Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 00:13, курсовая работа
Целью нашей работы является рассмотреть транспортную инфраструктуру на примере Тюменской области.
В соответствие с целью выделяются следующие задачи:
1. Изучить понятие транспортной инфраструктуры
2. Рассмотреть нормативно-правовую базу системы регулирования транспортной инфраструктуры
3. Выделить проблемы управления транспортной инфраструктурой
4. Охарактеризовать транспортную инфраструктуру Тюменской области
5. Выделить проблемы транспортной инфраструктуры и пути их решения на примере Тюменской области
1. Введение Стр.3
2. Глава 1. Теоретические обоснования транспортной инфраструктуры
1.1 Понятие транспортной инфраструктуры
1.2 Нормативно-правовая база системы регулирования транспортной инфраструктуры
1.3 Проблемы управления транспортной инфраструктурой
Стр. 5
Стр. 9
Стр. 11
3 Глава 2. Анализ транспортной инфраструктуры Тюменской области
2.1 Характеристика транспортной инфраструктуры Тюменской области
2.2 Проблемы транспортной инфраструктуры и пути их решения
Стр. 15
Стр. 24
4 Заключение Стр. 29
5 Список используемой литературы
1.2 «Нормативно-правовая
база системы регулирования транспортной
инфраструктуры»
Создание нормативной правовой базы транспортной деятельности, соответствующей складывающимся в России социально-экономическим условиям, является одной из важнейших задач государства в транспортной сфере.
Законодательной базой для разработки государственной транспортной политики, включая стратегию развития транспорта в целом и его отдельных отраслей, являются Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, другие нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, а также подзаконные нормативные правовые акты, относящиеся непосредственно к сфере деятельности транспортного комплекса.
За последние годы Министерством транспорта Российской Федерации разработан, принят палатами Федерального Собрания РФ и подписан Президентом РФ ряд федеральных законов, регулирующих деятельность транспортной отрасли России.
В области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства:
В области гражданской авиации:
В области морского и речного транспорта:
Кроме
того, ратифицирован целый ряд
международных конвенций и
Вместе с тем значительная часть действующих на отдельных видах транспорта нормативных актов не в полной мере соответствуют, проводимым в государстве экономическим преобразованиям, связанным с развитием рыночных отношений, изменением форм собственности, и вызывает необходимость изменения правовой базы, регламентирующей работу транспортной отрасли.
Одним из главных условий дальнейшего развития транспортной системы является создание нормативной правовой базы транспортной сферы, отвечающей складывающейся социально-экономической ситуации, и ее постепенная гармонизация с правовыми нормами, действующими в странах ЕС, для обеспечения дальнейшей интеграции России в европейскую и мировую транспортную систему.
В этой связи представляется необходимым, прежде всего, принятие базовых законов по вопросам автомобильного транспорта, портовой деятельности и дорожного хозяйства, совершенствование нормативной правовой базы железнодорожного транспорта с учетом проводимой реформы федерального железнодорожного транспорта, создания и развития рынка железнодорожных перевозок.
Кроме того, необходимо проводить формирование законодательной базы транспортного комплекса с применением единых согласованных стандартов и требований, направленных на обеспечение безопасности, конкурентоспособности при выполнении перевозок различными видами транспорта.[4].
«Транспортная стратегия Российской Федерации до 2020 года», разработанная и утвержденная Министерством транспорта РФ, является основным документом, который определяет направления транспортной политики страны. Согласно этому документу развитие современной эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей снижение транспортных издержек, ускорение движения грузов и пассажиров, является важнейшей стратегической целью. При этом практика государственно-частного партнерства является наиболее перспективной и предпочтительной при реализации инфраструктурных проектов. По словам министра транспорта РФ И. Левитина, долгосрочное планирование транспортного развития возможно только с учетом интересов бизнеса: вложения в развитие транспортной инфраструктуры в соотношении «бизнес — бюджет» определены как 1 руб. к 2,5 руб.
[5]
Цели
Министерства транспорта на 2010-2012 год:
Цель 1 - развитие современной и эффективной транспортной
инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение
транспортных издержек в экономике.
Достижение этой цели позволит обеспечить экономический рост и социальное развитие, укрепление связей между регионами России, повышение конкурентоспособности и эффективности других отраслей экономики (прежде всего, за счёт снижения уровня транспортных издержек в конечной стоимости российской продукции), рост предпринимательской и деловой активности, непосредственно влияющей на качество жизни и уровень социальной активности населения.
Создание эффективной транспортной инфраструктуры позволит обеспечить территориальную целостность государства, связанность регионов России в единое экономическое и оборонное пространство, ускорить развитие мультимодальных перевозок, обеспечить выходы к труднодоступным сырьевым базам и комплексное освоение Сибири и Дальнего Востока.
Цель 2 - повышение доступности
услуг транспортного
населения.
Достижение данной цели означает удовлетворение в полном объеме растущих потребностей населения по передвижению, отсутствие дефицита мощностей, высокую пропускную способность и техническую оснащенность транспортной инфраструктуры, ликвидацию ограничений на развитие существующих и освоение новых территорий, а также повышение ценовой доступности социально значимых услуг транспорта, а также обеспечение поддержки перевозок пассажиров на социально значимых направлениях.
Цель 3 - повышение
Достижение данной цели будет означать формирование в России транспортной инфраструктуры мирового уровня и создание, таким образом, прочной основы для успешной интеграция России в мировую транспортную систему и превращение экспорта транспортных услуг в один из крупнейших источников доходов страны.
В рамках реализации цели
предусматривается
Предлагается сконцентрировать финансовые и организационные усилия по совершенствованию существующих транспортных коридоров, созданию альтернативных маршрутов для ускорения движения грузов и пассажиров.
Цель 4 - повышение комплексной
Достижение этой цели позволит
повысить безопасность
Цель 5 - улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных
отношений на транспорте.
Достижение этой цели означает разработку и внедрение современных механизмов перераспределения финансового капитала в транспортный сектор, совершенствование законодательной базы, регламентирующей деятельность транспортного комплекса в условиях рыночных отношений, в том числе на основе государственно-частного партнерства.
В рамках цели по улучшению инвестиционного климата и развития рыночных отношений на транспорте предполагается решение следующих задач: создание нормативной правовой базы, адекватной потребностям развития рыночных отношений, обеспечивающей привлечение инвестиций в инфраструктурные проекты; разработка предпроектной, проектной и тендерной документации по комплексному развитию объектов транспортной инфраструктуры на условиях государственно-частного партнерства;
отработка механизмов реализации различных форм государственно-частного партнерства, разработка методического обеспечения, утверждение типовых документов, создание банка данных перспективных проектов, привлечение ведущих российских банков к реализации проектов в транспортном секторе.
Краткая характеристика бюджетных программ Министерства транспорта РФ.
Наименование: «Автомобильные дороги»
Статус: подпрограмма «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы с учетом корректировки.
Задача: Уменьшение доли протяженности автомобильных дорог, федерального значения, не соответствующих потребностям движения, в общей протяженности сети федеральных автомобильных дорог.
Цель программы: Развитие современной и эффективной транспртной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижения транспортных издержек в экономике.
Наименование: Строительство и реконструкция участков автомобильных дорог федерального значения, не входящих в состав международных транспортных коридоров.
Статус: с 2010 подпрограмма «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015год).
Задача: Увеличение протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих федеральным требованиям.
1.3 «Проблемы
управления транспортной инфраструкторой.
Пути их решения»
Действительно, в современной России многие проблемы можно было бы решить, найдя выход в сложившейся ситуации с неразвитой сетью автодорог. Это и грунтовые дороги, которые ещё не заасфальтировали, и, по которым невозможно добраться до населенных пунктов при плохой погоде, и дороги, выбоинами столь часто, что её и дорогой-то можно назвать с покрытые трещинами и натяжкой. Всё усугубляется проблема пробок в крупных мегаполисах. Сюда же можно добавить и статистику ГИБДД по дорожно-транспортным происшествиям, которая постоянно растет, и состояние дорожного полотна является одной из причин происшествий.[1;1]
Общая протяженность автомобильных дорог в России — 1114 тысяч км. Для сравнения: в США аналогичный показатель равен 6 млн. км. Сейчас в России только 7% дорог соответствуют минимальным требованиям качества.
Основные проблемы дорожной инфраструктуры: Почти 50% общего объема автоперевозок осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети; Радиальная конфигурация автодорог ориентирована на Москву, недостаточное число соединительных и хордовых дорог; Только 8% автодорог имеют многополосную проезжую часть; Более 1/3 автодорог и мостовых сооружений на них требуют увеличения прочностных характеристик; Значительная протяженность автодорог проходит по территории населенных пунктов; Низкий уровень обеспеченности автодорогами Сибири, Дальнего Востока, северных территорий Европейской части России 76% автодорог регионального значения не соответствуют нормативным требованиям по эксплуатации.
Общая протяженность российских железных дорог составляет 86,151 тысяч км. На сегодняшний день в России насчитывается 508 ж/д вокзалов, 45 из которых — внеклассовые, т.е. самые крупные и стратегически важные.
Текущая характеристика железнодорожной инфраструктуры: 7 субъектов РФ не имеют железных дорого вообще, в 10 субъектах РФ железнодорожная сеть развита критически слабо; 23 разведанных крупнейших месторождения ценнейших природных ресурсов не осваиваются из-за отсутствия железнодорожного обеспечения; Плотность железных дорог России составляет 5 км/1000 кв. км площади страны (в других странах этот показатель выше в десятки раз); Средний уровень износа основных фондов составляет 58,6%, а значительная их часть находится за пределами нормативных сроков службы; Перекрестное межотраслевое субсидирование отраслей промышленности за счет ОАО «РЖД» привело к увеличению в 2 раза сроков окупаемости инфраструктурных проектов (до 20 — 30 лет) и сделало строительство новых железнодорожных линий коммерчески неэффективным.