задействование
административных методов наблюдается
в периоды войн и чрезвычайных ситуаций.
Классические административные методы
подразделяются на три группы: запрет,
разрешение, принуждение. Широко и эффективно
использовались административные методы
для перестройки существующей общественно-экономической
системы во время реформ правительством
Аденауэра-Эрхарда в Западной Германии,
во Франции после прихода к власти де Голля,
в Испании после победы Франко.
Моральное убеждение — инструмент, широко
используемый наряду с административными
и экономическими. Оно основывается на
авторитете правительства. Правительственные
органы постоянно ориентируют своей политикой
деятельность субъектов хозяйствования
на определенные цели. Моральное убеждение
применяется как средство социальной,
культурной и экономической политики.
Моральное убеждение применяется и во
внешнеэкономической политике и в межгосударственных
экономических отношениях. Субъектами
морального убеждения становятся союзы
по экономическим интересам, политические
партии, общественные движения и форумы.[18]
Основные направления деятельности государства и проблемы государственного регулирования
3.1 Основные направления деятельности государства в условиях рыночной экономики
В рыночной экономике основным
регулятором экономических
Разумеется, представления различных
экономистов и политиков о том, какие именно
процессы могут регулироваться государством
и какие – рынком, не совпадают. Поэтому
в некоторых странах с плановой экономикой
могут наблюдаться существенные различия
в степени экономической самостоятельности
предприятий. Точно так же степень государственного
вмешательства в экономику неодинакова
в различных странах с рыночным хозяйством.
Так, например, в Швеции или Голландии
государство активнее влияет на экономические
процессы, чем в США. Но общим для всех
стран с плановой экономикой является
то, что система государственного управления
предстает как основной регулятор хозяйственных
пропорций, тогда как в странах с рыночной
экономикой оно всегда выполняет вспомогательные
функции.
Изменение основополагающего принципа
формирования системы государственного
регулирования – одно из главных стартовых
условий перехода к рыночной экономике.
На переходном этапе эта система характеризуется
двумя определяющими тенденциями. С одной
стороны, государственное регулирование
экономических процессов теряет здесь
всеобъемлющий характер, степень государственного
вмешательства в экономику уменьшается.
С другой стороны, происходит изменение
форм и методов государственного регулирования.
На этапе перехода к рынку роль государства
более значима, чем в сложившемся рыночном
хозяйстве. Это связано с двумя основными
причинами. Во-первых, на переходном этапе
рынок находится в стадии становления
и его регулирующие возможности недостаточно
высоки, что обуславливает необходимость
более интенсивного вмешательства государства
в экономические процессы. Во-вторых, переход
от планового хозяйства к рыночному не
происходит автоматически, стихийно. Государство
призвано регулировать процессы перехода,
стимулировать создание инфраструктуры
рынка, условий для его нормального функционирования.
Государственное регулирование экономики
– это деятельность, предпринятая государством
с макроэкономических позиций; система
типовых мер законодательного, исполнительного
и контролирующего характера, осуществляемые
правомочными государственными учреждениями
и общественными организациями в целях
стабилизации и приспособления существующей
социально-экономической системы к изменяющимся
условиям, включающим комплекс разнообразных
и взаимосвязанных экономических регуляторов.
Многие проблемы неподвластны рыночному
механизму:
а) государственное регулирование
внешних эффектов;
б) государственное регулирование потребления
общественных товаров и услуг;
в) обеспечение государством экономики
нужным количеством денег;
г) природные монополии;
д) государственное регулирование внешних
издержек.
Экономическая роль государства
представляет собой значение и степень
участия государства в
1) регулирования процесса
2) прогнозирования объемов и структуры
материального производства; стратегического
и индикативно-регулятивного планирования;
3) регулирования темпов роста и направлений
развития отраслей народного хозяйства;
регулирования капиталовложений;
4) распределения, перераспределения и
использования через государственный
бюджет национального дохода; финансово-бюджетного
и налогового регулирования;
5) обеспечения участия страны в международных
интеграционных экономических процессах;
6) регулирования внешней торговли и валютных
отношений; таможенно-пошлинного регулирования;
7) денежно-кредитного и ценового регулирования;
8) нормативно-тарифного и административно-правового
регулирования;
9) регулирования рынка рабочей силы;
10) проведения антимонопольной политики.
Концепция государственного
регулирования экономики
Объектами ГРЭ являются сферы, отрасли,
регионы, а также ситуации, явления и условия
социально-экономической жизни страны.
Основные объекты: экономический цикл,
секторальная, отраслевая и региональная
структура хозяйства, условия накопления
капитала; занятость, денежное обращение,
платежный баланс; цены, НИОКР, условия
конкуренции, социальные отношения, подготовка
и переподготовка кадров; окружающая среда;
внешнеэкономические связи.
Три основных дефекта рынка дают экономическое
оправдание государственному вмешательству:
монопольная власть, внешние факторы и
несовершенная информация. В конечном
итоге целевые установки в экономической
деятельности государства выражаются
в осуществлении принципов эффективности,
равенства и стабильности экономического
и социального развития общества.
Роль государства в хозяйственной жизни
той или иной страны проявляется через
его функции, которые довольно многообразны.
Государственные органы власти определяют
правовую основу, в соответствии с которой
устанавливаются основные нормы владения
собственностью и функционирования рынков.
Они регулируют экономическое поведение,
устанавливая правила деятельности предприятий.
Государственные структуры покупают и
производят много товаров и услуг, таких
как оборона, образование, парки и дороги,
которыми они обеспечивают фирмы и домашние
хозяйства. Органы государственного управления
производят трансфертные платежи, такие
как выплаты пособий по социальному обеспечению
и безработице, отдельным гражданам, главным
образом за счет налогообложения.
Осуществляя контроль за налогами и государственными
расходами и реализуя свои компетенции
в деле контроля за количеством денег
в экономике, государственные структуры
часто пытаются внести коррективы в колебания
экономического цикла, пытаются стабилизировать
экономику, максимально приближая ее к
состоянию полной занятости с низким уровнем
инфляции. С помощью расходов и налогов
государство конечно же играет ведущую
роль в распределении ресурсов в экономике.
Общий аргумент в пользу государственного
вмешательства заключается в несостоятельности
рынка.
К формам государственного регулирования
относятся различные регуляторы, стабилизаторы
и социальные компоненты. К числу наиболее
важных инструментов государственного
регулирования относятся: фискальная
политика, политика регулирования доходов,
внешнеэкономическая политика, социальная
политика.
В конечном счете, все формы и инструменты
государственного регулирования направлены
на то, чтобы сориентировать макроэкономическое
развитие в направлении какого-либо предусмотренного
варианта движения. Постоянная изменчивость
рынка, неопределенность результатов
и их последствий создают основу для вмешательства
государства в его механизм.
Проблемы государственного регулирования
в нашей экономике, формы и методы этого
регулирования оказались новыми во многом
для нашей экономической науки. Переход
нашей страны к рынку связан не только
с экономической реформой, но и с реформой
политической. Нельзя идти к новой экономике,
не имея новых политических структур.
В декабре 1991 года Казахская ССР провозгласила
независимость и стала Республикой Казахстан.
В Конституции страны 1995 года установлены
основные принципы и направления реформы
системы государственного управления
экономикой. В Послании Президента страны
Н.А. Назарбаева народу Казахстана "Казахстан-2030.
Процветание, безопасность и улучшение
благосостояния всех казахстанцев"
отмечается, что "пока сама экономика
находится в транзитной стадии неустойчивого
развития, регулирующая роль государства
и его вмешательство должны быть адекватны".
Экономические преобразования в республике
на сегодняшний день достигли такого масштаба,
когда можно уже констатировать их определенные
результаты: сформированы основы открытой
экономики, в основном завершена приватизация
государственной собственности, осуществлена
децентрализация экономической власти,
начался процесс структурной перестройки
экономики, возросла экономическая активность
населения, обеспечивается относительная
социально-экономическая безопасность.
В то же время достигнутые результаты
экономических реформ в республике характеризуются
половинчатостью и незавершенностью:
отсутствует скоординированность подходов
к различным сферам и отраслям, не оформлена
государственная политика по отраслям,
медленно осуществляется реформа предприятий,
правительство инициирует частые изменения
в налоговом и таможенном законодательстве,
в качестве критерия эффективности преобразований
служит скорость реформирования, а не
экономическая целесообразность.
При таком сложившемся положении выход
видится в усилении регулирующей и мобилизирующей
роли государства. Основные направления
государственного регулирования экономики
в транзитный период: