Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 07:56, дипломная работа
Цель работы рассмотреть правовой статус Таможенного союза как вида международной организации.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- исследовать теоретико-методологические основы права интеграции в контексте международного права;
- описать мировой опыт развития правовых основ экономических блоков и союзов;
- рассмотреть предпосылки создания и этапы формирования таможенного союза;
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВА ИНТЕГРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
1.1 Общая характеристика и понятие таможенных союзов
1.2 Мировой опыт развития правовых основ экономических блоков и союзов
2. СОСТОЯНИЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕВРАЗЕС В ПРАВОВОМ РАКУРСЕ
2.1 Предпосылки и этапы формирования таможенного союза
2.2 Международно-правовое обеспечение таможенного регулирования в рамках Таможенного союза
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
3.1 Правовые проблемы развития таможенного союза между Казахстаном, Россией и Белоруссией
3.2 Правовые аспекты совершенствования таможенного контроля
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Во-вторых, согласован Единый таможенный тариф.
В-третьих, на 46-м
заседании Интеграционного
Вместе с тем создание Таможенного союза сталкивается с рядом проблем: сохраняются существенные различия в таможенном и налоговом администрировании сторон, не выработан компенсационный механизм при введении Единого таможенного тарифа, не унифицированы торговые режимы с третьими государствами.
Поэтому правительствам сторон предстоит провести большую работу по согласованию таможенно-тарифной и торговой политики в рамках Таможенного союза.
На наш взгляд, актуальное значение имеет реализация следующих направлений.
1) Унификация
национальных законодательств
Во-первых, считаем
целесообразным белорусской и российской
сторонам ратифицировать полный пакет
Международной конвенции об упрощении
и гармонизации таможенных процедур
(Киотская конвенция), что позволит
в полном объеме реализовать международные
нормы таможенного
Во-вторых, государствам
Таможенного союза следует
2) Формирование
государствами Таможенного
Необходимо, во-первых,
проанализировать существующие торговые
режимы и согласовать между
3) Разработка
компенсационного механизма
Считаем целесообразным
на начальном этапе формирования
Таможенного союза реализовать
соответствующий
4) Введение единой
формы сертификата
Необходимо разработать
единую форму сертификата
5) Разработка
финансового механизма по
Считаем целесообразным финансовым ведомствам и институтам сторон создать совместный фонд для укрепления внешних границ Таможенного союза. Средства данного фонда должны быть направлены на приобретение современного оборудования, ремонт и реконструкцию таможенных постов, обучение и переподготовку кадров таможенной службы и т. д.
6) Развитие инвестиционного
сотрудничества в рамках
Устойчивое экономическое развитие государств Таможенного союза предполагает уменьшение влияния таможенных поступлений на формирование бюджетов стран. Большое значение приобретают развитие инвестиционного сотрудничества в рамках Таможенного союза, создание совместных предприятий, межгосударственных кластеров, что будет способствовать увеличению налоговых поступлений и других доходов в бюджеты государств, их экономическому росту.
На повестке
дня стоят также вопросы
В целом можно констатировать, что сохранившийся (хотя и заметно уменьшившийся по сравнению с дореформенным периодом) научно-технический потенциал стран сообщества пока очень слабо «работает» на модернизацию их экономик, что может привести к существенному ослаблению экономических позиций этих государств на международной арене, углублению их отставания от развитого сектора мирового хозяйства. Инновационно-инвестиционная составляющая промышленного развития стран сообщества пока не достигла размеров, которые могли бы обеспечить модернизацию экономического пространства региона в целом.
От успеха модернизации
в огромной степени зависят экономический
и социальный прогресс государств Таможенного
союза, а также судьба интеграционных
процессов в рамках сообщества. Как
показывает мировой опыт, привлекательность
интеграционного объединения, его
устойчивое развитие зависят от того,
насколько оно содействует
Сегодня совершенно очевидно, что выход из охватившей мировую экономику депрессии возможен только на основе массового внедрения новых технологий, повышающих эффективность и расширяющих возможности производства. Созданный в феврале 2009 г. решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС Центр высоких технологий будет способствовать активизации деятельности предприятий стран Таможенного союза в поиске новых возможностей для роста в масштабах общего экономического пространства.
Таким образом, создаваемый Таможенный союз — это крупный интеграционный прорыв на постсоветском пространстве. Наши страны активно решают задачи, которые успешно реализованы в Европе в 1951 г. с Объединения угля и стали, в 1968 г. - с создания Таможенного союза, в 1987 г. — с формирования единого рынка. Опыт Европейского Союза весьма показателен для нас. Именно общий рынок, в последующем валютный союз и введение в 2001 г. единой валюты — наглядный пример того, что сытая, успешная, демократически развитая Европа объединяется. То, что мы делаем на пространстве бывшего Советского Союза, заставляет нас и дальше идти вслед европейской интеграции. Мы и дальше должны строить общий рынок, единый валютный союз, а уже потом говорить о том, что должно быть не просто Евразийское экономическое сообщество, а Евразийский союз государств.
Реализация указанных
выше направлений будет
Таможенный союз, создаваемый пока тремя государствами (Казахстаном, Россией и Беларусью), даст мощный толчок региональной интеграции на постсоветском пространстве, расширению торгово-экономических связей в рамках ЕврАзЭС и повышению конкурентоспособности национальных экономик.
Мировой опыт свидетельствует о том, что реальная экономическая интеграция возможна и может быть эффективной лишь между странами с достаточно развитым экономическим потенциалом. В СНГ к таким странам пока можно отнести только Россию, Украину, Беларусь и Казахстан. Не случайно поэтому именно три государства Содружества — Россия, Беларусь и Казахстан — выступили с инициативой об образовании Таможенного союза.
Создание Таможенного союза должно дать его участникам существенные экономические выгоды.
Во-первых, введение
общего таможенного тарифа в отношении
третьих стран позволит им обеспечить
более надежную защиту от внешней
конкуренции и поставить
В этом плане
предполагается, что среди стран
— участников Таможенного союза
в наиболее выигрышном положении
окажется Россия как наиболее развитая
в экономическом отношении
Во-вторых, унификация
в рамках Таможенного союза
В частности, на
казахстанский рынок хотят
В-третьих, по мере развития Таможенного союза будут создаваться реальные предпосылки для приоритетного развития торговли между его участниками, более полного обеспечения их необходимыми видами энергоносителей, сырьевых ресурсов, машино-технической продукции, продовольствия и потребительских товаров, производимых в государствах — членах Таможенного союза.
Принято считать,
что основной выигрыш в рамках
Таможенного союза получат
В целом, по прогнозам Российской академии наук (РАН), в 2015 г. (к моменту завершения «адаптационного периода» по выравниванию некоторых тарифов между Казахстаном и Беларусью) общий эффект от Таможенного союза для России должен составить порядка 400 млрд долл., или 16,8 % российского ВВП. Для Казахстана прогнозируемый эффект в 2015 г., по оценочным прогнозам РАН, может составить до 14,7 % ВВП республики. Однако данные оценки основаны на предположении, что казахстанские производители товаров народного потребления получат аналогичные рынки сбыта в России. Между тем сегодня из Казахстана в Россию экспортируется не так много видов товаров, причем в основном это продукция тяжелой и добывающей промышленности. В денежном выражении основную долю экспорта (около 70 %) составляют железорудное сырье для металлургических комбинатов, прокат черных металлов, уголь, урановые топливные сборки для атомных электростанций, сырье цветной металлургии. По этим позициям, если исходить из прогнозных потребностей российских компаний-потребителей, существенного роста экспорта ожидать не приходится, тогда как с казахстанскими товарами народного потребления, имеющими спрос в РФ (пищевая продукция, мука и зерно, крепкий алкоголь, кожевенное сырье, хлопок-сырец), для достижения ожидаемого эффекта потребовалось бы поднять экспорт как минимум в 4 раза.
Тем не менее
уже сегодня можно отметить значительный
прогресс во взаимной торговле стран
Таможенного союза. Объем импорта
из России в Казахстан с 2000 по 2008
г. вырос в 5,6 раза, из Беларуси —
в 12,7 раза. Объем экспорта из Казахстана
в Россию за этот же период увеличился
в 3,6 раза, в Беларусь — в 12,1 раза.
Сегодня Россия является одним из
главных не только торговых, но и
экономических партнеров как
Казахстана, так и Беларуси. Значительных
успехов Россия, Казахстан и Беларусь
достигли в сфере взаимного
Вместе с тем формирование Таможенного союза проходит не без проблем. Снятие внутренней таможенной границы между Россией и Беларусью и недостаточная пока обустроенность белорусской таможенной границы со стороны Прибалтики, Польши и Украины привели в начале 2000-х гг. к расширению контрабанды, реэкспорта, использованию белорусского коридора для незаконного вывоза российских капиталов за рубеж. К сожалению, на практике между членами Таможенного союза пока не осуществляется реальной координации внешнеэкономической политики и экспортно-импортных операций в отношении третьих стран, хотя это предусмотрено соглашением.