Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 07:56, дипломная работа
Цель работы рассмотреть правовой статус Таможенного союза как вида международной организации.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- исследовать теоретико-методологические основы права интеграции в контексте международного права;
- описать мировой опыт развития правовых основ экономических блоков и союзов;
- рассмотреть предпосылки создания и этапы формирования таможенного союза;
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВА ИНТЕГРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
1.1 Общая характеристика и понятие таможенных союзов
1.2 Мировой опыт развития правовых основ экономических блоков и союзов
2. СОСТОЯНИЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕВРАЗЕС В ПРАВОВОМ РАКУРСЕ
2.1 Предпосылки и этапы формирования таможенного союза
2.2 Международно-правовое обеспечение таможенного регулирования в рамках Таможенного союза
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
3.1 Правовые проблемы развития таможенного союза между Казахстаном, Россией и Белоруссией
3.2 Правовые аспекты совершенствования таможенного контроля
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В заключение следует отметить, что в науке считается (и с этим трудно не согласиться) признанным постулат: в принципе таможенный союз всегда потенциально выгоден для государств-членов, но не выгоден для неучаствующих стран – «аутсайдеров». Важно при этом оптимальное определение уровня ставок единого «внешнего» таможенного тарифа, причем предположительно, что само его объединенное качество создает условия для более высокого уровня ставок, нежели до объединительные уровни тарифов государств-членов
Нельзя не заметить,
наконец, что потенциальные
Формирование Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС является важным этапом в углублении интеграционного взаимодействия государств сообщества и создании в перспективе Единого экономического пространства (ЕЭП).
Соответствующее решение на межгосударственном уровне было принято 16 августа 2006 г., согласно которому в состав Таможенного союза пока войдут Беларусь, Казахстан и Россия. Предполагается, что другие участники ЕврАзЭС присоединятся к Таможенному союзу по мере готовности их экономик.
Государства ЕврАзЭС создают Таможенный союз по международным стандартам: с единой внешней границей, единой таможенной территорией и единым таможенным тарифом на товары, ввозимые из третьих стран. И в этом направлении странами сообщества достигнуты соответствующие договоренности. Во-первых, одобрен проект Единого таможенного тарифа, который будет введен с 1 января 2010 г. Во-вторых, утверждены сроки формирования единой таможенной территории, предусматривающие выполнение Плана по переносу всех видов контроля, кроме пограничного, на внешнюю границу Таможенного союза. В-третьих, проводится работа по согласованию проекта Таможенного кодекса, обеспечивающего таможенное регулирование на единой таможенной территории.
Вместе с тем создание Таможенного союза сталкивается с рядом проблем. Наиболее сложными являются задачи унификации национальных законодательств стран ЕврАзЭС в таможенной и внешнеэкономической сферах, выработки механизма зачисления и распределения таможенных платежей и косвенных налогов в бюджеты государств, формирования единого торгового режима. Поэтому актуальное значение имеет разработка механизма, обеспечивающего функционирование Таможенного союза и осуществление странами согласованной внешнеэкономической деятельности.
Создание Таможенного союза является определенным этапом в экономическом сотрудничестве государств.
Как известно, региональная интеграция в своем развитии проходит следующие стадии:
- зона свободной торговли;
- таможенный союз;
- общий рынок;
- экономический союз;
- политический союз.
На каждой стадии
устраняются экономические
Создание зоны
свободной торговли предполагает отмену
таможенных барьеров и количественных
ограничений во внешней торговле.
Предусматривается постепенная
взаимная отмена пошлин и других ограничений.
«Страны добровольно
Режим свободной
торговли обычно устанавливается на
базе межправительственных соглашений,
предусматривающих
После завершения
создания зоны свободной торговли участники
интеграционного блока
Таможенный союз — это договорное объединение государств в целях создания общей таможенной территории и осуществления совместной торговой политики. Общая таможенная территория создается не только путем отмены границы между членами союза, но и посредством установления единого таможенного тарифа и общей внешней таможенной границы союза со странами — не членами. Совместную таможенную политику, установление единого таможенного тарифа и его регулирование, представительство союза в его отношениях с третьими государствами и международную договорную правоспособность союза осуществляют, как правило, специально создаваемые для этого органы союза. Только при наличии всех перечисленных элементов и в их совокупности можно говорить о существовании реального таможенного союза ...
Первые таможенные союзы появились еще в XIX в. (например, германский таможенный союз Zollverein, объединявший в 1834—1871 гг. ряд немецких государств), накануне Второй мировой войны функционировало более 15 таможенных союзов. Но поскольку тогда роль мировой экономики в сравнении с внутринациональным хозяйством была невелика, эти таможенные союзы не имели особого значения и не претендовали на превращение во что-то иное. «Эра интеграции» началась в 1950-е, когда бурный рост интеграционных процессов стал закономерным проявлением глобализации — постепенного «растворения» национальных экономик в мировом хозяйстве. Теперь таможенный союз рассматривается не как конечный результат, а лишь как промежуточная фаза экономического сотрудничества стран-партнеров.
Формирование
общего рынка предполагает ликвидацию
барьеров между странами не только
во взаимной торговле, но и в перемещении
рабочей силы и капитала. Обеспечение
свободы движения ресурсов является
важным фактором усиления экономической
взаимозависимости стран —
Но для обеспечения
единого рыночного пространства
недостаточно только одной свободы
движения товаров, капитала и услуг.
Важное значение приобретают унификация
национальных законодательств, технических
и санитарных стандартов, проведение
согласованной промышленной, кредитно-финансовой
политики. «Шаг за шагом нарастает
объективная необходимость
Интеграция рынков
неизбежно порождает интеграцию
хозяйственной политики, формируется
целостный экономический
В рамках экономического
союза государства-участники
Государства ЕврАзЭС также в качестве перспективных задач рассматривают формирование Единого экономического пространства, важным этапом которого становится создание Таможенного союза.
ЕврАзЭС на сегодня является наиболее эффективной интеграционной структурой на постсоветском пространстве. Во многом благодаря действующему в сообществе режиму свободной торговли взаимный товарооборот увеличивался.
Именно на основании данных показателей 6 октября 2007 г. главы государств-участников приняли решение о формировании правовой базы Таможенного союза и утвердили план действий, который предполагает в течение 2008—2010 гг. полностью создать правовую базу и закрепить союз с 1 января 2011 г. Но волей России, Белоруссии и Казахстана, которые решили, что в первом десятилетии XXI в. темпы развития ускорились, было принято решение ускорить и процесс формирования правовой базы. Была поставлена задача с 1 января 2010 г. запустить процесс функционирования Таможенного союза»
Таможенный союз предполагает существенное упрощение таможенных процедур и создает условия для свободного движения товаров. Об эффективности устранения таможенно-торговых барьеров свидетельствует опыт Европейского Союза. Упрощение правил между странами сообщества (с 1 июля 1993 г.) позволило упразднить 50—60 млн таможенных процедур в год. Поэтому создание Таможенного союза — это важный фактор развития взаимной торговли между государствами-участниками и активизации экономического сотрудничества.
Ключевыми элементами нормативно-правовой базы формирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС являются следующие документы:
— Решение Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 16 августа 2006 г. № 313 «О формировании Таможенного союза государств — членов ЕврАзЭС»;
— Решение Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 6 октября 2007 г. «О формировании правовой базы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС»;
— Решение Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 6 октября 2007 г. об утверждении Плана действий по формированию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС на 2008—2010 гг.
В целом по состоянию
на 24 августа 2009 г. подписан 51 документ
(решения и международные
Принятые документы предусматривают установление единого режима торговли товарами в отношении третьих стран, унификацию таможенного администрирования.
В соответствии с Протоколом о внесении изменений в Договор об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 г., который был принят 6 октября 2007 г., высшим органом Таможенного союза является Межгосударственный Совет. Мсжгоссовет принимает решения в части формирования и функционирования Таможенного союза.
Исполнение данных решений, реализацию международных договоров по созданию Таможенного союза, подготовку соответствующих рекомендаций для Межгоссовета обеспечивает Комиссия Таможенного союза (КТС), в состав которой входят заместители глав правительств или члены правительств государств Таможенного союза, наделенные необходимыми полномочиями. КТС создана в соответствии с Договором о Комиссии Таможенного союза, принятым 6 октября 2007 г.
Данный документ
предусматривает поэтапную
12 декабря 2008 г. Межгоссоветом ЕврАзЭС также принято решение о создании рабочего органа Комиссии — Секретариата, осуществляющего организацию работы и информационно-техническое обеспечение Высшего органа Таможенного союза и КТС.
На уровне экспертных групп проведена большая работа по согласованию таможенных тарифов, применяемых в торговле с третьими странами, по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
12 декабря 2008 г. решением Межгоссовета ЕврАзЭС утвержден Базовый перечень Единого таможенного тарифа.
9 июня 2009 г. главами правительств одобрен проект Единого таможенного тарифа, который решено внести на утверждение Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств 27 ноября 2009 г.
таможенный союз правовой
Этапы и сроки формирования Таможенного союза одобрены на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств 9 июня 2009 г.
Предполагается, что предварительный этап формирования Таможенного союза продлится до 1 января 2010 г. В течение данного этапа должна быть завершена подготовка нормативно-правовой базы Таможенного союза и проведена работа по переносу всех видов государственного контроля, кроме пограничного, на внешний контур единой таможенной территории.
Первый этап формирования Таможенного союза охватывает период с 1 января 2010 г. по 1 июля 2010 г.