Анализ себестоимости важнейших видов продукции (на примере ООО «ПО «Орника»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются теоретические и практические аспекты анализа себестоимости продукции на примере ООО «ПО «Орника».

Содержание

Введение………………………………………………………………………...……6

1. Теоретические аспекты анализа себестоимости продукции…………..……….8

1.1 Сущность и источники информации для анализа себестоимости предприятия…………………………………………………………………...……..8

1.2 Факторы, оказывающие влияние на себестоимость продукции…………….10

1.3 Методика факторного анализа себестоимости единицы продукции……….14

2. Анализ себестоимости продукции ООО «ПО Орника»………………….……22

2.1 Учетная политика и основные показатели деятельности предприятия…….22

2.2 Анализ себестоимости единицы продукции предприятия…………………..26

3. Пути снижения себестоимости продукции ООО «ПО «Орника»………….....33

3.1 Резервы снижения себестоимости продукции организации……………..….33

3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий……....35

Заключение….…………………………………………………………...………….37

Список использованных источников…………………….…………………….…39

Работа содержит 1 файл

курсовая анализ себестоимости.doc

— 318.50 Кб (Скачать)

Затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции - наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Он широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности.

Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:

              - полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;

              - затраты на рубль товарной продукции;

              - себестоимость сравнимой товарной продукции;

              - себестоимость отдельных изделий;

              - отдельные элементы и статьи затрат.

Источники информации: «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам.

 

1.2 Факторы, оказывающие влияние на себестоимость продукции

 

Себестоимость продукции является комплексным понятием, и она зависит от влияния большого числа различных факторов. Фактор- элемент, причина воздействующая на данный показатель или ряд показателей.

Все факторы, во первых, можно разделить на две основные категории: внешнего происхождения, т.е. находящиеся вне данного предприятия, и внутреннего порядка.

К внешним факторам относятся: изменение цен на материалы, полуфабрикаты, топливо, инструменты и прочие ценности, получаемые предприятием для нужд производства; изменение установленных размеров минимальной заработной платы, а также всякого рода обязательных взносов, отчислений и начислений.

Основными внутренними факторами являются уменьшение трудоемкости изготовления изделий, повышение производительности труда, снижение материалоемкости выпускаемой продукции, устранение потерь от брака и т.д. Во-вторых, важнейшие технико-экономические факторы, влияющие на уровень себестоимости продукции можно разделить на четыре группы: факторы, определяемые техническим уровнем производства; факторы, определяемые уровнем организации производства, труда и управления; факторы, связанные с изменением объема и номенклатуры выпускаемой продукции; народно-хозяйственные факторы.

Первая группа факторов учитывает влияние научно – технического прогресса на снижение себестоимости продукции за счет внедрения новой техники, технологии и современного ресурсосберегающего оборудования, механизации и автоматизации производственных процессов, совершенствования конструкции и технических характеристик изготавливаемых изделий. Снижение норм расхода материалов и повышение производительности труда, достигаемые в результате технического прогресса, позволяет снизить себестоимость за счет уменьшения затрат на материалы и заработную плату с отчислениями от нее.

Вторая группа факторов влияет на снижение себестоимости продукции за счет улучшения методов организации производства и труда, лучшего использования рабочего времени, сокращения технологического цикла производства и реализации продукции, совершенствования управления производством, сокращения на этой основе расходов на управление и др. При оценке влияния факторов этой группы следует учесть результаты уменьшения простоев и потерь рабочего времени. К этой же группе факторов относится улучшение использования основных производственных фондов, приводящее к снижению затрат на амортизацию.

Третья группа факторов учитывает влияние изменения объема и номенклатуры выпускаемой продукции на себестоимость. Так, увеличение выпуска продукции на тех же производственных площадях и оборудовании

приводит к снижению себестоимости продукции за счет уменьшения доли постоянных расходов.

Четвертая группа факторов определяет влияние на себестоимость изменения цен, тарифных ставок, транспортных тарифов, ставок налогообложения, уровня инфляции, процентных ставок по банковским кредитам и др. Факторы четвертой группы являются внешними по отношению к промышленному предприятию.

Степень влияния на уровень и структуру себестоимости продукции различна для каждой группы факторов. Например, при увеличении объема производства до определенного предела снижение себестоимости достигается за счет сокращения доли постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции, а также за счет роста производительности труда в результате повышения навыков в работе. Повышение технического уровня производства оказывает значительное воздействие на снижение производственных затрат в

28

 



Схема 1.1

Факторы влияющие на себестоимость продукции

 

 

28

 



результате внедрения прогрессивной техники и технологии производства, модернизации и замены устаревшего оборудования,

механизации и автоматизации производственных процессов.

              Факторы влияющие на себестоимость продукции можно представить в виде таблицы (схема 1.1). Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели. Используя эту модель можно произвести расчет влияния факторов на изменение себестоимости изделия методом цепной подстановки.

              Факторы первого порядка оказывают непосредственное влияние на результативный показатель. Модель расчета себестоимости единицы продукции можно представить в следующем виде (1.1):

С/С 1 ед. =                                                   (1.1)

где:

Зобщ. – величина затрат на изготовление продукции;

VBП – объем выпущенной продукции.

              Факторы второго и последующих порядков оказывают влияние косвенно через факторы первого порядка.

…………………(1.2)

              где:

              МЗ – материальные затраты;

              ЗП – заработная плата рабочего основного производства;

              ЕСН – социальные отчисления;

              Амор. – амортизация;

              Пр – прибыль от продаж.

*………….……………………(1.3)

              где:

              – среднесписочная численность;

              – среднегодовая выработка одного рабочего.

Расчеты делают по каждому виду продукции. Затем более детально изучают себестоимость продукции по каждой статье затрат, для чего фактические данные сравнивают с плановыми или данными за прошлые периоды. Выявленные отклонения являются объектом факторного анализа.

 

1.3 Методика факторного анализа себестоимости единицы продукции

 

В настоящее время при анализе фактической себестоимости произведенных товаров, выявлении резервов и экономического эффекта от ее снижения используется факторный анализ.

Факторный анализ – это методика комплексного и системного измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Основные задачи факторного анализа:

1)     отбор факторов для проведения исследования;

2)                классификация и систематизация факторов, т.е. выявление соподчинения и взаимосвязей;

3)                моделирование взаимосвязей между результативным показателем и факторами. Создать факторную модель – означает представить изучаемое явление в виде алгебраической суммы произведений или кратного нескольких факторов.

4)                изучение влияния факторов на изменение величины результативного показателя с помощью различных способов: цепной подстановки, абсолютных и относительных разниц и др.

5)                работа с факторной моделью, то есть ее практическое использование для управления экономическими процессами.

Поскольку себестоимость комплексный результирующий показатель, и знание условий его формирования важно для эффективного управления организацией, интерес представляет оценка влияния на этот показатель различных факторов или причин при их изменении в процессе производства, в частности – отклонения от плановых значений, значений в базовом периоде и т.п.

Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства - средства, предметы труда и сам труд. Они отражают основные направления работы коллективов предприятий по снижению себестоимости: повышение производительности труда, внедрение передовой техники и технологии, лучшее использование оборудования, удешевление заготовки и лучшее использование предметов труда, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.

К важнейшим группам факторам, оказывающим существенное влияние на себестоимость, можно отнести следующие.

1) повышение технического уровня производства - внедрение новой, прогрессивной технологии; механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий/ Уменьшаются затраты и в результате комплексного использования сырья, применения экономичных заменителей, полного использования отходов в производстве. Большой резерв таит в себе и совершенствование продукции, снижение ее материалоемкости и трудоемкости, снижение веса машин и оборудования, уменьшение габаритных размеров и др.

Для данной группы факторов по каждому мероприятию рассчитывается экономический эффект, который выражается в снижении затрат на производство. Экономия от осуществления мероприятий определяется сравнением величины затрат на единицу продукции до и после внедрения мероприятий и умножением полученной разности на объем производства в планируемом году:

 

ЭК = (З0 – З1) * Q,                                              (1.4)

где ЭK - экономия прямых текущих затрат;

З0 - прямые текущие затраты на единицу продукции до внедрения мероприятия;

З1 - прямые текущие затраты на единицу продукции после внедрения мероприятия

Q - объем выпуска товаров в натуральных единицах от начала внедрения мероприятия до конца планируемого периода.

2) Совершенствование организации производства и труда: изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных средств; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства. При одновременном совершенствовании техники и организации производства необходимо установить экономию по каждому фактору в отдельности и включить в соответствующие группы. Если такое разделение сделать трудно, то экономия может быть рассчитана исходя из целевого характера мероприятий либо по группам факторов.

Снижение текущих затрат происходит в результате совершенствования обслуживания основного производства (например, развития поточного производства, повышения коэффициента сменности, упорядочения подсобно-технологических работ, улучшения инструментального хозяйства, совершенствования организации контроля за качеством работ и товаров). Значительное уменьшение затрат живого труда может произойти при увеличении норм и зон обслуживания, сокращении потерь рабочего времени, уменьшении числа рабочих, не выполняющих норм выработки. Эту экономию можно подсчитать, если умножить количество высвобождающихся рабочих на среднюю заработную плату в предыдущем году (с начислениями на социальное страхование и с учетом расходов на спецодежду, питание и т.п.). Дополнительная экономия возникает при совершенствовании структуры управления организации в целом. Она выражается в сокращении расходов на управление и в экономии заработной платы и начислений на нее в связи с высвобождением управленческого персонала.

При улучшении использования основных средств экономия исчисляется как произведение абсолютного сокращения затрат (кроме амортизации) на единицу оборудования (или других основных средств) на среднедействующее количество оборудования (или других основных средств).

Совершенствование материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов находит отражение в уменьшении норм расхода сырья и материалов, снижении их себестоимости за счет уменьшения заготовительно-складских расходов. Транспортные расходы сокращаются в результате уменьшения затрат на доставку сырья и материалов от поставщика до складов организации, от заводских складов до мест потребления; уменьшения расходов на транспортировку готовых изделий.

3) Изменение объема и структуры товаров: изменение номенклатуры и ассортимента товаров, повышение качества и объема производства товаров. Изменения в данной группе факторов могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений. Условно-постоянные расходы не зависят непосредственно от количества выпускаемых товаров, с увеличением объема производства их количество на единицу товара уменьшается, что приводит к снижению его себестоимости.

Относительная экономия на условно-постоянных расходах определяется по формуле

ЭKП = (ТV * ЗУП0 ) / 100                                      (1.5)

где ЭКП - экономия условно-постоянных расходов;

ЗУП0 - сумма условно-постоянных расходов в базисном периоде;

ТV - темп прироста объема производства по сравнению с базисным периодом.

Информация о работе Анализ себестоимости важнейших видов продукции (на примере ООО «ПО «Орника»)