Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 07:56, дипломная работа
Цель работы рассмотреть правовой статус Таможенного союза как вида международной организации.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- исследовать теоретико-методологические основы права интеграции в контексте международного права;
- описать мировой опыт развития правовых основ экономических блоков и союзов;
- рассмотреть предпосылки создания и этапы формирования таможенного союза;
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВА ИНТЕГРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
1.1 Общая характеристика и понятие таможенных союзов
1.2 Мировой опыт развития правовых основ экономических блоков и союзов
2. СОСТОЯНИЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕВРАЗЕС В ПРАВОВОМ РАКУРСЕ
2.1 Предпосылки и этапы формирования таможенного союза
2.2 Международно-правовое обеспечение таможенного регулирования в рамках Таможенного союза
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
3.1 Правовые проблемы развития таможенного союза между Казахстаном, Россией и Белоруссией
3.2 Правовые аспекты совершенствования таможенного контроля
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В этой связи требуется адекватный подход к терминологии Конвенции Киото и ее применению в Кодексе, при этом необходимо жестко пресекать узко ведомственную трактовку терминов.
Серьезную терминологическую проблему создает использование в тексте проекта Кодекса термина «грузовая таможенная декларация». Такого термина в тексте Конвенции нет. Англоязычный вариант Конвенции использует термины «декларация на товары» (goods declaration) и «декларация на грузы» (cargo declaration), что нашло закрепление в русскоязычном тексте, ратифицированном Республикой Казахстан. Термин «грузовая таможенная декларация», применяемый в проекте Кодекса, в будущем может создать путаницу в этих понятиях, тем более что он отсутствует в оригинальном тексте Конвенции.
Данное предложение базируется на том, что термин «грузовая декларация», который имеет самостоятельное значение, используется в Конвенции и в ее Специальных приложениях.
Было бы целесообразным в глоссарии проекта Кодекса также использовать и определение Е4./F15 Главы 2 Конвенции: «Проверка декларации на товары - действия, совершаемые таможенной службой для проверки правильности декларации на товары и других представленных документов установленным требованиям».
Серьезная ошибка в Кодексе - это отнесение операции отказ от товаров и их уничтожение к таможенным процедурам.
Говоря о терминах и синонимах, мы имеем в виду один непреложный факт: нормы Кодекса создают правовую базу для решения задач, стоящих перед таможенными органами.
К нормам проекта Кодекса необходимо предъявлять особые требования, так как они создадут правовую базу и обеспечат на единой таможенной территории:
- в полной мере применение международных стандартов, необходимых для введения торгово-логистических технологий;
- развитие системы
информирования таможенных
- эффективное
осуществление контроля за
- должное осуществление
информационно-аналитического
Перспективные правовые нормы Кодекса должны повысить уровень взаимодействия всех подразделений таможенных органов государств Союза с другими правоохранительными и контролирующими органами.
Надежное правовое
обеспечение должно привести к повышению
эффективности таможенного
С принятием
Таможенного кодекса возникает
необходимость формирования новых
подходов к таможенному
Полагаю, что
уже сегодня необходимо принимать
меры к организации научного обеспечения
предстоящих мероприятий по разработке
Концепции таможенного
Комиссии таможенного союза в период завершения разработки проекта Таможенного кодекса также необходимо определиться с именем собственным нашего таможенного союза, например - Евразийский таможенный союз.
В завершение подчеркнем, что Таможенный кодекс таможенного союза - это своего рода экономическая конституция стран-участниц.
Мы выражаем надежду, что Таможенный кодекс таможенного союза обеспечит дальнейшее упрощение и обеспечение безопасности торговли при соблюдении положений международных договоров стран-участниц.
Международный опыт развитых стран Европейского союза показывает, что Таможенный кодекс таможенного союза позволит:
- законодательно
обеспечить свободное
- реализовать
перенос таможенного контроля
товаров в места их
- свободно выбирать
международные процедуры
- обеспечить
быстрые и упрощенные
- выработать
механизмы управления рисками
для безопасной международной
торговли и приблизить их к
рамочным стандартам
- соблюсти рамочные
стандарты безопасности ВТО,
Мы надеемся,
что и наши предложения будут
положительно оценены, так как они
обеспечивают преемственность международных
норм в области таможенного
3.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО
СТАТУСА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
3.1 Правовые проблемы развития таможенного союза между Казахстаном, Россией и Белоруссией
Вместе с тем процесс создания Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сталкивается с рядом серьезных проблем.
1) Сохранение
существенных различий в
Данное обстоятельство в определенной степени затрудняет разработку единого механизма таможенного администрирования.
В частности, среди
стран Таможенного союза только
Казахстан ратифицировал полный
пакет Международной конвенции
об упрощении и гармонизации таможенных
процедур (Киотская конвенция) и подписал
генеральное соглашение и правила
по его применению. В связи с
этим в Казахстане введены международные
нормы таможенного
Так, в Казахстане введен механизм страхования таможенных рисков. При этом стоимость страхового полиса составляет 0,2—0,3 % от суммы таможенных платежей. В России и Беларуси данный механизм отсутствует. Российские и белорусские перевозчики платят за страховой полис от 3 до 10 % от суммы сделки. При формировании Таможенного союза будут приняты единые ставки страхования, которые, по всей видимости, для казахстанских перевозчиков будут изменены в сторону увеличения.
Кроме того, в
странах Таможенного союза
2) Отсутствие
компенсационного механизма
Введение Единого
таможенного тарифа для казахстанской
стороны будет означать некоторое
повышение уровня таможенных ставок
в торговле с третьими странами.
Следует подчеркнуть, что действующие
в Казахстане таможенные тарифы значительно
ниже российских и белорусских. Поэтому
повышение казахстанских
Данная проблема весьма актуальна для Казахстана, поскольку в бюджете республики таможенные сборы составляют в среднем 30 %. В связи с этим государствам следует выработать компенсационный механизм, адаптирующий экономики сторон к условиям функционирования Таможенного союза. В связи с этим следует подчеркнуть, что в рамках Европейского Союза при формировании Единого таможенного тарифа согласовывалась система компенсаций. В ЕС есть дебатная палата по компенсациям и субсидиям, в которой разрешаются все проблемы перед вступлением страны в ЕС. Если бы у нас (в рамках Таможенного союза) была оговорена система компенсаций и субсидий, то ни у кого бы не возникало ни сомнений, ни подозрений.
3) Несогласованность
сторон в использовании
Данная проблема
характерна для Казахстана и России.
Следует подчеркнуть, что между
этими странами достигнуты договоренности
по взаимному признанию
Вместе с тем, когда товар «движется» из Казахстана в Россию, перевозчику необходимо заменять казахстанский сертификат на российский. И наоборот. Когда товар прибывает из России, российскому перевозчику выписывается казахстанский сертификат. При этом оплата за сертификаты осуществляется дважды: сначала в одном государстве, затем в другом. «В Евросоюзе всего этого нет. Только, если товар покидает еврозону, тогда выписывается новый сертификат.
В условиях формирования
Таможенного союза данная проблема
требует решения. Необходимо создать
унифицированную форму
4) Укрепление
внешних границ Таможенного
Перенос в ближайшей
перспективе всех видов контроля,
кроме пограничного, на внешнюю границу
Таможенного союза потребует
принятия оперативных мер по ее укреплению,
внедрению современной системы
таможенного досмотра. Решение данной
задачи особо актуально в условиях
существующих угроз терроризма, экстремизма,
незаконного оборота наркотиков
и потребует привлечения
5) Отсутствие
унифицированных норм в
Следует подчеркнуть,
что в странах Таможенного
союза действуют различные
Проведенный анализ процесса формирования Таможенного союза между Казахстаном, Россией и Беларусью позволил сделать вывод о том, что государствами-участниками достигнуты серьезные результаты в этом направлении.
Во-первых, сформирована
соответствующая нормативно-