Транспортная инфраструктура в регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 00:13, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является рассмотреть транспортную инфраструктуру на примере Тюменской области.

В соответствие с целью выделяются следующие задачи:

1. Изучить понятие транспортной инфраструктуры

2. Рассмотреть нормативно-правовую базу системы регулирования транспортной инфраструктуры

3. Выделить проблемы управления транспортной инфраструктурой

4. Охарактеризовать транспортную инфраструктуру Тюменской области

5. Выделить проблемы транспортной инфраструктуры и пути их решения на примере Тюменской области

Содержание

1. Введение Стр.3
2. Глава 1. Теоретические обоснования транспортной инфраструктуры
1.1 Понятие транспортной инфраструктуры

1.2 Нормативно-правовая база системы регулирования транспортной инфраструктуры

1.3 Проблемы управления транспортной инфраструктурой


Стр. 5

Стр. 9


Стр. 11

3 Глава 2. Анализ транспортной инфраструктуры Тюменской области
2.1 Характеристика транспортной инфраструктуры Тюменской области

2.2 Проблемы транспортной инфраструктуры и пути их решения


Стр. 15

Стр. 24

4 Заключение Стр. 29
5 Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая для Руфата.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

1.2 «Нормативно-правовая база системы регулирования транспортной инфраструктуры» 

      Создание  нормативной правовой базы транспортной деятельности, соответствующей складывающимся в России социально-экономическим условиям, является одной из важнейших задач государства в транспортной сфере.

      Законодательной базой для разработки государственной  транспортной политики, включая стратегию развития транспорта в целом и его отдельных отраслей, являются Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, другие нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, а также подзаконные нормативные правовые акты, относящиеся непосредственно к сфере деятельности транспортного комплекса.

      За  последние годы Министерством транспорта Российской Федерации разработан, принят палатами Федерального Собрания РФ и подписан Президентом РФ ряд федеральных законов, регулирующих деятельность транспортной отрасли России.

В области  автомобильного транспорта и дорожного  хозяйства:

  • «О безопасности дорожного движения»;
  • «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»;
  • «О транспортно-экспедиционной деятельности».

В области  гражданской авиации:

  • Воздушный кодекс Российской Федерации».

В области  морского и речного транспорта:

  • «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации»;
  • «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации»
  • «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

      Кроме того, ратифицирован целый ряд  международных конвенций и соглашений, в том числе, Соглашение о международном  транспортном коридоре «Север - Юг».

      Вместе  с тем значительная часть действующих  на отдельных видах транспорта нормативных  актов не в полной мере соответствуют, проводимым в государстве экономическим  преобразованиям, связанным с развитием  рыночных отношений, изменением форм собственности, и вызывает необходимость изменения правовой базы, регламентирующей работу транспортной отрасли.

      Одним из главных условий дальнейшего  развития транспортной системы является создание нормативной правовой базы транспортной сферы, отвечающей складывающейся социально-экономической ситуации, и ее постепенная гармонизация с правовыми нормами, действующими в странах ЕС, для обеспечения дальнейшей интеграции России в европейскую и мировую транспортную систему.

      В этой связи представляется необходимым, прежде всего, принятие базовых законов по вопросам автомобильного транспорта, портовой деятельности и дорожного хозяйства, совершенствование нормативной правовой базы железнодорожного транспорта с учетом проводимой реформы федерального железнодорожного транспорта, создания и развития рынка железнодорожных перевозок.

      Кроме того, необходимо проводить формирование законодательной базы транспортного  комплекса с применением единых согласованных стандартов и требований, направленных на обеспечение безопасности, конкурентоспособности при выполнении перевозок различными видами транспорта.[4].

      «Транспортная стратегия Российской Федерации до 2020 года», разработанная и утвержденная Министерством транспорта РФ, является основным документом, который определяет направления транспортной политики страны. Согласно этому документу развитие современной эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей снижение транспортных издержек, ускорение движения грузов и пассажиров, является важнейшей стратегической целью. При этом практика государственно-частного партнерства является наиболее перспективной и предпочтительной при реализации инфраструктурных проектов. По словам министра транспорта РФ И. Левитина, долгосрочное планирование транспортного развития возможно только с учетом интересов бизнеса: вложения в развитие транспортной инфраструктуры в соотношении «бизнес — бюджет» определены как 1 руб. к 2,5 руб.

[5] 
 
 
 
 

      Цели Министерства транспорта на 2010-2012 год: 

    Цель 1 -  развитие  современной   и  эффективной  транспортной 

инфраструктуры,  обеспечивающей  ускорение  товародвижения  и  снижение

транспортных  издержек в экономике.  

    Достижение  этой  цели  позволит  обеспечить  экономический  рост  и  социальное развитие,  укрепление  связей  между  регионами России,  повышение конкурентоспособности и эффективности других отраслей экономики (прежде всего, за счёт снижения уровня транспортных издержек в конечной стоимости российской продукции),  рост  предпринимательской  и  деловой  активности,  непосредственно влияющей на качество жизни и уровень социальной активности населения.

    Создание  эффективной  транспортной  инфраструктуры  позволит  обеспечить территориальную  целостность  государства,  связанность  регионов  России  в  единое экономическое  и  оборонное  пространство,  ускорить  развитие  мультимодальных перевозок, обеспечить выходы к труднодоступным сырьевым базам и комплексное освоение Сибири и Дальнего Востока.

    Цель 2 -  повышение  доступности   услуг  транспортного  комплекса   для 

населения.

    Достижение  данной  цели  означает  удовлетворение  в  полном  объеме  растущих потребностей населения по передвижению, отсутствие дефицита мощностей, высокую пропускную способность и техническую оснащенность транспортной инфраструктуры, ликвидацию ограничений на развитие существующих и освоение новых территорий, а также  повышение  ценовой  доступности  социально  значимых  услуг  транспорта,  а также  обеспечение  поддержки  перевозок  пассажиров  на  социально  значимых направлениях.

    Цель 3 - повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны.

    Достижение  данной  цели  будет   означать  формирование  в   России  транспортной инфраструктуры  мирового уровня и создание, таким  образом, прочной основы для  успешной  интеграция  России  в  мировую  транспортную  систему  и  превращение экспорта транспортных услуг в один из крупнейших источников доходов страны.

    В  рамках  реализации  цели  предусматривается  осуществление   инвестиционных проектов по комплексному развитию международных транспортных коридоров.

    Предлагается  сконцентрировать  финансовые  и организационные усилия  по совершенствованию  существующих  транспортных  коридоров,  созданию альтернативных маршрутов для ускорения движения грузов и пассажиров. 

    Цель 4 - повышение комплексной безопасности  и устойчивости транспортной  системы. 

    Достижение этой цели позволит  повысить безопасность транспортного  процесса, сократить  количество  происшествий  на  транспорте  и  их  последствия,  обеспечить эффективную  работу  аварийно-спасательных  служб,  гражданской  обороны, подразделений  специальных  служб,  подготовить  квалифицированные  кадры  для транспортной  отрасли,  повысить  уровень  мобилизационной  готовности,  и,  таким образом,  создать  необходимые  условия  для  соответствующего  уровня общенациональной безопасности и снижения террористических рисков.

    Цель 5 -  улучшение  инвестиционного   климата  и  развитие  рыночных 

отношений на транспорте. 

    Достижение этой цели означает разработку и внедрение современных механизмов перераспределения финансового капитала в транспортный сектор, совершенствование законодательной базы, регламентирующей деятельность  транспортного комплекса в условиях  рыночных  отношений,  в  том  числе  на  основе   государственно-частного партнерства.

    В  рамках  цели  по  улучшению   инвестиционного  климата   и  развития  рыночных отношений  на транспорте предполагается  решение следующих задач:    создание  нормативной  правовой  базы,  адекватной  потребностям  развития рыночных  отношений,  обеспечивающей  привлечение  инвестиций  в инфраструктурные проекты; разработка предпроектной, проектной и тендерной документации по комплексному развитию  объектов  транспортной  инфраструктуры  на  условиях  государственно-частного партнерства;

    отработка  механизмов  реализации  различных  форм  государственно-частного партнерства,  разработка  методического  обеспечения,  утверждение  типовых документов, создание банка данных перспективных проектов, привлечение ведущих российских банков к реализации проектов в транспортном секторе.

Краткая характеристика бюджетных программ Министерства транспорта РФ.

Наименование: «Автомобильные дороги»

Статус: подпрограмма «Автомобильные дороги»  Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы с учетом корректировки.

Задача: Уменьшение доли протяженности автомобильных  дорог, федерального значения, не соответствующих  потребностям движения, в общей протяженности  сети федеральных автомобильных  дорог.

Цель  программы: Развитие современной и эффективной транспртной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижения транспортных издержек в экономике.

Наименование: Строительство и реконструкция участков автомобильных дорог федерального значения, не входящих в состав международных транспортных коридоров.

Статус: с 2010 подпрограмма «Автомобильные дороги»  Федеральной целевой программы  «Развитие транспортной системы  России (2010-2015год).

Задача: Увеличение протяженности автомобильных  дорог федерального значения, соответствующих федеральным требованиям.

1.3 «Проблемы управления транспортной инфраструкторой. Пути их решения» 

      Действительно, в современной России многие проблемы можно было бы решить, найдя выход  в сложившейся ситуации с неразвитой сетью автодорог. Это и грунтовые дороги, которые ещё не заасфальтировали, и, по которым невозможно добраться до населенных пунктов при плохой погоде, и дороги, выбоинами столь часто, что её и дорогой-то можно назвать с покрытые трещинами и натяжкой. Всё усугубляется проблема пробок в крупных мегаполисах.  Сюда же можно добавить и статистику ГИБДД по дорожно-транспортным происшествиям, которая постоянно растет, и состояние дорожного полотна является одной из причин происшествий.[1;1]

      Общая протяженность автомобильных дорог в России — 1114 тысяч км. Для сравнения: в США аналогичный показатель равен 6 млн. км. Сейчас в России только 7% дорог соответствуют минимальным требованиям качества.

      Основные  проблемы дорожной инфраструктуры: Почти 50% общего объема автоперевозок осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети; Радиальная конфигурация автодорог ориентирована на Москву, недостаточное число соединительных и хордовых дорог; Только 8% автодорог имеют многополосную проезжую часть; Более 1/3 автодорог и мостовых сооружений на них требуют увеличения прочностных характеристик; Значительная протяженность автодорог проходит по территории населенных пунктов; Низкий уровень обеспеченности автодорогами Сибири, Дальнего Востока, северных территорий Европейской части России 76% автодорог регионального значения не соответствуют нормативным требованиям по эксплуатации.

      Общая протяженность российских железных дорог составляет 86,151 тысяч км. На сегодняшний день в России насчитывается 508 ж/д вокзалов, 45 из которых — внеклассовые, т.е. самые крупные и стратегически важные.

Текущая характеристика железнодорожной инфраструктуры: 7 субъектов РФ не имеют железных дорого вообще, в 10 субъектах РФ железнодорожная сеть развита критически слабо; 23 разведанных крупнейших месторождения ценнейших природных ресурсов не осваиваются из-за отсутствия железнодорожного обеспечения; Плотность железных дорог России составляет 5 км/1000 кв. км  площади страны (в других странах этот показатель выше в десятки раз); Средний уровень износа основных фондов составляет 58,6%, а значительная их часть находится за пределами нормативных сроков службы; Перекрестное межотраслевое субсидирование отраслей промышленности за счет ОАО «РЖД» привело к увеличению в 2 раза сроков окупаемости инфраструктурных проектов (до 20 — 30 лет) и сделало строительство новых железнодорожных линий коммерчески неэффективным.

Информация о работе Транспортная инфраструктура в регионе