Таможенный союз

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 07:56, дипломная работа

Описание работы

Цель работы рассмотреть правовой статус Таможенного союза как вида международной организации.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- исследовать теоретико-методологические основы права интеграции в контексте международного права;
- описать мировой опыт развития правовых основ экономических блоков и союзов;
- рассмотреть предпосылки создания и этапы формирования таможенного союза;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВА ИНТЕГРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
1.1 Общая характеристика и понятие таможенных союзов
1.2 Мировой опыт развития правовых основ экономических блоков и союзов
2. СОСТОЯНИЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕВРАЗЕС В ПРАВОВОМ РАКУРСЕ
2.1 Предпосылки и этапы формирования таможенного союза
2.2 Международно-правовое обеспечение таможенного регулирования в рамках Таможенного союза
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
3.1 Правовые проблемы развития таможенного союза между Казахстаном, Россией и Белоруссией
3.2 Правовые аспекты совершенствования таможенного контроля
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 134.42 Кб (Скачать)

Южноафриканский таможенный союз считается старейшим  в мире таможенным союзом. История  его создания восходит к 1889 году, первый договор был подписан в 1910 году. В  настоящее время в союз входят ЮАР, Ботсвана, Лесото, Намибия и  Свазиленд. Помимо общего внешнего тарифа и свободного движения товаров внутри союза действует единая формула  распределения доходов от сбора  таможенных и акцизных пошлин. В 2008 году экспорт внутри организации  составил 19 млрд долларов. Доля союза в мировой торговле — примерно 0,5 процента.

В ЮАТС вошли  африканские страны, различающиеся  по размерам и уровню экономического развития (ЮАР является самой крупной  и развитой страной континента, Лесото относится к наименее развитым государствам Африки), отраслевой структуре, системам экономического и торгово-политического  регулирования. В отличие от ЮАР  производственная и экспортная база остальных стран Объединения  остается узкой: основными экспортными  товарами Ботсваны и Намибии являются алмазы и минералы, Лесото – текстиль, Свазиленда – сахар. Центром притяжения интеграционной группировки выступает  ЮАР, на которую ориентирован почти  весь торговый поток остальных четырех  стран. Взаимная торговля Намибии, Ботсваны, Лесото и Свазиленда развита очень  слабо.

ЮАТС имеет  особенности, отличающие его от региональных группировок большинства развивающихся  стран. Государства Таможенного

союза (кроме  Ботсваны) входят в Единое валютное пространство (образовано в 1986 г.). В  его рамках осуществляется свободное  движение капитала, при этом Лесото, Намибия и Свазиленд имеют  право доступа на валютный и финансовый рынок ЮАР. Все страны-члены ЮАТС являются также участниками более  широкой региональной группировки  – Южно-Африканского Сообщества развития (входят еще 9 африканских стран), нацеленной на поэтапное создание зоны свободной  торговли. Действующее с 2004 г. Соглашение о ЮАТС поставило новые цели, изменило систему управления Объединением, расширило  сферу его деятельности. В соответствии со ст. 2 Соглашения Объединение призвано:

- облегчить трансграничное  перемещение товаров между государствами-членами;

- создать эффективные,  прозрачные и демократические  институты, которые обеспечат  справедливое распределение торговой  выгоды;

- поощрять справедливую  конкуренцию на территории таможенного  союза;

- способствовать  экономическому развитию, диверсификации, индустриализации и повышению  международной конкурентоспособности  стран-членов;

- содействовать  интеграции в мировую экономику  на основе развития внешней  торговли и инвестиционной деятельности;

- обеспечить  справедливое распределение доходов  от таможенных пошлин и других  таможенных платежей, взимаемых  странами-членами;

- способствовать  формированию общей политики  и стратегии.

Соглашение внесло ряд новых моментов в функционирование Таможенного союза. Важнейшим стало  изменение институционального устройства ЮАТС: были созданы первые совместные институты, призванные демократизировать  процесс принятия решений и управление Союзом. (По Соглашениям 1910 г. и 1969 г. деятельностью  Объединения руководила ЮАР, в том  числе устанавливала размер таможенных пошлин и акцизов, осуществляла распределение  поступлений в зависимости от доли участников во внешней торговле).

Высшим органом  ЮАТС стал Совет министров, состоящий  из министров финансов или торговли (по крайней мере одного министра от каждой страны). Совет принимает  все важнейшие решения, включая  установление внешнего таможенного  тарифа Объединения. Все решения  принимаются на условиях консенсуса; заседания проводятся раз в квартал  или по требованию одного из государств-членов.

Экономическое сообщество государств Центральной  Африки. Договор о создании CEEAC (Communaute Economique des Etats d'Afrique Centrale) был подписан в 1994 году. В объединение входят Камерун, ЦАР, Габон, Республика Конго, Экваториальная Гвинея и Чад. С 1990 по 2008 год экспорт внутри блока увеличился со 139 млн до 355 млн долларов. При этом его доля в общем экспорте стран снизилась с 2,3 до 0,8 процента. Доля CEEAC в мировом экспорте — 0,3 процента.

Общий рынок  государств Центральной Америки. 13 декабря 1960 года Сальвадор, Гватемала, Гондурас и Никарагуа подписали  договор об экономической интеграции Центральной Америки. В 1962 году к  договору присоединилась Коста-Рика. К 1980-м годам из-за политических и  экономических противоречий объединение  де-факто распалось. Новую жизнь  в таможенный союз вдохнуло создание в 1993 году зоны свободной торговли в  Центральной Америке. Сейчас ее доля в мировом экспорте составляет около 0,2 процента. Экспорт внутри союза  — 6,7 млрд долларов.

Центральноамериканский  общий рынок (ЦАОР), организация развивающихся  стран Центральной Америки, созданная  в целях постепенного объединения  национальных хозяйств стран-участниц в единый «общий рынок». Страны Центральной  Америки раньше др. развивающихся  стран, в том числе латиноамериканских, вступили на пут интеграции. Генеральный  договор центральноамериканской экономической интеграции заключён в 1960 в г. Манагуа (Никарагуа) и вступил в силу 4 июня 1961. Участники ЦАОР: Гватемала, Никарагуа, Сальвадор, Гондурас (до января 1971), Коста-Рика (с 1962 по сентябрь 1972).

Участники ЦАОР договорились постепенно либерализовать взаимную торговлю, ввести в действие единую центрально-американскую таможенную номенклатуру, применять единый таможенный тариф «общего рынка» в отношении третьих стран. Договор запрещает субсидирование экспорта и «нелояльную конкуренцию», рассматривает вопросы финансирования экономического развития на основе регионального равенства, определяет режим транспорта и транзитных перевозок, предусматривает унификацию налоговых стимулов промышленного развития, разрешает свободное движение рабочей силы и капиталов в пределах территории стран-участниц.

Единый таможенный тариф был введён в 1965. К началу 70-х гг. торговля товарами, составляющими 98% единой центральноамер. таможенной номенклатуры, была полностью либерализована. (В то же время оставшиеся 2% составляют по стоимости 1/5 внутризонального товарооборота стран ЦАОР и включают такие товары, как нефтепродукты, пшеница, сахар, кофе, электрооборудование, средства транспорта.) В 1974 товарооборот в рамках ЦАОР составил 535 млн. долл. по сравнению с 80 млн. долл. в 1961. Удельный вес внутризонального экспорта в общем экспорте стран — членов ЦАОР возрос за тот же период с 7% до 29%. Значительно возросла торговля готовыми промышленными изделиями, особенно тех отраслей промышленности, которые перерабатывают сырьё несельскохозяйственного происхождения.

Интеграция в  промышленности, сельском хозяйстве, электроэнергетике, транспорте и связи развивается  медленно. Интегрируются прежде всего  отрасли промышленности, по которым  возможно самообеспечение в рамках ЦАОР. Согласованы меры по созданию интегрированных предприятий по производству автопокрышек, каустической соды, инсектицидов, удобрений, фанеры, муки, координируется производство зерновых, разработаны 4 проекта объединения энергосистем. Создана система взаимных расчётов на основе общей расчётной валюты — центрально-американское песо, равного по курсу доллару США (введена с 1962).

С начала 70-х  гг. процесс центрально-американской экономической интеграции переживает период трудностей и противоречий. Они связаны с относительно низким уровнем мировых цен на товары центрально-американского экспорта, с недостатком стимулов для осуществления капиталовложений в многонациональные проекты, корыстной деятельностью империалистических монополий. Правящие круги, прежде всего наиболее развитых в промышленном отношении Гватемалы и Сальвадора, и стоящие за ними иностранные монополии пытаются решить ряд задач интеграции за счёт более слабых в экономическом отношении партнёров.

О кризисном  положении ЦАОР свидетельствуют  разрыв торговых отношений между  Гондурасом и Сальвадором после  вооруженного конфликта между ними в 1969 и развернувшаяся «торговая  война» между партнёрами по ЦАОР.

В связи с  тем, что ЦАОР основан на принципе «равных возможностей» иностранного и национального капитала, монополии  США получили новый, более широкий  рынок, а также возможность обходить импортные ограничения, использовать низкие налоги и дешёвую рабочую  силу. Это привело к резкому  росту прямых инвестиций США в  Центральной Америке — с 37 млн. долл. в 1960 до 750 млн. долл. в 1972. Более 75% промышленных предприятий, на которые  распространяются договоры ЦАОР, принадлежат  иностранному капиталу, главным образом  капиталу США. Имея в своих руках  мощные экономические рычаги, американский империализм пытается также использовать интеграционный процесс в целях  сколачивания военно-полицейского блока  в Центральной Америке.

В целях поиска выхода из кризисного положения, сложившегося в ЦАОР, было решено создать т. н. Комитет на высшем уровне из представителей всех 5 стран. Однако состоявшиеся в 1973—75 тринадцать заседаний этого комитета окончились по существу безрезультатно. Основной пункт разногласий — различное отношение стран к иностранному капиталу.

На проведённом  в июле 1975 совещании президентов  Гватемалы, Сальвадора, Гондураса, Никарагуа  и Коста-Рики было принято решение  «разработать новый договор, который  должен, среди прочих аспектов, отвечать критериям технической и политической осуществимости и гарантировать  соответствующее участие каждой из пяти стран в процессе интеграции».

Создание ЦАОР не способствовало решению наиболее насущных проблем социально-экономического развития стран Центральной Америки: преодолению монокультурного характера  их экономики, ослаблению зависимости  этих стран от диктата американских монополий, проведению аграрных реформ, повышению жизненного уровня трудящихся масс.

Таможенный союз в рамках Карибского сообщества, объединяющего 15 государств бассейна Карибского моря, существует с 1973 года. За последние 20 лет  члены союза, за исключением Багамских  островов, снизили общий внешний  таможенный тариф с 20 до 10 процентов. Карибское сообщество и общий  рынок представляет собой интеграционный блок, созданный в соответствии с  договором, подписанным Барбадосом, Гайаной, Ямайкой, Тринидадом и Тобаго в Чагуарамасе (Тринидад и Тобаго) 4 июля 1973 г. КАРИКОМ заменил существовавшую с 1968 года Карибскую ассоциацию свободной торговли.

В последующем  к договору примкнули другие англоязычные страны Карибского бассейна - это Антигуа  и Барбуда, Белиз, Доминика, Монтсеррат, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Киттс и Невис, Сент-Люсия. Багамские о-ва. принадлежат к политической части организации - Карибскому Сообществу и не входят в экономический союз - Общий Рынок. В 1995 г. четырнадцатым членом организации и первой неанглоязычной страной в ней стал Суринам.

Новое сообщество было создано для «координирования экономической и политической деятельности карибских стран». В задачи организации также входила совместная торговая и промышленная политика и программы технической и финансовой помощи ее отстающим членам.

В рамках сообщества предусматривается развитие экономического сотрудничества стран-членов, осуществляется координация внешней политики; налажено сотрудничество в таких областях, как здравоохранение, образование, культура, наука и техника, налогообложение. В рамках общего рынка предусмотрены  следующие мероприятия: введение общего внешнего тарифа; проведение единой протекционистской  политики; усиление координации внешнеторговой политики; согласование программы налоговых  стимулов для промышленности и другие мероприятия.

Одним из способов повышения конкурентоспособности  КАРИКОМ стало расширение экономического блока этой организации и создание на его основе Ассоциации Карибских Государств (Association of Caribbean States, ACS), которая включила в себя 25 государств Карибского бассейна и Центральной Америки, среди которых помимо членов КАРИКОМ государства, входящие в Группу Трех, шесть центрально-американских государств, Доминиканская Республика и Куба. Таким образом, страны Латинской Америки пытаются найти пути для стабильного экономического развития, создания более широкой зоны свободной торговли.

В то же время, в  самом Карибском сообществе дела не всегда обстоят гладко. Так, 29 февраля 2004 года членство Гаити - одного из полноправных членов КАРИКОМ - в организации было приостановлено по политическим мотивам. Однако в начале июня 2006 года членство страны в сообществе и участие  в общем рынке было восстановлено. В июле 1999 года членом КАРИКОМ снова  стала Ангилья, которая уже являлась участницей сообщества в 1974-1980 годах как часть другой страны - Сант-Кристофор-Невис-Ангилья.

В 2005 году с просьбой о членстве в Карибском сообществе обратилась Доминиканская Республика, однако этот вопрос пока не решен, по политическим и экономическим мотивам.

Несмотря экономическую  интеграцию экономики стран-членов КАРИКОМ продолжают испытывать существенные трудности. Уровень безработицы  и внешний долг на фоне растущего  ВВП этих стран не только не уменьшились, но и возросли. К тому же создание мощных региональных интеграционных объединений  таких как НАФТА или ЕС только уменьшили конкурентные возможности  стран КАРИКОМ на мировом рынке.

Информация о работе Таможенный союз