Таможенный союз

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 07:56, дипломная работа

Описание работы

Цель работы рассмотреть правовой статус Таможенного союза как вида международной организации.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- исследовать теоретико-методологические основы права интеграции в контексте международного права;
- описать мировой опыт развития правовых основ экономических блоков и союзов;
- рассмотреть предпосылки создания и этапы формирования таможенного союза;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВА ИНТЕГРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
1.1 Общая характеристика и понятие таможенных союзов
1.2 Мировой опыт развития правовых основ экономических блоков и союзов
2. СОСТОЯНИЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕВРАЗЕС В ПРАВОВОМ РАКУРСЕ
2.1 Предпосылки и этапы формирования таможенного союза
2.2 Международно-правовое обеспечение таможенного регулирования в рамках Таможенного союза
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
3.1 Правовые проблемы развития таможенного союза между Казахстаном, Россией и Белоруссией
3.2 Правовые аспекты совершенствования таможенного контроля
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 134.42 Кб (Скачать)

Президентский совет андских стран (создан в 1990 г.) - высший коллегиальный орган  пяти государств - определяет основные направления и рассматривает  результаты интеграционного процесса. По итогам последней встречи Глав государств АС (27-28 июня 2003 г., Кирама, Колумбия) была принята Кирамская декларация, в которой зафиксировано намерение стран - членов Сообщества проводить согласованную внешнюю политику, добиваться реального объединения государств Южной Америки, создания субрегионального общего рынка, вести совместную борьбу с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью, коррупцией и бедностью. Андский Парламент (создан в 1979 г., состоит из депутатов национальных парламентов) участвует в выработке нормативных актов Сообщества, следит за соответствием принимаемых решений законодательствам стран-членов АС. Андская корпорация развития (АКР, создана в 1968 г.) - финансовый институт Сообщества - призвана содействовать устойчивому развитию стран-членов и их интеграционному развитию путем предоставления кредитов. Акционерами АКР являются страны - члены АС, еще 11 стран Латинской Америки и 18 частных банков в государствах АС.

Комиссия андских  стран (наряду с Советом обладающая законотворческими функциями) занимается вопросами торговли и инвестиций. Суд АС контролирует правомочность  принятых в рамках объединения решений.

Определенные  достижения достигнуты в деле либерализации  внутризональной торговли: примерно 2 тыс. наименований товаров с 1999 г. ввозятся беспошлинно, а на остальные товары пошлины планируется снизить на 20-40%. Предпринимаются усилия по сближению АС с Карибским сообществом (КАРИКОМ), Ассоциацией карибских государств (АКТ) и Центральноамериканской интеграционной системой (ЦАИС), а также с такими внерегиональными объединениями и странами, как ЕС, США, Канада, Китай.

В настоящий  момент Венесуэла официально вышла  из Андского сообщества наций, вместе с тем они продолжать торговые отношений с Колумбией, Перу, Боливией и Эквадором на основе других правил и принципов. Венесуэльское правительство, после того как в 2006 году было объявлено  о нашем намерении выйти из Андского сообщества наций, планомерно работало над созданием новых  схем торговой интеграции с Колумбией, Боливией, Перу и Эквадором. За последнее  время Венесуэла заключала целый  ряд новых торгово-экономических  соглашений с Боливией и Эквадором, направленных, по мнению венесуэльского руководства, на установление «справедливой  торговли».

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива был создан в 1981 году для координации  экономической политики Саудовской Аравией, ОАЭ, Оманом, Катаром, Кувейтом и Бахрейном. Таможенный союз заработал  с 1 января 2003 года. В мировом экспорте доля Совета в 1990-2008 годах увеличилась  с 2,6 до 4,3 процента. Торговля внутри блока  за этот период выросла с 6,9 млрд до 32,7 млрд долларов. Однако его доля в общем экспорте стран-участниц сократилась с 8 до 4,7 процента. Более 2/3 товарооборота внутри союза обеспечивают Саудовская Аравия и ОАЭ.

В 2003 году все  шесть стран подписали единое таможенное соглашение с Европейским  Союзом, своим главным экономическим  партнером, для упрощения правил торговли между двумя организациями. В последнее время страны GCC все  более активно проводят совместную внешнюю и оборонную политику. В начале декабря 2007 года члены GCC договорились о создании валютного союза и  введении единой валюты к 2010 году, однако это решение вызвало некоторые  разногласия среди участников. Так, представители Омана пригрозили выходом из проекта, если остальные  страны будут настаивать на единой валюте, а представители ОАЭ предупредили, что не успеют технически подготовиться  к переходу на единую валюту к указанному сроку. В настоящее время экономики  всех стран — членов GCC, кроме  Кувейта, привязаны к американскому  доллару.

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива — региональная международная организация. В официальном названии организации  слово Персидский отсутствует, поскольку  арабские государства предпочитают называть этот залив Арабским. Организация  создана 25 мая 1981 года. В GCC входят шесть  монархий, экономики которых опираются на добычу и продажу нефти: Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Саудовская Аравия. Совокупная площадь этих стран составляет 2,6 млн. квадратных километров. На этой территории проживают около 35,1 млн. человек, хотя гражданами GCC является не более 60% от этого количества. Остальные 40% — иностранцы, приехавшие на заработки. Совокупные запасы нефти стран — членов GCC насчитывают 484 млрд. баррелей, что составляет больше половины нефтяных резервов стран — членов ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти). Торговый оборот между участниками Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива на сегодняшний день равен 10% мирового товарооборота, однако по мнению президента Торговой палаты Бахрейна Иссама Фахру (Issam Fakhro), эта доля может увеличиться до 25% в течение следующих двух лет.

Договор о создании общего рынка государств Южной Америки (Mercado Comun del Sur, MERCOSUR) был подписан в 1991 году. Таможенный союз действует с 1994 года. В объединение входят Аргентина, Парагвай, Уругвай, Бразилия, в ближайшее время к ним присоединится Венесуэла. Боливия, Чили, Эквадор, Перу и Колумбия имеют статус ассоциированных членов. С 1990 по 2008 год экспорт внутри блока вырос с 4,1 млрд до 42,7 млрд долларов. Доля MERCOSUR в мировом экспорте — 1,8 процента.

МЕРКОСУР - субрегиональный  рынок ряда стран, который носит  торгово-экономический характер и  размещен на территории Южной Америки. Он объединяет двести пятьдесят миллионов  человек и более чем семьдесят  пять процентов совокупного валового внутреннего продукта континента. По своим размерам и потенциалу в  экономической сфере, МЕРКОСУР занимает второе место в мире, уступая лишь Европейскому Союзу. Он является примером крупнейшего в развивающемся  мире таможенного союза. Название в  переводе с испанского обозначает - «Рынок Южного конуса». «Южный конус» - общепринятое название части территории континента Южная Америка, которая  располагается южнее восемнадцатого градуса южной широты. Эмблемой организации  является изображение созвездия  Южного креста.

Стратегической  целью союза МЕРКОСУР является создание объединения, которое способно было бы сопутствовать экономическому росту  стран-участников, основываясь на интенсивной  взаимной торговле и эффективном  использовании инвестиций. А также  повышение конкурентоспособности  экономик субрегиона на международном рынке.

История попыток  создания на территории Южной Америки  регионального экономического союза, на подобие Европейского, была долгой, однако не очень удачной. Началась она  еще в 60-х годах. Именно тогда в  Южной Америке впервые задумали создать зону свободной торговли, а впоследствии и Центральноамериканский общий рынок. Так в 1960-ом году появилось  Латиноамериканское объединение свободной  торговли (оно же в 1980-ом году было переименовано  в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции). В состав союза вошли страны: Аргентина, Мексика, Бразилия, Уругвай, Чили, Парагвай, Перу, Колумбия, Венесуэла, Эквадор  и Боливия. Но в связи с политическими  и экономическими кризисами конца 60-х годов грандиозные планы  не осуществились. Ввиду серьезных  различий между государствами Латинской  Америки последующие попытки  развить региональную экономическую  интеграцию направлялись на то чтоб объединить лишь некоторые страны, в экономическом  смысле наиболее схожих между собой. Таким образом, в 1969-ом году внутри вышеупомянутого  союза появилась более малочисленная  группа (Боливия, Эквадор, Колумбия и  Чили; позже к ним присоединилась и Венесуэла, однако выбыла Чили). Но и эта группа не смогла добиться каких-либо значительных успехов относительно развития взаимной торговли.

Внимание к  вопросу интеграционных соглашений снова обострилось в 80-е годы, в момент разочарования стран  Латинской Америки в помощи со стороны Соединенных Штатов Америки  после войны Великобритании с  Аргентиной. Это послужило стимулом для повторного появления интереса к вопросу сближения на региональной основе. В 1986-ом году Бразилия и Аргентина - наиболее крупные в экономическом  смысле державы региона Латинская  Америка - создали совместный проект, направленный на развитие межгосударственной интеграции и экономического сотрудничества. Также запланированный союз был  провозглашен открытым для возможного присоединения и других стран. Буферные между Аргентиной и Бразилией  государства, а именно - Парагвай и  Уругвай – в скором времени  отозвались на предлагаемую инициативу. В марте 1991-го года был подписан договор  между этими четырьмя странами в  городе Асунсьон (Парагвай) регламентирующий создание общего рынка и таможенного  союза - МЕРКОСУР. Существует путаница, касающаяся датировки создания данного  экономического союза, связана она  с тем, что на самом деле торговый блок был сформирован лишь к 1995-му году. До этого момента происходила  непростая и продолжительная  подготовительная работа. В 1994-ом году в Асунсьонский договор было включено дополнительное соглашение, служившее для подтверждения создания зоны свободной торговли, кроме того, оно провозгласило задачу для последующей интеграции этой зоны в таможенный союз. В 1995-ом году договор вступил в законную силу. Начиная с первого января того же года, согласно Соглашению Оуро Прето, МЕРКОСУР достиг более высокого интеграционного уровня: из зоны свободной торговли превратился в таможенный союз. На внешних границах межгосударственного блока начали действовать общие для стран союза таможенные тарифы, распространяющиеся на импорт товаров из других стран. Они охватили приблизительно восемьдесят пять процентов всех видов импортируемых товаров в страны, относящиеся к объединению МЕРКОСУР. Ставка пошлин для различных импортных товаров варьируется от нуля до двадцати процентов. В то же время, нужно отметить тот факт, что отсутствие пошлин в отношении взаимной торговли и единого внешнего тарифа распространяется далеко не на все группы товаров, в связи с этим данный таможенный союз нельзя считать полным. Например, определенные товары во взаимной торговле стран-участников МЕРКОСУР еще не освобождены от тарифов. Перечень данных товаров входит в утвержденные списки исключений, основанием служит факт недостаточной конкурентоспособности. Для этих товаров устанавливается переходный период для устранения пошлин. В результате, либерализованная торговля касается лишь девяносто процентов товаров из таможенной номенклатуры (десять процентов входят в списки исключений). К двухтысячному году было запланировано распространение правил свободной торговли на весь взаимный товарообмен, но, исключения все еще существуют, помимо того время от времени то одним, то другим государством вводятся новые нетарифные барьеры.

Однако нельзя не заметить того, что результатом  либерализации внутри-зональной торговли стал прирост ее объема (увеличился за период с 1991-го года по две тысячи восьмой год в восемь раз, в итоге превысил тридцать миллиардов долларов США).

В то же время  существенным недостатком объединения  МЕРКОСУР является тот факт, что  союз до сих пор не утвердил таможенный кодекс, результатом является практика двойного таможенного налогообложения. То есть, товар, импортируемый третьей  страной на территорию одной из стран-участников МЕРКОСУР, в случае дальнейшей его  продажи в другое государство  союза облагается пошлинными сборами  дважды. Не существует также и разработанного механизма необходимого для того, чтоб распределять доходы, получаемые от таможенных сборов.

На сегодняшний  день в состав объединения входят следующие страны: Аргентина, Парагвай, Бразилия, Уругвай а также Венесуэла. Процедура вступления в союз Венесуэлы  была начата в июле 2006-го года, но и  до теперешнего времени согласие на вступление этого государства  в число членов союза утверждено не всеми парламентами уже существующих участников объединения. Ассоциированными членами являются: Чили, Колумбия, Боливия, Перу и Эквадор.

Ведущую роль среди  административных органов объединения  играют: Совет общего рынка, Комиссия по торговле, Группа общего рынка, Совместная парламентская комиссия, Административный секретариат и Социально-экономический  консультативный форум. Совет Общего рынка является главным органом  управления. Он собирается на наивысшем  уровне периодически (участники - главы  государств и правительств, министры иностранных дел) и необходим  для осуществления политического  планирования развития интеграции. Группа Общего рынка является главным исполнительным органом. Она функционирует на постоянной основе и располагает административным секретариатом, штаб-квартира которого находится в Монтевидео (Уругвай), помимо того имеет в подчинении десять технических комиссий, которые занимаются вопросами таможенного регулирования, торговли, технических норм, макроэкономической политики, валютно-финансовой политики, наземного и морского транспорта, сельского хозяйства, промышленной технологии и энергетики. Помимо этого, при содействии Центрального банка  государства Бразилия существует Подгруппа, занимающаяся финансовыми соглашениями. В ее обязанности входит: согласование вопросов банковского надзора, унификация фондового и банковского законодательства, борьба против отмывания нелегальных  доходов и так далее. В последние  годы создаются наднациональные  органы: Высший Арбитражный Суд и  Парламент МЕРКОСУР.

Основным принципом  для деятельности высших органов  союза МЕРКОСУР является достижение консенсуса. Идея относительно создания наднациональной структуры, из серии  Европейского союза в данном случае не получила поддержки.

Восемнадцатого  декабря 2007-го года МЕРКОСУРОМ было заключено  соглашение о свободной торговле с Израилем. МЕРКОСУР в статусе  регионального объединения подписал ряд внешнеторговых преференциальных соглашений и с другими странами, к примеру - с Индией, а также  и с некоторыми экономическими группировками, примерами являются: Совет по сотрудничеству между арабскими государствами  Персидского залива и Южноафриканский  таможенный союз. С Европейским Союзом в одна тысяча девятьсот девяносто  пятом году было подписано соглашение по поводу взаимовыгодного экономического сотрудничества, на данном этапе имеют  место переговоры конечной целью, которых  является создание зоны свободной торговли.

На повестке дня для организации сегодня  стоят вопросы, связанные с углублением  интеграции, распространением ее на общеэкономическую  и валютную политику, а также на область инвестиций.

В 2008-ом году Бразилия и Аргентина согласовали принятие решения об отказе использовать американский доллар для межгосударственных платежей. Этот факт естественно положительно повлиял на дальнейшее сближение  двух государств. Новая схема расчетов между странами предполагает использование  аргентинских песо и бразильских  реалов. Она вступила в законную силу в конце 2008-го года. По мнению экспертов  случившееся ярко иллюстрирует наличие  желания у лидеров стран региона  Латинская Америка к тому, чтоб обезопасить свои экономики от пагубного  влияния финансовой системы Соединенных  Штатов Америки.

C 2004-го года  МЕРКОСУР и Сообщество государств  Анд производят переговоры, целью  которых является создание нового  межгосударственного объединения  Унасур (дословно обозначает - союз государств Южной Америки), также планируется создание единого центрального банка. Но на данный момент переговоры еще не дали ожидаемого результата.

Проанализировав геополитические и экономические  особенности взаимоотношений между  странами региона Латинская Америка, а также практику других региональных сообществ можно сделать вывод, что процессы мировой интеграции развиваются в наше время весьма неоднозначно, но в тоже время весьма интенсивно, им присущи одновременно положительные и отрицательные  тенденции. И не исключено, что в  скором времени может появиться  качественно более высокая ступень  международной, можно даже сказать  межконтинентальной интеграции - всемирный  общий рынок.

Информация о работе Таможенный союз