Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 07:56, дипломная работа
Цель работы рассмотреть правовой статус Таможенного союза как вида международной организации.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- исследовать теоретико-методологические основы права интеграции в контексте международного права;
- описать мировой опыт развития правовых основ экономических блоков и союзов;
- рассмотреть предпосылки создания и этапы формирования таможенного союза;
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВА ИНТЕГРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
1.1 Общая характеристика и понятие таможенных союзов
1.2 Мировой опыт развития правовых основ экономических блоков и союзов
2. СОСТОЯНИЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕВРАЗЕС В ПРАВОВОМ РАКУРСЕ
2.1 Предпосылки и этапы формирования таможенного союза
2.2 Международно-правовое обеспечение таможенного регулирования в рамках Таможенного союза
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
3.1 Правовые проблемы развития таможенного союза между Казахстаном, Россией и Белоруссией
3.2 Правовые аспекты совершенствования таможенного контроля
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Реализация этих принципов в отдельных аспектах не является далекой и призрачной перспективой, а уже сегодня находит проявление в текущей деятельности таможенных органов, как Евросоюза, так и Таможенного союза (ТС), в том числе таможенных органов Республики Казахстан.
Следует отметить серьезные изменения в подходе к декларированию товаров, предусмотренные в проекте ТК ТС по отношению к положениям действующего Таможенного кодекса Республики Казахстан (ТК РК).
Изменения коснулись, в частности, терминов и определений.
Изменилось определение ряда понятий.
Согласно п. 20 ст. 4 проекта ТК ТС: таможенная декларация — документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.
Пункт 2 ст. 379 ТК РК: гВ пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.06.05 г. № 62-III (см. стар. ред.) грузовая таможенная декларация - документ, подаваемый декларантом и содержащий сведения о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и другие сведения, необходимые для таможенных целей.
Пункт 3 ст. 379 ТК РК: пассажирская таможенная декларация - документ, заполняемый и представляемый таможенному органу физическим лицом, перемещающим через таможенную границу Республики Казахстан товары и транспортные средства с применением упрощенного или льготного порядка, предусмотренного настоящим Кодексом.
Таможенная процедура — совокупность установленных настоящим Кодексом норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами (п. 28 ст. 4 проекта ТК ТС).
Введен термин «таможенное декларирование». Таможенное декларирование — заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров либо для иных целей, установленных в соответствии с настоящим Кодексом (п. 19 ст. 4 проекта ТК ТС).
Появилось понятие
«уполномоченный представитель»
В соответствии со ст. 11 проекта ТК ТС уполномоченный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. То есть это в том числе аналог таможенного брокера (представителя).
Так как основные
принципы Таможенного кодекса
В проекте ТК
ТС достаточно широко предусмотрено
применение информационных технологий,
в том числе при декларировании
и предварительном
В Евросоюзе
уже давно существует требование
представления краткой
В несколько
усовершенствованном варианте эта
норма действует и в настоящее
время. В ст. 87 ТК ЕС 2008 г. предусмотрено
следующее:
«Товары, ввозимые на таможенную территорию
Сообщества, заявляются в краткой импортной
декларации, за исключением транспортных
средств, ввозимых в режиме временного
ввоза, и транспортных средств и товаров,
провозимых на них и перемещаемых по внутренним
водам или воздушному пространству таможенной
территории Сообщества без остановки
на данной территории.
Если иное не предусмотрено таможенным законодательством, краткая импортная декларация подается в компетентный таможенный орган до прибытия товаров на таможенную территорию Сообщества».
В ст. 88 уточняется, что: «Краткая импортная декларация подается с использованием электронных средств обработки сведений. Коммерческая информация или информация касательно порта или транспортного средства может использоваться при условии, что она содержит детали, необходимые для формирования краткой импортной декларации. В исключительных случаях таможенные органы могут принимать бумажные версии краткой импортной декларации при условии применения ими того же уровня управления рисками, который применяется ими в отношении краткой импортной декларации, сформированной с использованием электронных средств обработки сведений и при возможности соблюдения требований по обмену такими сведениями с другими таможенными органами.
Краткая импортная декларация подается лицом, которое завозит товары на таможенную территорию Сообщества, или лицом, которое принимает ответственность за ввоз товаров на эту территорию…»
По сути, в Европе краткая декларация — это аналог применяемого предварительного информирования.
В проекте ТК ТС возможность предварительного информирования предусмотрена в ст. 19 и 110: Статья 19. Представление таможенным органам предварительной информации: Уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, уполномоченные представители и иные заинтересованные лица представляют таможенным органам в электронном виде предварительную информацию о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу, транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары, времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с такой территории, пассажирах прибывающих на таможенную территорию Таможенного союза или убывающих с такой территории…»
Статья 110 ТК ТС:
«Перевозчик вправе представить таможенному органу предварительную информацию о товарах до их фактического прибытия на таможенную территорию Таможенного союза, если иное не установлено настоящим Кодексом или решением Комиссии Таможенного союза.
Перевозчик вправе представить документы в виде электронных документов…» И в ТК ЕС, ТК РФ и в проекте ТК ТС предусмотрена возможность электронного декларирования товаров (например, ст. 133 ТК ТС).
А предварительное декларирование уже стало обязательной составной частью современных таможенных технологий. Об этом, в частности, упоминается в ст. 90 ТК ЕС. В проекте ТК ТС эта возможность предусмотрена ст. 144:
«Статья 144. Предварительное таможенное декларирование товаров
1) Таможенная
декларация может быть подана
в отношении иностранных
2) Если для
таможенных целей должны
3) При предварительном
таможенном декларировании в
таможенной декларации могут
отсутствовать сведения, которые
по своему характеру не могут
быть известны декларанту до
ввоза товаров на таможенную
территорию Таможенного союза
и (или) их предъявления
Такие сведения должны быть внесены в таможенную декларацию до принятия решения о выпуске товаров в порядке, определенном решением Комиссии Таможенного союза.
4) В случае
изменения стоимостных,
5) Если после
ввоза товаров на таможенную
территорию Таможенного союза
декларантом обнаруживается
6) Если товары
не предъявлены таможенному
При таком способе декларирования в проекте ТК ТС предусматривается значительное упрощение и уменьшение требований по отношению к нормам действующего ТК РК. Речь идет о возможности корректировки стоимостных, количественных или весовых показателей, отличных от ранее заявленных на основании копий транспортных (перевозочных) или коммерческих документов; о возможности не указывать сведения, которые по своему характеру не могут быть известны декларанту до ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза и (или) их предъявления таможенному органу; предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, в течение сорока пяти календарных дней со дня, следующего за днем ее регистрации.
И в ТК ЕС, и в проекте ТК ТС предусмотрены особенности декларирования товаров. Например, в ТК ЕС предусмотрено следующее.
Таможенные органы разрешают лицу, при условии выполнения определенных требований, помещение товаров под определенный таможенный режим на основе упрощенной декларации, которая может не содержать некоторых из сведений и сопроводительных документов.
В случае упрощенной декларации декларант заполняет дополнительную декларацию, содержащую дополнительные сведения, необходимые для заполнения таможенной декларации для заявленного таможенного режима.
Дополнительная декларация может быть общего, периодического или краткого характера (ст. 110).
Если партия состоит из товаров, подпадающих под разные тарифные субпозиции, и оформление каждого товара в соответствии с его тарифной субпозицией с целью формирования таможенной декларации повлечет огромную работу и расходы, несоразмерные сумме подлежащих уплате ввозных пошлин, таможенные органы могут по запросу декларанта согласиться на взыскание ввозных пошлин со всей партии товаров на основании тарифной субпозиции товаров, подпадающих под наибольшую ставку ввозных или вывозных пошлин.
В ТК РК особенности декларирования предусмотрены в ряде статей: 372-385.
В ст. 145 проекта ТК ТС «Особенности таможенного декларирования товаров» предусмотрено следующее:
«В зависимости от категорий товаров и лиц, их перемещающих, в соответствии с настоящим Кодексом решением Комиссии Таможенного союза и (или) международными договорами государств — участников Таможенного союза могут быть установлены особенности таможенного декларирования товаров, в том числе в следующих случаях:
- если декларант не располагает информацией, необходимой для заполнения таможенной декларации по независящим от него причинам;
при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом в течение определенного периода времени;
при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи;
- при перемещении
транспортных средств
при обнаружении таможенными органами иностранных товаров, в отношении которых не совершены таможенные операции».
И в ТК РК, и в проекте ТК ТС предусмотрено, что таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах, а в случаях, предусмотренных в соответствии с ТК ТС, и в иных формах (устной, конклюдентной).
В проекте ТК ТС, кроме того, в ст. 133 определены виды таможенной декларации:
- декларация на товары;
- транзитная декларация;
- пассажирская
таможенная декларация. Формы и
порядок заполнения таможенной
декларации определяются