Управление предприятием на примере ООО "Пластик-Рустер"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 01:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть теоретические аспекты управления и произвести анализ управления на конкретном предприятии. Основная задача работы рассмотреть управление предприятием на примере конкретной фирмы.
В первой главе будут рассмотрены теоретические аспекты управления предприятием, классификация организационных структур управления, а так же методы управления предприятием.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления предприятием в условиях современных экономических отношений. 5
1.1. Организационная структура управления. Виды. Принципы построения. 5
1.2. Методы управления предприятием в условиях рыночной экономики. 18
1.3. Показатели оценки эффективности системы управления предприятием 26
Глава 2. Анализ хозяйственно-финансовой и экономической деятельности предприятия. 29
2.1. Общие сведения об ООО ««Пластик-Рустер»» 29
2.2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 33
2.3 Анализ финансовой устойчивости ООО «Пластик-Рустер». 39
2.4. Анализ внешней и внутренней среды предприятия. 44
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления предприятием. 52
3.1.Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления предприятием. 52
3.2. Расчет эффективности предложений по совершенствованию системы управления 56
Заключение. 60
Список литературы. 62

Работа содержит 1 файл

курсовая по штукарю.docx

— 335.25 Кб (Скачать)

Отделение в  регионе 1 
 

     

Отделение в  регионе 2

 
 

     Рис. 6. Региональная организационная структура 

          Хорошо знакомым примером региональных  организационных структур могут  служить сбытовые подразделения  крупных предприятий. Среди них  зачастите можно встретить подразделения,  деятельность которых обхватывает весьма обширные географические зоны, которые в свою очередь делятся на более мелкие подразделения, поделенные на еще более мелкие блоки.

     Преимущества  и недостатки

          Различные типы дивизиональной структуры имеют одну и ту же цель — обеспечить более эффективную реакцию предприятия на тот или иной фактор окружающей среды.

          Продуктовая структура позволяет  легко справиться с разработкой  новых видов продукции, исходя  из соображений конкуренции, совершенствования технологии или удовлетворения потребностей покупателей. Региональная структура позволяет более эффективно учитывать местное законодательство, социально-экономическую систему и рынки по мере географического расширения рыночных зон. Что касается структуры, ориентированной на потребителя, то она дает возможность наиболее эффективно учитывать запросы тех потребителей, от которых предприятие более всего зависит. Таким образом, выбор дивизиональной структуры должен быть основан на том, какой из этих факторов наиболее важен с точки зрения обеспечения реализации стратегических планов предприятия и достижения его целей.

     Адаптивные  структуры управления.

          Адаптивные, или органические, структуры  правления обеспечивают быструю реакцию предприятия на изменения внешней среды, способствуют внедрению новых производственных технологий. Эти структуры ориентируются на ускоренную реализацию сложных программ и проектов, могут применяться на предприятиях, в объединениях, на уровне отраслей и рынков. Обычно выделяют два типа адаптивных структур: проектный и матричный.

          Проектная структура формируется при разработке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений системе, например модернизация производства, освоение новых изделий или технологий, строительство объектов и т.п. Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию выполнения работ, координацию действий исполнителей.

          Одной из форм проектного управления  является формирование специального подразделения — проектной команды, работающей на временной основе. В ее состав обычно включают необходимых специалистов, в том числе и по управлению. Руководитель проекта наделяется так называемыми проектными полномочиями. В их числе ответственность за планирование проекта, за состояние графика и ход выполнения работ, за расходование выделенных ресурсов, в том числе и за материальное поощрение работающих. В связи с этим большое значение придается умению руководителя сформировать концепцию управления проектом, распределить задачи между участниками команды, четко определять приоритеты и ресурсы, конструктивно подходить к разрешению конфликтов. По завершении проекта структура распадается, а сотрудники переходят в новую проектную структуру иди возвращаются на свою постоянную должность (при контрактной работе — увольняются). Такая структура обладает большой гибкостью, но при наличии нескольких целевых программ или проектов приводит к дроблению ресурсов и заметно усложняет поддерживание и развитие производственного и научно-технического потенциала организации как единого целого. При этом от руководителя проекта требуется не только управление всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учет места проекта в сети проектов данной организации.

          С целью облегчения задач координации  в организациях создаются штабные органы управления из руководителей проектов или используются так называемые матричные структуры.

          Матричная структура (рис. 7) представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой — руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. При такой организации руководитель проекта взаимодействуете двумя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб.

Руководство предприятия

Отделение 2

Отделение 1

     

Снабжение

Исследования

Производство

 

Группа

конструкторов

Проект 1

Группа

снабжения

Производственная группа

 

Группа

конструкторов

Группа

снабжения

Проект 2

Производственная группа

 
 

     Рис. 7. Матричная структура управления

        Полномочия руководителя проекта  могут варьироваться от полной  власти над всеми деталями  проекта до простых канцелярских  полномочий. Руководитель проекта  контролирует работу всех отделов  над данным проектом, руководители функциональных отделов — работу своего отдела (и его подразделений) над всеми проектами.

          Матричная структура представляет  собой попытку использовать преимущества как функционального, так и проектного принципа построения организации и по возможности избежать их недостатков.

     Преимущества  и недостатки

          Матричная структура управления  позволяет достичь определенной  гибкости, которая никогда не  присутствует в функциональных  структурах, поскольку в них все  сотрудники закреплены за определенными  функциональными отделами. В матричных структурах можно гибко перераспределять кадры в зависимости от конкретных потребностей каждого проекта. Матричная организация дает большую возможность координации работ, характерную для дивизиональных структур. Это достигается за счет создания должности руководителя проекта, который координирует все связи между участниками проекта, работающими в различных функциональных отделах.

          Среди недостатков матричной  организации обычно подчеркивается  сложность, а иногда и непонятность ее структуры. Haложение вертикальных и горизонтальных полномочий подрывает принцип единоначалия, что часто приводит к конфликтам и к трудностям в принятии решений. При использовании матричное структуры наблюдается более сильная, чем в традиционных структурах, зависимость успеха отличных взаимоотношений между coтрудниками.

          Несмотря на все эти сложности,  матричная организация используется во многих отраслях промышленности, особенно в нaукоемких производствах (например, в производстве электронное техники), а также и в некоторых организациях непроизводственной сферы.

     Принципы  построения организационной структуры управления

          Многосторонность содержания структур  управления предопределяет множественность принципов их формирования. Прежде всего структура должна отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правками и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления. В качестве примера можно привести типовую схему управления предприятием (рис. 8).

          Полномочия руководителя любого  уровня ограничиваются не только внутренними факторами, но и факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями общества, принятыми в нем традициями и нормами. Другими словами, структура управления должна соответствовать социально-культурной среде, и при ее построении надо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, действующие успешно в других организациях, обречены на провал, если условия работы различны. Немаловажное значение имеет также реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры — с другой.

          Любую перестройку структуры  управления необходимо оценивать прежде всего с точки зрения достижения поставленных перед ней целей. В условиях нормально развивающейся (не кризисной) экономики реорганизация направлена чаще всего на то, чтобы путем совершенствования системы управления повысить эффективность работы организации, при этом главными факторами улучшения являются рост производительности труда, ускорение технического развития, кооперация в принятии и реализации управленческих решений и т.д. В кризисный период изменения в структурах управления направлены на создание условий для выживания организации за счет более рационального использования ресурсов, снижения затрат и более гибкого приспособления к требованиям внешней среды.

          В целом рациональная организационная  структура управления предприятием должна отвечать следующим требованиям:

  • обладать функциональной пригодностью, гарантировать надежность и обеспечивать управление на всех уровнях;
  • быть оперативной, не отставать от хода производственного процесса;
  • иметь минимальное количество уровней управления и рациональные связи между органами управления;
  • быть экономичной, минимизировать затраты на выполнение управленческих функций.

     1.2. Методы управления  предприятием в  условиях рыночной  экономики.

     Реализация  функций и принципов управления осуществляется путем применения различных  методов.

     Методы  управления - это совокупность приемов  и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

     Слово  «метод» - греческого происхождения (в  переводе означает способ достижения какой либо цели). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

     В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг  друга и находятся в постоянном динамическом равновесии.

     Направленность  методов управления всегда одна и  та же - они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности – на персонал организаций (предприятий, компаний, фирм).

Информация о работе Управление предприятием на примере ООО "Пластик-Рустер"