Анализ себестоимости важнейших видов продукции (на примере ООО «ПО «Орника»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются теоретические и практические аспекты анализа себестоимости продукции на примере ООО «ПО «Орника».

Содержание

Введение………………………………………………………………………...……6

1. Теоретические аспекты анализа себестоимости продукции…………..……….8

1.1 Сущность и источники информации для анализа себестоимости предприятия…………………………………………………………………...……..8

1.2 Факторы, оказывающие влияние на себестоимость продукции…………….10

1.3 Методика факторного анализа себестоимости единицы продукции……….14

2. Анализ себестоимости продукции ООО «ПО Орника»………………….……22

2.1 Учетная политика и основные показатели деятельности предприятия…….22

2.2 Анализ себестоимости единицы продукции предприятия…………………..26

3. Пути снижения себестоимости продукции ООО «ПО «Орника»………….....33

3.1 Резервы снижения себестоимости продукции организации……………..….33

3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий……....35

Заключение….…………………………………………………………...………….37

Список использованных источников…………………….…………………….…39

Работа содержит 1 файл

курсовая анализ себестоимости.doc

— 318.50 Кб (Скачать)

 

На основе таблиц определим затраты на 1 рубль продукции и занесем данные в таблицу 2. 5

Таблица 2.5 - Анализ затрат на 1 руб. Товарной продукции ООО «ПО «Орника» за 2010 г.

Показатели

Выпуск продукции по с/с 2009 г.

Выпуск продукции 2010 г.

Выпуск продукции 2010 г. по с/с 2009 г.

1 Полная себестоимость, тыс. руб.

20234,0

19450,0

16742,0

2 Стоимость продукции, тыс. руб.

23330,0

22395,0

19290,0

3 Затраты на 1 руб.

0,8673

0,8685

0,8679

 

Анализируя данную таблицу следует отметить, что общее изменение затрат на 1 руб. товарной продукции составило: 0,0012 тыс. руб. (0,8685 - 0,8673).

Рассмотрим методику анализа влияния этих факторов на изменение затрат на 1 руб. продукции.

Рост себестоимости отдельных изделий является интенсивным фактором увеличения уровня затрат на 1 руб. товарной продукции. Размер влияния этого фактора определяется путем сопоставления фактических затрат на 1 руб. продукции в ценах прошлого года с затратами на 1 руб. фактически выпущенной продукции исходя из ее фактического выпуска и себестоимости прошлого года. То есть:

Таким образом, уровень затрат на единицу продукции увеличился на 0,364 рубля за счет увеличения себестоимости. На весь фактический выпуск по всем затратам перерасход составил:

Пер.=.

Влияние фактора изменения цены на готовую продукцию определяется путем сопоставления затрат на 1 руб. фактически выпущенной продукции в действующих ценах с затратами на 1 руб. той же продукции в ценах прошлого года. То есть, на данном предприятии за счет фактора цен на продукцию уровень затрат на 1 руб. товарной продукции увеличился на 0,1509 рублей (0,8685 – 0,7176).

Фактор изменения структуры и ассортимента продукции оказывает различное влияние на себестоимость продукции, вызывает как снижение так и повышение уровня затрат на 1 рубль. На анализируемом предприятии вследствие изменения структуры выпуска продукции затраты на 1 рубль увеличились на 0,0006 рубля (0,8679 – 0,8673). Таким образом, полученный результат позволяет судить об увеличении в общем выпуске доли изделий, по которым предприятие получает относительно меньшую экономию. Иначе говоря, по этим изделиям затраты на единицу продукции при фактической структуре выше затрат на 1 руб., чем при плановой структуре. Общая сумма увеличения издержек по этой причине составила:

Изд.=

Себестоимость продаж является основным показателем, как в управленческом, так и в финансовом учете. Анализируя и отслеживая изменения величины затрат входящих в себестоимость продукции руководство предприятия будем иметь оперативные данные для принятия своевременных решений. Например анализ увеличения материальных затрат может привести к замене используемого сырья на более дешевое или смене поставщика, а увеличение затрат на топливо и энергию может послужить сигналом к внедрению энергосберегающих технологий.

Себестоимость продукции находится во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство. Анализ затрат, как правило, проводится систематически в течение года в целях выявления внутрипроизводственных резервов их снижения.

Таким образом, руководству предприятия необходимо уделять должное и своевременное вниманию процессу анализа себестоимости продукции на предприятии. Это поможет не только оптимизировать затраты на производство, но и улучшить производственный контроль и, как следствие, повысить экономическую эффективность хозяйствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

              3. Пути снижения себестоимости ООО «ПО «Орника»

 

3.1 Резервы снижения себестоимости продукции организации

 

Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.

Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.

Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.

Резервы сокращения затрат устанавливаются по каждой статье расходов за счет конкретных организационно-технических мероприятий (внедрение новой более прогрессивной техники и технологии производства, улучшение организации труда и др.), которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии и т. д.

Экономию затрат по оплате труда (РЗП) (3.1) в результате внедрения организационно-технических мероприятий можно рассчитать, умножив разность между трудоемкостью изделий до внедрения (ТЕ0) и после внедрения (ТЕ1) соответствующих мероприятий на планируемый уровень среднечасовой оплаты труда (ОТ) и на количество планируемых к выпуску изделий (ВП0):

                                   (3.1)

Резерв снижения материальных затрат (РМЗ) (3.2) на производство запланированного выпуска продукции за счет внедрения новых технологий и других оргтехмероприятий можно определить следующим образом:

                                  (3.2)

где: УР0, УР1 — расход материалов на единицу продукции соответственно до и после внедрения организационно-технических мероприятий, Ц0 — плановые цены на материалы.

Резерв сокращения расходов на содержание основных средств за счет реализации (Р) (3.3), передачи в долгосрочную аренду и списания ненужных, лишних, неиспользуемых зданий, машин, оборудования (РОПФ) определяется умножением первоначальной их стоимости на норму амортизации (NА):

                                      (3.3)

Резервы экономии накладных расходов выявляются на основе их факторного анализа по каждой статье затрат за счет разумного сокращения аппарата управления, экономного использования средств на командировки, почтово-телеграфные и канцелярские расходы, сокращения потерь от порчи материалов и готовой продукции, оплаты простоев и др.

              Дополнительные затраты на освоение резервов увеличения производства продукции подсчитываются отдельно по каждому его виду. Это в основном зарплата за дополнительный выпуск продукции, расход сырья, материалов, энергии и прочих переменных расходов, которые изменяются пропорционально объему производства продукции.

 

3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий

 

На ООО «ПО «Орника» планируется к внедрению компьютерная программа для автоматического размножения лекал. В настоящее время трудоемкость этой операции  составляет 3,8 человеко-часа на изделие. После внедрения программы трудоемкость на одно изделие должна составить 1,96 человеко – час. Это приведет к снижению себестоимости изделия по статье зарплата.

В результате внедрения этого мероприятия ожидаемый экономический эффект составит:

= (3,8-1,96)*50*14 500 = 1 334 000 руб.

где:

50 – планируемая часовая тарифная ставка;

14 500 – плановый объём комплектов лекал.

Сумма экономии увеличится на процент отчислений от фонда оплаты труда, включаемых в себестоимость продукции (отчисления на социальные нужды).

1 334 000*26% = 346 840 руб.

Резерв снижения материальных затрат на производство запланированного выпуска продукции за счет внедрения новых технологий и других оргтехмероприятий можно определить следующим образом:

За счет внедрения этого же мероприятия (компьютерная программа для автоматического размножения лекал) снизится расход материала на изделие на 3,5%.

= (370-357,1)* 14500*53650 = 10 035 233 руб.

где:

370– расход материала на единицу продукции;

53 650 – плановая цена на материалы.

Затем определяется общий резерв снижения себестоимости продукции:

РС = Св – Сф      где,                                                                                

РС – резерв снижения себестоимости продукции;

Св,Сф – соответственно возможный и фактический уровень себестоимости изделия.

По данным анализируемого предприятия резерв снижения затрат на производство выглядит следующим образом:

Фактическая себестоимость продукции – 58580 тыс. руб.

Планируемая себестоимость:

58 580 – 1 334 –347 – 10 035 = 46 864 тыс. руб.

РС = 58 580 – 46 864 = 11 716 тыс. руб.

Таким образом, если будет выполнена программа по закупке компьютерной программы, то предприятие ООО «ПО «Орника» будет иметь возможность снизить себестоимость выпускаемой продукции на 11 716 тыс. руб., что является достаточно значимым резервом для снижения себестоимости продукции.

Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия в целом: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Важнейшим показателем, характеризующим работу промышленного предприятия, является себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

Анализ себестоимости продукции, работ, услуг имеет исключительно важное значение. Он  позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы
снижения себестоимости продукции.

Данная курсовая работа показывает важность и необходимость применения анализа себестоимости в деятельности предприятия. Современное состояние анализа можно охарактеризовать, как довольно основательно разработанную в теоретическом плане науку. Ряд методик используется в управлении производством на разных уровнях.

На основании теоретических и практических разработок, вместивших в себе обширный труд ученых, разрабатывавших эту проблему, и изложенных в данной курсовой работе, можно сделать некоторые выводы.

Информация о работе Анализ себестоимости важнейших видов продукции (на примере ООО «ПО «Орника»)