Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 07:56, дипломная работа
Цель работы рассмотреть правовой статус Таможенного союза как вида международной организации.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- исследовать теоретико-методологические основы права интеграции в контексте международного права;
- описать мировой опыт развития правовых основ экономических блоков и союзов;
- рассмотреть предпосылки создания и этапы формирования таможенного союза;
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВА ИНТЕГРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
1.1 Общая характеристика и понятие таможенных союзов
1.2 Мировой опыт развития правовых основ экономических блоков и союзов
2. СОСТОЯНИЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕВРАЗЕС В ПРАВОВОМ РАКУРСЕ
2.1 Предпосылки и этапы формирования таможенного союза
2.2 Международно-правовое обеспечение таможенного регулирования в рамках Таможенного союза
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
3.1 Правовые проблемы развития таможенного союза между Казахстаном, Россией и Белоруссией
3.2 Правовые аспекты совершенствования таможенного контроля
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В течение первого этапа должны быть обеспечены:
- введение с
1 января 2010 г. Единого таможенного
тарифа и единой системы
- передача Комиссии Таможенного союза полномочий в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности;
- начало формирования Комиссией Таможенного союза единого торгового режима с третьими странами;
- отмена с
1 июля 2010 г. на российско-казахстанской
границе таможенного
- перенос до
1 июля 2010 г. всех видов
Второй этап формирования Таможенного союза начинается с 1 июля 2010 г. Данный этап предполагает решение следующих задач:
к 1 июля 2011 г.:
- завершить выполнение
мероприятий Плана по переносу
всех видов контроля, кроме пограничного,
на внешнюю границу
- завершить переговоры
с третьими странами по
с 1 июля 2011 г.:
- перенести оставшиеся
контрольные функции, кроме
Государствами
— участниками Таможенного
По состоянию на 12 августа 2009 г. почти все позиции проекта Таможенного кодекса были согласованы, за исключением ряда замечаний сторон.
Решением КТС от 12 августа 2009 г. проект Таможенного кодекса был принят за основу и экспертной группе «Таможенное администрирование и статистика» было дано поручение доработать проект с учетом замечаний и предложений сторон и представить на рассмотрение Интеграционного Комитета ЕврАзЭС 25 сентября 2009 г. На данном заседании Интеграционного Комитета проект Таможенного кодекса был одобрен.
Принятие Таможенного кодекса станет важным фактором создания целостного организационно-правового механизма, обеспечивающего таможенное регулирование на единой таможенной территории стран ЕврАзЭС.
Важнейшей задачей государств Таможенного союза является их вступление в ВТО. По мнению многих экспертов, формирование Таможенного союза должно осуществляться на базе права ВТО. «Тогда мы сможем скорректировать определенные договоренности, связанные с единым таможенным тарифом, с механизмами нетарифного регулирования, подстроив их под правила ВТО, мы не можем здесь выбирать «или-или», мы должны действовать по сценарию и ВТО, и Таможенного союза.
Для решения задач по присоединению государств — участников Таможенного союза к ВТО создана переговорная группа из представителей компетентных органов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Данная группа вырабатывает согласованные подходы по проведению переговоров о вступлении Таможенного союза в ВТО и будет способствовать интеграции государств ЕврАзЭС в мировую торговую систему.
Кроме того, в настоящее время сформирована Рабочая группа по вопросу участия в Таможенном союзе Кыргызской Республики, главной задачей которой является разработка механизма присоединения данной страны к Таможенному союзу. Расширение Таможенного союза в перспективе станет важным этапом создания Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС.
Реализация указанных
выше направлений свидетельствует
о продвижении процесса формирования
Таможенного союза с участием
Казахстана, России и Беларуси и
создаст реальные условия для
свободного движения капитала и повышения
конкурентоспособности
Таким образом, можно констатировать, что для Белоруссии, Казахстана и России формирование полноценного Таможенного союза является бесспорным геополитическим и экономическим приоритетом.
2.2 Международно-правовое обеспечение таможенного регулирования в рамках Таможенного союза
Развитие мировой экономики в условиях финансового кризиса, начало которого мы относим ко второй половине 2008 года, ускорило процессы по формированию Таможенного союза (ТС) Евразийского экономического сообщества (ЕвраАзЭс), а также активизировало деятельность входящих в него государств (России, Республики Беларусь и Республики Казахстан) по международно-правовому обеспечению в рамках Таможенного кодекса.
Исторически, как
правильно отмечают исследователи,
этому предшествовало образование
Таможенного союза между
Позже к Союзу присоединились Киргизская
Республика (1996 г.), Республика Таджикистан
(1999 г.), предполагалось также экономическое
объединение с единой таможенной территорией.
Впоследствии, используя международно-правовые
документы, а также накопленный опыт таможенного
и торгового регулирования государств
- участников СНГ, в рамках ЕврАзЭс было
инициировано формирование нового Таможенного
союза (Российской Федерации, Республики
Беларусь и Республики Казахстан).
На Саммите в Душанбе (6 октября 2007 г.) в рамках ЕврАзЭс были подписаны международные договоры, в соответствии с которыми Россия, Беларусь и Казахстан обязались в окончательном виде привести отечественное законодательство в соответствие с международными требованиями. Более того, они дали взаимное согласие ускорить процедуры вступления международных договоров в законную силу и завершить формирование Таможенного союза ЕврАзЭс.
В октябре 2008 года после вступления международных договоров в законную силу была сформирована Комиссия Таможенного союза ЕврАзЭс трех государств. Рабочим органом Комиссии ТС стал Секретариат во главе с академиком РАН С.Н.Глазьевым, который на первом заседании 4 февраля 2009 года предложил государствам-участникам в течение текущего года завершить формирование Единого таможенного тарифа товаров, ввозимых на их территории, принять в окончательной редакции Таможенный кодекс Таможенного союза ЕврАзЭс и Статус Суда.
Законодательная
деятельность в области таможенного
регулирования в Российской Федерации
затронула изменения в сфере
особенностей исполнения обязанности
по уплате таможенных пошлин, налогов
и пеней физического лица, признанного
судом безвестно отсутствующим
или недееспособным, и иные положения.
С учетом изменений, вступивших в
законную силу с 1 октября 2009 года, а
в части финансового
При разработке
данных соглашений был учтен как
национальный, так и зарубежный опыт
регулирования отношений по таможенному
контролю. К тому же активно разрабатываются
акты, служащие правовой и организационной
основой для осуществления
С 16 ноября 2009 года Россия законодательно закрепила условия, сроки и процедуры прохождения таможенной декларации товаров для вывоза за пределы таможенной территории страны, определила ставки таможенных пошлин и порядок их выплаты. Тем самым Россия не только реализовала международные требования для вступления страны в ВТО, но и подтолкнула государства СНГ для устранения подобных законодательных погрешностей в таможенной сфере.
Так, ранее действовавший Закон Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» очень часто упрекали в несовершенстве и противоречии таможенных норм международным правилам и стандартам. С тем чтобы таможенное законодательство страны соответствовало международным стандартам, с 1 мая 2003 года, а в завершенном виде - с 1 января 2004 года, стал действовать новый Таможенный кодекс, который с изменениями, внесенными в последующие годы, приобрел международно-правовой статус.
С нашей стороны отметим, что также эффективно усовершенствовалось и таможенное законодательство Республики Беларусь.
Таможенный кодекс Республики Беларусь 1998 года не соответствовал международным стандартам, поэтому 7 декабря 2006 года Палата Представителей официально приняла новый Таможенный кодекс, который после одобрения Советом представителей и подписания его Президентом А. Лукашенко вступил в законную силу с 1 июля 2007 года и с изменениями и дополнениями последних лет также приобрел международно-правовой статус.
Самое главное,
страны - участницы союза закрепили
единый порядок определения страны
происхождения товара, изложили все
правовые нормы с учетом международных
договоров и отечественного права,
унифицировали таможенное законодательство
в соответствии с текстом Таможенного
кодекса Таможенного союза
25-27 ноября 2009 года
в Российской академии
С учетом современной
международно-правовой базы формирование
Таможенного союза будет
В целом, по оценкам экономистов, Таможенный союз обещает прирост ВВП для всех стран-участниц. Следовательно, чем больше бестаможенное пространство, чем больше свободный рынок для товаров, тем выгоднее их производить.
На следующем этапе, т. е. с 1 июля 2010 года на единой таможенной территории трех государств (России, Беларуси и Казахстана) будет действовать упрощенная система оформления и контроля, увеличится срок уплаты пошлин с 15 дней до 4 месяцев.
На завершающем этапе 1 июля 2011 года Таможенный союз будет вынесен с внутренних границ стран-участниц на «внешний контур» союза.
Как отмечают специалисты, остается непонятным, например, как будет работать единый таможенный тариф, если степень унификации таможенных тарифов России и Беларуси превышает 95 % (5 % - проблемные), а в отношении России и Казахстан 38-40 % -не урегулированы.
Более того, если
Таможенный кодекс России в большей
степени соответствует
Мы полагаем, что в основном акт Таможенного союза ЕврАзЭс корреспондируется с содержанием Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию от 26 июня 1999 года.
Сегодня можно с уверенностью утверждать, что юридический текст перевода Конвенции на русский язык содержит терминологию Конвенции в ее точном выражении и содержании, соответствующую оригиналу на официальном - английском - языке. Подтверждением этого факта является присоединение Республики Казахстан в начале 2009 года к Киотской конвенции.
Таможенный кодекс Таможенного союза ЕврАзЭс построен на принципах:
- использования
норм и положений
- гармонизации
и унификации таможенных
- транспарентности, предсказуемости и последовательности таможенных правил и процедур, их упрощения в интересах участников внешнеторговой деятельности;
- применения
современных методов работы