Внутрифирменное планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 09:05, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи дипломной работы. Целью данного исследования является разработка механизма внутрифирменного планирования предприятия хлебобулочных изделий. В соответствии с поставленной целью в дипломной работе предполагается решение следующих задач:
рассмотреть и уточнить понятия: планирование, внутрифирменное планирование, система внутрифирменного планирования,
выявить и обобщить элементы, принципы, методы внутрифирменного планирования и определить их взаимосвязи и взаимозависимости,
выявить особенности системы внутрифирменного планирования в предприятиях хлебобулочных изделий,
провести оценку организационного, правового и экономического состояния Хлебобулочного комбинанта ТОО «Astana Dos Company» (далее ТОО «Astana Dos Company»,
разработать механизм формирования системы внутрифирменного планирования, позволяющий скоординировать процесс внутрифирменного планирования на уровне структурных подразделений в ТОО «Astana Dos Company»;
выработать рекомендации по повышению гибкости внутрифирменного планирования.

Содержание

Введение 3
1Теоретические основы внутрифирменного планирования 6
1.1Роль и значение планирования в управлении предприятием 6
1.2Сущность и организация внутрифирменного планирования на предприятиях. 15
1.3Зарубежный опыт внутрифирменного планирования на предприятиях 22
1.4Пути совершенствования и развития внутрифирменного планирования 29
2Анализ внутрифирменного планирования в ТОО «Astana Dos Company» 33
2.1Общая характеристика предприятия ТОО «Astana Dos Company» 33
2.2Анализ показателей ТОО «Astana Dos Company» 42
2.3Факторный анализ финансовых показателей предприятия 51
3Совершенствование внутрифирменного планирования на предприятии 67
3.1Исследование и анализ рынка сбыта в ТОО «Astana Dos Company» 67
3.2Экономическое обоснование предлагаемых мероприятий на ТОО «Astana Dos Company» 78
Заключение 85
Список использованной литературы 88

Работа содержит 1 файл

Совершенствование организации внутрифирменного планирования на предприятии (на материалах ТОО «Astana Dos Company»)..doc

— 1.11 Мб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение 

3

1

Теоретические основы внутрифирменного планирования

6

1.1

Роль и значение планирования в управлении предприятием

6

1.2

Сущность и  организация внутрифирменного планирования на предприятиях.

 

15

1.3

Зарубежный  опыт внутрифирменного планирования на предприятиях

 

22

1.4

Пути совершенствования  и развития внутрифирменного планирования

 

29

     

2

Анализ внутрифирменного планирования в ТОО «Astana Dos Company»

 

33

2.1

Общая характеристика предприятия ТОО «Astana Dos Company»

 

33

2.2

Анализ показателей ТОО «Astana Dos Company»

42

2.3

Факторный анализ финансовых показателей предприятия

51

     

3

Совершенствование внутрифирменного планирования на предприятии

 

67

3.1

Исследование  и анализ рынка сбыта в ТОО  «Astana Dos Company»

 

67

3.2

Экономическое обоснование предлагаемых мероприятий  на ТОО «Astana Dos Company»

 

78

     
 

Заключение

85

     
 

Список использованной литературы

88

     
 

Приложение

90


 

 

Введение

 

Изменения, происходящие в мировом экономическом сообществе в последние десятилетия, характеризуются постоянным ужесточением конкуренции. В рыночных условиях деятельность предприятий невозможно защитить от воздействия факторов риска, приводящих к неустойчивому функционированию. Необходимость выживания на мировом и внутриказахстанском рынке в условиях развивающегося постиндустриального общества требует разработки более эффективных методов управления, характеризующихся рациональным использованием ресурсов, повышением гибкости и адаптивности предприятий. В этой связи с особой остротой встает научная задача обеспечения устойчивости предприятия путем совершенствования внутрифирменного планирования.

Усложнение технологии и организации производственно-торгового  процесса современных предприятий  обусловливает необходимость совершенствования теории и практики планирования их деятельности с учетом особенностей различных отраслей и форм собственности.

В современных рыночных условиях руководители предприятий  осознают значительную роль планирования в управлении деятельностью всего  предприятия. Трудности возникают по вопросам: планировать или нет, и как планировать. Несмотря на имеющуюся экономическую литературу, которая часто описывает зарубежный опыт планирования, в связи с отсутствием собственного, применимого к рыночным условиям, не существует системы планирования, адаптированной к условиям функционирования современных казахстанских организаций. Предприятия в большей мере нуждаются в реформировании системы планирования. Это связано с тем, что планирование в них является, чуть ли не главнейшей составляющей их эффективного функционирования.

Анализ опыта экономических  реформ показал, что эффективность  работы предприятия во многом зависит  от состояния внутрифирменного планирования. Создать организационный и экономический  механизм управления предприятием в условиях рыночной экономики без разработки четкой системы внутрифирменного планирования нельзя. Однако построение такой системы – достаточно сложный процесс, требующий ресурсов, соответствующих навыков и умения от работников предприятия, прежде всего менеджеров, которым приходится решать ряд сложных методологических и организационно-технических проблем, связанных с кардинальной перестройкой всех элементов внутрифирменного планирования.

Опыт показывает, что  организации, планирующие свою деятельность, функционируют более успешно, чем те организации, которые свою деятельность не планирующие. Сбалансированный внутрифирменный план представляет фирме вполне ощутимые блага: четкую мгновенную программу производственной деятельности, эффективную обратную связь, апробированную стратегию совершенствования производства, высокую трудовую мораль работников и работниц, всеобщую устремленность персонала фирмы к инновациям, сокращение издержек производства. В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности.

Быстрые темпы роста  и постоянное совершенствование  индустрии гостеприимства хорошо известны. Являясь частью сферы обслуживания в экономике страны, индустрия хлебопекарни представляет собой один из наиболее быстро развивающихся секторов экономики. Однако очень немногим предприятиям и даже целым компаниям удается вести дело так, что им можно просто позавидовать. Успех деятельности предприятия во многом зависит от тщательно продуманной политики, хорошо разработанного плана действий.

Не все фирмы пользуются официально принятыми системами  планирования, а те, что пользуются, не всегда делают это хорошо. А ведь формальное планирование сулит целый  ряд выгод. Тут и системное  осмысливание ситуации, более четкая координация усилий всего предприятия, более точная постановка задач и проч. Все это должно привести к повышению конкурентоспособности и росту прибыли.

Таким образом, актуальность темы настоящего исследования заключается в разрешении противоречия, сложившегося между необходимостью эффективного планирования деятельности предприятий хлебобулочного комбината с целью обеспечения их устойчивого развития и с отсутствием четкой научно-обоснованной модели планирования.

Все вышеизложенные обстоятельства обусловили выбор темы дипломного исследования.

Цель и задачи дипломной работы. Целью данного исследования является разработка механизма внутрифирменного планирования предприятия хлебобулочных изделий. В соответствии с поставленной целью в дипломной работе предполагается решение следующих задач:

  1. рассмотреть и уточнить понятия: планирование, внутрифирменное планирование, система внутрифирменного планирования,
  2. выявить и обобщить элементы, принципы, методы внутрифирменного планирования и определить их взаимосвязи и взаимозависимости,
  3. выявить особенности системы внутрифирменного планирования в предприятиях хлебобулочных изделий,
  4. провести оценку организационного, правового и экономического состояния Хлебобулочного комбинанта ТОО «Astana Dos Company» (далее ТОО «Astana Dos Company»,
  5. разработать механизм формирования системы внутрифирменного планирования, позволяющий скоординировать процесс внутрифирменного планирования на уровне структурных подразделений в ТОО «Astana Dos Company»;
  6. выработать рекомендации по повышению гибкости внутрифирменного планирования.

Предметом исследования дипломной работы является организационно-экономический механизм формирования и совершенствования внутрифирменного планирования на предприятии хлебобулочного комбината.

В работе применялись расчетно-конструктивный, монографический, экономико-статический методы научного исследования.

Объектом исследования дипломной работы выступают отдельные процессы планирования в ТОО «Astana Dos Company».

Методологической  и теоретической основой исследования являются научные труды отечественных ученых-экономистов, законодательные и нормативные акты органов власти. Перестройка казахстанской экономики и ее ориентация на рыночные отношения вызвали повышенный интерес к изучению проблемы внутрифирменного планирования деятельности предприятия. Эти вопросы глубоко и всесторонне рассмотрены в трудах таких отечественных и зарубежных учёных как Г.С.Сейткасимов, А.Н.Жуйриков, М.М. Алексеева, А.Б. Борисов, А.В. Грачев, А.И. Ильин, М.А. Морозов, Н.А. Сафронов, Р.А. Фатхутдинов, и многие другие, включены материалы статистических сборников и официальные данные Госкомстата Республики Казахстан, а также статистические материалы, опубликованные в научной литературе и периодической печати. Нормативно-правовой базой исследования послужили действующие законодательные и нормативные акты РК.

Научная новизна  исследования заключается в том, что в работе предложены основные мероприятия по развитию внутрифирменного планирования в Казахстане.

Практическая  значимость работы. Разработанная автором методика обеспечения устойчивости предприятия за счет внутрифирменного планирования может быть эффективно использована на предприятиях любых форм собственности, так как позволяет в максимальной степени учесть как потенциал предприятия, так и возможные изменения рыночной среды.

Структура дипломной  работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе рассмотрены  теоретические основы и изложены основные аспекты современной системы внутрифирменного планирования.

Во второй главе - аналитической части дипломной работы - проводится анализ финансово - хозяйственной деятельности ТОО «Astana Dos Company», исследуются фактические показатели, используемые при составлении планов. Особое внимание уделяется планированию сбыта, персонала и финансовому планированию, как наиболее важным разделам внутрифирменного плана.

В третьей главе внесен ряд предложений по совершенствованию внутрифирменного планирования в ТОО «Astana Dos Company».

В заключении приводятся основные выводы и рекомендации по результатам выполненного исследования.

 

1 Теоретические основы  внутрифирменного планирования

 

1.1 Роль и  значение планирования в управлении  предприятием

 

Начиная рассматривать  теоретические основы внутрифирменного планирования, прежде всего, необходимо дать определение, что такое планирование.

Планирование — это процесс экономического обоснования рационального поведения субъекта хозяйствования для достижения своих целей. Планирование представляет собой процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов достижения. Оно зачастую рассматривается как завершающий этап прогнозирования, в процессе которого принимаются решения на основе выбора тех или иных альтернатив развития.

Многие авторы отмечают направленность планирования на максимальную эффективность. Планирование — процесс разработки и принятия решения, направленного на достижение целей при максимальной эффективности функционирования объектов управления [1, с.17].

По мнению М. Бухалкова, сущность планирования в условиях свободных рыночных отношений заключается:

- в научном обосновании на объектах планирования предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности;

- в выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров;

- в выполнении работ и оказании услуг с установлением таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.

Планирование в условиях рыночной экономики:

    1. это процесс непрерывной творческой деятельности, научно обоснованная система свободного выбора основных видов продукции и услуг предприятия, важнейших экономических и социальных целей его перспективного развития, наилучших технических средств и организационных способов решения выдвинутых перспективных целей и задач;
    2. это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей;
    3. это определение будущего желаемого состояния всего предприятия, отдельных производственных систем, экономических показателей или иных конечных результатов и тех целесообразных решений, которые необходимо осуществить, чтобы вывести объект или фирму из существующего положения в новое предполагаемое и планируемое.

Если рассматривать  социально-экономическую систему  в целом, то планирование выступает, по мнению Ж.Сундетова, как вид деятельности, направленный на выбор оптимальной альтернативы развития социально-экономической системы в целом, рассчитанный на определенный период времени.

Целый ряд определений  дает в своих работах А. А. Истаева, понимая под планированием — процесс обработки информации по обоснованию предстоящих действий, определение наилучших способов достижения целей [2, 15].

По мнению А.А.Истаева, планирование имеет два смысла:

  1. с общеэкономической точки зрения, планирование — это механизм, который заменяет цены и рынок;
  2. в конкретно-управленческом смысле: планирование — одна из функций менеджмента, умение предвидеть будущее предприятия и использовать это предвидение, т. е. А.А.Истаев считает планирование первым и наиболее значимым этапом менеджмента.

Планирование — один из способов идентификации внутренних и внешних условий деятельности, инструмент преодоления неопределенности. Там, где есть планирование, неопределенность сокращается.

Информация о работе Внутрифирменное планирование