Автор: Евгений Степанов, 22 Ноября 2010 в 19:37, контрольная работа
Линейные транспортные задачи составляют особый класс задач линейного
программирования. Задача заключается в отыскании такого плана перевозок
продукции с “m “ складов в пункт назначения “n” который, потребовал бы
минимальных затрат.
Введение 3
1. Реальная постановка задачи 4
2. Математическая модель задачи 5
3. Определение опорных планов 6
4.Определение оптимальных планов 13
5.Охрана труда 30
Список литературы 32
Приложение 33
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Реальная постановка задачи 4
2. Математическая модель задачи 5
3. Определение опорных планов 6
4.Определение оптимальных планов 13
5.Охрана труда 30
Список литературы 32
Приложение 33
ВВЕДЕНИЕ
Линейные транспортные задачи
составляют особый класс
программирования. Задача заключается в отыскании такого плана перевозок
продукции с “m “ складов в пункт назначения “n” который, потребовал бы
минимальных затрат. Если потребитель “ j” получает единицу продукции (по
прямой дороге) со склада “i”, то возникают издержки Сij. Предполагается, что
транспортные расходы пропорциональны перевозимому количеству продукции,
т.е. перевозка “k” единиц продукции вызывает расходы “k” С i j.
Замечание.
1. Если сумма запасов в пунктах отправления превышает сумму
поданных заявок то количество продукции, остается на складах. В этом случае мы введем "фиктивного" потребителя (n +1) с потребностью [pic] и положим транспортные расходы “pi”, (n+1) равными 0 для всех “i”.
2. Если сумма поданных заявок превышает наличные запасы [pic]то
потребность не может быть покрыта. Эту задачу можно свести к обычной
транспортной задаче с правильным балансом, если ввести фиктивный пункт
отправления (m + 1) с запасом [pic] и стоимость перевозок из фиктивного
пункта
отправления во все пункты
назначения принять равным нулю.
1 РЕАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
На строительство двухэтажного
особняка было выделено пять
групп лиц приехавших из
Матрица
производительности:
Cij=
i – группа лиц
j – категория работ
Cij – производительность человека
2 МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Составим математическую модель. Обозначим x11 – количество строителей назначенных на первую категорию работ из первой группы, xij – количество строителей назначенных на j разновидности работ из i группы лиц.
Запишем целевую функцию:
(1)
При ограничениях:
(2)
Xij
≥ 0
Формулировка задачи.
Найдем max функции F(1) при выполнении условий(2) и (3). Для того, чтобы решить задачу как транспортную введем функцию (y) равную (– F)
Найдем
минимум функции (у) при выполнении
условий (2) и (3).
3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПОРНОГО ПЛАНА
По теореме разрешимости задача имеет решение, если задача закрытая. Для поверки задачи на разрешимость нужно найти сумму потребностей и сравнить её с суммой запасов, они должны быть равны друг другу.
Так как ∑aij < ∑bij задача является открытой. Для того чтобы перейти к закрытой задаче нужно добавить фиктивный пункт назначения B5 с потребностями . Матрица планирования, содержащая фиктивную строку B5, представлена в таблице 1.
Найдем опорный план транспортной задачи методом Севера – Западного угла.
На каждом шаге заполняем одну клетку и считаем её занятой. Заполнение начинаем с клетки А1В1, при этом сравниваем величину запасов пункта отправления А1 и величину потребностей пункта назначения В1 Наименьшее из них считаем перевозкой х11= min (а1, b1) и записывают в клетку. Затем переходят к соседней клетки вправо или вниз, это зависит от того, полностью удовлетворены потребности или вывезены запасы, если полностью удовлетворены потребности и запасы, то переходим по диагонали, и так далее пока не дойдём до правой нижней клетки, при этом остатки должны будут равны.
На первом шаге мы сравниваем потребности (В1) и запасы (А1) и присваиваем минимальное значение клетке х11={18,15}=15,остались потребности (B1) равные 3 переходим на нижнюю клетку, так как запасы (A1) равны 0, значения клеток х12, х13, х14, х15 равны нулю. На втором шаге сравниваем потребности (В1) и запасы (А2), присваиваем минимальное значение клетке х21={3,47}=3, остались запасы (A2) равные 44 переходим вправо, так как потребностей в пункте B1 равны 0, то значения клеток х13,х14,х15 равны нулю. На третьем шаге сравниваем потребности В2 и запасы А2 присваиваем минимальное значение клетке х22={29,44}=29, остались запасы в пункте А2 равные 15 переходим вправо, так как потребности в пункте В2 равны 0, то значения клеток х32,х42,х52 равны нулю. На четвертом шаге сравниваем потребности В3 и запасы А2 присваиваем минимальное значение клетке х23={34,15}=15, остались потребности в пункте В3 равные 19 переходим к нижней клетке, так как запасы в пункте А2 равны 0, то значения клеток х24,х25 равны нулю. На пятом шаге сравниваем потребности В3 и запасы А3 присваиваем минимальное значение клетке х33={19,71}=19, остались запасы в пункте A3 равные 52, переходим вправо, так как потребности в пункте B3 равны 0, то значения клеток х43,х53 равны нулю. На шестом шаге сравниваем потребности В4 и запасы А3 присваиваем минимальное значение клетке х34={51,52}=51, остались запасы в пункте А3 равные 1, переходим вправо, так как потребности в пункте В4 равны 0, то значение клеток x44, х54 равно нулю. На седьмом шаге сравниваем потребности В5 и запасы А3 присваиваем минимальное значение клетке х35={62,1}=1, остались потребности В5 равные 61, переходим вниз, так как запасы в пункте А3 равны 0. На восьмом шаге сравниваем потребности В5 и запасы А4, присваиваем минимальное значение клетке х45={61,28}=28, остались потребности B5 равны 33 переходим вниз. На девятом шаге сравниваем потребности В5 и запасы А5 присваиваем минимальное значение клетке х55={33,33}=33, мы дошли до правой нижней клетки, запасы и потребности закончились.
Постоим матрицу перевозок xij (4) и посчитаем целевую функцию.
(4)
ед.
Пункты отправления | Пункты
назначения |
Запасы | ||||
В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | ||
А1 | -6 | -7 | -8 | -1 | 0 | 15 |
15 | ||||||
А2 | -12 | -13 | -14 | -8 | 0 | 47 |
3 | 29 | 15 | ||||
А3 | -8 | -9 | -4 | -3 | 0 | 71 |
19 | 511 | 1 | ||||
А4 | -4 | -6 | -8 | -9 | 0 | 28 |
28 | ||||||
А5 | -2 | -1 | -3 | -1 | 0 | 33 |
33 | ||||||
Потребности | 18 | 29 | 34 | 51 | 62 |
Найдём опорный план данной задачи методом Минимального Элемента.
Заполнение клеток начинается с клетки с минимальным тарифом, сравнивают запасы и потребности на пересечение которых находится клетка и переходят к клетке со следующем по величине тарифом.
Для нахождения клетки с минимальным тарифом создаём цикл прохождения по клеткам таблицы 2. Первая клетка с минимальным тарифом это клетка X23 сравниваем запасы и потребности на пересечение этой клетки X23={34,47}=34, остались запасы A2 равные 13, так как потребности B3 равны 0, то значения клеток X13, X33, X43, X53 равны нулю. Вторая клетка с минимальным тарифом это клетка X22, сравниваем запасы и потребности на пересечение этой клетки X22={29,13}=13, остались потребности B3 равные 16, так как запасы A2 равны 0, то значения клеток X21, X24, X25 равны нулю. Третья клетка с минимальным тарифом это клетка X42, сравниваем запасы и потребности на пересечение этой клетки X32={16,71}=55, остались запасы A3 равные 55, так как потребности B2 равны 0, то значения клеток X12, X42, X52 равны нулю. Четвёртая клетка с минимальным тарифом это клетка X44, сравниваем запасы и потребности на пересечение этой клетки X44={51,28}=28, остались потребности B4 равные 23, так как запасы A4 равны 0, то значения клеток X41, X42, X43, X45 равны нулю. Пятая клетка с минимальным тарифом это клетка X31, сравниваем запасы и потребности на пересечение этой клетки X31={18,55}=18, остались запасы A3 равные 37, так как потребности B1 равны 0, то значения клеток X11, X15 равны нулю. Шестая клетка с минимальным тарифом это клетка X34, сравниваем запасы и потребности на пересечение этой клетки X34={23,37}=23, остались запасы A3 равные 14, так как потребности B4 равны 0, то значения клеток X14, X54 равны нулю. Оставшиеся запасы и потребности разлаживаем по оставшимся клеткам так, чтобы сумма тарифов не превышала количество запасов и потребностей: значение клетки X15 равна 15, значение клетки X35 равна 14, значение клетки X55 равна 33.
Постоим матрицу перевозок xij (5) и посчитаем целевую функцию.
(5)
ед.