Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 09:24, дипломная работа
Цель исследования – изучить современное состояние молочного скотоводства, экономическую эффективность производства молока и проанализировать реализацию молока, на примере, ОАО «Илимское».
Исходя из поставленной цели, необходимо решить, следующие задачи:
- изучить теоретические вопросы по развитию отрасли;
- сделать теоретическое обоснование исследуемой темы на основе литературных первоисточников;
- сделать правовое обоснование по уставной, учредительной и другой документации ОАО «Илимское»;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты
1.1.Состояние и проблемы производства сельскохозяйственной продукции в РФ и Забайкальском крае…………………………………………………………5
1.2. Правовое обеспечение…………………………………………………...…13
Глава 2. Организационно- экономическая характеристика ОАО «Илимское» Нерчинского района
2.1. Природно-климатические условия и основные экономические показатели ОАО «Илимское», его организационная структура и специализация……………………………………………………………………28
2.2. Обеспеченность ОАО «Илимское» основными фондами и
трудовыми ресурсами. Эффективность их использования………………….42
2.3. Результаты производственной деятельности и финансовое состояние предприятия…………………………………………………………………..….48
Глава 3 Анализ реализации молока в ОАО « Илимское»
3.1. Современное состояние агропромышленного комплекса и развития молочного скотоводства Забайкальского края Нерчинского района…………………………………………………………………………….55
3.2. Стабилизация экономики отрасли молочного скотоводства Муниципального района «Нерчинский район»………………………………..56
3.3. Организация производства и реализации молока……………….62
3.4. Экономическая эффективность производства молока в ОАО «Илимское»………………………………………………………………………72
3.5. Анализ выполнения и оценка влияния факторов
на валовое производство молока…………………………………………….75
3.6. Каналы реализации продукции молочного скотоводства……………….
Выводы и предложения ……………………………………………………….
Список использованной литературы …………………………………………
Таблица 20 - Анализ состава и структуры КРС в ОАО «Илимское» за 2006-2010 годы
Половозрастная группа скота | 2006 г | 2007 г | 2008 г | 2009г | 2010г | |||||
голов | % | голов | % | голов | % | голов | % | голов | % | |
Быки производители | 3 | 0,5 | 3 | 0,4 | 2 | 0,3 | 1 | 0,1 | 1 | 0,1 |
Коровы | 210 | 32,5 | 221 | 30,4 | 220 | 3,0 | 230 | 30,3 | 229 | 29,2 |
Нетели | 52 | 8,0 | 50 | 6,9 | 40 | 5,5 | 41 | 5,4 | 40 | 5,1 |
Ремонтные тёлки | - |
| 50 | 6,9 | 35 | 4,8 | 47 | 6,2 | 52 | 6,6 |
Тёлки до 2-х лет | 45 | 7,0 | 35 | 4,8 | 100 | 13,7 | 56 | 7,4 | 54 | 6,9 |
Бычки и кастраты всех возрастов | 92 | 14,2 | 116 | 16,0 | 145 | 19,9 | 104 | 13,7 | 118 | 15,1 |
Взрослый скот на откорме | 45 | 7,0 | 48 | 6,6 | 54 | 7,4 | 60 | 7,9 | 65 | 8,3 |
Телята рождения текущего года | 200 | 31,0 | 205 | 28,2 | 209 | 28,6 | 221 | 29,1 | 225 | 28,7 |
Итого | 647 | 100 | 728 | 100 | 730 | 100 | 760 | 100 | 784 | 100 |
Анализируя показатели таблицы 20, мы видим, что по в 2010 году по отношению к 2006 году, произошел рост:
- тёлок рождения до 2-х лет на 20%;
- бычков и кастратов всех возрастов на 28%;
- взрослого скота на откорме на 20 голов;
- телят планируемого года на 13%;
- всего поголовья скота на 21%.
Это говорит о хорошей динамике роста этого показателя на будущие периоды развития ОАО « Илимское».
И снизился рост:
- поголовья быков производителей на 2 головы;
- нетелей на 12 голов;
Проанализируем позицию прироста живой массы, здесь тоже произошел рост по некоторым показателям:
- коровы на 18%;
- тёлки рождения до 2-х лет на 85%;
- бычки и кастраты на 72%;
- взрослый скот на откорме на 150%;
- телята рождения планируемого года на 12%;
- всего прироста живой массы скота на 40%.
И снизился прирост живой массы у:
- быков производителей на 47%;
- нетелей на 17%.
Проанализировав данные показатели можно сделать вывод, что предприятие имеет хорошую динамику показателей роста поголовья скота и др. и хорошие перспективы для разведения молочного стада. ОАО «Илимское» отразило все показатели развития в перспективе до 2013 года в бизнес- плане 2005 года, когда общество просило в заём денежные средства в банке в размере 8000000 руб. сроком на 8 лет для развития продукции сельского хозяйства, увеличения производства молока и мяса за счёт роста численности поголовья животных, роста их продуктивности, на основе ведения Племенной работы (приложение 12).
3.4. Экономическая эффективность производства молока в ОАО «Илимское»
Эффективность производства – это сложная экономическая категория, в которой отражаются действия экономических законов и проявляется важнейшая сторона деятельности предприятия – его результативность.
В экономике молочного скотоводства первостепенное значение имеет рост среднегодовых удоев. Увеличение валовых надоев от того же поголовья – важный фактор повышения окупаемости затрат путем сокращения доли поддерживающей части корма и затрат труда на единицу продукции. Валовой продукцией молочного скотоводства является общий объем продукции отрасли, произведенной за тот или иной период времени. Основная валовая продукция - молоко, получаемое от молочного стада коров, сопряженная - приплод, а побочная - навоз. Как показывает анализ в ОАО «Илимское» в динамике за ряд лет произошли изменения в валовом производстве молока.
Повышение экономической эффективности животноводства немыслимо без дальнейшего роста уровня комплексной механизации всех технологических процессов. Необходимо полностью механизировать раздачу кормов и уборку навоза на фермах, доение коров и подачу воды. При комплексной механизации трудоемких процессов затрат труда на единицу животноводческой продукции могут быть сокращены на 35-40%.
Крупным резервом повышения рентабельности продукции животноводства является рост продуктивности животных при экономном расходовании материально-денежных средств на выращивание животных, улучшение качества продукции.
Для оценки экономической эффективности сельского хозяйства необходимы конкретные показатели, отражающие влияние различных факторов на процесс производства. Оценка экономической эффективности производства продукции молочного скотоводства проводится по комплексу натуральных и стоимостных показателей:
- продуктивность сельскохозяйственных животных;
- выход валовой продукции на одну голову скота;
- сумма производственных затрат на 1 центнер молока;
- реализованная цена 1 центнера молока;
- уровень рентабельности производства продукции.
Экономическую эффективность производства молока рассмотрим в таблице 21.
Таблица 21 - Экономическая эффективность производства молока в ОАО «Илимское» за 2006-2010 годы
Показатель | Год | 2010г в % к 2006г | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
Среднегодовое поголовье коров, гол. | 200 | 220 | 230 | 225 | 230 | 115 |
Средний удой на 1 корову, кг. | 2001 | 2201 | 3011 | 2423 | 2414 | 121 |
Валовый надой, ц. | 4002 | 4842 | 6925 | 5451 | 5551 | 139 |
Среднесуточный прирост молодняка, гр. | 567 | 589 | 519 | 699 | 778 | 137 |
Реализовано молока, ц | 3236 | 4263 | 3666 | 4310 | 4106 | 127 |
Уровень товарности, % | 80,86 | 88,04 | 52,94 | 126,5 | 135,2 | 167 |
Выручка от реализации молока, тыс.р. | 1535 | 2537 | 2504 | 3493 | 3847 | 251 |
Цена 1ц. молока, р. | 505 | 595 | 683 | 839 | 879 | 174 |
Себестоимость 1ц. молока, руб. | 572,0 | 522,2 | 683,0 | 729,2 | 879,3 | 154 |
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. р. | 1851 | 2226 | 2588 | 3153 | 3698 | 200 |
Прибыль от реализации молока, тыс. р. | -316 | 311 | -84 | 340 | 149 | - |
Уровень рентабельности, % | - | 14,0 | - | 11,0 | 4,0 | - |
Окупаемость затрат, % | 82,9 | - | 96,8 | - | - | - |
Проанализировав таблицу, можно сделать вывод, что на предприятии происходит рост: среднегодового поголовья коров на 15%, удой от одной среднегодовой коровы на 21%, валовый надой на 39%, среднесуточный прирост молодняка на 37%, реализация молока на 27%, уровень товарности на 67%, выручки от реализации молока на 151%, себестоимость молока на 54%, полная себестоимость реализованного молока на 100%. За рассматриваемый период произошло значительное увеличение прибыли от реализации молока, если в 2006 году убыток от реализации молока составил 316 тысяч рублей, то в 2010 году она составляет 149 тысяч рублей и окупаемость затрат в 2006 году равна 82,9%, а уровень рентабельности в 2010 году составляет 4%. В целом, исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний момент реализация молока приносит предприятию хорошую прибыль.
3.5. Оценка влияния факторов на валовое производство молока
Объем производства сельскохозяйственной продукции является одним из показателей, характеризующих деятельность сельскохозяйственных предприятий. От его величины зависят объем реализации продукции, уровень ее себестоимости, сумма прибыли, уровень рентабельности, финансовое положение предприятия, его платежеспособность и другие экономические показатели. В процессе анализа решаются следующие задачи:
- обосновываются и корректируются планы производства продукции;
- осуществляется систематический контроль над выполнением плана производства продукции;
- определяется влияние факторов на объем производства продукции.
Анализ выполнения плана производства на осуществляют путем сравнения фактического объема производства с плановым или уровнем производства за ряд предшествующих лет (таблица 22).
Таблица 22 - Анализ выполнения плана производства молока, ц.
Продукция | 2006 год | 2010 год | Фактические показатели, % к плану | |||
план | факт | план | факт | базисного года | отчетного года | |
Молоко | 3400 | 4800 | 4200 | 5551 | 141 | 132 |
Данные таблицы 22, показывают, что в 2006 году план по производству молока перевыполнен на 41% и в отчетном году также наблюдается перевыполнение плана на 32 %.Следует отметить, что объем производства молока в отчетном году превысил показатель базисного года на 751 ц.
Оценка изменений валовой продукции проводится как в стоимостных, так и в натуральных показателях по каждой отрасли животноводства и виду продукции.
На объем производства влияют такие факторы как специализация хозяйства, организация воспроизводства стада, обеспеченность животных кормами, качество кормов, структура рационов, породность животных, условия содержания.
3.6. Каналы реализации молока в ОАО «Илимское».
Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.
По данным таблицы 23, рассмотрим динамику реализации молока ОАО «Илимское».
Таблица 23 – Динамика реализации молока в ОАО «Илимское» за 2006-2010 годы
Показатель | Год | 2010г. в % к 2006г. | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
Объем реализации молока, ц | 3236 | 4263 | 3666 | 4310 | 4106 | 127 |
Цена реализации 1 ц, р. | 505 | 595 | 683 | 839 | 879 | 174 |