Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 00:13, курсовая работа
Целью нашей работы является рассмотреть транспортную инфраструктуру на примере Тюменской области.
В соответствие с целью выделяются следующие задачи:
1. Изучить понятие транспортной инфраструктуры
2. Рассмотреть нормативно-правовую базу системы регулирования транспортной инфраструктуры
3. Выделить проблемы управления транспортной инфраструктурой
4. Охарактеризовать транспортную инфраструктуру Тюменской области
5. Выделить проблемы транспортной инфраструктуры и пути их решения на примере Тюменской области
1. Введение Стр.3
2. Глава 1. Теоретические обоснования транспортной инфраструктуры
1.1 Понятие транспортной инфраструктуры
1.2 Нормативно-правовая база системы регулирования транспортной инфраструктуры
1.3 Проблемы управления транспортной инфраструктурой
Стр. 5
Стр. 9
Стр. 11
3 Глава 2. Анализ транспортной инфраструктуры Тюменской области
2.1 Характеристика транспортной инфраструктуры Тюменской области
2.2 Проблемы транспортной инфраструктуры и пути их решения
Стр. 15
Стр. 24
4 Заключение Стр. 29
5 Список используемой литературы
Государственно-
образования Тюменской области.
Тюменская
государственная академия мировой
экономики, управления и права.
Факультет
управления
Кафедра маркетинга
и регионоведения
Курсовая
работа по дисциплине «Введение в регионоведение»
на тему
«Транспортная инфраструктура в регионе».
Выполнил:
Студент 881 группы
Газиев
Руфат
Проверил:
Попкова
А.А
Тюмень
2010
Содержание
1. | Введение | Стр.3 |
2. | Глава 1. Теоретические
обоснования транспортной инфраструктуры
1.1 Понятие транспортной инфраструктуры 1.2 Нормативно-правовая база системы регулирования транспортной инфраструктуры 1.3 Проблемы управления транспортной инфраструктурой |
Стр. 5 Стр. 9 Стр. 11 |
3 | Глава 2. Анализ
транспортной инфраструктуры Тюменской
области
2.1 Характеристика
транспортной инфраструктуры 2.2 Проблемы транспортной инфраструктуры и пути их решения |
Стр. 15 Стр. 24 |
4 | Заключение | Стр. 29 |
5 | Список используемой литературы | Стр. 31 |
Введение
Актуальность
проблемы исследования. Переход экономики
страны к рынку и формированию
рыночных отношений требует динамичного
и сбалансированного развития всех
звеньев национальной экономики, включая
транспортную инфраструктуру. В настоящее
время транспортная инфраструктура выдвинулась
и заняла одно из приоритетных мест среди
основных факторов, определяющих эффективное
функционирование экономики страны, стала
важнейшим условием ее дальнейшего развития
и вхождения регионов в мировое хозяйство.
Вместе с тем характерной особенностью
транспортной инфраструктуры в течение
последних лет стал ее экономический кризис
из-за транспортной зависимости страны,
физического и морального износа материально-технической
базы, диспропорций и неравномерностей
размещения и развития ограниченности
выделяемых инвестиций, отсутствия рыночного
механизма функционирования и управления.
Транспортная инфраструктура, являясь
важным фактором вывода экономики страны
из экономического кризиса, из-за недостаточного
уровня развития и размещения стала фактически
сдерживающим фактором развития экономики.
Транспортная инфраструктура в рамках
любого региона должна
гарантировать необходимые условия для
функционирования и развития основных
отраслей производства и обеспечивать
максимально эффективное использование
экономического и производственного потенциала.
Каждая страна или регион должен иметь
такую транспортную инфраструктуру, которая
полностью удовлетворяла бы спрос данной
территории в транспортных услугах.
Целью нашей работы является рассмотреть транспортную инфраструктуру на примере Тюменской области.
В соответствие с целью выделяются следующие задачи:
1. Изучить понятие транспортной инфраструктуры
2. Рассмотреть нормативно-правовую базу системы регулирования транспортной инфраструктуры
3. Выделить проблемы управления транспортной инфраструктурой
4. Охарактеризовать
транспортную инфраструктуру
5. Выделить проблемы транспортной инфраструктуры и пути их решения на примере Тюменской области
Объектом
данной работы является Тюменская область,
а предметом транспортная инфраструктура.
1 «Теоретические обоснования транспортной инфраструктуры»
1.1 «Понятие
транспортной инфраструктуры»
Инфраструктура - термин, появившийся в экономической литературе в конце 40-х гг. 20 в. для обозначения комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и с.-х. производство (строительство шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, ж.-д. транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, расходы на науку, здравоохранение и.т.п.).
В
советской экономической науке
Инфраструктура
делится на две группы: производственную
и непроизводственную (социальную). В первую
группу включаются отрасли Инфраструктура,
непосредственно обслуживающие материальное
производство: железные и шоссейные дороги,
водоснабжение, канализация и пр. Во вторую
группу включаются отрасли, опосредованно
связанные с процессом производства: подготовка
кадров, школьное и высшее образование,
здравоохранение и т. д.
Характерной чертой инфраструктурных
отраслей капиталистического хозяйства
является их двойственный характер. С
одной стороны, без развития этих отраслей
невозможно существование промышленности
и с.-х. предприятий, где производятся товары
и создаётся прибавочная стоимость. В
условиях научно-технической революции
четко обнаружилась прямая зависимость
темпов роста производства и его эффективности
от развития отраслей Инфраструктура
С другой стороны, создание этих отраслей
и их функционирование не приносят прибыли
тому, кто осуществляет капиталовложения
в эти отрасли, но увеличивает прибыли
промышленных и с.-х. компаний. Чем выше
развитие производительных сил, тем больших
капиталовложений требуют отрасли. Ряд
отраслей стал объектом межимпериалистической
конкурентной борьбы, например сфера науки,
образования, подготовки кадров, отрасли
транспорта, обеспечение хозяйства электроэнергией
и т. д., так как от капиталовложений в них
зависят рост производства и выигрыш в
межимпериалистической конкурентной
борьбе.
Двойственный характер Инфраструктура
превратил проблему её создания из технической
в социальную, а развитие государственно-
Транспорт — совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов, сигналов и информации из одного места в другое. Нередко под термином транспорт подразумевают всю совокупность инфраструктуры, управления, транспортных средств и транспортных предприятий, составляющие транспортную систему, либо отрасль экономики.
Транспорт – важнейшая составная часть экономики государства. Территория Россия, а также темпы социально-экономического развития страны определяют необходимость совершенствования транспортной инфраструктуры. Сегодня инфраструктурные проблемы существуют для всех видов транспорта, при этом нерешенность проблемы для одного вида транспорта создает дополнительные трудности для других.
Транспорт — важная составная часть экономики России, так как является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями. Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом.
Важное
значение транспорт имеет и в
решении социально-
Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной отраслях промышленности, где они могут достигать 30% себестоимости продукции. Транспортный фактор имеет особо огромное значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов.
Транспорт
создает условия для
Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и внутренний водный. Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему России.
[2].
Основными
задачами на сегодняшний день являются
ликвидация транспортной недостаточности,
повышение конкурентоспособности российский
перевозчиков и снижение транспортных
издержек. [2] Прогресс капиталистического
производства невозможен без машинного
транспорта. К. Маркс в своих трудах раскрывает
значение транспорта для экономики капиталистического
общества и подчеркивает важные характерные
стороны транспорта как отрасли человеческой
деятельности. «Кроме добывающей промышленности,
земледелия и обрабатывающей промышленности,—
пишет он,— существует еще четвертая отрасль
материального производства, которая
в своем развитии тоже проходит различные
ступени производства: ремесленную, мануфактурную
и машинную. Это — транспортная промышленность,
все равно, перевозит ли она людей или
товары».
Следует обратить внимание на то, что
транспорт назван отраслью материального
производства, хотя он самостоятельно
не создает новых материальных ценностей.
Чтобы понять, почему К. Маркс отнес транспорт
к материальным отраслям производства,
нужно обратиться к его фундаментальному
труду «Капитал», где сказано следующее:
«Во всяком процессе производства большую
роль играет перемещение предмета труда
и необходимые для этого средства труда
и рабочая сила — например, хлопок перемещается
из кардного отделения в прядильное, уголь
поднимается из шахты нагора». Это значит,
что без транспорта невозможно ни одно
производство и что транспорт представляет
собой органический элемент самого производства.
Действительно, нельзя произвести продукцию
( изделие), не передвигая предмет обработки,
т. е. сырье, заготовку, полуфабрикат, например,
от станка к станку, с одного участка на
другой, из цеха в цех данного предприятия.
И эти перемещения осуществляются соответственно
средствами внутрицехового и межцехового
транспорта. [3]