Анализ себестоимости важнейших видов продукции (на примере ООО «ПО «Орника»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются теоретические и практические аспекты анализа себестоимости продукции на примере ООО «ПО «Орника».

Содержание

Введение………………………………………………………………………...……6

1. Теоретические аспекты анализа себестоимости продукции…………..……….8

1.1 Сущность и источники информации для анализа себестоимости предприятия…………………………………………………………………...……..8

1.2 Факторы, оказывающие влияние на себестоимость продукции…………….10

1.3 Методика факторного анализа себестоимости единицы продукции……….14

2. Анализ себестоимости продукции ООО «ПО Орника»………………….……22

2.1 Учетная политика и основные показатели деятельности предприятия…….22

2.2 Анализ себестоимости единицы продукции предприятия…………………..26

3. Пути снижения себестоимости продукции ООО «ПО «Орника»………….....33

3.1 Резервы снижения себестоимости продукции организации……………..….33

3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий……....35

Заключение….…………………………………………………………...………….37

Список использованных источников…………………….…………………….…39

Работа содержит 1 файл

курсовая анализ себестоимости.doc

— 318.50 Кб (Скачать)

 

Проанализируем данные таблицы 2.1. 2010 год был непростым для предприятия. В результате задержек поставок сырья в течении года предприятие почти четыре месяца из двенадцати находилось в вынужденном простое. Результатом нестабильности работы стала задержка выплат заработной платы, что также стало причиной текучести кадров (уволилось сорок человек). Вынужденный просто также стал причиной снижения не только заработной платы, она снизилась в среднем на 349 рублей, также уменьшился объем выпуска товарной продукции (на 14430,73 тыс. руб.). Удельный вес материалов в себестоимости изготовляемой продукции на ООО «ПО «Орника» составляет около 60%. Поэтому даже незначительное изменение стоимости сырья сильно сказывается на изменении цены продукции. Так удорожание ткани на 10% в 2010 г. привело к увеличению цены на готовые изделия. Только в третье квартале ситуация нормализовалась и предприятие заработало на полную мощность. За счет открытия дополнительных торговых точек по всем районам области предприятие смогло увеличить объем реализации детского и мужского костюмного ассортимента. По итогам 2010 г. выручка от реализации продукции выросла на 54 989 тыс. руб. и предприятие смогло рассчитаться со своими работниками по долгам, выплатив задолженность по заработной плате.

 

2.2 Анализ себестоимости единицы продукции предприятия

 

Себестоимость продукции, представляя собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, т.е. самоокупаемости – основополагающего признака рыночного хозяйственного расчета. Себестоимость – один из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов.

Анализ состава и структуры себестоимости начинается с изучения отдельных элементов затрат и общей суммы затрат с помощью горизонтального и вертикального анализа.

Группировка затрат по элементам является единой и обязательной и определяется Положением о составе затрат. Группировка по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов в общей сумме расходов. При этом по элементам материальных затрат отражаются только покупные материалы, изделия, топливо и энергию. Оплата труда и отчисления на социальные нужды отражаются только применительно к персоналу основной деятельности.

Рассчитанные поэлементно затраты всех материальных и топливно-энергетических ресурсов используются для определения планового уровня материальных затрат и оценки его соблюдения. Анализ поэлементного состава (таб. 2.2) и структуры затрат на производство дает возможность наметить главные направления поиска резервов в зависимости от уровня материалоемкости, трудоемкости и фондоемкости производства.

 

Таблица 2.2 - Анализ затрат по элементам ООО «ПО «Орника» за 2010 г.

Элементы затрат

За прошлый год

По плану на отчетный год

Фактически за отчетный год

Изменение фактических удел. весов по сравнению

сумма, тыс.

руб

удел. вес, %

сумма, тыс.

руб

удел.вес, %

сумма, тыс.руб.

удел.вес, %

с прош-лым годом, % (гр.6-гр.2)

с пла-ном, % (гр.6-гр.4)

1 Материаль-ные затраты

43292,2

40

48335,7

43,5

47621,4

42

+2

-1,5

Затраты на оплату труда

21646,1

20

26112,4

23,5

24377,6

21,5

+1,5

-2

2 Отчисления на социальные нужды

11905,3

11

17337,5

15,6

14739,9

13

+2

-2,6

3 Амортизация основных фондов

10823,1

10

12222,8

11

10771,5

9,5

-0,5

-1,5

4 Прочие затраты

20563,8

19

7108,2

6,4

15873,8

14

-5

+7,6

Итого:

108230,4

100

111116,6

100

113384,2

100

 

 

 

Данные таблицы свидетельствуют о том, что в отчетном году, равно как и в прошлом, наибольший удельный вес занимают материальные затраты (42 %), что говорит о материалоемком характере производства. Следовательно, важнейшим направлением снижения затрат на производство будет поиск резервов по сокращению этих расходов. Как известно, главным источником экономии материалов является их рациональное использование.

              За рассматриваемый период удельный вес заработной платы производственных рабочих снизился на 2 %, соответственно и отчисления — на 2,6 %. Это сокращение связано со снижением трудоемкости на базе внедрения нового оборудования, совершенствованием технологии, а также с заменой деталей и узлов собственного производства покупными изделиями и полуфабрикатами.

Доля элемента «Прочие затраты» по сравнению с планом возросла на 7,6% в основном из-за снижения расходов по остальным элементам.

В настоящее время на предприятии постоянно происходит обновление отдельных видов изделий. Поэтому необходимо анализировать вклад каждого изделия в общее изменение сводного показателя затрат на 1 рубль товарной продукции. Показатель затрат на рубль товарной продукции является одним из наиболее распространенных в хозяйственной практике показателей себестоимости, исчисляемый как отношение полной, коммерческой себестоимости товарной продукции к ее стоимости в оптовых ценах предприятия. На его уровень оказывают влияние как объективные, так и субъективные, как внешние, так и внутренние факторы (схема 2.1). Величина затрат на 1 рубль товарной продукции рассчитывается по формуле 2.1

                  (формула 2.1)

Влияние факторов первого уровня на изменение затрат на рубль товарной продукции рассчитывается способом цепных подстановок.

 

 

Схема 2.1 - Взаимосвязь факторов, определяющих уровень затрат на рубль
товарной продукции

             

 

Изменение затрат на рубль
товарной продукции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изменение объема выпуска продукции

 

 

Изменение
структуры выпуска продукции

 

 

Изменение среднего уровня отпускных цен на продукцию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изменение уровня удельных переменных затрат

 

Изменение суммы постоянных затрат

 

Изменение цен в связи с инфляцией

 

 

 

 

 

 

 

Изменение
качества
продукции

 

 

 

 

Изменение уровня ресурсоемкости продукции

 

Изменение стоимости потребленных ресурсов

 

Изменение рынков сбыта


 

Анализ затрат на 1 рубль проводится по следующей схеме:

1)                фактические затраты сопоставляются с базисными;

2)                определяется влияние факторов на изменение данного показателя;

3)                выявляются причины отклонения.

Данные для анализа представим в таблице 2.3

Таблица 2.3 - Исходные данные для анализа затрат на 1 рубль товарной продукции ООО «ПО «Орника» за 2010 г.

Вид
продукции

2009 г.

2010 г.

Кол-во,
шт.

Цена,
руб.

Себестои-

мость, руб.

Кол-во,
шт.

Цена,
руб.

Себестои-мость, руб.

1 Костюм школьный

6500

1100,0

980,0

6000

1350,0

1200,0

2 Костюм мужской

5000

1500,0

1300,0

3500

1650,0

1400,0

3 Костюм рабочий

3500

2480,0

2104,0

3000

2840,0

2450,0

Итого:

15000

 

 

12500

 

 

На основе данных рассчитываем стоимость и себестоимость товарной продукции. Расчеты произведем в таблице 2.4

Таблица 2.4 - Расчет стоимости и себестоимости товарной продукции ООО «ПО «Орника» за 2009 - 2010 гг.

Вид
продукции

2009 г.

2010 г.

Товарная продукция 2010 г.

Стои-мость

Себестои-мость

Стои-мость

Себестои-мость

по ценам
2009 г.

по себестои-мости 2009 г.

1 Костюм школьный

7150,0

6370,0

8100,0

7200,0

   6600,0

5880,0

2 Костюм мужской

7500,0

6500,0

5775,0

4900,0

5250,0

4550,0

3 Костюм рабочий

8680,0

7364,0

8520,0

7350,0

7440,0

6312,0

Итого:

23330,0

20234,0

22395,0

19450,0

19290,0

16742,0

Информация о работе Анализ себестоимости важнейших видов продукции (на примере ООО «ПО «Орника»)