Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 07:56, дипломная работа
Цель работы рассмотреть правовой статус Таможенного союза как вида международной организации.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- исследовать теоретико-методологические основы права интеграции в контексте международного права;
- описать мировой опыт развития правовых основ экономических блоков и союзов;
- рассмотреть предпосылки создания и этапы формирования таможенного союза;
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВА ИНТЕГРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
1.1 Общая характеристика и понятие таможенных союзов
1.2 Мировой опыт развития правовых основ экономических блоков и союзов
2. СОСТОЯНИЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕВРАЗЕС В ПРАВОВОМ РАКУРСЕ
2.1 Предпосылки и этапы формирования таможенного союза
2.2 Международно-правовое обеспечение таможенного регулирования в рамках Таможенного союза
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
3.1 Правовые проблемы развития таможенного союза между Казахстаном, Россией и Белоруссией
3.2 Правовые аспекты совершенствования таможенного контроля
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВА ИНТЕГРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
1.1 Общая характеристика и понятие таможенных союзов
1.2 Мировой опыт
развития правовых основ
2. СОСТОЯНИЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕВРАЗЕС В ПРАВОВОМ РАКУРСЕ
2.1 Предпосылки
и этапы формирования
2.2 Международно-правовое
обеспечение таможенного
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО
3.1 Правовые проблемы
развития таможенного союза
3.2 Правовые аспекты совершенствования таможенного контроля
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определена тем, что экономические потрясения, возникающие в последние годы то в одной, то в другой стране на постсоветском пространстве, отсутствие сколько-нибудь ощутимых результатов в преодолении кризисных явлений вынуждают политиков все чаще обращаться к опыту совместного ведения хозяйства в условиях управляемой интеграции. Даже благополучные в экономическом отношении страны давно уже избрали для себя путь многоступенчатой интеграции, ведущей в конечном итоге, по замыслу ее инициаторов, к политическому сближению. Именно межгосударственным, экономическим, торговым, валютно-финансовым объединениям западные страны в немалой степени обязаны своим стабильным и поступательным развитием. Первейшим шагом к объединению национальных хозяйств для решения важнейших задач экономики явилась выработка единой таможенной политики.
Мировой опыт свидетельствует,
что таможенные союзы создают
благоприятные условия для
20 сентября 1995 года
президенты Беларуси, Казахстана
и России в целях устранения
барьеров во взаимной торговли
и восстановления
За период, прошедший
с момента его подписания, это
региональное объединение обрело широкую
правовую базу, сформировалось и окрепло
организационно. Можно сказать, что
в СНГ сложилось интеграционное
ядро, о необходимости которого на
протяжении многих лет говорил Президент
РК Н.А.Назарбаев. По его предложению
странами-участниками
С 1999 года уже в рамках Таможенного союза, осуществлялись практические меры по созданию единой таможенной территории, согласованно применению единых ставок таможенных пошлин и методов формирования единой тарифной и торговой политики.
Основной задачей
Таможенного союза является упразднение
таможенных ограничений во взаимной
торговле и принятие единого таможенного
регулирования в отношений
Цель Таможенного союза – облегчение взаимной торговли его участников.
На базе Таможенного
союза в настоящее время
Официально Таможенный
союз заработал с 1 января 2010 года, к
июлю 2011 года у трех стран-участников
появится общая таможенная граница.
В 2009 году главы правительства стран-
Вскоре вся продукция сможет беспошлинно передвигаться от белорусско-польской до казахско-китайской границы.
Анализ общей и специальной литературы по исследуемой теме показывает, что, учитывая относительно короткий срок существования Таможенного Союза, основным информационным источником являются научные работы таких авторов, как Лопатников Д.Л., Ливенцев Н.Н., Сумароков В.Н., Фурман Е., Ковальский Е., Бабин Э.П., Исаченко Т.М., Балабанов И.Т., Балабанов А.И., Покровская В. В., Смитиенко Б.М., Поспелов В.К., Ситорян С, Иванов И., Шишков Ю.В., Харламова В.Н., Истомин С.И., Юрик В. и других.
Тем не менее, они не могут заменить фундаментальных исследований по развитию Таможенного Союза, недостаток которых остро ощущается. В этой связи представляют особый интерес монография Султанова Б.К., а также других авторов. Полезным и ценным было исследование материалов заседаний различных органов ЕврАзЭС. Кроме того, появилось множество работ, посвященных проблематике ЕС, однако работ, посвященных проблематике построения таможенного союза практически нет.
Цель работы рассмотреть правовой статус Таможенного союза как вида международной организации.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- исследовать
теоретико-методологические
- описать мировой опыт развития правовых основ экономических блоков и союзов;
- рассмотреть
предпосылки создания и этапы
формирования таможенного
- исследовать
международно-правовое
- раскрыть правовые
проблемы развития таможенного
союза между Казахстаном,
- выявить пути
совершенствования
Предмет исследования составляют правовые основы становления и функционирования таможенного союза как в рамках ЕС, так и ЕврАзЭС и международно-правовые аспекты перспективных направлений развития единой таможенной территории.
Объект исследования – Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России.
Методологическая и теоретическая основа исследования. В процессе исследования применялись методы системного и логического анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Теоретическую базу исследования составили академические труды зарубежных и отечественных авторов по проблематике становления и развития экономической и таможенной интеграции в отдельных регионах мира и на евразийском пространстве СНГ. Значительное внимание было уделено ознакомлению с докторскими и кандидатскими диссертациями, в которых анализируются различные аспекты исследуемой соискателем проблемы.
Основным информационным источником являются научные работы таких авторов, как Кембаев Ж., Вельяминов Г.М., Мансуров Т.А., Максимов Ю., Сарсембаев М.А.
Научная новизна дипломного исследования заключается в комплексном подходе к анализу правовых основ развития и формирования сотрудничества государств - членов Таможенного Союза в условиях создания Таможенного Союза. Научную новизну мы связываем с междисциплинарным характером исследования, состоящим в том, что правовое регулирование юрисдикционного процесса в таможенном деле впервые становятся предметом специального анализа с позиций, принципов и норм, сформулированных в Таможенном кодексе Таможенного Союза.
Практическая значимость дипломного исследования заключаются в том, что исследованные и сформулированные в нем обобщения, выводы и предложения в сфере развития и функционирования таможенного союза могут быть использованы при выработке концептуальных подходов к развитию взаимных экономических отношений в рамках Союза и подготовке новых правовых и нормативных актов, регулирующих эти отношения, при выработке позиции стран-участников во взаимном сотрудничестве.
Структура дипломной
работы. Дипломная работа выполнена в
соответствии с требованиями состоит
из введения, трех глав, заключения и списка
использованных источников и литературы.
1.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПРАВА ИНТЕГРАЦИИ
В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО
ПРАВА
1.1 Общая характеристика и понятие таможенных союзов
Международное
право, политику и экономику трудно
представить вне связи с
Сам термин «интеграция» был введен в общественный и научный оборот сравнительно недавно, однако объединительные, интеграционные тенденции возникли в мире не сегодня. На протяжении всей истории государственного развития страны находили общие экономические, политические и военные интересы, однако это не означало их объединения.
Объединение материальных и финансовых ресурсов для решения общих задач, создание надгосударственных органов управления и передача им части полномочий, – все это характерно для политического развития второй половины ХХ века.
Взаимоотношения
народов, населявших бывший СССР, претерпели
коренные изменения: столкнулись два
противоречивых явления. С одной
стороны, отчетливо обозначилось стремление
обособиться, самостоятельно проводить
внутреннюю и внешнюю политику, которое
проявилось в распаде СССР. С другой
– понимание необходимости
Таможенный союз является одной из наиболее распространенных форм международной интеграции, которыми являются, в частности, зоны свободной торговли, «общие рынки», экономические и политические союзы. Участие государств в том или ином интеграционном образовании предполагает различную степень сближения. Если участники зоны свободной торговли ограничиваются частичной или неполной отменой количественных ограничений и тарифных барьеров во взаимной торговле, то страны-члены полного политического и экономического союза постоянно ведут поиск решений по важнейшим вопросам с помощью разветвленной системы межгосударственных органов. Развивается интеграция в соответствии с общими закономерностями: путем постепенного перехода от одной ступени к другой, более высокой.
Таможенный союз
является одной из наиболее распространенных
форм международной интеграции, которыми
являются, в частности, зоны свободной
торговли, «общие рынки», экономические
и политические союзы. Участие государств
в том или ином интеграционном
образовании предполагает различную
степень сближения. Если участники
зоны свободной торговли ограничиваются
частичной или неполной отменой
количественных ограничений и тарифных
барьеров во взаимной торговле, то страны-члены
полного политического и
Таможенные союзы
возникли в Западной Европе в начале
и середине XVIII века не на пустом месте.
До этого имели место
Так, в средневековой Европе были нередки случаи, когда феодалы заключали друг с другом союзы, чтобы облегчить взимание сборов с въезжающих на их территории торговцев. Такие объединения были направлены исключительно на ужесточение существовавших тогда режимов.
Сборы за право торговли в городе (или на рынке) и за право проезда по дорогам, рекам и мостам взимались везде, где угодно, по мнению исследователей, они не имели пограничного характера. Естественно, что такие условия сдерживали торговлю и производство.