Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 14:31, курсовая работа
Прибыль представляет собой часть вновь созданной стоимости и выступает одной из форм чистого дохода общества, образующе¬гося в сфере материального производства.Организация получает прибыль после того, как воплощенная в созданном продукте стои¬мость, осуществив стадию обращения, принимает денежную фор¬му.
Основными целями проведения анализа валовой прибыли на оптовом предприятии являются:
определение динамики валовой прибыли;выявление причин роста (снижения) валовой прибыли от реализации товаров во взаимосвязи с анализом динамики продажи товаров в ассортиментном разрезе;
расчет и оценка влияния факторов на динамику валовой прибыли;
выявление возможных резервов роста валовой прибыли (реализованных торговых надбавок) в плановом периоде.
Анализ финансовых результатов деятельности оптовых торговых предприятий начинается с изучения валовой прибыли по сумме, уровню (в процентах к оптовому товарообороту). Проводится ее анализ в динамике, измеряется влияние факторов на сумму и уровень валовой прибыли.
В первую очередь проводится исследование влияния факторов на сумму валовой прибыли, которая находится в прямо пропорциональной зависимости от следующих факторов:
изменение объема оптового товарооборота;
изменение уровня валовой прибыли.
При этом необходимо учитывать фактор влияния повышения оптовых продажных цен на реализуемые товары, при котором увеличивается сумма реализованных торговых надбавок, а при снижении – наоборот.
Согласно данным, приведенным в таблице 1, валовая прибыль в отчетном 2010 г. ЧТУП «Агротех» составила 344 млн.руб. и выросла по сравнению с 2009 г. на 13,91%. На сумму валовой прибыли положительно повлиял рост оптового товарооборота, и уровень валовой прибыли в % к товарообороту.
На предприятии ЧТУП «Агротех» в 2010 г. в сравнении с 2009 г. наблюдалось увеличение оптового товарооборота в действующих ценах на 260 млн. руб. (2544-2284), а в сопоставимых ценах - на 6,52млн. руб. (1854,6-1848,08). Данный факт свидетельствует о том, что увеличение оптового товарооборота произошло в основном за счет изменения цен на товары. Индекс продажных цен декабря 2010 г к декабрю 2009 г. составил 1,1099. Повышение продажных цен на товары обеспечило прирост оптового товарооборота на 253,48 млн. руб. (260-6,52).
Результаты исследования влияния факторов на сумму валовой прибыли предприятия ЧТУП «Агротех» представлены в Таблице 4.
Таблица 4 - Влияние факторов на сумму валовой прибыли ЧТУП «Агротех»
Факторы | Влияние на динамику валовой прибыли, млн. руб. | Расчеты |
1 | 2 | 3 |
Изменение объема товарооборота в действующих ценах: | 34,378 | (2544-2284)* 13,2224/100 |
в том числе за счет изменения оптовых цен на товары.
| 32,245 | (260-6,52)*12,721 /100 |
Продолжение таблицы 4 | ||
1 | 2 | 3 |
Изменение показателя среднего уровня валовой прибыли (реализованных торговых надбавок) в % к обороту | 7,622 |
(13,522-13,2224)* 2544/100 |
Итого | 42 |
|
Примечание –Источник: собственная разработка
Как видно из Таблицы 4 , увеличение оптового товарооборота в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 11,38% (111,38-100), что составило 260 млн. руб. (2544-2284) привело к росту валовой прибыли на 34,378 млн. руб. При этом необходимо отметить, что, если не учитывать влияния фактора повышения продажных оптовых цен на товары, то рост валовой прибыли за счет изменения объема оптового товарооборота составил всего 2,133 млн. руб.(34,378-32,245).
Увеличение же уровня валовой прибыли на 0,3996% (13,522-13,2224) к оптовому товарообороту повлекло за собой увеличение суммы реализованных торговых надбавок на 7,622 млн. руб.
Следующим этапом анализа валовой прибыли является изучение влияния факторов на уровень валовой прибыли. Ее изменение находится в тесной зависимости от изменений состава и структуры оптового товарооборота, размеров оптовых торговых надбавок на отдельные группы товаров, звенности товародвижения, наличия товарных потерь, уценки и прочего расхода товаров, компенсируемого за счет суммы валовой прибыли.
Важнейшее значение среди вышеперечисленных факторов играет изменение структуры оптового товарооборота. В результате проведенных расчетов способом процентных чисел с применением приема абсолютных разниц на основании отчета о движении товаров по группам за 2009 г. (Приложение П) и 2010 г.( Приложение Р) и отчета о финансово-хозяйственной деятельности формы 1-мп за 2009г. (Приложение С) и 2010 г. (Приложение Т) были получены результаты (Приложение У), отраженные в Таблице 5 .
Таблица 5 - Влияние изменения структуры оптового товарооборота на валовую прибыль ЧТУП «Агротех»
Товарные группы | Изменения в динамике структуры товарооборота, % | Уровень валовой прибыли в % к обороту | Процентные числа (гр.2 х гр.3) | Влияние изменения структуры т/о на уровень валового дохода в % к обороту
|
Окончание таблицы 5 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Водяное | -1,41 | 0,919 | -1,296 | х |
Молочное | -6,49 | 9,238 | -59,955 | x |
Электричество | 7,9 | 3,065 | 24,214 | x |
ИТОГО |
| 13,222 | -37,037 | -0,37037 |
Как видно из таблицы 5, изменение структуры оптового товарооборота привело к уменьшению уровня валовой прибыли на 0,37037 % к обороту, что составляет 9,422 млн. руб.(2544*0,37037/100). Это явилось результатом снижения в структуре товарооборота доли товаров с более высокими оптовыми надбавками.
Подводя итоги факторного анализа валовой прибыли предприятия, следует отметить, что динамика данного показателя характеризуется достаточно высокими темпами роста, что, в большей степени, явилось следствием повышения продажных цен на реализуемые товары (инфляционный фактор) и изменение показателя среднего уровня валовой прибыли в % к обороту.
Отрицательное влияние на размер валовой прибыли оказало изменение структуры оптового товарооборота.
Темпы роста валовой прибыли опережают темпы роста оптового товарооборота на 2,53% (113,91-111,38), что обусловлено увеличением уровня валовой прибыли в % к оптовому товарообороту на 0,2996% (13,522-13,2224).
2.2. Анализ прибыли предприятия ЧТУП «Агротех»
Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой. Она является мерилом оценки деятельности организации, источником его развития, самофинансирования, материального поощрения труда работников. Прибыль является главным показателем оценки финансовых результатов хозяйственной деятельности организаций.
Прибыль включает в себя прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг (выручка от реализации товаров, продукции за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку, себестоимости реализованной продукции, управленческих расходов и расходов и расходов на реализацию) и прибыль от операционных и внереализационных доходов и расходов, отражаемых в форме № 2 «Отчет о прибылях убытках».
В процессе анализа финансового результата деятельности торгового организации необходимо изучить состав прибыли, ее структуру и динамику.
Анализ прибыли начинается с изучения ее динамики за 2009-2010 годы и изменения ее структуры. Для этого на основании формы № 2«Отчет о прибылях убытках» (Приложение Ж, И) составляется Таблица 6.
В 2009-2010 гг. конечный финансовый результат организации ЧТУП «Агротех» представлял собой прибыль: в 2009 году – в сумме 122 млн. руб., в 2010 году – 101 млн. руб. Расходы от операционных операций сократились на 1 млн. руб., от внереализационных операций составили в 2010 г. 6 млн. руб. Общая прибыль отчетного года за 2010 г. уменьшилась на 17,21% (100-82,79) , или на 21 млн. рублей.
Таблица 6 - Анализ динамики и состава прибыли ЧТУП «Агротех» за 2009-2010 г., млн. руб.
Показатель | Фактически за | Изменение в динамике | Темп роста прибыли, % | ||||||||
2009 г.
| 2010 г. | ||||||||||
1 | 2
| 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||
| Сумма, млн. руб.
| Уд. вес, % | Сумма, млн.руб. | Уд. вес, % | Сумма, млн. руб.
| Уд. вес, % | (гр.4/гр.2*100) | ||||
Продолжение таблицы 6 | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||
Прибыль от реализации товаров | 123 | 100,82 | 107,00 | 105,94 | -16 | 5,12 | 86,99 | ||||
Сальдо операционных доходов (расходов) | -1 | -0,82 | - | - | 1 | 0,82 | - | ||||
Сальдо внереализационных доходов (расходов) | - | - | -6 | -5,94 | -6 | -5,94 | - | ||||
Прибыль отчетного года | 122 | 100 | 101 | 100 | -21 | 0 | 82,79 |
Примечание- Источник: собственная разработка
Анализ данных Таблицы 6 показывает, что наибольшую долю в составе общей прибыли занимает прибыль от реализации товаров, работ, услуг: в 2009 году она составила 100,82%, а в 2010 году ее фактическая доля составила 105,94%. Повышение ее удельного веса на 5,12% (105,94-100,82) с положительной стороны характеризует деятельность организации. Вес других составных частей прибыли составил по сальдо операционных доходов и расходов 1млн. руб. или 0,82 %, сальдо внереализационных доходов (расходов) составило (- 6 млн. руб.) или (-5,94%). Уменьшение внереализационных доходов на 6 млн. руб., а также увеличение сальдо операционных доходов (расходов) на 1 млн. руб. привело к уменьшению прибыли предприятия в 2010 году на 5 млн. руб. по сравнению с 2009 г.
Следует отметить, что организация имеет отрицательную динамику показателей роста прибыли от реализации продукции, внереализационных доходов. Структура прибыли от реализации товаров потерпела существенные изменения за 2009-2010 г.
Приступим к факторному анализу прибыли.
Прибыль от реализации товаров зависит от изменения объема оптового товарооборота, уровня валовой прибыли в % к оптовому товарообороту и уровня издержек обращения. Их влияние на прибыль определяют приемом абсолютных разниц.
Для определения влияния изменения товарооборота необходимо отклонение его объема от плана или в динамике умножить на базисный уровень прибыли от реализации товаров в процентах к обороту (по плану или фактически за прошлый год) и разделить на 100. Влияние на прибыль изменения уровня валовой прибыли и уровня издержек обращения определяют умножением фактического оптового товарооборота отчетного периода на отклонение от плана или в динамике по ним и делением на 100.
Большое влияние на сумму прибыли от реализации товаров оказывает изменение оптовых цен. При повышении оптовых цен увеличивается товарооборот, а следовательно, и растет прибыль. И наоборот, снижение оптовых цен на товары уменьшает сумму прибыли. Влияние ценового фактора на прибыль от реализации товаров определяют приемом абсолютных разниц, т.е. уменьшение или увеличение объема товарооборота за счет изменения оптовых цен умножают на базисный уровень прибыли от реализации товаров (по плану или фактически за прошлый период) и делят на 100.
Для изучения влияния факторов на общую прибыль составляют Таблицу 7
Таблица 7- Расчет влияния факторов на изменение динамики прибыли ЧТУП «Агротех» в 2010 г.
Факторы | Влияние на динамику прибыли | |
| расчет | сумма |
1 | 2 | 3 |
Изменение товарооборота в действующих ценах | (2544-2284)*5,385/100 | +14 |
В том числе за счет повышения цен на товары | (2544-1854,6)*5,385 /100 | +37,12 |
Изменение уровня валовой прибыли,в % к товарообороту | 2544* (13,522-13,2224) /100 | +7,62 |
Изменение уровня издержек обращения, в % к товарообороту | 2544 *( 9,32-7,84) / 100 | - 37,62 |
Изменение финансовых результатов (прибыли) от внереализационных доходов (расходов) | - | +1 |
Изменение суммы (прибыли) операционныхдоходов (расходов) | - | -6 |
Итого: | - | -21 |