Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение основных научных направлений об экономической роли государства и их характеристика.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику основных научных направлений об экономической роли государства,
- проанализировать особенности современной экономической системы и роли государства в ней,
Введение …3
1. Основные экономические школы и их взгляды на роль государства в экономике
1.1 Классическая школа …....5
1.2 Кейнсианская школа 8
1.3 Другие школы 14
2. Современная экономическая система и роль государства в современной экономике
2.1 Роль государства в современной экономической системе ……16
2.2 Необходимость государственного вмешательства в экономику 18
2.3 Функции государства в рыночной экономике…………………………..…....21
2.4 Методы государственного регулирования рыночной экономики...........................................................…………………………….……...26
3. Основные направления деятельности государства и проблемы государственного регулирования
3.1 Основные направления деятельности государства в условиях рыночной экономики ……..30
3.2 Проблемы государственного регулирования в современной экономической системе………………………………………………………………………………34
3.3 Оценка современного состояния экономики Казахстана и перспективы развития…………………………………………………………………………......37
Заключение ……. 41
Список использованной литературы 43
Первыми авторами указанных «подвижек» явились И.Фишер и А.Пигу. Так, развивая традиции «американской школы» маржинализма, И.Фишер (1867--1947) вывел свое знаменитое уравнение обмена. В свою очередь Д.Пигу (1877--1959) внес, по сути коррективу в методологию исследования денег по Фишеру, предложив учитывать мотивы хозяйствующих субъектов на микроуровне (фирмы, компании, частные лица), обусловливающие их «склонность к ликвидности» -- стремление откладывать часть денег в запас в виде банковских вкладов или ценных бумаг и т.п. Отсюда, по Пигу, в той мере, в какой будет иметь место ликвидность денег, будет происходить и адекватная корректировка цен.
Наконец, «революционным», пожалуй,
можно признать то обстоятельство,
что методологический инструментарий
маржинализма позволил, в конце концов,
снять вопрос о первичности и
вторичности экономических
Необходимо подчеркнуть, что факт начала «маржинальной революции» едва ли кем был замечен, А о том, что она уже свершилась, впервые провозгласил в 1886 г. Л.Вальрас. Он исходил из выдвинутых им идей анализа предельных экономических величин и имел претензии на первенство в этой «революции». Но поскольку в пределах трех лет, т.е. 1871 -- 1874 гг., работы подобной направленности были опубликованы также У.Джевонсом и К.Менгером, между этими тремя экономистами началась неразрешимая, казалось бы, тяжба о научном приоритете. Однако в 1878 г. ее неожиданно прервал английский профессор Адамсон, случайно обнаруживший в Британском музее книгу тогда никому неизвестного немецкого автора Г.Госсена, изданную гораздо раньше (1854) и содержавшую изложение принципов маржинального анализа.
Между тем выяснилось, что
и среди предшественников маржинализма
-- первооткрывателей категории «
В современной экономической
литературе главные теоретические
принципы предшественников маржинализма
(соответственно и «маржинальной
революции») характеризуют обычно как
первый и второй «законы Госсена».
Согласно первому «закону» с увеличением
наличия данного блага
Современная экономическая система и роль государства в современной экономике
2.1 Роль государства в современной экономической системе
Вопрос о месте и
роли государства в современной
экономике является одним из центральных
как в теории, так и на практике.
Принципиальные подходы к решению
данной проблемы, предлагаемые различными
научными школами, существенно различаются.
С одной стороны, широко известна
позиция либеральных
Особое место государства
в системе общественных институтов
определяется тем, что государство
– это субъект управления, который
обеспечивает организацию и функционирование
всех элементов социально-
Место и роль государства в экономической теории и на практике обычно рассматриваются исходя иp его взаимодействия с рыночным механизмом. Необходимость государственного регулирования экономики связана с наличием ситуаций, в которых результат действия свободных рыночных сил не эффективен с точки зрения общества в целом. Иными словами, что государственное вмешательство в экономику признается оправданным только в тех случаях, когда рынок не работает или не обеспечивает оптимального использования ресурсов с позиции общественных интересов. Такие ситуации именуются “провалами” рынка. Обычно к их числу относятся:
1. принятие законодательства
и контроль за его исполнением,
2.. предоставление так
называемых “общественных благ”
во-первых, неконкурентность: потребители не конкурируют за право воспользоваться такими благами, поскольку увеличение числа потребителей не снижает полезности, которая достается каждому из них;
во-вторых, неисключаемость: ограничить доступ отдельного потребителя или группы потребителей к таким благам очень трудно или вообще невозможно.
Характерным примером общественного блага является национальная оборона, выгоды от которой достаются каждому члену общества независимо ни от размера уплаченных им налогов в бюджет государства, ни от численности населения страны, ни от каких-либо других факторов. Свойства общественных благ таковы, что их производство является коммерчески неэффективным, и рынок не может самостоятельно его обеспечить. Следовательно, эту функцию в экономике берет на себя государство;
3. наличие внешних эффектов
частной предпринимательской
4. несовершенная конкуренция
и информационная асимметрия. Тенденция
к повышению уровня
5. перераспределения в
целях обеспечения социально-
6. регулирование
Масштабы государственного регулирования зависят не только от объективных факторов, они определяются политическим процессом, общественным выбором. Но даже в либеральных странах влияние государства на экономику широко и не ограничивается компенсацией традиционных провалов рынка.
Следует отметить, что неэффективность
присуща не только рыночным механизмам,
но и государственному вмешательству
в экономику. Расширение регулирующих
функций государства и объема
подконтрольных ему ресурсов выше определенного
предела негативно сказывается
на экономической ситуации. К числу
подобных “провалов” государственного
сектора относятся: неполная информированность
государства о реальных процессах,
происходящих в экономике (прежде всего,
на микроуровне); искажающее воздействие
государственного воздействия на рыночные
процессы; бюрократизация процесса принятия
решений, ограниченный контроль над
бюрократией и недостаточный
уровень ответственности
Расширение государственного
регулирования экономики
2.2 Необходимость
государственного
Во всех общественных системах
государство играет весомую экономическую
роль, выполняя больший или меньший
набор хозяйственных и
Теория экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях.
1. Несостоятельность конкуренции,
2. Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.
3. Внешние эффекты (экстерналии),
типичный пример которых - загрязнение
окружающей среды, нанесение
4. Неполные рынки, одним
из типичных примеров которых
является рынок страховых
5. Несовершенство информации,
во многих отношениях
6. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов (рецессий) и депрессий.
7. Излишне неравномерное
распределение доходов,
8. Наличие обязательных
товаров (например, начальное образование),
потреблять которые общество
может заставить только
Из указанных и других
проявлений несовершенства рынка вытекает
не только сама по себе необходимость
государственного регулирования, но и
экономические функции
Государственное регулирование экономики (госрегулирование) - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов).
Рыночный механизм управления
является потенциально эффективным
методом координации и
Однако нерегулируемый и непрогнозируемый рынок объективно не может обеспечивать достижения важных долгосрочных целей, решения важных социально-экономических задач. Недостаточно координируемые рыночные отношения могут приводить к нерациональным затратам из-за выпуска ненужной продукции, частым банкротствам в результате непредвиденных изменений конъюнктуры рынка, состоятельности и платежеспособности контрагентов и др. Законы рынка по своей сути могут определять перспективы развития всего общества лишь стихийно, с непредсказуемыми результатами. В этом состоит их ограниченность, и именно это диктует необходимость сочетания рыночного механизма с государственным регулированием всей экономики.