Таможенный союз

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 07:56, дипломная работа

Описание работы

Цель работы рассмотреть правовой статус Таможенного союза как вида международной организации.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- исследовать теоретико-методологические основы права интеграции в контексте международного права;
- описать мировой опыт развития правовых основ экономических блоков и союзов;
- рассмотреть предпосылки создания и этапы формирования таможенного союза;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВА ИНТЕГРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
1.1 Общая характеристика и понятие таможенных союзов
1.2 Мировой опыт развития правовых основ экономических блоков и союзов
2. СОСТОЯНИЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕВРАЗЕС В ПРАВОВОМ РАКУРСЕ
2.1 Предпосылки и этапы формирования таможенного союза
2.2 Международно-правовое обеспечение таможенного регулирования в рамках Таможенного союза
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
3.1 Правовые проблемы развития таможенного союза между Казахстаном, Россией и Белоруссией
3.2 Правовые аспекты совершенствования таможенного контроля
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 134.42 Кб (Скачать)

Большинство государств региона, за исключением нескольких, оказались неспособны восстановить свой экономический уровень, имевшийся  до 80-х годов, и в целом за последние 30 лет в регионе наблюдался лишь скромный экономический рост. Основу экспорта по-прежнему составляют в  основном потребительские товары и  сырье, особенно нефть и нефтепродукты, минеральные полезные ископаемые, продукция  сельского и лесного хозяйства. В этом отношении традиционная уязвимость региона и его внешняя зависимость  еще более возросли в связи  с неустойчивым характером экономической  деятельности, обусловленным нестабильностью  рынков и ограниченностью природных  ресурсов. Во многих странах импорт продолжает расти быстрее, чем экспорт. Уровень неравенства в регионе  является самым высоким в мире, продолжая расти во всех субрегионах.

Восточноафриканское сообщество создано Танзанией, Угандой  и Кенией в 1967 году, однако в 1977 году из-за противоречий между участниками  его распустили. В 2000 году был подписан новый договор об учреждении EAC (East African Community). В 2007 году к организации присоединились Руанда и Бурунди. Экспорт внутри блока составляет 1,6 млрд долларов, или 17,6 процента от общего экспорта пяти государств. Более 50 процентов от общего объема товарооборота обеспечивает Кения. Доля сообщества в мировом экспорте — около 0,1 процента.

Однако большинство  проблем, возникших с первых дней существования Союза, до сих пор  остаются нерешенными. Недостаток осведомленности  среди участников ВЭД о едином таможенном регулировании, противоречия положений национальных таможенных законодательств, односторонние действия, предпринимаемые странами-участницами  Союза, – это лишь одни из немногих проблем, которые и по сей день не позволяют Таможенному Союзу  полноценно функционировать. Большинство  предпринимателей региона имеют  смутное представление о цели создания Союза. Опрос, проведенный  Восточноафриканской Комиссией  по связям, торговле и инвестициям  выявил достаточно интересный факт: большинство  предприятий мелкого бизнеса  не знают о существовании Таможенного  Союза, а тем более о правилах, действующих на его территории. Согласно информации, предоставленной Комиссией, уровень незаконного перемещения  товаров через границы Союза  до сих пор высок. Причем интересно  заметить, что в большинстве случаев перемещаются товары, в отношении которых, согласно положениям Протокола Таможенного Союза, предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлинам и налогов.

На данный момент на территории стран Восточноафриканского Сообщества складывается следующая  ситуация: несмотря на существование  Таможенного Союза и единых правил перемещения товаров, участники  ВЭД продолжают руководствоваться  положениями внутреннего законодательства отдельных государств. В частности, различные подходы к налогообложению  операций по перемещению товаров  существенно отражаются на внутренних ценах на перемещаемые товары.

Таким образом, создание большинства таможенных союзов развивающихся стран нельзя считать  полностью завершенным в силу сохраняющихся исключений из режима свободной торговли, неполного охвата товарной номенклатуры общим внешним  тарифом, применения нетарифных мер  регулирования внешней торговлей, отсутствия гармонизации инструментов торговой политики и др. В таможенных союзах развивающихся стран, в отличие  от ЕС, не были созданы наднациональные  органы управления; руководство объединениями  осуществляется на межправительственном уровне.

Еще одной характерной  чертой ныне функционирующих межгосударственных объединений развивающихся стран  является расширение контактов с  другими странами и группировками, что отражает параллельное развитие процессов регионализации с процессами глобализации в современном мире. В последние годы проведены переговоры и заключен ряд соглашений, в том  числе о преференциальном сотрудничестве, с крупными странами (США, Китаем, Индией), другими интеграционными группировками  развитых (ЕС, ЕАСТ) и развивающихся  стран (МЕРКОСУР). Заключение таких  соглашений расширило возможности  сотрудничества, но усложнило систему  регулирования внешней торговлей.

Все большее  увеличение числа таможенных союзов, расширение и укрепление их позиции  на международной арене свидетельствуют  о том, что данная форма межгосударственной интеграции приносит огромные экономические, политические, социальные и иные выгоды для их участников: союз делает национальные экономики значительно сильнее, позволяет выступать его участникам единым интегрированным экономическим  и политическим блоком в международных  отношениях, увеличивает политический и экономический вес государств в глобальном масштабе, а также  открывает большие перспективы  для частных лиц данных стран, в особенности для хозяйствующих  субъектов. В этом смысле Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России не является исключением. 

2. СОСТОЯНИЕ ТАМОЖЕННОГО  СОЮЗА ЕВРАЗЕС  В ПРАВОВОМ РАКУРСЕ  

2.1 Предпосылки создания  и этапы формирования  таможенного союза

Существуют объективные  предпосылки формирования полноценного Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России, обладающих бесспорным геополитическим  и экономическим приоритетом. Подобные объединения делают национальные экономики  государств-союзников значительно сильнее, позволяют выступать его участникам единым интегрированным экономическим и политическим блоком в международных отношениях, увеличивают политический и экономический вес государств в глобальном масштабе, а также открывают большие перспективы для хозяйствующих субъектов и частных лиц данных стран.

Уже в момент развала Советского Союза теперь уже бывшие советские республики, констатируя, что СССР перестал быть геополитической реальностью, все  же договорились сотрудничать «в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков»  в рамках Содружества Независимых  Государств (ст 7 Соглашения о создании СНГ от 08.12.1991 г.). В этой связи особо следует отметить подписанный 24 сентября 1993г. Договор о создании Экономического союза (т.е. высшей формы межгосударственной интеграции, предполагающей наличие единого экономического пространства, гармонизацию фискальной и монетарной политики государств-членов и, как следствие, введение единой валюты). Отказавшись от единой социалистической плановой экономики, страны СНГ решили объединить свои экономили, на новой рыночной основе путем последовательного прохождения целого ряда этапов. На первом этапе должна была быть создана зона свободной торговли. На втором этапе предусматривалось образование Таможенного союза. На третьем этапе должен быть сформирован общий рынок товаров, капитала и рабочей силы, а заключительным (четвертым) этапом должно было стать образование экономического союза.

Необходимо отметить, что решение о создании экономического союза на постсоветском пространстве отнюдь не являлось экстраординарным явлением в международных отношениях. Наоборот, оно всецело отражало и  находилось в полном соответствии с  одним из магистральных путей  развития современного международного сообщества, а именно с процессами международной интеграции.

Однако Содружество  так и не смогло претворить в жизнь  ни один из вышеуказанных интеграционных проектов ввиду непреодолимых. разногласий  между его участниками. К концу 1994 года в рамках СНГ четко сформировалось два лагеря, имевших диаметрально противоположные видения развития Содружества.

Если первый лагерь (Россия, Беларусь и Казахстан) выступал за углубленную интеграцию и преследовал в качестве задачи как минимум построение таможенного  союза, то второй лагерь, представители  которого образовали впоследствии такую  региональную организацию, как ГУАМ, рассматривал существование СНГ  лишь как форму «цивилизованного развода» и считал в качестве максимально  приемлемого для себя предела  интеграции в рамках СНГ только создание зоны свободной торговли (то есть исключал для себя любую форму политической интеграции).

В силу возникших  между ними противоречий страны СНГ  в своей совокупности не смогли договориться даже о создании наиболее элементарных форм РИО. В то же время к середине 90-х гг. в рамках СНГ образовалась группа государств, решившая реализовать  положения Договора об Экономическом  союзе хотя бы между собой.

6 января 1995 г.  было подписано Соглашение о  Таможенном союзе (ТС) между Россией  и Белоруссией, к которому 20 января 1995 г. присоединился Казахстан,  а 29 марта 1996 г. - Кыргызстан. Стремление  обеспечить более высокий уровень  интеграции было также отражено  в Договоре об углублении интеграции  в экономической и гуманитарной  областях от 29 марта 1996 г., который  поставил цель создать в перспективе  «сообщество интегрированных государств»  посредством «поэтапного углубления  интеграции в экономике, науке, образовании, культуре, социальной сфере при соблюдении суверенитета Сторон» (ст. 1 Договора).

.Несмотря на  громкие прокламации, прогресс, сделанный  данными государствами на пути  построения таможенного союза,  был, однако незначительным. Даже  то немногое, что было достигнуто, не устояло перед первым серьезным  испытанием - мировым финансовым  кризисом 1998 г., когда государства-  участники ТС видели единственно  верный способ решения своих  экономических проблем в построении  защитных барьеров друг от  друга.

Другим свидетельством существования таможенного союза  лишь на бумаге являлось то, что один его членов - Кыргызстан - стал в индивидуальном порядке членов ВТО в 1998 году. Тем  не менее результатом экономического кризиса стал не окончательный развал формирующегося альянса, а принятие им (а также присоединившегося  к нему Таджикистана) 26 февраля 1999г.

Договора о  Таможенном союзе и едином экономическом  пространстве, в соответствии с которым  стороны обязались завершить  формирование таможенного союза  и перейти на его основе к следующему этапу интеграции, а именно - к  построению Общего рынка.

В то же время  было очевидно, что построение единого  экономического пространства требует  отхода от классических международно-правовых методов принятия решении, основанных на единогласии и суверенном равенстве  государств. Для достижения поставленной цели требовались новые организационно-правовые решения, поиск которых нашел  свое отражение в подписании вышеуказанной  пятеркой государств 10 октября 2000г. Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

ЕврАзЭС с полным основанием можно охарактеризовать как правопреемника и продолжателя предшествующих ему интеграционных схем, наделенного к тому же целым рядом прогрессивных нововведений. Однако в первые годы своего существования Сообщество откровенно прозябало. Свидетельством тому может служить, например, подписание 19 сентября 2003 г. Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) между Белоруссией, Казахстаном и Украиной. Основной целью этого соглашения являлось создание зоны свободной торговли между вышеназванными государствами (к чему всегда стремилась Украина), но в то же время соглашение предусматривало гармонизацию их макроэкономической политики и создание условий для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы (т.е. создания таможенного союза и общего рынка, что всегда было задачей первой тройки государств). Факт заключения данного соглашения являлся, безусловно, позитивным, хотя бы в силу того обстоятельства, что оно объединяло все наиболее развитые в экономическом плане республики бывшего СССР. Однако оно также свидетельствовало и том, что прогресс, сделанный ЕврАзЭС, являлся несущественным. Если было бы иначе, речь могла бы только идти о договоре между ЕврАзЭС и Украиной о построении зоны свободной торговли.

Однако начиная  с середины первой декады нового столетия ситуация резко изменилась. Оранжевая  революция на Украине, сводной стороны, и стремительный рост цен на энергоносители, с другой, снова сделали ЕврАзЭС наиболее перспективным интеграционным объединением на постсоветском пространстве. Не случайно государства-члены такой международной организации, как Центрально-Азиатское Сотрудничество, после того как Узбекистан заявил о своем намерении вступить в ЕврАзЭС, приняли в октябре 2005 решение о самороспуске ЦАС и осуществлении всех своих интеграционных проектов под эгидой ЕврАзЭС. Еще одним значимым событием в истории развития интеграционных процессов на евразийском пространстве стало учреждение 12 января 2006 г. Евразийского банка развития - международной финансовой организации, призванной содействовать экономическому росту государств-участников, расширению торгово-экономических связей между ними и развитию интеграционных процессов на евразийском пространстве.

Наконец, необходимо отметить заседание высшего органа ЕврАзЭС – Межгосударственного совета, состоявшееся 6 октября 2007 года, на котором было принято решение завершить формирование таможенного союза между тремя наиболее активными государствами альянса – Белоруссией, Казахстаном и Россией – до 2011 года – первый раз в истории интеграционных процессов на постсоветсвом пространстве, когда устанавливаются конкретные сроки достижения определенного этапа развития.

С формированием  Таможенного союза трех стран  увязываются и выход этих стран  из переговорных процессов относительно их присоединения к ВТО, и, соответственно, решение о последующем начале переговоров с ВТО о присоединении  к этой организации уже «единой  таможенной территории» Белоруссии, Казахстана и России в качестве Таможенного  союза. Таким образом, эти «новые»  переговоры, очевидно, заведомо откладываются  до задействования единого таможенного тарифа и до образования единой таможенной территории. Кроме того, неопределенным фактором представляются и процедуры ведения переговоров между ВТО и таможенным союзом, как таковым, тем более что, как отмечается, в истории ВТО еще не было случаев ведения таких переговоров.

Вместе с тем  с правовой точки зрения представляется полезным на данном этапе построения Таможенного союза трех стран, во-первых, проведение необходимых предварительных  консультаций с Секретариатом ВТО  относительно процедур переговорного  процесса в новом формате и, во-вторых, основательное изучение опыта построения и функционирования Таможенного  союза в рамках ЕС, с тем чтобы  использовать этот опыт прежде всего  при детальной разработке документации и системы будущего таможенного  союза. Что касается, например, России, то для возможного обмена опытом с  ЕС и проведения соответствующих  консультаций в рамках действующего в силу пролонгации Соглашения 1994 г. о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС существуют правовые основания (в том числе  ст. 16и78)9.

Информация о работе Таможенный союз