Анализ ресурсного потенциала организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения курсовой работы являются:
Закрепление теоретических знаний, полученных в ходе изучения дисциплины;
Развитие практических навыков экономического анализа;

Содержание

Введение 3
1. Анализ ресурсного потенциала организации 4
2. Оценка качества информационной базы анализа 10
3. Анализ эффективности хозяйственной деятельности промышленной организации ООО «Рубин» 18
3.1 Анализ эффективности использования ресурсного потенциала организации……………………………………………………………………18
3.2. Анализ производства и объема продаж…………………………………30
3.3. Анализ затрат и себестоимости продукции……………………………..33
3.4. Анализ финансовых результатов и рентабельности……………………38
3.5. Комплексная оценка хозяйственной деятельности…………………….45
4. Анализ финансового положения организации 47
4.1. Анализ финансовой устойчивости………………………………………47
4.2. Анализ ликвидности……………………………………………………...48
4.3. Анализ деловой активности……………………………………………...54
4.4. Комплексная оценка финансового положения…………………………59
Заключение 62
Список использованной литературы …..66
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсавая.doc

— 808.50 Кб (Скачать)

- изменение объема  продаж продукции;

- изменение структуры  продаж продукции;

- изменение отпускных  цен на продукцию;

- изменение себестоимости проданной продукции;

Определим степень влияния  каждого из перечисленных факторов на изменение величины полученной предприятием прибыли методом цепных подстановок.

П0=∑q0*p0 - ∑ q0*z0 = 723823 тыс. руб.;

П (q) =∑q1*p0 - ∑ q1*z0 = 8975416 – 8082843 = 892573 тыс. руб.;

П(p) = ∑q1*p1 - ∑ q1*z0 = 8243819 – 8082843 = 160976 тыс. руб.

∆П (∆Q) = П(q)-П0 = 892573 – 723823 = +168750 тыс. руб.;

∆П (∆P) = П(p) – П(q) = 160976 – 892573 = -731597 тыс. руб.;

∆П (∆Z) = П1 – П (p) = 906780 – 160976 = +745804 тыс.руб.

∑ = ∆П = П10 = 906780 – 723823 = +182957 тыс.руб.

Баланс отклонения: +168750 – 731597 + 745804 = +182957

Между уровнем себестоимости  и прибылью существует обратная зависимость, то есть чем ниже себестоимость проданной  продукции, тем выше полученная предприятием прибыль, и наоборот.

Далее определим  рентабельность активов и факторов, повлиявших на ее изменение. Обобщим  результаты расчетов в таблице 3.14. Проанализируем степень влияния каждого фактора  и сделаем выводы относительно возможности ее повышения.

Таблица 3.14

Анализ рентабельности активов организации

№ п/п

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Изменение (+,–)

тыс. руб.

%%

1

2

3

4

5

6

1

Выручка от продаж, тыс. руб.

7238399

8243819

+1205420

113,89%

2

Чистая прибыль, тыс. руб.

236918

255950

+19032

108,03%

3

Средняя стоимость активов, тыс. руб.

3207870

3532667

+324797

110,13%

4

Среднегодовой заёмный  капитал, тыс. руб.

1247142

1501127

+253985

120,37%

 

Рентабельность активов, % (п.2/п.3)

7,39%

7,25%

-0,14%

98,11%

5

Коэффициент оборачиваемости заёмного капитала (п.1/п.4)

5,8040

5,4918

-0,3122

94,62%

6

Коэффициент зависимости (п.4/п.3)

0,3888

0,4249

+0,0361

109,28%

7

Рентабельность продаж по чистой прибыли, % (п.2/п.1)

3,27

3,10

-0,17

94,80%

Влияние на изменение  рентабельности активов следующих факторов:

 

а) изменения коэффициента оборачиваемости заемного капитала

Х

Х

-0,40%

X

 

б) изменения коэффициента зависимости

Х

Х

0,63%

X

 

в) изменения рентабельности продаж, рассчитанной на основании  чистой прибыли

Х

Х

-0,37%

X


 

В общем виде рентабельность активов есть отношение чистой прибыли (прибыли до налогообложения, прибыли  до вычета процентов и налогов) к  среднегодовому изменению стоимости  активов (валюте баланса):

      (3.18)

Используя методы расширения и удлинения факторных систем, результирующий показатель можно представить в форме произведения нескольких множителей. Так, например, рентабельность активов можно представить в виде следующего произведения:

,   (3.19)

где ЗК – среднегодовое значение заёмного капитала, ЧП – чистая прибыль и N – выручка от продаж. Среднегодовая стоимость показателя рассчитывается как среднее арифметическое между его стоимостью на начало периода и стоимостью на конец периода. Отношение выручки к среднегодовой стоимости заёмного капитала есть коэффициент оборачиваемости ЗК (КоЗК), отношение ЗК к среднегодовой стоимости активов есть коэффициент концентрации ЗК, или, другими словами, коэффициент зависимости (КЗ). Ну а отношение чистой прибыли к выручке есть не что иное, как рентабельность продаж (ρЧП). Таким образом, получена трёхфакторная мультипликативная модель (2.19). Значения всех вышеперечисленных показателей, а так же результаты факторного анализа, представлены в таблице 3.14.

Рост коэффициента оборачиваемости заёмного капитала может косвенно показывать расширение кредитных возможностей предприятия, поэтому это является положительным моментом. Но рост коэффициента концентрации ЗК говорит о растущей зависимости организации от внешних кредиторов. И, наконец, главным негативным фактором здесь является снижение рентабельности продаж по чистой прибыли.

∆Ра (Коб) = ∆Коб * Кз0 * Рп0 = -0,3122 * 0,3888* 3,27 = -0,40

∆Ра (Кз) = Коб1 * ∆Кз * Рп0 = 5,4918 * 0,0361* 3,27 = +0,63

∆Ра (Рп) = Коб1 * Кз1 * ∆Рп = 5,4918 *0,3888 * (-0,17) = -0,37

Проверка:

-0,40 + 0,63 – 0,37 = -0,14

Из таблицы 3.14 видно, что  в текущем году, благодаря небольшому росту чистой прибыли и еще  большему – среднегодовой стоимости  активов, рентабельность этих активов  снизилась на 0,14%. Благодаря факторному анализу ясно, какие из факторов оказали решающее влияние на снижение рентабельности активов. Прежде всего, это снижение коэффициента оборачиваемости заемного капитала на 0,3122, из-за чего рентабельность снизилась на 0,40%. Второе – это падение рентабельности продаж по чистой прибыли на 0,17%, за счет чего снижение рентабельности активов составило 0,37%. Поэтому здесь следует искать основной резерв для увеличения рентабельности активов. Если обратимся к форме №2, то увидим, что рентабельность продаж, рассчитанная по прибыли от продаж, наоборот, растёт, а сильное снижение ЧП достигнуто за счёт больших прочих расходов, конкретно, процентных платежей. Поэтому, для обеспечения роста рентабельности активов необходимо обеспечить рост рентабельности продаж по ЧП, то есть осуществления более эффективной финансовой политики.

Далее определим  динамику рентабельности собственного капитала и факторов, повлиявших на нее. Оценим характер этого влияния. Обобщим результаты в таблице 3.15, сделаем выводы по результатам проделанной работы.

Таблица 3.15

Анализ рентабельности собственного капитала

№ п/п

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Изменение (+,–)

тыс. руб.

%%

1

2

3

4

5

6

1

Выручка от продаж, тыс. руб.

7238399

8243819

+120542

113,89%

2

Чистая прибыль, тыс. руб.

236918

255950

+19032

108,03%

3

Среднегодовая стоимость  собственного капитала, тыс. руб.

1960728

2031540

+70812

103,61%

4

Среднегодовая стоимость  заёмного капитала, тыс. руб.

1247142

1501127

+253985

120,37%

 

Рентабельность собственного капитала, % (п.2/п.3)

12,08%

12,60%

+0,52%

104,30%

5

Плечо финансового рычага (п.4/п.3)

0,6361

0,7389

+0,1028

116,16

6

Коэффициент оборачиваемости  заёмного капитала (п.1/п.4)

5,8040

5,4918

-0,3122

94,62%

7

Рентабельность продаж по чистой прибыли, % (п.2/п.1)

3,27

3,10

-0,17

94,80%

Влияние на изменение  рентабельности собственного капитала следующих факторов:

 

а) изменения финансового  рычага

Х

Х

1,96%

Х

 

б) изменения коэффициента оборачиваемости заемного капитала

Х

Х

-0,75%

Х

 

в) изменения рентабельности продаж, рассчитываемой по чистой прибыли

Х

Х

-0,69%

Х


 

Анализ рентабельности собственного капитала будет совершенно аналогичным анализу рентабельности активов предприятия. Рентабельность СК (СК есть сумма раздела III ББ, доходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов) рассчитывается как отношение ЧП к среднегодовой стоимости СК. Используя приёмы удлинения и расширения факторных систем без труда можно получить трёхфакторную модель, в которой будут фигурировать плечо финансового рычага, коэффициента оборачиваемости ЗК и рентабельности продаж по ЧП:

   (3.20)

где ФР – плечо финансового рычага, рассчитываемое как отношение заёмного капитала к собственному. Значение этого показателя имеет тенденцию к росту, хотя находится ещё далеко от своей критической точки, тем более у предприятия он меньше единицы, что может говорить о хорошей финансовой устойчивости. Уровень ФР показывает во сколько раз темп прироста ЧП опережает темп прироста валовой прибыли. Рентабельность СК у предприятия увеличилась на 0,52% и составила 12,60%.

Проведем факторный  анализ:

∆Рск (ФР) = ∆ФР * Коб0 * Рп0 = 0,1028 * 5,8040 * 3,27 = +1,96

∆Рск (Коб) = ФР1 * ∆Коб * Рп0 = 0,7389 * (-0,3122)* 3,27 = -0,75

∆Рск (Рп) = ФР1 * Коб1 * ∆Рп = 0,7389 *5,4918 * (-0,17) = -0,69

Проверка:

1,96 – 0,75 – 0,69 = +0,52.

Итак, рост рентабельности собственного капитала произошел только за счет роста финансового рычага, а ее снижение за счет снижения коэффициента оборачиваемости и рентабельности продаж.

 

3.5. Комплексная  оценка хозяйственной деятельности

 

Используя показатели комплексной оценки производственно- хозяйственной деятельности организации, рассмотренные в данной курсовой работе, и аналогичные показатели конкурирующих обществ с ограниченной ответственностью «Алмаз» и «Агат», проведем сравнительную рейтинговую оценку результативности их деятельности. Информация о сопоставляемых показателях представлена в справке № 3.

Необходимые финансовые показатели по исследуемому предприятию  и конкурентам сведены в таблице 3.16.

Таблица 3.16

Подготовка стандартизированных показателей для комплексной оценки результатов деятельности предприятий

№ п/п

Стандартизированный комплексный  показатель

Предприятия (ООО)

Наибольшее значение показателя (эталон)

«Алмаз»

«Рубин»

«Агат» 

1

2

3

4

5

6

1

Рентабельность продаж

0,092

0,110

0,094

0,110 («Рубин»)

2

Рентабельность активов

0,098

0,073

0,097

0,098 («Алмаз»)

3

Рентабельность собственного капитала

0,089

0,126

0,138

0,138 («Агат»)

4

Рентабельность доходов

0,033

0,030

0,030

0,033 («Алмаз»)

5

Рентабельность расходов

0,024

0,032

0,027

0,032 («Рубин»)

6

Коэффициент финансовой независимости

0,616

0,575

0,611

0,616 («Алмаз»)


 

Рентабельность доходов  и расходов вычисляется как отношение  чистой прибыли к показателям  «Всего доходов» и «Всего расходов»  соответственно.

Для ранжирования мест предприятий  воспользуемся методом расстояний. Итоговый показатель рейтинговой оценки рассчитывается путём сравнения  каждого показателя организации  с такими же показателями условной эталонной организации, имеющей  наилучшие результаты по всем сравниваемым параметрам. Условный алгоритм можно описать следующим образом:

  1. выделим лучший из показателей трёх организаций и занесём его в отдельный столбец (эталонное значение);
  2. стандартизуем показатель путём деления каждого показателя на лучший;
  3. для каждой организации определим значение её рейтинговой оценки по формуле:

,     (3.21)

где ρj – суммарная рейтинговая оценка j-й организации, Ki – коэффициент значимости i-го показателя, xi – i-й стандартизованный показатель, то есть находим дополнение до единицы по каждому показателю, возводим его в квадрат, умножаем на коэффициент значимости, извлекаем квадратный корень и складываем результаты всех показателей по организациям;

  1. ранжируем организации по местам в порядке убывания рейтинговой оценки.

Результаты вычислений сведены в таблицу 3.17.

Таблица 3.17

Матрица стандартизированных  показателей для комплексной  оценки результатов деятельности предприятий (ООО)

№ п/п

Стандартизированный комплексный  показатель

ООО

Значимость показателя

«Алмаз»

«Рубин»

«Агат»

1

2

3

4

5

6

1

Рентабельность продаж

0,700

1,000

0,730

1,8

2

Рентабельность активов

1,000

0,555

0,980

1,4

3

Рентабельность собственного капитала

0,416

0,834

1,000

2,0

4

Рентабельность доходов

1,000

0,826

0,826

1,6

5

Рентабельность расходов

0,563

1,000

0,712

1,5

6

Коэффициент финансовой независимости

1,000

0,871

0,984

1,7

Рейтинговая оценка с  учетом степени значимости показателя

5,515

3,717

2,394

-

Ранжирование мест ООО

3

2

1

-

Информация о работе Анализ ресурсного потенциала организации