Таможенный союз

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 07:56, дипломная работа

Описание работы

Цель работы рассмотреть правовой статус Таможенного союза как вида международной организации.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- исследовать теоретико-методологические основы права интеграции в контексте международного права;
- описать мировой опыт развития правовых основ экономических блоков и союзов;
- рассмотреть предпосылки создания и этапы формирования таможенного союза;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВА ИНТЕГРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
1.1 Общая характеристика и понятие таможенных союзов
1.2 Мировой опыт развития правовых основ экономических блоков и союзов
2. СОСТОЯНИЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕВРАЗЕС В ПРАВОВОМ РАКУРСЕ
2.1 Предпосылки и этапы формирования таможенного союза
2.2 Международно-правовое обеспечение таможенного регулирования в рамках Таможенного союза
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
3.1 Правовые проблемы развития таможенного союза между Казахстаном, Россией и Белоруссией
3.2 Правовые аспекты совершенствования таможенного контроля
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 134.42 Кб (Скачать)

Для нарождавшейся  капиталистической промышленности и развивавшейся торговли был  необходим более благоприятный  фискальный режим с ликвидацией, хотя бы частичной, внутренних таможенных барьеров и созданием в будущем  более обширных таможенных территорий.

В течение долгого  времени количество внутренних таможен  постепенно уменьшалось, территории объединялись, однако и тогда еще продолжали сосуществовать приграничные и внутренние сборы.

Одним из путей, с помощью которых общегосударственная  таможенная политика вытесняет местную, явилось заключение договоров между  городами в рамках свобод и вольностей, дарованных или признаваемых монархами. Большое распространение они  имели в Англии, где уже в XIII столетии появляются интермуниципальные торговые договоры, в соответствии с которыми граждане одного города, приезжая с торговыми целями в другой город, освобождались от уплаты таможенных пошлин. Договоры между французскими городами для облегчения ввоза товаров получили распространение в XV веке.

Особый интерес  представляют союзы городов, расположенных  на территориях разных государств, имевших целью охрану своей торговли – ганзы (с немецкого – «союз»). Известны Лондонская ганза, впервые упоминаемая в 1240 году и объединившая 17 городов Франции и Англии, Кельнская ганза, сведения о которой есть с 1157 года, созданная германскими городами. Последняя во второй половине XIII века утратила свое значение и составлявшие ее города присоединились к более мощному союзу, называемому Тевтонская (Ливонская) или Великая немецкая ганза с центром в Любеке (1267 г.). Началом Великой немецкой ганзы послужил договор о сотрудничестве между гильдиями Любека и Гамбурга. Одним из основных принципов сотрудничества явилась беспошлинная торговля. Источником поступлений в городскую казну были налоги с членов местной Ганзы, что позволяло отказаться от взимания таможенных сборов.

К 1367 году, когда  состоялся первый съезд всех представителей Ганзы, в ее состав входило 77 городов. В состав Любекской ганзы входили и русские города Новгород, Псков и Смоленск.

Торговые отношения  между Новгородом и Ганзой изначально регулировались договорами, имевшими международный характер.

При всех особенностях ганзейских отношений с таможенными  союзами их сближает то, что они  устанавливают особый торгово-таможенный режим, который не применяется к  другим городам, не являющимися членами  Ганзы.

Особенностью  таможенного права является такое  обстоятельство, как совмещение в  своем содержании норм национального  права, так и международного. Данное обстоятельство вызвано тем, что  возникающие во внешней торговле правоотношения всегда подвергаются воздействию  со стороны таможенного права  иностранного партнера.

Международный обмен товаров приводит к усилению взаимозависимости государств, что  в свою очередь вызывает все большее  значение норм международных договоров, которые регулируют вопросы таможенного  контроля.

Расширяющиеся международные торговые связи вызывают необходимость разработки общей  практики применения таможенных правил. Уже в ХVIII веке ученые и практики стали приходить к пониманию  того, что общие таможенные правила  приведут к тому, что произойдет объединение торгующих между  собой стран в одну страну, то есть единая таможенная политика предшествует политическому объединению. Данный вывод был подтвержден в 1834 году, когда был создан Германский таможенный союз, который явился основой объединения  Германии, являющейся одной из самых  развитых промышленных стран мира.

Германский таможенный союз представляет интерес, поскольку  впервые была создана и прошла проверку на практике такая форма  организации как таможенный союз, объединивший суверенные государства  и образовавший единую таможенную территорию.

Истоки понятия  «таможенный союз» можно найти  в соглашении о Таможенном союзе 1867 г., Французско-Монакском соглашении 1865 г., Бельгийско-Люксембургском соглашении 1921 г., Таможенно-экономическом союзе Бенилюкса 1958 г. (в его основе Таможенная конвенция 5 сентября 1944 г.).

Конечно, нельзя не упомянуть о самом успешном европейском Экономическом союзе, в основе которого «Римский трактат» 1957 года, учреждающий в главе 1 раздела 1 Таможенный союз. Кроме него в современном  мире существует Центрально-американский общий рынок, функционирует таможенный и экономический союз Центральной Африки и другие.

В Западной Европе были созданы следующие международные  организации: в 1951 году Европейское  объединение угля и стали (ЕОУС), 1957 – Европейское экономическое  сообщество (ЕЭС) и Евратом (Европейское  сообщество по атомной энергии), 1960 – Европейская ассоциация свободной  торговли (ЕАСТ). Экономическая интеграция через указанные международные  организации привела европейские  государства к политическому  объединению их в Евросоюз, являющийся наднациональным объединением. Понятие  «наднациональный» отражает право  международных организаций принимать  в определенных областях, ранее относившихся к сфере суверенности отдельных  стран-участниц, имеющие обязательную для них силу решения. Данное понятие  берет свое начало в Договоре о  ЕЭС.

Опыт работы этих межгосударственных образований  был позаимствован при подготовке положений договора о создании Экономического союза, соглашений о Таможенном союзе  в СНГ. Были учтены правила ГАТТ, в статье XXIV которого даются характеристики зоны свободной торговли и таможенного  союза и оговаривается право  государств, участвующих в этих экономических  группировках не распространять льготы, которые они предоставляют друг другу, на третьи государства в режиме наибольшего благоприятствования.

Таможенный союз отличается от зоны свободной торговли основным элементом: если в зоне свободной  торговли страны-участницы снижают  таможенные сборы во взаимных товарооборотах, при этом они вольны сами определять ставки таможенных сборов в отношении  третьих стран, конкурируя между  собой на внешних рынках, то в  случае таможенного союза страны-участницы  согласовывают таможенные тарифы в  отношении третьих стран. Таким  образом, они проводят общую торговую политику на рынке третьих стран. Очень важно заметить, что на конкурентоспособность  стран-участниц на рынках третьих стран  в случае зоны свободной торговли решающее воздействие оказывала  ставка таможенных сборов, а не очевидная  стоимость производства товаров. В  результате в странах – участницах возрастает производство, усиливается  экономическое сотрудничество, углубляется  взаимный торговый обмен. Торговля же с третьими странами отвечает различным  модификациям или даже некоторым  ограничениям в интересах интеграционного  объединения; углубляется производственная специализация, что в результате приводит к росту предложения  товаров и услуг (эффект производства), сочетающемуся с повышенной потребительской  способностью отдельных клиентов (домашних хозяйств), а в конечном итоге  наступает рост ВВП.

Основываясь на исследованиях результатов введения таможенного союза в ЕС, отметим, что он должен привести к росту  ВВП на 4.3–6.4%, причем этот рост наполовину обеспечивается исчезновением торговых барьеров, а наполовину – ростом конкуренции.

Можно сказать, что в настоящее время не подлежит сомнению: динамические эффекты таможенного  союза многообразны и неоспоримы. В рамках интеграционной группы участие  в таможенном союзе влияет на рост национального дохода и рыночной конкуренции, а вместе с ростом производства наступает снижение средней себестоимости. Это участие благоприятствует также  демонополизации. Иначе говоря, торговая либерализация в условиях таможенного  союза приводит к изменениям в  существовании монопольного и даже олигархического производителя, т.е. способствует дроблению или ограничению  деятельности монополии. Если местный  производитель не учел иностранной  конкуренции в своей деятельности, используя свое доминирующее положение  на рынке, то в условиях таможенного  союза из-за снижения цен доходы производителя снижаются, постепенно он теряет свое привилегированное положение, а выигрывает потребитель.

1.2 Мировой опыт развития  правовых основ  экономических блоков  и союзов

В настоящее  время функционирует 14 Таможенных союзов: Европейский союз (ЕС-27), Андское  сообщество, Карибское сообщество и  общий рынок, Центральноамериканский общий рынок, Восточноафриканское  сообщество, ЕС — Андорра, ЕС — Турция, Экономическое и монетарное сообщество Центральной Африки, Экономическое  сообщество западноафриканских государств, ЕврАзЭС, Совет по сотрудничеству стран Персидского залива, Южный общий рынок, Южноафриканский таможенный союз и Западноафриканский экономический и монетарный союз.

Большинство Таможенных союзов возникли в течение последних  двух десятилетий, что также свидетельствует  о все большей активизации  процессов региональной экономической  интеграции.

Опишем кратко историю и деятельность крупных  таможенных союзов.

25 марта 1957 года  шесть стран — Бельгия, Франция,  Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды  — подписали в Риме соглашение  об учреждении Европейского экономического  сообщества (ЕЭС). Составной частью  ЕЭС стал Таможенный союз, созданный  1 июля 1968 года. Сегодня его членами  являются все 27 стран — членов  ЕС, а также Андорра, Монако, Сан-Марино  и Турция. На 2008 год доля ЕС  в мировом экспорте оценивалась  в 36,9 процента. При этом экспорт  внутри союза составляет примерно 67 процентов общеевропейского экспорта.

По всей ЕС, от Финляндии до Мальты, нет внутренних экономических границ. Более того, государства содружества проводят единую таможенную политику по отношению  к третьим странам. Процессы европейской  интеграции начались в 1951 году после  создания Европейского объединения  угля и стали (ЕСУС), В 1957 году ЕСУС превращается в Европейское экономическое  сообщество (ЕЭС), а в 1968 году в нем  был создан таможенный союз. Историческим образцом для таможенного союза  ЕЭС было Германское таможенное объединение, созданное в 1834 году под давлением  Пруссии. В него вошли все карликовые германские государства, за исключением  Гамбурга и Бремена. Таможенный союз стал предпосылкой для формирования экономического и валютного союзов внутри будущего ЕС. Шесть государств-основателей  ЕЭС - Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург ввели 1 июля 1968 года единый таможенный тариф для  третьих стран.

Все таможенные платежи и ограничения на торговлю внутри «шестерки» были отменены. В  отличие от зон свободной торговли (например, Mercosur в Южной Америке) государства ЕЭС стали проводить единую таможенную политику по отношению к внешнему миру. Начался нелегкий процесс согласования таможенных положений государств сообщества. Важной вехой на этом пути стало введение в 1988 году единого таможенного формуляра, который заменил 150 различных формуляров, действовавших одновременно в разных странах ЕЭС. После завершения формирования единого экономического пространства к 1 января 1993 года в Европейском Союзе прекращен таможенный контроль над потоком товаров между странами-участницами. С 1975 года все таможенные пошлины поступают в бюджет ЕС. Германия перевела в 2003 году около 2,9 миллиардов евро. По мере расширения Европейского Сообщества к таможенному союзу присоединялись новые государства: 1 июля 1973 года Великобритания, Дания и Ирландия, 1 января 1981 года Греция, 1 января 1986 года Испания и Португалия, 1 января 1995 года Финляндия, Австрия и Швеция. Самое неординарное событие в развитии таможенного союза произошло 3 октября 1990 года: в результате объединения Германии в его состав вошли пять новых федеральных земель. А 1 мая 2004 года в результате самой мощной волны расширения организации в состав союза вошли страны Восточной Европы, Мальта и Кипр. Среди государств, которые не входят в ЕС, членом таможенного союза с 1996 года является Турция.

Внутри Европейского Союза есть островки, которые, административно  являясь частью территории того или  иного государства ЕС, не включены в общую таможенную территорию. Это, например, Фарерские острова и  Гренландия (Дания), Канарские острова, а также города Сеута и Мелилья (Испания), Гибралтар (Великобритания), итальянские воды озера Лугано (Италия) и остров Хельголанд (Германия). Еще в 1977 году ЕЭС отменило таможенные пошлины почти на все промышленные товары, импортируемые из стран Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) Норвегии, Исландии, Швейцарии и Лихтенштейна. Европейский Союз заключил соглашения о взаимных таможенных преференциях с большинством государств, выходящих к Средиземному морю, со многими странами Африки, а также Карибского и Тихоокеанского регионов. Кроме того, ЕС в одностороннем порядке предоставляет таможенные скидки развивающимся странам.

Договор о создании Андского сообщества (Comunidad Andina) был подписан в 1969 году. 1 февраля 1995 года для членов сообщества введен общий внешний таможенный тариф. В союз входят Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу. Чили, Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай являются ассоциированными членами. С 1990 по 2008 год экспорт внутри блока вырос с 0,5 млрд до 6,7 млрд долларов. Доля сообщества в мировом экспорте составляет 0,6 процента. При этом на торговлю друг с другом приходится 7,5 процента экспорта участников союза.

Андская система  интеграции (АСИ, одновременно широко используется термин Андское сообщество) - старейшее в Латинской Америке  интеграционное объединение. В настоящее  время в его состав входят пять стран: Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор. В мае 1969 г. представители  Боливии, Колумбии, Чили, Эквадора и  Перу подписали учредительный документ – Договор Картахены (Андский  пакт) - о создании субрегиональной  организации, призванной содействовать  их сбалансированному и гармоничному экономическому развитию. В феврале 1973 г. к договору присоединилась Венесуэла. В 1976 г. Чили вышла из Андского пакта, не добившись удовлетворения некоторых  своих требований. С 1997 г. Андское  сообщество (АС) имеет статус наблюдателя  в работе сессий ГА ООН.

Целью интеграции АС является содействие сбалансированному  и гармоничному развитию стран-членов, создание политического и экономического союза, единого научного, образовательного, культурного поля.

Основными органами АС являются: Президентский совет, Совет  министров иностранных дел, Комиссия АС, Андский Парламент, Андская корпорация развития, Суд и Генеральный секретариат.

Информация о работе Таможенный союз