Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:51, курсовая работа
События последних лет свидетельствуют о том, что, несмотря на все громогласные заявления об эффективности реформ в экономике, административному аппарату, созданному для реализации планов этих реформ, к сожалению, так и не удалось решить наиболее насущные проблемы предпринимательской деятельности. Рыночные отношения, созданные к настоящему времени в России, не предоставляют равных возможностей всем участникам рынка и не позволяют большинству предпринимателей сосредоточить свое внимание исключительно на решении текущих хозяйственных задач и на расширении своего дела
Обращает на себя внимание тот факт, что предприниматели все реже полагаются на финансовую поддержку со стороны государства и региональных органов власти как в форме прямого, так и косвенного государственного финансирования.
Предприниматели по-прежнему жалуются на сложность процедуры получения бюджетных ресурсов («проще занять у соседа, чем возиться с процедурой получения необходимых средств»), сетуют по поводу информационной непрозрачности и неповоротливости структур, созданных для оказания финансовой поддержки МСП.
Существенным финансовым подспорьем для более, чем 50% респондентов было бы создание системы долгосрочного кредитования. Известно, что в нынешних условиях МСП в лучшем случае могут рассчитывать на «короткие деньги». Опрос же показал, что малому бизнесу необходимы долгосрочные кредиты. В анкетах назывались и желаемые сроки кредита. Они колеблются в пределах от полутора до трех лет при ставке кредита в 11-13%.
Причина нерешенности проблемы финансирования
малого предпринимательства
Финансовая поддержка МП может осуществляться по следующим направлениям.
Банковское кредитование. Основными проблемами являются высокая процентная ставка и короткие сроки, но эту ситуацию можно изменить в лучшую сторону. Необходимо не столько реформирование банковской системы, сколько субсидирование процентной ставки. Такая мера хорошо себя зарекомендовала в некоторых отраслях, например, в сельском хозяйстве. Можно использовать кредитное гарантирование со стороны государства, систему заемного гарантирования.
Вторая форма, это - микро финансирование, которое осуществляется, в основном, через банковскую систему. Эта форма поддержки малого бизнеса, которая может быть названа самой эффективной, развивается, к сожалению, не гак быстро, как этого бы хотелось. Она охватывает примерно 6-7% рынка микро кредитования.
Третья форма – финансирование через небанковские кредитные организации. Прежде всего, общества взаимного кредитования. В России уже развит внебанковский рынок капитала. Сегодня на нем работают порядка 690 компаний. Развитие этой формы сдерживается отсутствием законодательной базы и деятельностью банковского лобби, которое на уровне правительства и государства выступает против любых небанковских кредитных организаций в любых сферах.
Еще одна форма финансовой поддержки
- это лизинг. Он лишен всех недостатков,
которые присущи кредитным
Это связано с двумя причинами.
Первая - лизинговые компании расположены
в крупных городах и поэтому
их услугами могут пользоваться
главным образом городские
Институт микро финансирования на российском рынке существует уже более 10 лет. И за этот срок достигнуты определенные успехи. Удалось добиться того, что сегодня организациям, занимающимся этой деятельностью, не требуется банковская лицензия. Кроме того, выдача займов освобождена от уплаты НДС, и не облагается налогом на прибыль. Это позволяет увеличивать рентабельность программ микро финансирования и дает дополнительный толчок развитию малых предприятий.
Наиболее популярным способом микро финансирования является предоставление займов через специально созданные для этих целей фонды и потребительские кооперативы. Ставки у организаций, занимающихся микро финансированием выше, чем у банков, однако эти организации рассматривают заявки предпринимателей быстрее и предоставляю кредиты без залога, на основе поручительства. Кроме того, банки не работают с маленькими суммами, тогда как организации могут предоставлять кредит в диапазоне от 500 рублей до 500 тыс. рублей.
Однако широкое применение микро финансирования сдерживается рядом причин, одна из них – пробелы в законодательстве. Их можно ликвидировать путем принятия Федерального закона «О кредитной кооперации». Такой закон обеспечил бы легальность деятельности кредитных кооперативов: и потребительских, и сельскохозяйственных, и обществ взаимного кредитования, и жилищно-ипотечных. Принятие такого закона позволит кооперативу приобрести статус кредитной организации и получать при необходимости государственную поддержку.
По мнению ТПП РФ, для развития системы финансово-кредитного обеспечения малого предпринимательства необходимо предпринять следующие шаги.
Во-первых, создать действенную систему, обеспечивающую субъектам малого предпринимательства доступ к финансовым ресурсам. Этого можно добиться путем:
Во-вторых, разработать предложения по созданию на федеральном и региональном уровнях институтов долгосрочного кредитования и инвестирования субъектов малого предпринимательства.
В третьих, разработать и ввести в действие механизм частичной компенсации процентной ставки по кредитам для лизинговых компаний, специализирующихся на работе с субъектами малого предпринимательства.
Кроме того, кредитование малого бизнеса должно быть развернуто не только через систему коммерческих банков, но в то же самое время через предприятия, через организации, через кооперативы которые будут созданы самим малым бизнесом. И это должно происходить уже в настоящее время.
Необходимость создания малыми предприятиями
кредитных организаций и
Тем не менее, по оценке первого заместителя председателя Центрального банка России Андрея Козлова, которую он высказал, выступая на 11-м Международном банковском конгрессе в Санкт-Петербурге, российская банковская система «в ближайшее время может столкнуться с паузой роста». Наиболее вероятным может стать такой вариант развития банковской системы, при котором будут развиваться крупные банки и вытесняться мелкие, что приведет к сужению конкуренции. В этой ситуации ЦБ прогнозирует увеличение доли банковских активов в ВВП к 2005 году до 37-38 %.
Сохраняющиеся структурные диспропорции ограничивают возможности роста банковского сектора. Так, 43 % кредитов направляются в экспортные отрасли, и только 35 % - в отрасли внутреннего рынка. «Переливу капитала» из доходных сырьевых экспортоориентированных отраслей в перерабатывающие отрасли мешает закрытость финансово-промышленных групп. Серьезным барьером роста является также ориентирование значительной части банков на валютную ликвидность. Так, 32 % средств российских банков на сумму 5 млрд. долларов хранится на западных счетах. В то же время, финансово-стабильные банки составляют сегодня в России 90 % от общего числа действующих кредитных организаций.
С 1 января 2004 года должен произойти переход на международные стандарты. В связи с этим возникает вопрос об уровне капитализации банков. Чтобы соответствовать новым международным стандартам, половина действующих российских банков будет вынуждена значительно повысить уровень капитализации, а, следовательно, произойдет их объединение или даже ликвидация, в том случае, если им не удастся достигнуть соответствующего показателя.
По мнению представителей российского банковского сообщества, требование о необходимости увеличения капиталов для действующих банков до пяти миллионов евро является ошибочным и может привести к существенному сокращению числа малых банков, что в свою очередь отрицательно скажется на развитии малого предпринимательства в России.
В целях развития малого предпринимательства, как считают представители российского банковского сообщества, российское правительство, региональные и местные органы власти должны оказывать поддержку банкам, работающим с малыми предприятиями. Для этого необходимо компенсировать малым предприятиям часть процентной ставки по кредитам, полученным в банках под рыночный процент; разработать правительственную программу, по которой банки получали бы гарантии, покрывающие до 50 % их кредитов малому бизнесу; организовать распространение опыта кредитования малых предприятий, накопленного Фондом малого бизнеса ЕБРР. Особое внимание необходимо уделить применению опыта микро кредитования. При хорошей организации дела оно дает высокий экономический эффект и практически полный возврат кредитов.
Таким образом, из-за существенного отставания кредитно-финансовой системы от требований рыночной экономики, она оказывается почти полностью неспособной обеспечить развитие малого предпринимательства.
Согласно проведенным исследованиям, доступ к финансовым ресурсам ежегодно получают лишь порядка 13-15 тыс. малых предприятий из 880 тыс. Это означает, что сегодня в России организации, предоставляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают менее 1% потенциального рынка.
В банковской среде распространено мнение, что вложения в малые предприятия рискованны и невыгодны. Это связано, в первую очередь, с отсутствием залогов и гарантий у малых предприятий, кропотливостью и сравнительно низкой рентабельностью проектов. Постепенно банки начинают уделять все больше внимания сектору малой экономики, однако государству необходимо стимулировать этот процесс.
Большинство коммерческих банков России как не рассматривало, так и не будет рассматривать в обозримом будущем малые предприятия как потенциальных клиентов, если государство не возьмет на себя часть рисков, неизбежно возникающих при кредитовании финансовыми структурами субъектов малого бизнеса.
Существующая в России практика предоставления государственных гарантий от имени Российской Федерации и ее субъектов, подпадающая под действие федерального гражданского законодательства и бюджетного законодательства федерального уровня и уровня субъектов РФ, фактически не затрагивает хозяйствующие субъекты малого бизнеса.
Действующее в настоящее время в России нормативно-правовое обеспечение кредитных гарантий, как на федеральном, так и на региональном уровнях предусматривает следующее: государственная гарантия может выдаваться только тогда, когда обязательство получателя кредита (принципала) обеспечивается также залогом его ликвидных активов, причем стоимость предлагаемых в качестве залога активов должна быть равна сумме гарантируемого обязательства принципала.
Государственные гарантии, как федерального уровня, так и субъекта РФ выдаются высшим органом исполнительной власти в лице ее финансового органа. Финансовый орган подписывает договор о гарантии (поручительстве) с кредитором, после чего ему принадлежат все права и обязанности гаранта. Гарант в лице финансового органа обязан проводить финансовую проверку принципала, а также проверку активов, которые предлагается использовать в качестве залога.
Таким образом, существующая в России в настоящее время система предоставления гарантий изначально направлена на оказание поддержки тем хозяйствующим субъектам, которые могут предоставить достаточное залоговое обеспечение, и для большинства субъектов малого предпринимательства является недоступной.
Суть проблемы банковского кредитования малого бизнеса становится ясна при ознакомлении с тем, как сами банки оценивают потенциал малых предприятий.
В конце 2001 года Рабочий Центр экономических реформ – либеральная инициатива провел по заказу Фонда Евразия анкетирование кредитных организаций с целью определить, насколько привлекательной является для них работа с предприятиями малого бизнеса. Было обследовано около 50 кредитных учреждений, представляющих среднерусский регион, Урал, Юг и Поволжье, Запад России, Дальний Восток, Сибирь. Все обследованные учреждения расположены в провинции, и результаты опроса в большей степени отражают специфику отношений малого бизнеса и кредитных учреждений именно в провинции. Основная часть опрошенных - небольшие банки. По величине капитала треть банков относится к категории мелких, капитал которых составляет менее 30 млн. руб., 41% имеют собственные средства от 30 до 100 млн. рублей.