Торгово-промышленная палата Рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

События последних лет свидетельствуют о том, что, несмотря на все громогласные заявления об эффективности реформ в экономике, административному аппарату, созданному для реализации планов этих реформ, к сожалению, так и не удалось решить наиболее насущные проблемы предпринимательской деятельности. Рыночные отношения, созданные к настоящему времени в России, не предоставляют равных возможностей всем участникам рынка и не позволяют большинству предпринимателей сосредоточить свое внимание исключительно на решении текущих хозяйственных задач и на расширении своего дела

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 495.50 Кб (Скачать)

В результате проведенного обследования было установлено:

    • мелким считается клиент с оборотами менее 50 тыс. руб. в месяц;
    • привлекательными для банков являются предприятия с оборотами свыше 50 тыс. руб. (42% опрошенных определили эту границу показателем 300 тыс. руб., две трети – 500 тыс. руб.);
    • услугами, наиболее часто предлагаемыми малому бизнесу, является, в первую очередь, расчетно-кассовое обслуживание и кредитование;
    • 18% опрошенных не представляют, какие услуги они могли бы оказать малому бизнесу;
    • преобладает краткосрочное кредитование сроком от 1 года до 3 лет, его доля составляет свыше 50% у половины банков;
    • почти треть банков принимают в залог недвижимость;
    • гарантии государственных и муниципальных органов власти не являются привлекательным обеспечением;
    • на решение о выдаче кредита, в первую очередь, влияет финансовое состояние предприятия, а также хороший уровень обеспечения и кредитная история;
    • стоимость кредитования в 2001 году составляла в валюте - 15%, в рублях - 25-28%;
    • в качестве целей кредитования наиболее часто выступают пополнение собственных оборотных средств, расширение и переоборудование производства (такие цели, как финансирование НИОКР, проведение операций на финансовом рынке  и др. упоминались редко);
    • сдерживающим фактором является дефицит ресурсов, прежде всего долгосрочных, у банков и оборотных средств - у предприятий малого бизнеса;
    • изменения, постоянно происходящие в налоговом законодательстве, наносят большой вред бизнесу. Нечеткость действующего налогового законодательства и постоянные ожидания изменений ведут к нарушениям и, соответственно, к злоупотреблениям.

Результаты опроса, а  также опыт деятельности малого бизнеса  показывают, что малые предприятия  рассматриваются в качестве потенциальных  партнеров скорее мелкими и средними банками, а не крупными. Крупные многофилиальные банки в силу большей бюрократизации принятия решений (естественной для крупных структур) не в состоянии адекватно и быстро реагировать на потребности малых предприятий.

В подобной ситуации необходимо развитие небанковских институтов финансирования малого предпринимательства. 

Одним из инструментов государственной  финансовой поддержки малого предпринимательства  является система фондов (Федеральный  фонд поддержки малого предпринимательства, 75 государственных региональных и более 170 муниципальных фондов).

На поддержку малого бизнеса через систему фондов из региональных бюджетов за период 1999-2001 годов было выделено около 2,6 млрд. рублей (без учета муниципальных и  привлеченных средств), а из средств  федерального бюджета с учетом собственных средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства - 0,24 млрд. рублей.

Однако активы фондов значительно сократились вследствие дефолта 1998 года и прекращения финансирования Федеральной программы в 1998, 1999 годах. Таким образом, увеличения финансовых активов всей системы фондов может стать одной из мер по финансово-кредитной поддержке малого предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. 

Небанковские формы финансирования обладают значительными потенциальные возможности для микрокредитования (на уровне 7 млрд. долларов), однако развитие этого рынка идет слишком медленно.  В частности, в области кредитной кооперации из нескольких необходимых законов в результате девятилетних усилий принят только один.

Создание благоприятных условий  для развития системы микрофинансирования  малого бизнеса связано с необходимостью совершенствования законодательства в части: 

    • закрепления возможности участия юридических лиц в кредитных кооперативах;
    • разрешения страхования финансовых рисков в обществах взаимного кредитования;
    • законодательного закрепления возможности создания многоуровневой системы небанковских микро финансовых организаций.

Кроме того, необходимо реализовать  возможность создания в муниципальных образованиях «касс взаимопомощи малого бизнеса» с участием объединений предпринимателей. Правовое обеспечение таких касс должно включать освобождение от налогообложения средств субъектов малого бизнеса, перечисляемых в «кассы взаимопомощи».  

 

Опыт финансирования малого предпринимательства в Смоленской области

 

Одним из примеров успешного опыта  финансирования малого предпринимательства  является деятельность некоммерческой организации «Женский потребительский кооператив финансовой взаимопомощи «Содействие». Эта организация реализует экспериментальную программу «Микро финансирование женских предпринимательских проектов».

Организация «Содействие» была учреждена по инициативе группы предпринимателей в апреле 1997 года, а с ноября 1997 года приступила к осуществлению пилотной программы микро финансирования женских предпринимательских инициатив при поддержке целевого займа Федерального фонда поддержки малого предпринимательства.

Пилотный характер программы был  обусловлен тем, что микро финансирование на тот период еще не имело практического опыта в России и наряду с практическими задачами предоставления финансовых услуг субъектам малого предпринимательства, программа имела цель доказать востребуемость и эффективность подобного рода услуг, отработать методологии, нормативно-правовые стандарты микро финансирования с тем, чтобы в дальнейшем распространить этот опыт на другие регионы России.

Следует отметить, что эти цели были достигнуты. Опыт кооператива «Содействие» отмечен в Федеральной программе поддержки малого предпринимательства.  Услуги по микро финансированию динамично развиваются в Смоленской области. К настоящему времени кооператив «Содействие» имеет филиалы в Вязьме, Гагарине, представительство в Сафонове. Опыт кооператива с успехом применяется областным и муниципальными фондами.

Выдаче займа предшествует процедура  рассмотрения заявок, оформления документов, привлечения поручителей и залогов, но все это осуществляется быстро, в режиме непосредственного взаимодействия с пайщиком-заемщиком на понятных ему условиях. В дальнейшем время на выдачу займа измеряется несколькими часами.

Кооператив следует логике партнерских, а не клиентских (как в банках) отношений с пайщиками. Принимаются  залоги, но они, как правило, неликвидны и являются не средством обеспечения  потерь от невозврата займов, а свидетельством дееспособности заемщика. Например «Жигули» 1971 года выпуска не могут являться залогом в рыночном понимании. Однако в данной системе они являются достаточно эффективным средством обеспечения обязательств, как средство, используемое в бизнесе заемщика, которым он осмысленно рискует, принимая на себя обязательства по займу.

Аналогичные подходы применяются  и при привлечении поручителей, как правило, из той же среды предпринимателей.

На стадии рассмотрения заявки тщательно исследуются оборот предпринимателя, потоки финансовых средств, моделируется оптимальная для него сумма займа и график погашающих платежей.

Займы (9% в месяц) могут  показаться дорогими, но преимущество заключается не в плате за привлеченные средства, а в обеспечении регулярного и оперативного доступа к финансовым ресурсам, что более актуально и предпочтительно для основного круга пайщиков. Небольшие по суммам и срокам использования займы делают незначительной плату за пользование ими. Применяемый еженедельный график погашения снижает реальную ставку платежей до 4-5% в месяц, а при более частом режиме погашения (вплоть до ежедневного или часового) она еще более минимизируется.

Материалы опросов пайщиков и оценки динамики развития их бизнесов показывают, что они вполне удовлетворены такими условиями, помогающими им достичь реальных успехов за сравнительно короткие сроки. Наряду с собственно финансовыми услугами этому способствуют функции детального бизнес-консалтинга, организационного, консультационного содействия пайщикам кооператива как в период пользования займом, так и по его окончании.

Повышенная  ставка по займам обусловлена более  высокими рисками, необходимостью поддерживать и постоянно наращивать собственные ресурсы воспроизводства программы. Этого требуют  постоянный приток новых пайщиков, рост их финансовых запросов. То обстоятельство, что к настоящему времени активы кооператива уже превышают 5 миллионов рублей, свидетельствует об эффективности этой стратегии.

Наконец, кооператив — это некоммерческая организация. Он не распределяет полученные доходы между своими пайщиками. Это обеспечивает постоянный приток, реинвестирование капитала в развитие услуг микро финансирования и опережающую динамику развития этой программы. При средней сумме портфеля микро займов в 2000 году в 3,6 миллионов рублей было выдано займов на общую сумму в 33 миллиона. Таким образом, коэффициент оборачиваемости средств составил 9,1, а по данным текущего года приближается к 12.

Поскольку малый бизнес преимущественно развивается в торговле, то услуги микро финансирования получили преимущественное распространение в этой отрасли, хотя уже есть опыт их успешного применения и в других отраслях, даже в такой дотационной сфере, как сельское хозяйство.

 

IX. ОРГАНИЗАЦИЯ ФОРУМА О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА САЙТЕ ТПП РФ

 

Результаты опроса, проведенного в марте - апреле 2001 года социологической службой «Кассандра» среди руководителей объединений предпринимателей - членов ТПП РФ, дают основание утверждать, что диалог бизнеса и власти нуждается в более четком законодательном урегулировании. Однако, в выборе путей по упорядочиванию взаимоотношений деловых кругов и представителей органов власти на сегодня пока нет единства во взглядах.

Большинство участников опроса склоняется к выводу, что данную проблему можно снять не через принятие поправок к существующему закону «О Торгово-промышленной Палате Российской Федерации» (23%), а с помощью специального закона о лоббизме (57% ответов). Руководители объединений, кроме того,  активно высказываются за принятие самостоятельного закона, регулирующего особым образом взаимоотношения объединений предпринимателей с органами власти (43%).

Опыт союзов и объединений  предпринимателей, показывает, что  главным в их деятельности является лоббизм в интересах своих членских организаций.

Приходится с сожалением признать, что лоббистская деятельность  в России осуществляется в отсутствие специального Закона «О лоббистской  деятельности», а потому нередко  имеет нецивилизованный облик и  коррупционное содержание.

В то же время имеется  немало примеров, когда лоббистские  устремления ряда предпринимательских  объединений были активно поддержаны Палатой, ее Комитетами и комиссиями и принесли положительные результаты определенным категориям бизнесменов, причем не за счет ущемления интересов других участников рынка.

Активно действуют в  этом направлении Комитет по промышленному  развитию и особенно его подкомитет по текстильной и легкой промышленности, Комитет по банковской деятельности, а также Комитет по поддержке предпринимательства в сфере транспорта и экспедирования.

Тем не менее,  отсутствие правовых рамок позволяет недобросовестным чиновникам решать возникающие у  предпринимателей проблемы, исходя из собственных интересов. 

Опросы руководителей объединений предпринимателей показывают, что многие из них считают необходимым принятие и отдельного Федерального закона, регулирующего всю совокупность отношений между организациями предпринимателей и государством.

С созданием  в ТПП РФ нового подразделения – Центра деловой информации и консультаций появилась возможность более широкого учета мнений предпринимателей. Недавно на сайте Центра начал работу форум на тему:  «Цивилизованный лоббизм в России: миф или реальность. Как регулировать лоббистскую деятельность?» Главная цель форума – обсуждение проекта Федерального закона «О регулировании лоббистской деятельности   в федеральных органах  государственной власти». Дискуссия на эту тему преследует цель наиболее полно учесть опыт руководителей предприятий и объединений предпринимателей в области лоббистской деятельности, прописать его в законе.

В то же время необходимо учитывать, что  попытка принятия такого закона вызовет  серьезное противодействие со стороны  тех бизнесменов и политиков, которые самочинно присвоили себе право говорить и действовать от имени всего предпринимательского сообщества. Таким образом, закон «О регулировании лоббистской деятельности   в федеральных органах  государственной власти» ждет нелегкая судьба.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

За последнее десятилетие в России появилось немало бизнес-сообществ, но Торгово-промышленная палата, по оценке Президента России Владимира Путина, которую он высказал в выступлении на IV съезде ТПП РФ, по-прежнему занимает среди них особое, ключевое место. Причиной тому и уникальный опыт, и многолетняя известность, и тесные, очень хорошие, наработанные связи с коллегами за рубежом.

Информация о работе Торгово-промышленная палата Рф