Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 09:05, дипломная работа
Цель и задачи дипломной работы. Целью данного исследования является разработка механизма внутрифирменного планирования предприятия хлебобулочных изделий. В соответствии с поставленной целью в дипломной работе предполагается решение следующих задач:
рассмотреть и уточнить понятия: планирование, внутрифирменное планирование, система внутрифирменного планирования,
выявить и обобщить элементы, принципы, методы внутрифирменного планирования и определить их взаимосвязи и взаимозависимости,
выявить особенности системы внутрифирменного планирования в предприятиях хлебобулочных изделий,
провести оценку организационного, правового и экономического состояния Хлебобулочного комбинанта ТОО «Astana Dos Company» (далее ТОО «Astana Dos Company»,
разработать механизм формирования системы внутрифирменного планирования, позволяющий скоординировать процесс внутрифирменного планирования на уровне структурных подразделений в ТОО «Astana Dos Company»;
выработать рекомендации по повышению гибкости внутрифирменного планирования.
Введение 3
1Теоретические основы внутрифирменного планирования 6
1.1Роль и значение планирования в управлении предприятием 6
1.2Сущность и организация внутрифирменного планирования на предприятиях. 15
1.3Зарубежный опыт внутрифирменного планирования на предприятиях 22
1.4Пути совершенствования и развития внутрифирменного планирования 29
2Анализ внутрифирменного планирования в ТОО «Astana Dos Company» 33
2.1Общая характеристика предприятия ТОО «Astana Dos Company» 33
2.2Анализ показателей ТОО «Astana Dos Company» 42
2.3Факторный анализ финансовых показателей предприятия 51
3Совершенствование внутрифирменного планирования на предприятии 67
3.1Исследование и анализ рынка сбыта в ТОО «Astana Dos Company» 67
3.2Экономическое обоснование предлагаемых мероприятий на ТОО «Astana Dos Company» 78
Заключение 85
Список использованной литературы 88
В американских фирмах планирующие системы построены таким образом, чтобы была возможность быстро реагировать на изменение потребительского спроса и рыночной конкуренции. Свою гибкость они повышают двумя путями. Первый путь предусматривает:
- сокращение планируемого периода (от пяти до двух лет стратегического планирования);
- прогнозирование и
планирование заданий на
Второй путь предполагает:
- сокращение времени
выполнения заказа и его
- установление более тесных контактов с заказчиком путем приглашения его представителей на заседания руководящего состава фирмы с обсуждением вопросов планирования, путем объединения информационных систем с заказчиком для обеспечения необходимой последовательности поставок продукции, оказания заказчику услуг типа проверки качества, условий поставки. Такие деловые контакты способствуют размещению заказчиком новых заказов.
Как правило, управляющий заводом мало занимается контролем за производственным процессом. Значительно больше времени он тратит на работу по снижению издержек производства и переговоры с заказчиком. Руководители заводов обычно тратят минимум времени и усилий на поиск необходимого поставщика и максимум на то, чтобы он поставлял качественную продукцию.
Для американских компаний исходным пунктом планирования является прогноз рынка: состояния и развития рыночной ситуации. Такой прогноз подготавливается службой маркетинга и доводится до высшего руководства фирмы и руководства отделений и заводов. На его основе заводы готовят свои планы (бюджеты), которые направляются для утверждения наверх, а затем идут вниз для выполнения. Отчеты о выполнении плана идут опять «снизу вверх».
Выполнение плановых показателей для заводов (себестоимость, качество, своевременность поставок) составляет основу управленческой деятельности руководителя завода. Управляющий службы контроля главное внимание уделяет выполнению показателей качества, главный экономист - снижению издержек, инженеры завода - созданию нового продукта.
Менеджеров в американских фирмах за невыполнение плана не наказывают, премируют же не за результаты выполнения плана, а за хорошую работу в трудных обстоятельствах, что поощряет их к добросовестности и инициативности.
Внутрифирменное планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений.
Таким образом, современное внутрифирменное планирование и управление, основанное на системе бюджетирования, представляет собой целенаправленные, последовательные, а также ограниченные определенными принципами действия, позволяющие разрабатывать сбалансированные и оптимальные планы развития предприятия, увязанные на конечные цели его существования. При этом необходимо обеспечить не только интересы собственников хозяйствующего субъекта, но и государства, а также партнеров, заинтересованных в долгосрочном сотрудничестве с предприятием.
1.4 Пути совершенствования и развития внутрифирменного планирования
Основным содержанием внутрифирменного планирования является формирование комплекса задач, связанных с распределением ресурсов организации для достижения стратегических целей. Внутрифирменное планирование можно расценивать как механизм решения задач, установленных стратегическим планом. Но если мы не знаем куда идем, нам будет и не понятным как это сделать.
По мере приобретения опыта планирования стали более широко практиковаться разработки среднесрочных планов, а позже и долгосрочных (стратегических) планов.
Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть стратегического планирования. Такой стратегией для предприятий является стратегия обслуживания.
Планирование производственной программы на предприятиях хлебопекарной промышленности основано на материализации научных знаний, приводящих к появлению новых товаров и технологий, а также новых форм организации, управления производством и сбыта продукции.
Многообразие отраслевой и территориальной специфики предприятий, а также: значительные различия в организации производства и управления, на малых и крупных предприятиях не укладываются в какую–то одну схему планирования. Поэтому структура планов и сроки, на которые они разрабатываются, различны. Определение продолжительности текущих и долгосрочных планов также связано с отраслевой спецификой.
Объективной основной причиной различий периода планирования является разная продолжительность жизненного цикла выпускаемой продукции, который определяется степенью сложности и размерами затрат, связанных с ее заменой. Продолжительность жизненного цикла продукции
формируется возможностью и необходимостью замены купленного потребителем изделия новым, а также требованием потребителя к качественным характеристикам товара.
Хлебопекарная промышленность способствует рационализации питания населения, позволяет устранить неравномерность потребления продуктов в течение года, сглаживает региональные различия в уровне потребления хлеба и хлебобулочных изделий. Рассматриваемая промышленность позволяет решать социальные проблемы, так как производство различных полуфабрикатов, замороженных готовых блюд сокращает затраты времени на приготовление пищи. Повышение транспортабельности продуктов хлебопечения промышленной, выработки позволяет улучшать снабжение населения различных территориальных образований.
Рассмотрим некоторые особенности, оказывающие влияние на процесс объемного внутрифирменного планирования производственной программы предприятий хлебопекарной промышленности.
Главной особенностью является специфический характер назначения продукции. По экономическому назначению производимой продукции хлебопекарная промышленность относится преимущественно к отраслям потребительского комплекса и входит в агропромышленный комплекс, так как тесно связана с сельским хозяйством; производит предметы потребления достаточно устойчивого ассортимента с ограниченными сроками реализации и минимальным товарным запасом.
Еще одна особенность отрасли, влияющая на производственную программу – является специфический характер размещения предприятий. Предприятия хлебопекарной промышленности размещены в соответствии с географией населения, приближены к районам потребления продукции, что позволяет минимизировать запасы сырья и материалов. Такая организация производства и обеспечения населения хлебопродуктами приносит значительный экономический эффект.
Определенное
влияние на планирование ассортиментной
программы: оказывает специфический характ
Преимуществом
предприятий хлебопекарной
Также можно отметить, что в хлебопекарной отрасли влияние на формирование производственной программы предприятия оказывает специфический характер концентрации и специализации производства. Концентрация производства выражается в увеличении количества выпускаемой продукции в натуральных единицах и достигается относительной стабильностью цен. Специализация же производства повышает поточность и массовость выпускаемых изделий.
Хлебопекарная промышленность является одной из наиболее развитых отраслей пищевой промышленности в Казахстане и представлена совокупностью отдельных предприятий, так как хлеб по традиции является одним из важнейших продуктов питания населения нашей страны. Основной задачей отрасли является, производство хлеба и хлебобулочных изделий высокого качества в объеме и ассортименте, обеспечивающих спрос населения.
Хлебопекарная промышленность вырабатывает малотранспортабельную продукцию, потребляемую повсеместно и повседневно, что обусловлено физическими свойствами хлеба, не допускающими его длительного хранения, и необходимостью снабжения населения свежим хлебом в должном ассортименте.
Кроме того, на размещение отрасли оказывает влияние расход сырья на единицу готовой продукции (масса готовой продукции превышает в 1,4 раза массу основного сырья – муки, являющейся транспортабельной, чем хлеб), остальные ресурсы (энергетические, трудовые, водные и др.) не оказывают существенного влияния на размещение хлебопекарной отрасли.
Отрицательным фактором, влияющим на формирование производственной программы предприятий отрасли, является неравномерное и ежегодное снижение использования имеющихся производственных мощностей, при постоянном росте числа производителей хлебопродуктов. Данная тенденция свидетельствует о том, что на производственных предприятиях хлебопекарной отрасли слабо идет модернизация (или вообще не осуществляется) технологических линий по выпечке хлеба и хлебобулочных изделий, а «вливающиеся» в рынок малые предприятия, мини-пекарни занимаются выпечкой продукции кустарными методами и негативно влияют на качество предлагаемых населению товаров. Производственные мощности предприятий хлебопекарной промышленности по производству хлеба в 1991 году использовались на 54,3%, а в 2011г. на 27 %, то есть за двадцать лет сокращение их использование сократилось более чем в два раза.
Проведенный анализ состояния и развития хлебопекарной промышленности позволил выделить отраслевые особенности в условиях конкуренции, оказывающие влияние на внутрифирменное планирование: массовый тип производства продукции; распространенная технология производства (позволяет размещать предприятия повсеместно); специфические свойства выпускаемой продукции, производственный и коммерческий циклы носят краткосрочный характер; короткие сроки реализации и ограниченные сроки хранения готовой продукции; высокая доля рабочих с низкой квалификацией; расположение рядом с источниками материального обеспечения; транспортабельность сырья и готовой продукции; высокая динамика сменяемости и расширения ассортимента; относительная стабильность состава сырья при изменяющейся номенклатуре; относительная стабильность цен на рынке; высокий уровень коммерческого риска.
Проведенные
исследования позволили
Неравномерные изменения в производстве хлеба и хлебобулочных изделий внутри недельного цикла обусловлены, во–первых, наличием случайных «выбросов», что связано с низкой точностью характера спроса; во–вторых, сезонностью и праздничными днями в потреблении исследуемого товара.
Сглаживание выявленных диспропорций в производстве данного товара возможно путем повышения точности прогноза – спроса (в том числе за счет участия конкурентов), на основе тщательного его мониторинга; ввода системы адаптивного планирования, с целью повышения эффективности производства (устранение необоснованных потерь в результате чрезмерного объема предложения).
Таким образом,
возникает необходимость
2 Анализ внутрифирменного планирования в ТОО «Astana Dos Company»
2.1 Общая характеристика предприятия ТОО «Astana Dos Company»
ТОО Хлебобулочный комбинат по г.Астана «Astana Dos Company» - филиал одного из средних хлебопекарных предприятий в Республике Казахстан.
Филиал начал свою работу в сентябре 2002 года. Об умении пекарей создавать качественный вкусный хлеб и кондитерские изделия горожане узнали практически с первых дней освоения производственных мощностей. Однако, вновь созданные производственные мощности предприятия позволяли выпускать ограниченный ассортимент продукции: хлеб пшеничный формовой, хлеб ржано-пшеничный подовый. В условиях рыночной экономики, характеризующихся резким обострением конкурентной борьбы и повышенными требованиями к качеству и ассортименту продукции, предприятие получило новое развитие. На свободных производственных площадях по плану были организованы:
- кондитерский цех по производству широкого
ассортимента тортов,
пирожных, кексов, рулетов, печенья;
- сухарный цех по производству сухарей-гренок и закусочных сухариков;
- прянично-булочный цех по производству широкого
ассортимента
мелкоштучных булочных изделий и пряников.
Сегодня предприятие ежедневно производит и поставляет на хлебный рынок около 7 -7,8 тонн продукции.
Высокий профессионализм специалистов, применение качественного натурального сырья, использование современного оборудования, классических и новых технологий, позволяют предприятию производить продукцию, пользующуюся неизменным спросом.
Около 230 предприятий торговли поддерживают деловые отношения с филиалом, среди них есть постоянные клиенты, с которыми мы сотрудничаем со дня основания. Отношения с клиентами и поставщиками строятся предприятием на основе взаимной выгодности, постоянно совершенствуя формы и методы работы.