Сущность менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 19:31, реферат

Описание работы

Менеджмент- самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение фирмой, действующей в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Работа содержит 1 файл

1. Сущность менеджмента.doc

— 387.50 Кб (Скачать)

2. Порядок регистрации  фирмы.

Право на фирму возникает у предпринимателя  в момент ее регистрации. Она предоставляет  защиту исключительного права на фирму, ее наименование и товарный знак.

Наименование:может содержать имя  и фамилию одного или нескольких владельцев фирмы(Ford), отражать хар-тер ее деятельности(General Motors), содержать и то и другое(Dow Chemical). Фирменное наименование должно содержать указание на характер объединения(обозначение акционерного общества, в США корпорации и т.п.).

Фирма может быть содана физическими  и юридическими лицами путем объединения  их вкладов(капиталов) для ведения  хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли. Регистрация осуществляется только государственными административными органами и является обязательной. Она преследует цели:

-проведения гос.контроля за  предпринимательской деятельностью

-получение сведений бух. и  фин. учета для регулирования предпринимательской деятельности.

-осуществление налогооблажения

Регистрация фирм осуществляется занесением их в реестр с указанием следующих  данных:

-полное наименование

-виды и направления деятельности

-основной капитал фирмы

-организационная структура фирмы

-фамилии предпринимателей, несущих  личную ответственность по обязательствам  фирмы

-фамилии должностных лиц, обладающих  полномочием на ведение дел.

Порядок регистрации фирм основывается на принципах публичности, общеизвестности  и достоверности

В качестве юридического лица может  выступать только фирма, зарегистрированная в торговом реестре соответствии с установленным законом порядком.

15. Образование и принадлежность  капитала фирмы.

Образование и принадлежность капитала фирмы определяются экономической формой собственности: индивидуальной или коллективной.

Индивидуальная форма – единоличные  предприятия

Коллективная форма – объединения  предпринимателей: АО, ООО, корпорации.

Объединения капиталов существуют на основе паевой(товарищества, ООО) или акционерной(АО, корпорации) форм собственности.

1. Образование капитала в ООО:

 Капитал ООО подразделяется  на доли – паи, кот.распространяются  между учредителями без применения  публичной подписки и должны  быть обязательно именными. Об  уплате пая выдается письменное свидетельство, не являющееся ц.б., не может дробиться и быть продано другому лицу без разрешения общества. Пай дает право на участие в собраниях, получение дивидендов и части имущества компании при ее ликвидации. Объем прав зависит от размера пая, а не от их количества. Дивиденды выплачиваются только если имущество оющества превышает размер его ОК.

ООО несет ответственность по обязательствам в размерах уставного капитала. Участник(пайщик) несет ответственность по обязательствам ООО только паем. Капитал может состоять из уставного и заемного.

2. Образование капитала в АО

Капитал образуется путем выпуска  акций, кот.явл документом на предъявителя, котируются на вондовой бирже и могут  свободно переходить от одного лица к  другому. Ответственность – только суммой, уплаченной за акции. Руководство – распорядитель или правление фирмы . Обязаны публиковать годовые отчеты о своей деятельности.

АО образуется на основе устава, в  кот.указана макс.сумма на кот.могут  быть выпущены акции, именуемые уставным капиталом, и их номинальная стоимость.

Виды акций:

Именные –  владелец акции – обладатель документа, его ФИО указаны в акции  и занесены в реестр фирмы. Смена  владельца путем передаточной надписи. Разновидность именных – винкулированные  акции(могут передаваться в третьи руки только с разрешения выпустившей их фирмы).

на предъявителя – их владельцы нигде не регистрируются

обычные(простые) – акции первого выпуска, обладают правом голоса, но не гарантируют получение  дивидендов.

Привилегированные – дают держателю определенные преимущества, предусмотренные в уставе, по сравнению с держателем обычных акций.

Без номинальной  стоимости – при ликвидации они  гарантируют возврат лишь определенной части финансовых средств фирмы, а не всей номинальной стоимости  акций.

Облигации – дают право держателю на получение определенного процента, но не дают права голоса.

Конвертируемые  облигации позволяют обменять их на акции.

Уставный  капитал  - та денежная сумма вкладов, которая вносяится акционерами  в целях долевого участия в  нем или в качестве вознаграждения за приобретение членства в АО. Иногда мин.размер уставного капитала определен законодательно. Дивиденды уплачиваются по решению совета директоров, владельцы акций получают их ежеквартально.

Функции уставного  капитала:

-он составляет материальную базу деятельности фирмы

-гарантирует  ответственность по обязательствам  фирмы в размере уставного  капитала

-служит  основой для распределения прибыли  между акционерами.

Акционерная форма собственности  имеет возможность стимулировать  предпринимательскую и трудовую активность работников как управляющих, так и рабочих. Через акционерную форму значительно облегчается процесс перелива капитала, который стимулирует быстрые структурные сдвиги в отраслях экономики, что содействует созданию и освоению новых видов продукции, внедрению новых технологий, повышению конкурентоспособности продукции и фирм. В США концепция рассредоточения капитала: путем передачи акций работникам. Воплотилась в программы "Участие персонала в собственности предприятий" -ЭСОП ("Employee's Stock Ownership Plan" - ESOP), разрабатываемые на основе законодательных актов, принятых в середине 1970-х годов. Фирма, участвующая в таких программах, сама устанавливает формы выплаты дивидендов. В одних фирмах работник получает собственный счет, на который перечисляется часть прибыли, причем фирма не гарантирует фиксированного дохода. В других фирмах гарантируется уровень дохода независимо от финансового положения фирмы, но его размеры намного меньше, чем дивиденды.

16. Организационная структура крупной промышленной фирмы.

Организационная структура  фирмы направлена на:

установление взаимосвязей между отдельными подразделениями  фирмы,

распределение между  ними прав и обязанностей.

Факторы организационных  структур:

1. размеры производственной деятельности фирмы

2. производственный профиль фирмы

3. характер выпускаемой продукции

4. технология производства продукции (массовое или серийное производство)

5. сфера деятельности фирмы

6. масштабы заграничной деятельности (наличие дочерних компаний)

7. характер объединения фирмы (концерн, финансовая группа)

Фирмы могут состоять:

⁃ из одной фирмы

⁃ включать значительное число компаний

Контроль над другой компанией обеспечивается владением  контрольным пакетом акций.

Устанавливается определенный минимум контрольного пакета акций.

Типы контроля:

⁃ через полную собственность

⁃ через большинство акций

⁃ через меньшинство акций

Контроль за деят. фирмы:

⁃ определение её стратегии

⁃ политики

⁃ выбор целей и программ

Холдинговые компании создаются с целью владения контрольными пакетами ценных бумаг.

Контролируя промышленную компанию, можно контролировать всю  цепь компаний.

Система участия - одни и  те же лица занимают руководящие посты  в различных компаниях и банках.

Материнская компания контролирует деятельность других компаний.

В зависимости от размеров капитала, правового положения фирмы, нах. в сфере влияния мат.комп. разделяют:

⁃ Филиалы (не пользуется юр. и хоз. самостоятельностью. не имеет собственного баланса, устава,

действует от имени и по поручению материнской, имеет одинаковое с ней наименование,

почти весть акционерный  капитал принадлежит материнской  компании)

⁃ Дочерние ком. (юр. самостоятельные. документация ведется отдельно от материнской.

имеют финансовую базу и  имущество, необходимое для деятельности.

проводят раздельно  заседания правления. мат.комп. не несет  ответственности по обязательствам,

осуществляет строгий  контроль-определение состава, назначение директоров, могут владеть акциями  др. комп.)

⁃ Ассоциированные компании (юр. и хоз. самостоятельна,

не нах. под контролем  фирмы, владеющей акциями).

⁃ Совместные фирмы - участие одного или неск. иностранных партнеров-инвесторов.

Признак совм. фирмы - собственность  на конечный продукт.

17. Материнская компания как  организационно-экономический центр управления

Материнская компания :

осуществляет целенаправленное,    непрерывное, организующее  воздействие  на все подразделения  интернациональной  структуры  фирмы

разрабатывает конкретные цели и общие  направления функционирования и развития фирмы

определяет средства, формы и  методы, обеспечивающие достижение этих целей

осуществляет контроль за выполнением  своих установок и вносит в  них коррективы

контролирует финансовую деятельность всех подразделений.

Основное назначение - обеспечение согласованности, взаимосвязи и взаимодействия между различными структурными подразделениями (дочерними комп., филиалами). Это достигается применением функций управления: маркетинг, планирование, контроль, руководство, организация - осуществляются спец. аппаратом управления. Основа, обеспечивающая роль организационно-экономического центра управления ТНК - собственность на средства производства. Вкладывает капиталы в  подчиненные  компании путем приобретения пакетов акций.

Формы организации мат.комп. (различаются средствами и методами управления деят.фирмы)

Мат. оперативно-производственная комп. - сама занимается хоз. деят., управление охватывает все стороны эк. деят. входящих компаний; начиная с разработки до реализации).

Мат. холдинговая компания - не занимается производственной деят., концентрирует контрольные пакеты акций производственных комп., осуществляет управление методами финан. воздействия, устанавливая основные финан. показатели. Холдинг обеспечивает хоз. самостоятельность компаниям и дает возможность контроля за их деят.

Роль матер. компании во многом зависит  от того, является ли она по принадлежности капитала однонациональной (центр управления - мат.комп., принадлежность  контрольного пакета акций предпринимателям страны базирования) или многонациональной (принадлежность пакета предпринимателям нескольких стран, т.е. 2 фирмы - 2 мат.комп.) Unilever Ltd возглавляется 2 мат.комп - Unilever Ltd(Англия) и Unilever N.V(Голандия) .

Организационно-эк. центром выступает  специально учреждаемый совместный орган управления - координационный центр для согласования и выработки общей политики и оперативного руководства в рамках всей фирмы. Каждая дочерняя компания должна получить одобрение на любое важное мероприятие, кот. хочет провести в рамках общей стратегии концерна. Каждая опративно-холдинговая компания имеет свой организационно-финансовый центр, принимающий решения по всем важнейшим вопросам деятельности группы.

18. Высший уровень аппарата управления  и его основные функции

Аппарат управления в многоотраслевых компаниях:

Top management - совет директоров, комитеты, правление, главный администратор

(ориентирован на разработку  стратегического направления   и целей развития, координацию  деятельности фирмы)

middle management - центральные службы

(ориентирован на функционирование и развитие фирмы)

lower manaement - оперативно-хозяйственные  подразделения

(главная задача - выполнение заданий  по выпуску продукции и получению  прибыли)

Совет директоров (избирается на общем собрании акционеров, во главе - председатель)

(сами не  разрабатывают решения, а обсуждают  и принимают) Функции:

выработка генеральной стратегии и долгосрочных планов развития фирмы

слияние и  поглощение других фирм

координация деят. всех подразделений

контроль  за выполнением решений, оценка управленческой деят.

установление  связей с банками, фирмами -> (переплетение директоратов)

Комитеты (задача - внутрифирменная координация; усиление согласованности между службами для достижения единого мнения)

Правление (задача - предоставление баланса, распределения прибыли и годового отчета ->все это утверждается общим собранием акционеров),(возглавляется президентом)

Функции:

контроль  за финансовым положением

текущее планирование

выработка программ для реализации глобальных целей

контроль за прибыльностью

проведение кадровой политики

Главный администратор несет ответственность за управлением деятельности фирмы, он обязан постоянно информировать о делах фирмы. (назначается советом директоров)

19. Средний уровень аппарата  управления фирмой

Центральные службы осуществляют функции управления: планирование, маркетинг, контроль, учет, подготовка кадров, совершенствование управления, стратегическое планирование, НИОКР. Задача - подготовка информации для принятия решений.

Основное - обеспечение координации  работы функциональных подразделений, кот. осуществляется по направлениям функциональных связей:

связи по линии организации и  обслуживания производственного процесса (координация функций центральных  служб и служб производственных отеделений по вопросам новой продукции, совершенствования технологических процессов, внедрение новой техники) ЦЕЛЬ - снижение издержек, обеспечение более высокой рентабельности

связь между центр. службами и функциональной службой в производственном отделении

связи по линии учета и контроля (отбор нужной информации для руководства, наблюдение за выполнением бюджета фирмы)

20. Оперативно-хозяйственные подразделения  (производственные отделения, стратегические  центры хозяйствования) в структуре  фирмы.

Информация о работе Сущность менеджмента