Увеличение эффективности деятельности грузового автотранспортного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:31, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является разработка предложений по повышению эффективности деятельности грузового автотранспортного предприятия на примере ООО «Волжское ГАТП».
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыто понятие эффективности деятельности предприятия
- определены факторы, влияющие на эффективность деятельности предприятия
- определены особенности деятельности АТП
- проведен анализ деятельности ООО «Волжское ГАТП»
- предложены пути повышения эффективности деятельности ООО «Волжское ГАТП»
- рассчитан экономический эффект после внедрения предложений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………......... 5
1 Теоретические основы эффективности работы автотранспортного предприятия……………………………………………………………………… 7
1.1 Понятие эффективности деятельности предприятия……………………... 7
1.2 Факторы, влияющие на эффективность деятельности предприятия…….. 9
1.3 Резервы повышения эффективности деятельности предприятия………... 13
1.4 Особенности деятельности АТП…………………………………………… 18
2 Анализ деятельности ООО «Волжское ГАТП»……………………………... 40
2.1 Анализ отрасли «Грузовой автомобильный транспорт»…………………. 40
2.1 Общая характеристика ООО «Волжское ГАТП»……………………......... 45
2.2 Анализ финансово-хозяйственного состояния ООО «Волжское ГАТП».. 47
2.3 Основные показатели и методы оценки эффективности автотранспортного предприятия………………………………………………..
3 Пути повышения эффективности деятельности ООО «Волжское ГАТП»… 54
3.1 Анализ эффективности деятельности ООО «Волжское ГАТП» 54
3.2 Анализ использования подвижного состава ООО «Волжское ГАТП»….. 56
3.3 Разработка предложений для повышения эффективности использования подвижного состава ООО «Волжское ГАТП»………………………………… 63
4 Информационные технологии
Заключение………………………………………………………………………. 68
Библиографический список…………………………………………………….. 71

Работа содержит 1 файл

Diplom.doc

— 586.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Анализ деятельности ООО «Волжское ГАТП» 

     2.1 Анализ отрасли «Грузовой автомобильный транспорт» 

     Рост  отечественной экономики требует  адекватного роста транспортных услуг, который и происходит в  последние годы. Вклад транспорта в формирование ВВП составил в 2005 г. 7%, а по итогам года рост общего грузооборота по всем видам транспорта – 2,9%. При этом наибольший прирост по грузообороту был зафиксирован на автомобильном транспорте, на его долю приходится свыше 80% общего объема перевозок грузов (без трубопроводного). Перевозки грузов осуществляются автомобильным транспортом во всех видах внутреннего сообщения: городском, пригородном и междугородном, включая завоз/вывоз грузов на железнодорожные станции, в морские и речные порты, аэропорты.

     В 2005 г. грузовым автопарком всех отраслей народного хозяйства перевезено 6,68 млрд. т грузов, или 101,8 % к уровню прошлого года. Грузооборот увеличился на 6,3 %. В 37 регионах возросли по сравнению с 2004 г. объемы перевозок грузов и грузооборот, например, в Республике Коми, в Ленинградской, Курганской, Кемеровской, Амурской областях. В 13 регионах показатели ухудшились. Резко снизились объем перевезенных грузов и грузооборот в Карелии, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Читинской области  [28].

     Объем коммерческих перевозок по всем субъектам автотранспортного рынка составил 1,62 млрд. т (111,7% к 2004 году), грузооборот – 68,11 млрд. т·км (104,2 %). Следует отметить, что более 75% от общих грузоперевозок в народном хозяйстве выполняется автомобилями предприятий различных ведомств для собственных нужд (не за плату). Это свидетельствует о том, что предприятия-грузовладельцы продолжают в большей мере рассчитывать на собственный автопарк и отдают ему предпочтение перед наемными перевозчиками, так как профессионализм большинства перевозчиков, предлагающих свои услуги на рынке, качество подвижного состава, готовность к предоставлению экспедиторских и логистических услуг не соответствуют растущим требованиям потребителей. Таким образом, при постоянном росте валовых объемных показателей автотранспортный бизнес не выглядит пока достаточно стабильным и эффективным в свете перспективных требований рынка.

     По  итогам 2005 г. общий эксплуатационный парк грузового автомобильного транспорта России (исключая специальные) составил около 4,5 млн. единиц. Произошло существенное и динамичное перераспределение парка автомобилей между хозяйствующими субъектами. На предприятиях всех отраслей экономики числится 2,2 млн. единиц, а на предприятиях отрасли «Автомобильный транспорт» – порядка 55 000 единиц, в основном это крупнотоннажный транспорт. Количество грузовых автомобилей в индивидуальной собственности граждан увеличилось за последние 5 лет более чем на 43% и составило 2,21 млн. автомобилей, или около 50% от всего парка народного хозяйства. При этом парк грузовых автомобилей предприятий страны за тот же период уменьшился почти на 10%, а предприятий отрасли – более чем на 55% [24]. 

     

     Рисунок 2.1 – Распределение грузового  автотранспорта в 2005г [17] 

     Основные  недостатки автомобильного парка ГАТП – высокий средний возраст и несовершенная структура. Только 14% автомобилей имеют срок службы до 5 лет, около 70% грузовых автомобилей полностью самортизированы и имеют срок службы более 10 лет. Обновление грузового парка страны в 2005 г. составило только около 5%. Обновление грузовых автомобилей в ГАТП страны в 2005 г. было порядка 2,5% вместо 10% по нормативу. В то же время, как и в 2004 годы, списано более 15% парка [16].

     

     Рисунок 2.2 – Возрастная структура грузового  автопарка в 2005г  

     Необходимость обновления грузового парка транспортных средств тесно связана с несоответствием его сложившемуся к настоящему времени потребительскому спросу на рынке транспортных услуг. Фактическая доля бортовых автомобилей составляет 27,5%, превышая рациональную долю примерно в 3 раза. В то же время количество грузовых автотранспортных средств со специализированными кузовами (рефрижераторы, цистерны) в эксплуатации явно недостаточно для более качественного обслуживания потребителей транспортных услуг. В парке преобладают среднетоннажные автомобили и не хватает большегрузных автомобилей и автопоездов. Доля в грузовом парке крупных и средних предприятий отрасли автомобилей грузоподъемностью свыше 15 тонн составляет 12,8%, что явно не соответствует потребности [25].

     

     Рисунок 2.3 – Структура автопарка ГАТП по грузоподъемности в 2005г [31, с.21] 

     В 2005 году наблюдался рост объема перевозок грузов автомобильным транспортом, что привело к некоторому улучшению финансового положения грузовых автотранспортных предприятий. В целом по Российской Федерации от перевозок грузов всеми коммерческими грузовыми автомобилями доходы оцениваются в 127,5 млрд. рублей. Рентабельность этого вида деятельности составила 0,4% (в 2004 году была убыточность). По грузовому парку крупных и средних автотранспортных предприятий получено 35,63 млрд. рублей доходов, расходы составили 35,49 млрд. руб., прибыль – 142,5 млн. рублей (в 2004 году был зафиксирован убыток – 458,8 млн. рублей). Наибольший удельный вес в затратах на грузовые перевозки составляют расходы на автомобильное топливо – 26,6% от всех затрат, расходы на заработную плату были на уровне 20,9%. Доля затрат на амортизацию подвижного состава в общем объеме расходов остается крайне низкой (2000 г. – 3,8%; 2004 г. – 3,6%; 2005 г. – 3,7%), что свидетельствует об отсутствии инвестиционных возможностей на большинстве автотранспортных предприятий. Затраты на смазочные и прочие эксплуатационные материалы составили 2,2%, на техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт автомобилей – 11,1%, общехозяйственные расходы – 29% [21].

     

     Рисунок 2.4 – Структура затрат ГАТП в 2005г [22] 

     Перевозки грузов автомобильным транспортом  общего пользования (предприятия и  предприниматели, работающие по найму) составили 580 млн. т (117,4% от уровня 2004 г.), а грузооборот составил 31 млрд. т·км (109,1%). Преобладающая часть объемов в этом секторе деятельности приходится на крупные и средние автопредприятия, но доля малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общем объеме перевозок заметно возросла и уже составляет более 20% (для сравнения: в 2004 г. эта доля составляла 17,5%). При этом малыми предприятиями и индивидуальными владельцами выполняется значительная часть грузовых автоперевозок в междугородном и международном сообщении [16].

     В 2005 г. российские перевозчики продолжили активно обновлять свой подвижной состав, чему немало способствовали принятие и активная реализация постановления Правительства России о временном ввозе, освобождающего перевозчиков от уплаты таможенных платежей при ввозе транспортных средств. Российскими перевозчиками в 2005 г. по сравнению с 2004 г. на основании постановления Правительства Российской Федерации № 147 от 21.03.03 г. ввезено в два раза больше автотранспортных средств, предназначенных для осуществления междугородних автоперевозок (2004 г. – 312 тягачей и 308 полуприцепов, 2005 г. – 900 тягачей и 662 полуприцепа). Экономия перевозчиков, связанная с освобождением от таможенных платежей на основании указанного постановления, составляет в среднем 20...25% от общих затрат на приобретение транспортных средств. Так, если в 2002 г. россияне ездили преимущественно на автомобилях, отвечающих нормам Euro 0, Euro 1 и Euro 2, в 2005 г. уже свыше 26% парка соответствует требованиям Euro 3. Постепенно вводятся в эксплуатацию автомобили, удовлетворяющие нормам Euro 4 [23]. 

     2.2 Общая характеристика ООО «Волжское ГАТП» 

     Полное  наименование предприятия:  Общество с ограниченной ответственностью «Волжское грузовое автотранспортное предприятие». Место нахождения – РФ, 404112,  Волгоградская обл., г. Волжский. Общество является юридическим лицом.

     Основной  целью Общества является получение  прибыли.

     ООО «Волжское ГАТП» – одна из крупнейших грузовых автотранспортных компаний Волгоградского региона, которая предлагает транспортно-экспедиционные услуги по перевозке различных видов грузов по России. Грузовые перевозки осуществляются при помощи автопоездов, которые представляют собой сцепку седельного тягача и полуприцепа.

     Предприятие использует современный подвижной  состав:

  • седельные тягачи DAF-95, Volvo FH 12, Iveco Stralis,
  • полуприцепы Schmitz – изотермические, тентовые и с рефрижераторными установками, грузоподъемностью 20т, объемом 82-93 куб.м.

     Парк  седельных тягачей и полуприцепов постоянно обновляется. Перевозки  осуществляются в выходные и праздничные дни. 

     В состав предприятия входит:

     1. Отдел эксплуатации

     2. Бухгалтерия

     3. Юридический отдел

     4. Инженер по технике безопасности

     5. Сервисная станция

     6. Отдел охраны

     7. Складское хозяйство

     8. Отдел кадров

     ООО «Волжское ГАТП» является приемником «ГАТП-2», которое было основано в 1961 году. В его задачи входило обеспечение транспортом предприятий города Волжского, в основном хлебозаводов и мясокомбинатов. За пределами города у «ГАТП-2» обязанностей не было. В 1998 году у организации сменилось руководство, которое отказалось от использования отечественных тягачей и полуприцепов, сделав ставку на импортный подвижной состав. В итоге предприятие вышло на качественно новый уровень.

     С конца 90-х предприятие перешло  на междугородные рейсы. Стали предоставлять транспортные услуги в регионах Поволжья, юга России и Урала. Отдельные маршруты протянулись до Москвы и Санкт-Петербурга. Такие расстояния одолевать на отечественном подвижном составе было нерентабельно в силу риска поломок и, как следствие, несвоевременной доставки груза, за которой следуют штрафные санкции. В итоге предприятие начало искать поставщиков подвижного состава зарубежом. Предложений на рынке оказалась много, от первоклассных немецких брэндов до проверенных временем скандинавских. Однако у одних менее привлекательны финансовые механизмы, у других хорошие скидки только при покупке очень большой партии машин. В итоге выбор пал на итальянских производителей, с которыми удалось обо всем договориться на приемлемых условиях. Более того, было подписано дилерское соглашение. Поэтому в данный момент «Волжское ГАТП» не только обслуживает, но и продает технику марки Iveco. На сегодняшний день в автопарке предприятия 40 современных седельных тягачей, из которых большая часть – седельные тягачи Iveco Stralis. Они работают с января 2003 года в сцепке с изотермическими полуприцепами Schmitz объемом 84 м3.  

     2.3 Анализ финансово-хозяйственного состояния ООО «Волжское ГАТП» 

     Для объективной оценки деятельности предприятия  необходимо рассмотреть аналитический баланс, который находится в таблице 2.1. 

     Таблица 2.1 – Аналитический баланс ООО  «Волжское ГАТП»

     Наименование статей Абсолютные  величины
2003 2004 2005
1 2 3 4
АКТИВ      
I. Внеоборотные активы 126242 132932 153495
1) Основные средства 122547 128052 147448
2) Незавершенное строительство 1840 2979 3850
3) Доходные вложения в материальные  ценности 1168 1156 1275
4) Отложенные налоговые активы 687 745 922
II. Оборотные активы 49347 43176 39315
1) Запасы 10207 7542 4976
2) НДС по преобритенным ценностям 5565 2635 1679
3) Дебиторская задолженность (платежи  в течение 12 месяцев после отчетной  даты) 30378 28897 27636
4) Краткосрочные финансовые вложения 1653 1437 1323
5) Денежные средства 1544 2665 3701
Баланс 175589 176108 192810

Информация о работе Увеличение эффективности деятельности грузового автотранспортного предприятия