Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:29, курсовая работа
В настоящее время, в условиях рыночной экономики комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия особенно актуален. С помощью него оценивается эффективность производственных процессов. Глубокий и всесторонний анализ способствует принятию оптимальных управленческих решений, позволяет выявить резервы, которые необходимо использовать при планировании на следующий временной период.
Целью выполнения курсовой работы являются:
- изучение теории анализа ресурсного потенциала организации;
Введение 3
1. Анализ ресурсного потенциала организации
2. Оценка качества информационной базы анализа……………………………...10
3. Анализ эффективности хозяйственной деятельности промышленной организации ООО «Рубин» 12
3.1 Анализ эффективности использования ресурсного потенциала организации
3.2. Анализ производства и объема продаж
3.3. Анализ затрат и себестоимости продукции
3.4. Анализ финансовых результатов и рентабельности
3.5. Комплексная оценка хозяйственной деятельности
4. Анализ финансового положения организации
4.1. Анализ финансовой устойчивости
4.2. Анализ ликвидности
4.3. Анализ деловой активности
4.4. Комплексная оценка финансового положения
Заключение 55
Список использованной литературы
Прежде чем производить анализ деятельности ООО «Рубин» произведем контроль правильности подсчета и экономической логики показателей отчетности.
При проверке формы №1 ООО «Рубин» была обнаружена ошибка В строке 1510 на 31.12.2009 г. вместо суммы 150932, должна быть сумма 160932 тыс. руб.
3. Анализ эффективности хозяйственной деятельности промышленной организации ООО «Рубин»
3.1 Анализ эффективности использования ресурсного потенциала организации
Определим степень влияния отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов, на прирост выручки от продаж по сравнению с прошлым годом. Полученные результаты оформим в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов1
№ п/п | Показатель | Прошлый год | Отчетный год | Динамика показателя (в %)2 | Разница в процентах (+, -)3 | Расчет влияния фактора4 | Влияющий фактор |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
|
| * |
|
|
1 | Численность рабочих (N), чел. | 9750 | 10725 | 110,00 | +10,00 | 723839,9 | Увеличение численности рабочих |
2 | Число отработан-ных человеко- дней (Чд), дн | 2340 000 | 2627 625 | 112,29 | +2,29 | 165759,3 | Увеличение числа дней, отработанных одним рабочим |
3 | Число отработан-ных человеко-часов (Чч), ч | 18 720 000 | 20 495 475 | 109,48 | -2,81 | -203399,0 | Уменьшение продолжительности трудового дня |
4 | Объем продаж без НДС (V), тыс. руб. 5 | 7238 399 | 8243 819 | 113,89 | +4,41 | 319213,4 | Увеличение среднечасовой выработки одного рабочего |
1 См. Приложение 5 Справка 1 Метод.указаний
2 =г4/г3*100
3 Разница определяется путем сопоставления гр.5 каждого показателя с гр.5 предыдущего показателя, исключением являестя N, для которого гр 6 = г.5 стр.1 – 100%
4 =г6*стр4г3/100
5 См. строка 2110 табл. 2.1.2 стр.25 или приложение 1 строка 3 стр.53 Метод. Указаний
Проанализируем результаты произведенных расчетов. Выявим размер резерва увеличения объема продаж за счет лучшего использования трудовых ресурсов.
Для определения степени влияния трудовых факторов на изменение выручки от продаж, воспользуемся формулой, связывающим численность рабочих и объём продаж:
, (3.1)
где V – выручка от продаж, H – численность рабочих, Vср.год – среднегодовая выработка одного рабочего.
В то же время, среднегодовая выработка одного рабочего рассчитывается как:
, откуда , (3.2)
где Траб.дн – среднее число дней, отработанное одним рабочим (вычисляется как отношение числа отработанных человеко-дней к численности рабочих), tчас – продолжительность рабочей смены (отношение числа отработанных человеко-часов к числу отработанных человеко-дней), Vср.час – среднечасовая выработка одного рабочего (частное от деления выручки на число человеко-часов).
Для проведения анализа степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов воспользуемся методом абсолютных разниц. Он основан на представленной модели (3.2) и его действие проиллюстрировано в таблице 3.2.
В графе 6 отражена процентная разница темпа роста текущего фактора от темпа роста предыдущего. Для первого показателя высчитывается разница от 100%, он показывает относительную разницу текущего показателя от предыдущего. Следующим расположены два фактора, характеризующие, соответственно, число отработанных человеко-дней и человеко-часов. «Человеко-часы» являются более качественным показателем, так как характеризуют наиболее краткий период выработки – час. Последним рассматривается показатель, охватывающий влияние всех четырёх факторов, то есть объём продаж. Расчёт влияния фактора вычисляется как произведение относительного отклонения текущего фактора от предыдущего на значение выручки от продаж предыдущего периода.
Таблица 3.2
Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов (метод абсолютных разниц)
№ п/п | Показатель | Прошлый год | Отчетный год | Изменение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Численность рабочих, (H), чел. 1
| 9750 | 10725 | +975 |
2 | Число рабочих дней в году, (Траб) 1 | 240 | 245 | +5 |
3 | Продолжительность смены, (tчас) 1 | 8,0 | 7,8 | -0,2 |
4 | Среднечасовая выработка, (Vср.час= V / Чч) (по табл.3.1) | 386,7 | 402,2 | +15,5 |
5 | Влияние факторов на изменение выручки от продаж – всего | +1005420 | ||
| за счёт численности рабочих |
| 724290,3 | |
| за счёт кол-ва рабочих дней в году | 166282,3 | ||
| за счёт продолжительности смены |
| -203220,5 | |
| за счёт среднечасовой выработки 1 рабочего | 318067,9 |
1 См. Приложение 5 Справка 1 Метод.указаний
По результатам вычислений можно сделать выводы, что увеличение численности рабочих на 975 чел. позволило увеличить выручку на 724290,3 тыс.руб. или на 72,0% (724290,3 / 1005420), увеличение количества рабочих дней на 5 увеличило выручку на 166282,3 тыс. руб. или на 16,5% (166282,3 / 1005420), а вот сокращение продолжительности рабочего дня на 0,2ч. привело к сокращению выручки на 203220,5 тыс. руб. или 20,2% (203220,5 / 1005420), вопреки тому, что сокращение числа отработанных человеко-часов выглядит не таким уж большим, всего 13,89%.
Расчёты влияния факторов произведены следующим образом:
тыс. руб.,
тыс. руб.,
тыс. руб.,
тыс. руб.
Рост выручки на 318067,9 тыс. руб. обеспечивался ростом среднечасовой выработки на 15,5 руб. в час.
Критерием правильности вычислений могут служить: сумма влияний факторов (в таблицах 3.1 и 3.2), она должна быть равна абсолютному изменению выручки за период, произведение относительных отклонений (графа 6 в таблице 3.1) даёт ноль, а их сумма равна приросту анализируемого показателя.
Необходимо отметить, что у организации имеется резерв увеличения объёма продаж, заключающийся в сравнительно небольшом (на 0,2 ч.) увеличении продолжительности смены. Это позволило бы дополнительно выручить 203220,5 тыс. руб.
Далее определяем степень влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов. Полученные данные обобщим в таблице 3.3.
Таблица 3.3
Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов1
№ п/п | Показатель | Прошлый год | Отчетный год | Изменение (+, -) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Объем продаж (без НДС), (V), тыс. руб. 2 | 7238 399 | 8243 819 | +1005420 |
2 | Материальные затраты в себестоимости продаж (МЗ), тыс. руб. 3 | 4211 690 | 4756 320 | +544630 |
3 | Коэффициент материалоотдачи проданной продукции (Кмо= V / МЗ) | 1,7186 | 1,7332 | +0,0146 |
4 | Влияние на объем продаж (V) следующих факторов, всего: | Х | Х | +1 005 420 |
| изменения стоимости материалов в себестоимости продаж, (ΔМЗ), тыс. руб. | Х | Х | +935980 |
| изменения материалоотдачи продаж, (ΔКмо) тыс. руб. | Х | Х | +69440 |
1 Выявленную в табл. 3.1 динамику выручки от продаж по сравнению с прошлым отчетным периодом следует перенести в таблицы 3.3 и 3.4. Расчет влияния факторов можно произвести любым способом с учетом состава показателей, предложенных в таблицах 2.3 и 2.4 метод. указаний. В заключение пояснений необходимо выявить размер резерва увеличения объема продаж за счет лучшего использования материалов и основных средств.
2 См. строка 2110 табл. 2.1.2 стр.25 или приложение 1 строка 3 стр.53 Метод. Указаний
3 См. строка 5610 табл. II.6 стр.51 Метод. указаний
Охарактеризуем результаты полученных расчетов. При определении резерва увеличения объема продаж за счет оптимизации использования материалов учтем, что резервом в данном случае считается только возможность устранения отрицательного значения анализируемого фактора в размере, превышающем расход используемых материалов, обусловленный производственными нормами. Данные о производственных нормах расходов основных видов используемых материалов приведены в Приложении 3.
Рассмотрим влияние на объем продаж стоимости материалов в себестоимости продаж. Объем продаж и стоимость материалов (материальных затрат – МЗ) можно связать между собой коэффициентом материалоотдачи (Кмо), который определяется как отношение объёма продаж к стоимости МЗ. Основываясь на данном положении, исходная модель для анализа представляет собой простейшее уравнение:
(3.3)
Отсюда методом абсолютных разниц определим степень влияния обоих факторов:
Рост выручки охарактеризовался положительным влиянием роста стоимости МЗ на 935980 тыс.руб. и коэффициента материалоотдачи на 69440 тыс.руб. Это произошло из-за превышения темпа роста выручки над темпом роста стоимости МЗ. В основном как видим, увеличение объема продаж произошло за счет роста материальных затрат. Выше приведенные вычисления доказывают о рациональном использовании МЗ.
Далее определим степень влияния факторов, связанных с использованием основных средств, на объем продаж, а также резерв роста объема продаж за счет устранения факторов, имеющих отрицательное влияние. Полученные результаты обобщим в таблице 3.4 и дадим им объяснение. При анализе факторов, указанных в таблице 3.4, учтем, что четыре последних фактора соответствуют совокупному влиянию показателя среднегодовой фондоотдачи активной части основных средств.
Таблица 3.4
Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием основных средств
№ п/п | Показатель | Прошлый год | Отчетный год | Изменение (+; –) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Объем продаж (без НДС), (V), тыс. руб. 1 | 7238 399 | 8243 819 | +1005420 |
2 | Среднегодовая первоначальная стоимость активной части производственных основных средств, (ОСак), тыс. руб. 2 | 918386 | 1124517 | +206131 |
3 | Количество дней в году, в течение которых активная часть производственных ОС находилась в рабочем состоянии, (Рд), дн. 3 | 240 | 245 | +5 |
4 | Коэффициент сменности работы оборудования, (Ксм) 3 | 1,3 | 1,5 | +0,2 |
5 | Средняя продолжительность смены, (Псм), ч 3 | 8,0 | 7,8 | -0,2 |
6 | Объем продаж, приходящийся на 1 тыс.руб. стоимости активной части ОС за 1 машино-час работы оборудования, (Вч), тыс. руб. 4 | 0,00316 | 0,00256 | -0,0006 |
7 | Влияние на изменение объема продаж (∆V) следующих факторов: | Х | Х | +1013576,6 |
| а) изменения среднегодовой первоначальной стоимости активной части производственных ОС, (∆ОСак ), тыс. руб. | Х | Х | +1631071,4 |
| б) изменения количества дней, в течение которых активная часть ОС находилась в рабочем состоянии, (∆Рд), тыс. руб. | Х | Х | +184780,6 |
| в) изменения коэффициента сменности (Ксм), тыс. руб. | Х | Х | +1392961,7 |
| г) изменения средней продолжительности смены (∆Псм), тыс. руб. | Х | Х | -261180,3 |
| д) изменения продукции, приходящиеся на 1 тыс. руб. стоимости активной части ОС за 1 машино-час работы, (∆Вч), тыс. руб. | Х | Х | -1934056,8 |
1 См. строка 2110 табл. 2.1.2 стр.25 или приложение 1 строка 3 стр.53 Метод. Указаний
2 См. табл. II.32 стр.27 Метод. Указаний ((стоимость Машин и оборудования +транспортные средства на нач.года + стоимость Машин и оборудования +транспортные средства на конец года) /2)
3 См. Приложение 5 Справка 1 Метод.указаний
4 Строка 1/(Строка 2*3*4*5)
Использование основных средств на предприятии тесно связано с показателем фондоотдачи, который в классическом виде есть отношение выручки к стоимости основных средств:
(3.4)
То есть фондоотдача показывает: сколько выручки, приходится на один рубль основных средств. Фонды предприятия делятся на промышленно-производственные и непроизводственные. Кроме того, выделяют активную часть ОС (рабочие машины и оборудование) и пассивную часть фондов (здания, сооружения и проч.). Такая детализация необходима для выявления резервов повышения эффективности их использования. Для анализируемого предприятия коэффициент фондоотдачи активной части ОС за прошедший год составлял 7,88 руб. (7 238 399 / 918 386), а за отчётный год он снизился на 0,55 руб. и составил только 7,33 руб. (8 243 819 / 1 124 517), то есть выручка организации растет медленнее, чем вложения в основные средства (в активную их часть).
Среднечасовая выработка имеет размерность «руб./час», следовательно рассчитывается она как отношение выручки к общему времени работы оборудования:
(3.5)
С другой стороны, общее время работы Тобщ можно разложить как произведение количества оборудования К и времени работы единицы оборудования Тед за период времени. Следовательно:
(3.6)
Время работы единицы оборудования за период времени (например, календарный год), в свою очередь, зависит от продолжительности смены, количества смен и количества рабочих дней в году, то есть:
(3.7),
а количество оборудования есть не что иное, как частное от деления стоимости ОСА на среднюю цену единицы оборудования Цед. Отсюда формула для расчёта среднечасовой выработки ВЧ принимает вид:
; (3.8)
Отсюда:
(3.9)
Как видно из (3.9), практически все факторы, участвующие в выражении, присутствуют в исходных данных.
Информация о работе Анализ ресурсного потенциала организации