Увеличение эффективности деятельности грузового автотранспортного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:31, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является разработка предложений по повышению эффективности деятельности грузового автотранспортного предприятия на примере ООО «Волжское ГАТП».
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыто понятие эффективности деятельности предприятия
- определены факторы, влияющие на эффективность деятельности предприятия
- определены особенности деятельности АТП
- проведен анализ деятельности ООО «Волжское ГАТП»
- предложены пути повышения эффективности деятельности ООО «Волжское ГАТП»
- рассчитан экономический эффект после внедрения предложений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………......... 5
1 Теоретические основы эффективности работы автотранспортного предприятия……………………………………………………………………… 7
1.1 Понятие эффективности деятельности предприятия……………………... 7
1.2 Факторы, влияющие на эффективность деятельности предприятия…….. 9
1.3 Резервы повышения эффективности деятельности предприятия………... 13
1.4 Особенности деятельности АТП…………………………………………… 18
2 Анализ деятельности ООО «Волжское ГАТП»……………………………... 40
2.1 Анализ отрасли «Грузовой автомобильный транспорт»…………………. 40
2.1 Общая характеристика ООО «Волжское ГАТП»……………………......... 45
2.2 Анализ финансово-хозяйственного состояния ООО «Волжское ГАТП».. 47
2.3 Основные показатели и методы оценки эффективности автотранспортного предприятия………………………………………………..
3 Пути повышения эффективности деятельности ООО «Волжское ГАТП»… 54
3.1 Анализ эффективности деятельности ООО «Волжское ГАТП» 54
3.2 Анализ использования подвижного состава ООО «Волжское ГАТП»….. 56
3.3 Разработка предложений для повышения эффективности использования подвижного состава ООО «Волжское ГАТП»………………………………… 63
4 Информационные технологии
Заключение………………………………………………………………………. 68
Библиографический список…………………………………………………….. 71

Работа содержит 1 файл

Diplom.doc

— 586.00 Кб (Скачать)

      6. Повышение качества продукции.  Соответственно с этим предусматривается  замена и снятие с производства  устаревшей продукции или модернизация  устаревших изделий, улучшение основных технических характеристик выпускаемой продукции.

      7. На интенсификацию производства, безусловно, влияет улучшение организации  производства и труда, создание  условий для повышения заинтересованности  каждого работающего в достижении высоких показателей работы всего коллектива.

      8. Автоматизация производства –  применение технических средств  с целью полной или частичной  замены участия человека в  процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии,  материалов и информации.

      9. Компьютеризация – использование  вычислительной техники, повышающей  производительность интеллектуального  труда специалистов разного профиля [11, с.156]. 

      1.4 Особенности деятельности АТП 

     АТП (автотранспортное предприятие) – это организация, которая занимается перевозкой пассажиров или грузов автомобильным транспортом.

     АТП оценивает различные варианты перемещения  грузов с учетом их соответствия задачам обслуживаемых предприятий, проводит поиски возможных стимуляторов в целях повышения эффективности функционирования предприятия, обобщает и разрабатывает требования к подвижному составу. На уровне АТП решаются вопросы транспортной стратегии государства, развития транспортной сети, определения рациональных маршрутов и так далее [4, с.92].

     Основными процессами производственной деятельности АТП являются:

  • основное производство;
  • вспомогательное производство;
  • обслуживающее производство;
  • управление производством [3, с. 37].

     На  автомобильном транспорте основным производством является перевозочный процесс. Перевозочный процесс является определяющим для АТП, однако он нуждается в обслуживании и выполнении комплекса вспомогательных работ, таких, как техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава и погрузочно-разгрузочных механизмов, изготовление средств малой механизации погрузочно-разгрузочных работ и др.

     Вспомогательное производство АТП — это совокупность процессов материального производства, имеющая свой предмет труда, свой результат производства в виде определенного коэффициента технической готовности подвижного состава, который используется в основном производстве.

     Обслуживающие производства материального продукта не создают. Их продуктом являются услуги основному и вспомогательному производству, такие, как информационное обслуживание, обслуживание энергоресурсами, контроль качества технического обслуживания и текущего ремонта, и другие работы [30, с.95].

     Производственная  структура автотранспортного предприятия  формируется составом:

  • основная служба (служба организации перевозок);
  • вспомогательное производство (техническая служба);
  • обслуживающее производство (служба главного механика и энергетика);
  • служба подсобно-вспомогательных работ (уборка помещений, территории);
  • службы управления.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 1.1 – Организационная структура АТП [13, с.113] 

     Каждая  служба имеет своих исполнителей. Эти функциональные подразделения  нуждаются в информации о поведении своего объекта управления. АТП, для успешного функционирования, должно состоять из ряда структурных подразделений с определенным числом работников, между которыми должны быть строго определенные количественные отношения       [5, с.42].

      Транспортные  услуги являются особым видом деятельности грузового транспорта, который требует соответствующего технологического, финансового, информационного, правового и ресурсного обеспечения. В понятие услуг транспорта также входят сопутствующие операции, связанные с подготовкой и осуществлением перевозочного процесса: погрузочно-разгрузочные операции, упаковка грузов, информационное обеспечение (мониторинг услуги) и так далее.

      Транспортные  услуги имеют ряд особенностей, которые  необходимо учитывать при управлении предприятиями транспортного комплекса, а именно:

  • услуга существует только в процессе ее производства, а значит, не может накапливаться;
  • качество услуги определяется качеством процесса оказания услуги, поскольку продажа услуги представляет собой продажу самого процесса ее оказания;
  • услуга имеет потребительную стоимость в определенное время на определенном направлении, что ограничивает возможность ее замены;
  • существует неравномерность спроса на услуги, как временная, так и пространственная;
  • предложение, как правило, не обладает достаточной гибкостью в приспособлении к быстро меняющемуся спросу;
  • возможности транспорта для сглаживания колебаний спроса ограничены.

      Качество  транспортных услуг определяется как  соответствие уровня потребительских  свойств услуги требованиям рынка. Качество услуг оценивается по разности двух условных величин – ожидания потребителя и фактических параметров. Эта разность называется расхождением, она оценивает степень удовлетворенности покупателя качеством услуги. Среди наиболее важных параметров качества услуг выделяют следующие:

  • осязаемость,   то есть среда  оказываемой  услуги   (оборудование, внешний вид персонала, интерьер офиса, обеспечение мониторинга услуги и так далее);
  • надежность – последовательность исполнения «точно в срок»;
  • ответственность – гарантии выполнения услуг;
  • доступность – простота процедуры установления контактов с предприятием, предоставление клиенту выбора удобного времени оказания услуг;
  • безопасность – отсутствие риска и недоверия со стороны клиента;
  • вежливость и коммуникабельность персонала, взаимопонимание с покупателем [7, с. 97].

      Ожидания  потребителей относительно качества услуг  базируются на основе следующих факторов:

  • речевые коммуникации, то есть информация об услугах, распространяющаяся среди клиентов;
  • личные потребности, то есть индивидуальные запросы покупателя, его представления о качестве услуг;
  • прошлый опыт клиента;
  • внешние коммуникации, то есть рекламная информация, касающаяся оказания данного вида услуг [10, с. 57].

      Для рационального применения принципов  логистики при управлении потоками услуг необходимо выработать единую концепцию оценки качества услуг, основанную на критериях, используемых покупателем при выборе поставщика услуг, скорректировать систему управления в направлении минимизации расхождения ожидаемого и фактического уровня качества.

     Основными задачами хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия являются:

  1. Эффективное использование живого труда путем правильного подбора и расстановки кадров, систематического повышения их квалификации, внедрения научной организации труда и в соответствии с этим построения системы оплаты труда. Правильная организация труда и заработной платы должна обеспечить систематическое повышение производительности труда и рост заработной платы. При этом темпы роста производительности труда должны опережать темпы роста заработной платы;
  2. Эффективное использование основных фондов предприятия и в первую очередь подвижного состава. Последнее достигается путем внедрения новых, более прогрессивных форм и методов организации автомобильных перевозок, позволяющих повысить эксплуатационные показатели  работы автомобилей, а следовательно, повысить производительность подвижного состава и снизить себестоимость перевозок;
  3. Проведение систематической работы по техническому совершенствованию производства путем оснащения автотранспортного предприятия новыми моделями подвижного состава, имеющим более высокие технико-экономические качества;
  4. Реконструкции и строительства новых производственных помещений, позволяющих более эффективно осуществлять техническое содержание подвижного состава;
  5. Оснащения автотранспортного предприятия современным оборудованием, внедрения передовой технологии технического обслуживания и ремонта, механизации и автоматизации перевозочного и гаражных процессов;
  6. Улучшение планирования работы автотранспортных предприятий (определение наиболее эффективных плановых показателей, улучшение планирования загрузки автомобилей и т.д.);
  7. В области хозяйственно-финансовой деятельности необходимо повседневно проводить работу по экономии материальных и трудовых ресурсов, ликвидации непроизводительных расходов и устранению потерь на производстве, строго соблюдать финансовую дисциплину, шире внедрять внутрихозяйственный расчет (в колонны, цехи, бригады и т.д.), как метод, направленный на получение наилучших показателей работы при наименьших затратах в производстве [8, с.158].

     Проблема  повышения эффективности использования парка подвижного состава стоит, практически, перед всеми автотранспортными предприятиями. На эффективность влияет множество внутренних и внешних факторов. К внутренним относятся структура управления предприятием, потенциал рабочего и служащего персонала, состояние основного капитала и так далее. К внешним факторам относится государственное регулирование, спрос потребителей на услуги или продукцию, и так далее.

     Внутренние  факторы:

  1. Состав автомобильного парка. Как правило есть автомобили, требующие больших затрат на обслуживание, ремонт и эксплуатацию, чем другие. Например, автомобили, работающие на дизельном топливе, более экономичны, чем карбюраторные. Такие автомобили, как правило, использовать экономически не выгодно.
  2. Грузоподъемность тоже влияет на эффективность в целом. Чем больше грузоподъемность, тем большую полезную нагрузку грузовой автомобиль может перевести за один рейс и, следовательно, принести предприятию большую прибыль;
  3. Количество автомобилей. Предприятие должно иметь такое количество автомобилей, которое будет оптимально обслуживать клиентов. Избыток автомобилей приведет к тому, что часть из них будет простаивать. Недостаток же автомобилей не позволит ГАТП работать в полную силу;
  4. Техническое состояние подвижного состава. Все автомобили со временем стареют технически и морально, и требуют большего обслуживания, чем новые. Простои автомобилей в ремонте ведут к затратам, а следовательно и увеличению себестоимости перевозок. Для предприятия может быть выгодней купить автомобиль дороже, но надежней;
  5. Режим работы предприятия. Количество рабочих дней в году, рабочих смен оказывает влияние на эффективность работы предприятия. Если предприятие работает в выходные и праздничные дни, то это привлечет больше клиентов и позволит предприятию получить большую прибыль;
  6. Применение транспортной логистики на предприятии [9, с. 35].

      Транспортная  логистика – это новая отрасль  науки, которая посвящена изучению  перемещения товаров от производителя  до получателя и участию в нем  транспортных систем. Поэтому все  транспортные системы являются логистическими. Все процессы, которые сопровождают перемещения товаров: складские, финансовые, трудовые и так далее – тоже являются логистическими.

      К задачам транспортной логистики  относят:

  • создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;
  • обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
  • совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
  • выбор вида транспортного средства;
  • выбор типа транспортного средства;
  • определение рациональных маршрутов доставки и так далее.

       Переход от жесткого государственного контроля к дерегулированию транспорта начался  с конца 1970-х годов. Наиболее заметные сдвиги в этой области произошли  в США. В 1977 году там началось дерегулирование  воздушного транспорта, а вслед за ним в 1980 году - автомобильного и железнодорожного и, наконец, в 1984 году - водного. Принятые законы разрешили создавать на всех видах транспорта новые компании и свободно устанавливать тарифы. Кроме того, на воздушном транспорте авиационным экспедиторским агентствам разрешалось иметь в собственном владении и эксплуатировать самолеты. Автотранспортным агентствам позволено участвовать в деятельности транспортных компаний общего пользования. Экспедиторским агентствам и транспортным компаниям предоставлена возможность создавать совместные предприятия с фирмами, специализирующимися на экспортной торговле. В Японии в целях повышения конкуренции осуществлена приватизация железных дорог. В Великобритании отменены лицензии, значительно сдерживающие использование автомобилей как по поясам дальности перевозок, так и по номенклатуре грузов[29, с. 52].

       В целях достижения синхронизации  работы транспорта и производства в  хозяйственной деятельности фирм широко применяются системы «KANBAN» и «точно в срок» (just in time). Суть их в применении к транспорту состоит в следующем: если в основном производстве используется технология «строго по графику» без информации о содержании существенных объемов запасов необходимых материалов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий, то в закупочной и сбытовой логистике перевозки осуществляются соответственно через короткие интервалы (система «KANBAN») и в строго определенное время (система «точно в срок»). По указанной технологии подача грузов и тоннажа клиентуре в необходимых случаях ведется с точностью до минут. При этом, например, автомобиль с главного конвейера автосборочного завода поступает не на склад, а в вагон, и одновременно специальное погрузочное устройство, управляемое ЭВМ, обеспечивает постановку следующего вагона под погрузку очередной партии автомашин. Такая технология позволяет обходиться без громоздкого и дорогостоящего складского хозяйства и ускорять оборачиваемость капитана. В результате нормативы запасов материальных ценностей резко сокращаются. Например, в Японии они составляют 2- и 5-суточную потребность, а на автосборочном заводе «Ниссан» запас комплектующих деталей рассчитан всего на 2 часа работы главного конвейера. При переходе на работу по системе «точно в срок» время реализации товара сокращается до двух раз.

Информация о работе Увеличение эффективности деятельности грузового автотранспортного предприятия