Таможенный союз

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 07:56, дипломная работа

Описание работы

Цель работы рассмотреть правовой статус Таможенного союза как вида международной организации.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- исследовать теоретико-методологические основы права интеграции в контексте международного права;
- описать мировой опыт развития правовых основ экономических блоков и союзов;
- рассмотреть предпосылки создания и этапы формирования таможенного союза;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВА ИНТЕГРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
1.1 Общая характеристика и понятие таможенных союзов
1.2 Мировой опыт развития правовых основ экономических блоков и союзов
2. СОСТОЯНИЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕВРАЗЕС В ПРАВОВОМ РАКУРСЕ
2.1 Предпосылки и этапы формирования таможенного союза
2.2 Международно-правовое обеспечение таможенного регулирования в рамках Таможенного союза
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
3.1 Правовые проблемы развития таможенного союза между Казахстаном, Россией и Белоруссией
3.2 Правовые аспекты совершенствования таможенного контроля
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 134.42 Кб (Скачать)

В этой связи  требуется адекватный подход к терминологии Конвенции Киото и ее применению в Кодексе, при этом необходимо жестко пресекать узко ведомственную трактовку  терминов.

Серьезную терминологическую  проблему создает использование  в тексте проекта Кодекса термина  «грузовая таможенная декларация». Такого термина в тексте Конвенции  нет. Англоязычный вариант Конвенции  использует термины «декларация  на товары» (goods declaration) и «декларация на грузы» (cargo declaration), что нашло закрепление в русскоязычном тексте, ратифицированном Республикой Казахстан. Термин «грузовая таможенная декларация», применяемый в проекте Кодекса, в будущем может создать путаницу в этих понятиях, тем более что он отсутствует в оригинальном тексте Конвенции.

Данное предложение  базируется на том, что термин «грузовая  декларация», который имеет самостоятельное  значение, используется в Конвенции  и в ее Специальных приложениях.

Было бы целесообразным в глоссарии проекта Кодекса  также использовать и определение  Е4./F15 Главы 2 Конвенции: «Проверка декларации на товары - действия, совершаемые таможенной службой для проверки правильности декларации на товары и других представленных документов установленным требованиям».

Серьезная ошибка в Кодексе - это отнесение операции отказ от товаров и их уничтожение  к таможенным процедурам.

Говоря о терминах и синонимах, мы имеем в виду один непреложный факт: нормы Кодекса  создают правовую базу для решения  задач, стоящих перед таможенными  органами.

К нормам проекта  Кодекса необходимо предъявлять  особые требования, так как они  создадут правовую базу и обеспечат  на единой таможенной территории:

- в полной  мере применение международных  стандартов, необходимых для введения  торгово-логистических технологий;

- развитие системы  информирования таможенных органов  о ценообразовании, торгово-промышленной  специализации в зарубежных странах,  мировых тенденциях в разделении  труда;

- эффективное  осуществление контроля за товарами  после их выпуска в обращение  на единой таможенной территории (посттаможенный контроль);

- должное осуществление  информационно-аналитического обеспечения  правоохранительной, в том числе  оперативно-розыскной, деятельности  таможенных органов на единой  таможенной территории.

Перспективные правовые нормы Кодекса должны повысить уровень взаимодействия всех подразделений  таможенных органов государств Союза  с другими правоохранительными  и контролирующими органами.

Надежное правовое обеспечение должно привести к повышению  эффективности таможенного администрирования  на единой таможенной территории, стать  преградой недобросовестной конкуренции, проникновению недоброкачественных  импортных товаров на рынки наших  государств и другим негативным явлениям.

С принятием  Таможенного кодекса возникает  необходимость формирования новых  подходов к таможенному администрированию, которые позволят таможенным органам  государств Союза эффективно реагировать  на происходящие изменения в соответствии с международной практикой и  требованиями общества и наших государств.

Полагаю, что  уже сегодня необходимо принимать  меры к организации научного обеспечения  предстоящих мероприятий по разработке Концепции таможенного администрирования  в таможенном союзе.

Комиссии таможенного  союза в период завершения разработки проекта Таможенного кодекса  также необходимо определиться с  именем собственным нашего таможенного  союза, например - Евразийский таможенный союз.

В завершение подчеркнем, что Таможенный кодекс таможенного  союза - это своего рода экономическая  конституция стран-участниц.

Мы выражаем надежду, что Таможенный кодекс таможенного  союза обеспечит дальнейшее упрощение  и обеспечение безопасности торговли при соблюдении положений международных  договоров стран-участниц.

Международный опыт развитых стран Европейского союза  показывает, что Таможенный кодекс таможенного союза позволит:

- законодательно  обеспечить свободное перемещение  товаров через границу без  ограничений и дополнительных  требований;

- реализовать  перенос таможенного контроля  товаров в места их отправления  или назначения;

- свободно выбирать  международные процедуры таможенного  транзита;

- обеспечить  быстрые и упрощенные процедуры  таможенного контроля, то есть  исключить вынужденные таможенные  обременения (оформление и т.  д.);

- выработать  механизмы управления рисками  для безопасной международной  торговли и приблизить их к  рамочным стандартам безопасности  ВТО о предоставлении информации  о грузах с использованием  системы МСАТ электронного предварительного  информирования МДП;

- соблюсти рамочные  стандарты безопасности ВТО, что  послужит странам - участницам  Таможенного союза преимуществом  при вступлении в ВТО.

Мы надеемся, что и наши предложения будут  положительно оценены, так как они  обеспечивают преемственность международных  норм в области таможенного регулирования  и вполне могут упрочить основу таможенного  законодательства таможенного союза. 

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО  СТАТУСА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА  

3.1 Правовые проблемы  развития таможенного  союза между Казахстаном,  Россией и Белоруссией

Вместе с тем  процесс создания Таможенного союза  в рамках ЕврАзЭС сталкивается с рядом серьезных проблем.

1) Сохранение  существенных различий в национальных  законодательствах государств Таможенного  союза.

Данное обстоятельство в определенной степени затрудняет разработку единого механизма таможенного  администрирования.

В частности, среди  стран Таможенного союза только Казахстан ратифицировал полный пакет Международной конвенции  об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) и подписал генеральное соглашение и правила  по его применению. В связи с  этим в Казахстане введены международные  нормы таможенного администрирования  и процедуры, оптимизирующие систему  таможенного контроля. Россия и Беларусь подписали только генеральное соглашение по указанной Конвенции. «Нестыковка» некоторых правовых норм может значительно  осложнить процедуру таможенного  администрирования на территории стран  Таможенного союза. В частности, казахстанская сторона при осуществлении  транзита через территорию России и  Беларуси может быть лишена ряда привилегий, установленных в соответствии с  Киотской конвенцией, и будет иметь  возможность использовать их только в международных перевозках по территории третьих стран.

Так, в Казахстане введен механизм страхования таможенных рисков. При этом стоимость страхового полиса составляет 0,2—0,3 % от суммы таможенных платежей. В России и Беларуси данный механизм отсутствует. Российские и  белорусские перевозчики платят за страховой полис от 3 до 10 % от суммы  сделки. При формировании Таможенного  союза будут приняты единые ставки страхования, которые, по всей видимости, для казахстанских перевозчиков будут изменены в сторону увеличения.

Кроме того, в  странах Таможенного союза существенно  различается механизм налогового администрирования. Так, в Казахстане налог на добавленную  стоимость (НДС) — это фактически налог с оборота, что заведомо ставит казахстанского товаропроизводителя  в менее выгодные условия по сравнению  с российскими и белорусскими и негативно может сказаться  на конкурентоспособности казахстанской  промышленности. Кроме того, в государствах Таможенного союза существенно  различаются ставки НДС. Так, в Казахстане НДС составляет 12 %, России и Беларуси — 18 %.

2) Отсутствие  компенсационного механизма пру  введении Единого таможенного  тарифа.

Введение Единого  таможенного тарифа для казахстанской  стороны будет означать некоторое  повышение уровня таможенных ставок в торговле с третьими странами. Следует подчеркнуть, что действующие  в Казахстане таможенные тарифы значительно  ниже российских и белорусских. Поэтому  повышение казахстанских таможенных тарифов, по мнению многих экспертов, на начальном этапе может привести к повышению цен на импортные  товары из третьих стран и как  следствие к некоторому снижению товарооборота с ними. Все, что  связано с продуктами питания, в  России облагается высокими импортными пошлинами. Совсем иная ситуация у нас (в Казахстане). Если у нас пошлина  на океаническую рыбу составляет 5 %, то у них это в 3—4 раза больше. Если мы будем выбирать, то выберем российскую, а не норвежскую селедку, хотя они  выловлены в одном море, потому что норвежская будет на 25—30 % дороже. То же самое с другими продуктами. То есть товары из-за пределов стран  Таможенного союза для нас  (Казахстана) подорожают. А это в свою очередь приведет к сокращению товарооборота с третьими странами и таможенных поступлений в бюджет республики.

Данная проблема весьма актуальна для Казахстана, поскольку в бюджете республики таможенные сборы составляют в среднем 30 %. В связи с этим государствам следует выработать компенсационный  механизм, адаптирующий экономики сторон к условиям функционирования Таможенного  союза. В связи с этим следует  подчеркнуть, что в рамках Европейского Союза при формировании Единого  таможенного тарифа согласовывалась  система компенсаций. В ЕС есть дебатная палата по компенсациям и субсидиям, в которой разрешаются все проблемы перед вступлением страны в ЕС. Если бы у нас (в рамках Таможенного союза) была оговорена система компенсаций и субсидий, то ни у кого бы не возникало ни сомнений, ни подозрений.

3) Несогласованность  сторон в использовании сертификатов  происхождения товара.

Данная проблема характерна для Казахстана и России. Следует подчеркнуть, что между  этими странами достигнуты договоренности по взаимному признанию таможенными  органами сторон сертификатов происхождения  товара и подписано соответствующее  соглашение.

Вместе с тем, когда товар «движется» из Казахстана в Россию, перевозчику необходимо заменять казахстанский сертификат на российский. И наоборот. Когда  товар прибывает из России, российскому  перевозчику выписывается казахстанский  сертификат. При этом оплата за сертификаты  осуществляется дважды: сначала в  одном государстве, затем в другом. «В Евросоюзе всего этого нет. Только, если товар покидает еврозону, тогда выписывается новый сертификат.

В условиях формирования Таможенного союза данная проблема требует решения. Необходимо создать  унифицированную форму сертификата, которая будет признаваться на всей территории Таможенного союза и  позволит грузоперевозчикам свободно пересекать границы.

4) Укрепление  внешних границ Таможенного союза.

Перенос в ближайшей  перспективе всех видов контроля, кроме пограничного, на внешнюю границу  Таможенного союза потребует  принятия оперативных мер по ее укреплению, внедрению современной системы  таможенного досмотра. Решение данной задачи особо актуально в условиях существующих угроз терроризма, экстремизма, незаконного оборота наркотиков и потребует привлечения значительных финансовых средств. Поэтому странам  Таможенного союза необходимо выработать согласованный финансовый механизм по реализации данного мероприятия.

5) Отсутствие  унифицированных норм в реализации  странами Таможенного союза внешней  торговой политики.

Следует подчеркнуть, что в странах Таможенного  союза действуют различные торговые режимы с внешними партнерами. Так, в России в настоящее время  имеется порядка 120 базовых торговых договоров с третьими странами, в  Казахстане — 50, Беларуси — 40, и обязательства  по этим договорам во многом не совпадают. Поэтому важное значение приобретает  унификация государствами Таможенного  союза торговых режимов с третьими странами.

Проведенный анализ процесса формирования Таможенного  союза между Казахстаном, Россией  и Беларусью позволил сделать  вывод о том, что государствами-участниками  достигнуты серьезные результаты в  этом направлении.

Во-первых, сформирована соответствующая нормативно-правовая база.

Информация о работе Таможенный союз