Анализ финансового состояния предприятия (на примере ООО «Черняховский мясокомбинат»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 08:47, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования дипломного проекта – предприятие по производству продуктов из мяса, а также торговли ООО «Черняховский мясокомбинат», являющееся одним из лидирующих дистрибьюторов мясоколбасной продукции в Калининградском регионе. Целью курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию системы управления затратами и финансовыми результатами хозяйственной деятельности ООО «Черняховский мясокомбинат» на основе распределения затрат по центрам финансовой ответственности и их сокращения.

Содержание

Введение
1. Технико-экономическая характеристика ООО "Черняховский мясокомбинат"
1.1. Общие сведения о предприятии
1.2. Организация экономического анализа на предприятии
1.3. Анализ и оценка экономических показателей деятельности предприятия
2. Анализ финансового состояния ООО «Черняховский мясокомбинат»
2.1. Анализ показателей платежеспособности и ликвидности
2.2. Анализ финансовой устойчивости предприятия
2.3.Анализ затрат предприятия
2.4. Анализ динамики и структуры прибыли
2.5. Анализ рентабельности предприятия
3. Рекомендации по улучшению финансового состояния ООО «Черняховский мясокомбинат»
3.1. Оценка чувствительности прибыли и рентабельности к изменению различных факторов
3.2. Экономическая оценка мероприятий по управлению затратами хозяйственной деятельности предприятия
3.3. Пути улучшения финансового состояния предприятия
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

ахд.doc

— 997.00 Кб (Скачать)

                                                                Таблица 2.8 Влияние факторов на изменение прибыли от продаж 

          Фактор     Влияние, тыс. руб.
1 Изменение продажных  цен на продукцию     +478,5
2 Изменение объема реализации     +1378,0
3 Изменение уровня себестоимости продукции     +1113,7
4 Изменение уровня коммерческих расходов      -3007,7
5 Изменение уровня управленческих расходов      -1016,1
      Суммарное изменение  под влиянием факторов:     -1053,6

 

      Таким образом, за счет суммарного влияния  всех факторов, прибыль от продаж уменьшилась на 1053,6 тыс. руб. 1054 тыс. руб.

      В процессе анализа прибыли от продаж следует также рассчитать:

  • порог рентабельности (ПР);
    • запас финансовой прочности (ЗФП);
    • эффект операционного рычага (ЭОР).

    Порог рентабельности в 2009 году равен:

                                            ПР1 = (КР1 + УР1)/КМД,                            (8)

      где  КР1 и УР1 – соответственно коммерческие и управленческие расходы;

             КМД – коэффициент маржинального  дохода, который рассчитывается  путем деления валовой прибыли  (стр.029 ф.№2) на выручку от реализации (стр. 010 ф.№2).

      ПР1 = (7217 + 1217)/ (9142/81291) = 74968,9 тыс. руб.

      Это значение показывает, что объём реализации не должен составлять меньше 74968,9 тыс. руб., в ином случае предприятие окажется в убытке.

      Запас финансовой прочности следует рассчитать в сумме и в долях единицы соответственно по формулам:

                       ЗФП (в стоимостном выражении) = В – ПР,                (9)

                                ЗФП (в долях единицы) = ЗФП / В,                     (10)

      где В – выручка от реализации.

      ЗФП =81291 – 74968,9= 6322,1 тыс. руб.

      ЗФП = 6322,1 / 81291 *100% = 7,78%

      ЗФП в 2009 году составляет 6322,1 тыс. руб., что означает превышение фактической выручки от реализации порога рентабельности на 6322,1 тыс. руб. (или на 7,78%).

      Эффект  операционного рычага отражает степень интенсивности изменения прибыли под влиянием изменения выручки и ассоциируется с предпринимательским риском.

                          ЭОР = Валовая прибыль / Выручка,                       (11)

      ЭОР = 9142 /81291 * 100% = 11,25%

      Таким образом, при изменении выручки  на 1% валовая прибыль изменится  на 11,25%.

      По  итогам произведенных расчетов можно сделать вывод, что ООО «Черняховский мясокомбинат» находится в высокой зависимости от заемных средств, практически не имеет собственных средств, для обеспечения функционирования деятельности предприятия. В целом, деятельность предприятия нельзя назвать рентабельной, в связи с тем, что в 2009 году, ООО «Черняховский мясокомбинат» работал практически без прибыли, что явилось результатом мирового кризиса, так как организация была вынуждена экономить на наценке на продукцию для сохранения объемов реализации.

     3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО  УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОГО  СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЧЕРНЯХОВСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»

     3.1. ОЦЕНКА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРИБЫЛИ К ИЗМЕНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ 

     Анализ зависимости деятельности предприятия от соотношения «Затраты – Объем – прибыль» позволит разработать более обоснованные бюджетные документы.

      Одним из мощных инструментов менеджеров в  определении точки безубыточности является методика анализа безубыточности производства или анализа соотношения  “затраты – объем – прибыль” (Cost – Volume –Profit; CVP – анализ).

      Ключевыми элементами анализа соотношения  “затраты – объем – прибыль” выступают маржинальный доход, порог  рентабельности (точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности.

      Изменение прибыли предприятия  за счет изменения объема реализации

      ООО «Черняховский мясокомбинат» осуществляет реализацию колбасы «Таллинская» средние переменные затраты на производство и сбыт которого составляют 240,35руб. за 1 кг.. Пиво продается по цене 270,96 руб. за 1 кг. Постоянные затраты предприятия в месяц составляют 388 тыс. руб. Рассчитаем, какую прибыль может получить предприятие в месяц, если оно продает продукции в объеме 100 000 кг., 200 000 кг., 300 000 кг. Результат представим в таблице 3.7. 
 
 
 
 
 

                                                                  Таблица 3.7 

      Прибыль предприятия при различных объемах выпуска, руб. 

Показатели Объем реализации, кг.
100 000 200 000 300 000
Выручка от реализации, тыс. руб. 1 996 3 992 5 988
Переменные  затраты, тыс. руб. 1 635 3 270 4 905
Маржинальный  доход, тыс. руб. 361 722 1083
Постоянные  затраты, тыс. руб. 388 388 388
Прибыль, тыс. руб. -27 334 695
Средняя величина маржинального дохода, руб. 3,61 3,61 3,61

 
 

      Так как средняя величина маржинального  дохода одинакова для всех трех вариантов, расчет прибыли можно упростить. Определим прибыль предприятия при любом объеме выпуска.

      Умножив среднюю величину маржинального  дохода на объем выпуска получим  общую величину маржинального дохода;

      От  общей величины маржинального дохода отнимем постоянные затраты.

      Например, какую прибыль получит предприятие, если произведет и продаст 150 000 кг. “Таллинская”?

      Маржинальный  запас прочности - это величина, показывающая превышение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации. Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия. Этот показатель определяется следующей формулой:

      Маржинальный  запас прочности = (Фактическая выручка – Пороговая выручка)/(Фактическая выручка х 100 %)

      Производственный  леверидж (leverage в дословном переводе – рычаг) – это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности. Необходимым условием применения механизма производственного левериджа является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат предприятия на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

      Производственный  леверидж определяется с помощью  следующей формулы:

                                                                                    (12)

      где Эпл - эффект производственного левериджа;

      МД - маржинальный доход;

      Зпост – постоянные затраты;

      П – прибыль.

      Найденное с помощью формулы (12) значение эффекта производственного левериджа в дальнейшем используется для прогнозирования изменения прибыли в зависимости от изменения выручки предприятия. Для этого используют следующую формулу:

                                                                                    (13)

      где D П – изменение прибыли, в %

      D В – изменение выручки, в  %

      Используя механизм производственного левериджа  спрогнозируем изменение прибыли  предприятия в зависимости от изменения выручки, а также определим  точку безубыточной деятельности. Для  нашего примера эффект производственного левериджа составляет 2,16 единиц. Это означает, что при снижении выручки предприятия на 1%, прибыль сократится на 2,16%. Предположим, что выручка сократится на 10% и составит 3 592 800 руб. (3 992 000 –3 992 000 х 10 : 100). В этих условиях прибыль предприятия сократится на 21,6% и составит 566 048 руб. (722 000 – 722 000 х 21,6 : 100).

      Производственный  леверидж является показателем, помогающим менеджерам выбрать оптимальную  стратегию предприятия в управлении затратами и прибылью. Величина производственного левериджа может изменяться под влиянием:

      – цены и объема продаж;

      – переменных и постоянных затрат;

      – комбинации любых перечисленных  факторов.

      Рассмотрим  влияние каждого фактора на эффект производственного левериджа на основе вышеприведенного примера.

      Увеличение  цены реализации на 10% (до 210 руб. 96 коп. за единицу) приведет к увеличению объема продаж до 4 392 000 руб., маржинального дохода – до 1 220 000 руб. (4 392 000 – 3 270 000) и прибыли до 734 000 руб. (1 220 000 – 388 000). При этом также увеличится маржинальный доход в расчете на единицу продукта с 3,61 руб. (722 000 руб.: 200 000 бут.) до 6 руб. 10 коп.      (1 220 000 руб.: 200 000 бут.). В этих условиях для покрытия постоянных затрат потребуется меньший объем продаж: точка безубыточности составит 63 607 бут. (388 000 руб.: 6 руб. 10 коп.), а маржинальный запас прочности предприятия увеличится до 136 393 бут. (200 000 – 63 607) или на 68,2%. Как следствие, предприятие может получить дополнительную прибыль в сумме 7500 руб.    (734 000 –722 000). При этом, эффект производственного левериджа снизится с 2,16 до 1,66 единиц (1 220 000 : 734 000).

      Снижение  переменных затрат на 10% (с 3 270 000 руб. до 2 943 000 руб.) приведет к увеличению маржинального дохода до 1 049 000 руб. (3 992 000 –     2 943 000) и прибыли до 661 000 руб. (1 049 000 – 388 000). В результате этого точка безубыточности (порог рентабельности) увеличится до 1 475 285 руб.

[388 000 : (1 049 000 : 3 992 000)], что в натуральном выражении составит 73 912 бут. (1 475 285 : 19,96). Как следствие, маржинальный запас прочности предприятия составит 1 083 285 руб. (3 992 000 – 1 475 285) или 54 273 бут   (1 083 285 руб.: 19,96 руб.). В этих условиях эффект производственного левериджа на предприятии снизится до 1,59 единиц (1 049 000: 661 000).

        При снижении постоянных затрат  на 10% (с 388 000 руб. до 349 200 руб.) прибыль предприятия увеличится до 372 800 руб. (3 992 000 – 3 270 000 – 349 200) или на 11,62%. В этих условиях точка безубыточности в денежном выражении составит 1 930 775 руб. [349 200: (722 000 : 3 992 000)], а в натуральном выражении – 96 732 бут. (1 930 775: 19,96). При этом маржинальный запас прочности предприятия будет соответствовать 2 061 225 руб. (3 992 000 –1 930 775) или 103 268бут. (2 061 225 : 19,96). Как следствие, в результате снижения постоянных затрат на 10% эффект производственного левериджа составит 1,94 единиц (722 000 : 372 800) и по сравнению с первоначальным уровнем снизится на 0,22 единиц (2,16 – 1,94).

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия (на примере ООО «Черняховский мясокомбинат»)