Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:20, курсовая работа
Целью выполнения курсовой работы являются:
Закрепление теоретических знаний, полученных в ходе изучения дисциплины;
Развитие практических навыков экономического анализа;
Введение 3
1. Анализ ресурсного потенциала организации 4
2. Оценка качества информационной базы анализа 10
3. Анализ эффективности хозяйственной деятельности промышленной организации ООО «Рубин» 18
3.1 Анализ эффективности использования ресурсного потенциала организации……………………………………………………………………18
3.2. Анализ производства и объема продаж…………………………………30
3.3. Анализ затрат и себестоимости продукции……………………………..33
3.4. Анализ финансовых результатов и рентабельности……………………38
3.5. Комплексная оценка хозяйственной деятельности…………………….45
4. Анализ финансового положения организации 47
4.1. Анализ финансовой устойчивости………………………………………47
4.2. Анализ ликвидности……………………………………………………...48
4.3. Анализ деловой активности……………………………………………...54
4.4. Комплексная оценка финансового положения…………………………59
Заключение 62
Список использованной литературы …..66
Приложения
- изменение объема продаж продукции;
- изменение структуры продаж продукции;
- изменение отпускных цен на продукцию;
- изменение себестоимости проданной продукции;
Определим степень влияния каждого из перечисленных факторов на изменение величины полученной предприятием прибыли методом цепных подстановок.
П0=∑q0*p0 - ∑ q0*z0 = 723823 тыс. руб.;
П (q) =∑q1*p0 - ∑ q1*z0 = 8975416 – 8082843 = 892573 тыс. руб.;
П(p) = ∑q1*p1 - ∑ q1*z0 = 8243819 – 8082843 = 160976 тыс. руб.
∆П (∆Q) = П(q)-П0 = 892573 – 723823 = +168750 тыс. руб.;
∆П (∆P) = П(p) – П(q) = 160976 – 892573 = -731597 тыс. руб.;
∆П (∆Z) = П1 – П (p) = 906780 – 160976 = +745804 тыс.руб.
∑ = ∆П = П1-П0 = 906780 – 723823 = +182957 тыс.руб.
Баланс отклонения: +168750 – 731597 + 745804 = +182957
Между уровнем себестоимости и прибылью существует обратная зависимость, то есть чем ниже себестоимость проданной продукции, тем выше полученная предприятием прибыль, и наоборот.
Далее определим
рентабельность активов и факторов,
повлиявших на ее изменение. Обобщим
результаты расчетов в таблице 3.14. Проанализируем
степень влияния каждого
Таблица 3.14
Анализ рентабельности активов организации
№ п/п |
Показатель |
Прошлый год |
Отчетный год |
Изменение (+,–) | |
тыс. руб. |
%% | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Выручка от продаж, тыс. руб. |
7238399 |
8243819 |
+1205420 |
113,89% |
2 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
236918 |
255950 |
+19032 |
108,03% |
3 |
Средняя стоимость активов, тыс. руб. |
3207870 |
3532667 |
+324797 |
110,13% |
4 |
Среднегодовой заёмный капитал, тыс. руб. |
1247142 |
1501127 |
+253985 |
120,37% |
Рентабельность активов, % (п.2/п.3) |
7,39% |
7,25% |
-0,14% |
98,11% | |
5 |
Коэффициент оборачиваемости заёмного капитала (п.1/п.4) |
5,8040 |
5,4918 |
-0,3122 |
94,62% |
6 |
Коэффициент зависимости (п.4/п.3) |
0,3888 |
0,4249 |
+0,0361 |
109,28% |
7 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли, % (п.2/п.1) |
3,27 |
3,10 |
-0,17 |
94,80% |
Влияние на изменение рентабельности активов следующих факторов: | |||||
а) изменения коэффициента оборачиваемости заемного капитала |
Х |
Х |
-0,40% |
X | |
б) изменения коэффициента зависимости |
Х |
Х |
0,63% |
X | |
в) изменения рентабельности продаж, рассчитанной на основании чистой прибыли |
Х |
Х |
-0,37% |
X |
В общем виде рентабельность активов есть отношение чистой прибыли (прибыли до налогообложения, прибыли до вычета процентов и налогов) к среднегодовому изменению стоимости активов (валюте баланса):
(3.18)
Используя методы расширения и удлинения факторных систем, результирующий показатель можно представить в форме произведения нескольких множителей. Так, например, рентабельность активов можно представить в виде следующего произведения:
, (3.19)
где ЗК – среднегодовое значение заёмного капитала, ЧП – чистая прибыль и N – выручка от продаж. Среднегодовая стоимость показателя рассчитывается как среднее арифметическое между его стоимостью на начало периода и стоимостью на конец периода. Отношение выручки к среднегодовой стоимости заёмного капитала есть коэффициент оборачиваемости ЗК (КоЗК), отношение ЗК к среднегодовой стоимости активов есть коэффициент концентрации ЗК, или, другими словами, коэффициент зависимости (КЗ). Ну а отношение чистой прибыли к выручке есть не что иное, как рентабельность продаж (ρЧП). Таким образом, получена трёхфакторная мультипликативная модель (2.19). Значения всех вышеперечисленных показателей, а так же результаты факторного анализа, представлены в таблице 3.14.
Рост коэффициента оборачиваемости заёмного капитала может косвенно показывать расширение кредитных возможностей предприятия, поэтому это является положительным моментом. Но рост коэффициента концентрации ЗК говорит о растущей зависимости организации от внешних кредиторов. И, наконец, главным негативным фактором здесь является снижение рентабельности продаж по чистой прибыли.
∆Ра (Коб) = ∆Коб * Кз0 * Рп0 = -0,3122 * 0,3888* 3,27 = -0,40
∆Ра (Кз) = Коб1 * ∆Кз * Рп0 = 5,4918 * 0,0361* 3,27 = +0,63
∆Ра (Рп) = Коб1 * Кз1 * ∆Рп = 5,4918 *0,3888 * (-0,17) = -0,37
Проверка:
-0,40 + 0,63 – 0,37 = -0,14
Из таблицы 3.14 видно, что в текущем году, благодаря небольшому росту чистой прибыли и еще большему – среднегодовой стоимости активов, рентабельность этих активов снизилась на 0,14%. Благодаря факторному анализу ясно, какие из факторов оказали решающее влияние на снижение рентабельности активов. Прежде всего, это снижение коэффициента оборачиваемости заемного капитала на 0,3122, из-за чего рентабельность снизилась на 0,40%. Второе – это падение рентабельности продаж по чистой прибыли на 0,17%, за счет чего снижение рентабельности активов составило 0,37%. Поэтому здесь следует искать основной резерв для увеличения рентабельности активов. Если обратимся к форме №2, то увидим, что рентабельность продаж, рассчитанная по прибыли от продаж, наоборот, растёт, а сильное снижение ЧП достигнуто за счёт больших прочих расходов, конкретно, процентных платежей. Поэтому, для обеспечения роста рентабельности активов необходимо обеспечить рост рентабельности продаж по ЧП, то есть осуществления более эффективной финансовой политики.
Далее определим динамику рентабельности собственного капитала и факторов, повлиявших на нее. Оценим характер этого влияния. Обобщим результаты в таблице 3.15, сделаем выводы по результатам проделанной работы.
Таблица 3.15
Анализ рентабельности собственного капитала
№ п/п |
Показатель |
Прошлый год |
Отчетный год |
Изменение (+,–) | ||
тыс. руб. |
%% | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
1 |
Выручка от продаж, тыс. руб. |
7238399 |
8243819 |
+120542 |
113,89% | |
2 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
236918 |
255950 |
+19032 |
108,03% | |
3 |
Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс. руб. |
1960728 |
2031540 |
+70812 |
103,61% | |
4 |
Среднегодовая стоимость заёмного капитала, тыс. руб. |
1247142 |
1501127 |
+253985 |
120,37% | |
Рентабельность собственного капитала, % (п.2/п.3) |
12,08% |
12,60% |
+0,52% |
104,30% | ||
5 |
Плечо финансового рычага (п.4/п.3) |
0,6361 |
0,7389 |
+0,1028 |
116,16 | |
6 |
Коэффициент оборачиваемости заёмного капитала (п.1/п.4) |
5,8040 |
5,4918 |
-0,3122 |
94,62% | |
7 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли, % (п.2/п.1) |
3,27 |
3,10 |
-0,17 |
94,80% | |
Влияние на изменение рентабельности собственного капитала следующих факторов: | ||||||
а) изменения финансового рычага |
Х |
Х |
1,96% |
Х | ||
б) изменения коэффициента оборачиваемости заемного капитала |
Х |
Х |
-0,75% |
Х | ||
в) изменения рентабельности продаж, рассчитываемой по чистой прибыли |
Х |
Х |
-0,69% |
Х |
Анализ рентабельности
собственного капитала будет совершенно
аналогичным анализу
(3.20)
где ФР – плечо финансового рычага, рассчитываемое как отношение заёмного капитала к собственному. Значение этого показателя имеет тенденцию к росту, хотя находится ещё далеко от своей критической точки, тем более у предприятия он меньше единицы, что может говорить о хорошей финансовой устойчивости. Уровень ФР показывает во сколько раз темп прироста ЧП опережает темп прироста валовой прибыли. Рентабельность СК у предприятия увеличилась на 0,52% и составила 12,60%.
Проведем факторный анализ:
∆Рск (ФР) = ∆ФР * Коб0 * Рп0 = 0,1028 * 5,8040 * 3,27 = +1,96
∆Рск (Коб) = ФР1 * ∆Коб * Рп0 = 0,7389 * (-0,3122)* 3,27 = -0,75
∆Рск (Рп) = ФР1 * Коб1 * ∆Рп = 0,7389 *5,4918 * (-0,17) = -0,69
Проверка:
1,96 – 0,75 – 0,69 = +0,52.
Итак, рост рентабельности
собственного капитала произошел только
за счет роста финансового рычага,
а ее снижение за счет снижения коэффициента
оборачиваемости и
3.5. Комплексная оценка хозяйственной деятельности
Используя показатели
комплексной оценки производственно-
хозяйственной деятельности организации,
рассмотренные в данной курсовой
работе, и аналогичные показатели
конкурирующих обществ с
Необходимые финансовые
показатели по исследуемому предприятию
и конкурентам сведены в
Таблица 3.16
Подготовка стандартизированных показателей для комплексной оценки результатов деятельности предприятий
№ п/п |
Стандартизированный комплексный показатель |
Предприятия (ООО) |
Наибольшее значение показателя (эталон) | ||
«Алмаз» |
«Рубин» |
«Агат» | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Рентабельность продаж |
0,092 |
0,110 |
0,094 |
0,110 («Рубин») |
2 |
Рентабельность активов |
0,098 |
0,073 |
0,097 |
0,098 («Алмаз») |
3 |
Рентабельность собственного капитала |
0,089 |
0,126 |
0,138 |
0,138 («Агат») |
4 |
Рентабельность доходов |
0,033 |
0,030 |
0,030 |
0,033 («Алмаз») |
5 |
Рентабельность расходов |
0,024 |
0,032 |
0,027 |
0,032 («Рубин») |
6 |
Коэффициент финансовой независимости |
0,616 |
0,575 |
0,611 |
0,616 («Алмаз») |
Рентабельность доходов и расходов вычисляется как отношение чистой прибыли к показателям «Всего доходов» и «Всего расходов» соответственно.
Для ранжирования мест предприятий
воспользуемся методом
, (3.21)
где ρj – суммарная рейтинговая оценка j-й организации, Ki – коэффициент значимости i-го показателя, xi – i-й стандартизованный показатель, то есть находим дополнение до единицы по каждому показателю, возводим его в квадрат, умножаем на коэффициент значимости, извлекаем квадратный корень и складываем результаты всех показателей по организациям;
Результаты вычислений сведены в таблицу 3.17.
Таблица 3.17
Матрица стандартизированных показателей для комплексной оценки результатов деятельности предприятий (ООО)
№ п/п |
Стандартизированный комплексный показатель |
ООО |
Значимость показателя | ||
«Алмаз» |
«Рубин» |
«Агат» | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Рентабельность продаж |
0,700 |
1,000 |
0,730 |
1,8 |
2 |
Рентабельность активов |
1,000 |
0,555 |
0,980 |
1,4 |
3 |
Рентабельность собственного капитала |
0,416 |
0,834 |
1,000 |
2,0 |
4 |
Рентабельность доходов |
1,000 |
0,826 |
0,826 |
1,6 |
5 |
Рентабельность расходов |
0,563 |
1,000 |
0,712 |
1,5 |
6 |
Коэффициент финансовой независимости |
1,000 |
0,871 |
0,984 |
1,7 |
Рейтинговая оценка с учетом степени значимости показателя |
5,515 |
3,717 |
2,394 |
- | |
Ранжирование мест ООО |
3 |
2 |
1 |
- |
Информация о работе Анализ ресурсного потенциала организации