Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 07:56, дипломная работа
Цель работы рассмотреть правовой статус Таможенного союза как вида международной организации.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- исследовать теоретико-методологические основы права интеграции в контексте международного права;
- описать мировой опыт развития правовых основ экономических блоков и союзов;
- рассмотреть предпосылки создания и этапы формирования таможенного союза;
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВА ИНТЕГРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
1.1 Общая характеристика и понятие таможенных союзов
1.2 Мировой опыт развития правовых основ экономических блоков и союзов
2. СОСТОЯНИЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕВРАЗЕС В ПРАВОВОМ РАКУРСЕ
2.1 Предпосылки и этапы формирования таможенного союза
2.2 Международно-правовое обеспечение таможенного регулирования в рамках Таможенного союза
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
3.1 Правовые проблемы развития таможенного союза между Казахстаном, Россией и Белоруссией
3.2 Правовые аспекты совершенствования таможенного контроля
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Весьма спорными
и сложными представляются проблемы
вступления участников Таможенного
союза во Всемирную торговую организацию.
Как известно, вступление той или
иной страны в ВТО (более 90 % международной
торговли осуществляется в рамках этой
организации) гарантирует ей режим
наибольшего
С другой стороны, страна, вступившая в ВТО, обязуется создавать равные условия для реализации национальных и импортных товаров на внутреннем рынке, что может негативно отразиться на состоянии национальной промышленности, находящейся в стадии реконструкции и становления. Таким образом, выгоды страны по экспорту могут быть перекрыты потерями от невыгодных обязательств по импорту. Членство одной из стран — участников Таможенного союза в ВТО нарушает принципы Таможенного союза и может нанести убытки другому партнеру, не вступившему в эту организацию.
По нашему мнению,
не следует теперь излишне ускорять
процесс присоединения стран
— участников Таможенного союза
к ВТО, тем более что Россия
и остальные страны — члены
Таможенного союза уже имеют
режим наибольшего
Серьезные проблемы
возникали и в работе по созданию
Единого таможенного тарифа государств
— участников Таможенного союза.
Известно, что построение таможенного
тарифа в отдельно взятом государстве
— процесс сложный и в силу
ряда обстоятельств болезненный. Он
связан с поиском баланса интересов
национальных производителей и потребителей,
защитой внутреннего рынка и
созданием условий для развития
конкуренции. В широком плане
следует учитывать торгово-
Безусловно, эта задача многократно усложняется при создании общего таможенного тарифа различных стран в связи с необходимостью учета комплекса экономических интересов на межгосударственном уровне. Между тем отсутствие общего таможенного тарифа тормозило снятие внутренних таможенных границ и перенос таможенного контроля на внешний периметр Таможенного союза.
На определенном этапе развития таможенных тарифов в странах Таможенного союза произошло сближение их ставок. Так, в 1995 г. ставки таможенных пошлин казахстанского таможенного тарифа почти полностью совпадали со ставками российского тарифа. В том же году Беларусь приняла таможенный тариф, практически целиком идентичный российскому. К сожалению, в последующем удержать достигнутый в 1995 г. уровень унификации таможенных тарифов не удалось, главным образом из-за отсутствия механизма согласования тарифной политики.
В 2000-е гг. наличие
расхождений в уровнях ставок
таможенных тарифов государств —
участников Таможенного союза создавало
благоприятную почву для
Единый таможенный
тариф в рамках Таможенного союза
между Казахстаном, Россией и
Беларусью был окончательно согласован
между сторонами только к середине
2009 г. В настоящее время он уже
утвержден и должен вступить в
действие с 1 января 2010 г. Однако по ряду
чувствительных групп товаров странами
— участниками Таможенного
Отдавая отчет в том, что в реально складывающейся ситуации маловероятно достижение согласованного решения сразу по всему комплексу вопросов, связанных с введением Единого таможенного тарифа, и с учетом мирового опыта в этой области, весь перечень товаров был разделен на три основные группы:
1) товары, по
которым совпадают ставки
2) товары, по
которым ставки импортных
3) товары так
называемой «чувствительной»
На основе такого разделения страны — участники Таможенного союза планируют присоединиться по ряду товаров к уровню ставок Единого таможенного тарифа поэтапно, чтобы не нанести ущерба своим производителям. В частности, в казахстанский список таких товаров входят следующие: сырье для пищевой и химической промышленности, бумага и картон, фармпрепараты и медицинское оборудование. Ввоз же технологического оборудования, станков и других средств производства из третьих стран для реализации приоритетных инвестиционных проектов будет подпадать под режим целевого импорта в рамках Закона Республики Казахстан «Об инвестициях», то есть ввоз будет осуществляться по прежним ставкам.
Например, удалось сохранить действующий мягкий режим на импорт в Казахстан нефтегазового оборудования из дальнего зарубежья. Другим примером является сахар, на который будут сохранены действующие в республике нулевые ввозные пошлины до 2019 г. Казахстан сегодня лишь на 60 % обеспечивает свои потребности в сахаре за счет внутреннего производства, к тому же ряд сахарных заводов работает на импортируемом сахаре-сырце, поэтому устанавливать вслед за Россией высокие импортные ставки (до 35 %) Казахстан отказался, обеспечив для кондитерской промышленности республики потенциальные конкурентные преимущества, в том числе и на российском рынке.
Однако по истечении оговоренного по каждой чувствительной товарной позиции «адаптационного периода» начнет действовать единый импортный тариф. Поэтому необходимо за предстоящие 5—9 лет «адаптационного периода» (для каждого вида товара он свой) постараться вывести все чувствительные производства на конкурентоспособный уровень.
Что касается предстоящего
присоединения стран
Мировой опыт свидетельствует
о том, что подлинная политическая
или экономическая интеграция невозможна
без наличия в рамках данного
межгосударственного
Мировой опыт экономического
сближения развитых и развивающихся
стран, а также анализ экономических
взаимоотношений между
Эволюция торгово-
- торгово-тарифная
политика между государствами,
формирующими общий рынок
- торговый режим с третьими странами;
- нетарифное
регулирование внешнеторговой
- применение
административных рычагов
- косвенное налогообложение
(налог на добавленную
- платежно-расчетные отношения во внешней торговле;
- валютное регулирование
и валютный контроль во
- организация таможенного дела;
- учебные и общественные организации.
Считается, что
каждый новый виток интеграции должен
вызреть. Любая поспешность неминуемо
приведет к сбою экономического механизма
на последующем витке. Таким образом,
перспектива положительных
Процессы эти сложные, и в отдельных государствах ЕврАзЭС развиваются неоднозначно. С учетом реально складывающейся ситуации на современном этапе следовало бы сосредоточиться на «обустройстве» Таможенного союза, на решении таких первоочередных задач формирования общего рынка товаров, как введение в рамках Таможенного союза Единого таможенного тарифа и единых мер нетарифного регулирования внешней торговли, единого порядка валютного контроля; согласование налоговой политики при осуществлении внешнеторговых операций; создание благоприятных условий для вхождения государств — участников Таможенного союза во Всемирную торговую организацию; обустройство внешних границ Таможенного союза и организация надлежащего таможенного контроля на этих границах; создание механизма реализации достигнутых договоренностей и согласования принимаемых решений.
Некоторые позитивные подвижки, наметившиеся в развитии национальных экономик ряда стран ЕврАзЭС, дают основания полагать, что процесс сокращения взаимных торговых операций большинства стран ЕврАзЭС в условиях мирового экономического кризиса и некоторого снижения их интереса к многостороннему сотрудничеству является временным и в среднесрочной перспективе может быть преодолен. Именно посткризисное состояние национальных экономик стран ЕврАзЭС, реальная перспектива оказаться после кризиса на задворках мировой политики и экономики подталкивают государства ЕврАзЭС к более тесному взаимодействию.
Интеграция в торгово-экономической сфере и структурные реформы в странах ЕврАзЭС — неразрывно связанные между собой процессы. Поэтому торговые связи между странами — членами ЕврАзЭС представляют собой важный инструмент стабилизации экономической ситуации и выхода из экономического кризиса.
В заключении следует отметить, что правильное нормативное сопровождение функционирования Таможенного союза позволит ТС претендовать на достойное место в мировой экономической системе. Через Таможенный союз мы придем к созданию единого экономического пространства. А значит еще большему процветанию Казахстана.
3.2 Правовые аспекты совершенствования таможенного контроля
Прогрессивные
направления в области