Сущность менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 19:31, реферат

Описание работы

Менеджмент- самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение фирмой, действующей в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Работа содержит 1 файл

1. Сущность менеджмента.doc

— 387.50 Кб (Скачать)

1.Сущность менеджмента

Менеджмент- самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение фирмой, действующей в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций  и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент  как управление в условиях рынка  означает:

-ориентацию фирмы на спрос  и потребности рынка

-постоянное стремление к повышению  эффективности производства, получению  оптимальных результатов с меньшими затратами

-хозяйственную самостоятельность(свободу  принятия решений теми лицами, которые несут  ответственность  за конечные результаты)

-постоянную корректировку целей  и программ

-выявление конечного результата  деятельности фирмы на рынке в процессе обмена

-использование современной информационной  базы для проведения многовариантных  расчетов и принятия оптимальных  решений

Термин «менеджмент» применяется в основном к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в условиях рынка.

Отдельные положения, входящие в термин «менеджмент»:

Менеджмент  как самостоятельный вид профессиональной деятельности:

Менеджер не зависит от собственности  на капитал фирмы; может владеть  акциями фирмы или нет, работая  по найму. Труд мен-ра возникает в  условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников, заключается в обеспечении связи и единства всего производственного процесса.

Принадлежность конкретного лица к менеджерской деятельности не зависит от уровня управления.

Субъект менеджмента- специалист-менеджер; объект- хозяйственная деят-ть фирмы в целом или какой-либо отдельной сферы.

Хозяйственная деятельность: деят-ть фирмы в любой отрасли экономики, в любой сфере деятельности, направленная на получения прибыли или предпринимательского дохода как конечного результата. Содержание хоз.деят-ти фирмы заключается в обеспечении процесса производства всеми необходимыми ресурсами и организации технологического цикла в целом, внедрение результатов НИОКР, осуществлении контроля, коммерческих операций, всех видов расчета.

Определение целей деятельности фирмы на ближнюю и дальнюю перспективу- главное в менеджменте. Цели есть общие (концепция развития фирмы в целом) и специфические (в рамках общих по основным видам деят-ти)

Рациональное  использование материальных и трудовых ресурсов: достижение цели при минимуме затрат и максимуме эффективности

Экономический механизм менеджмента: направлен на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации соц.-эк., технических, соц.-психолог. задач. Состоит из внутрифирменного управления, управл. производством , управл. персоналом.

2. Содержание понятия «менеджмент»

Раскроем аспекты, раскрывающие содержание понятия менеджмент:

Менеджмент  как наука и практика (см.вопрос 3)

Менеджмент  как организация управления фирмой: фирма осуществляет любые виды  предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли. Содержание менеджмента состоит в достижении фирмой определенных результатов в ходе предпринимательской деятельности. Цели фирмы предполагают преобразование ресурсов для достижения конечных результатов. Для их реализации необходимо осуществление различных видов деятельности. В зависимости от конкретных функций фирма делится на подразделения, выполняющие возложенные на них задачи по реализации специфических целей. Подразделения (отделы, службы, отделения) представляют собой группы людей, которые скоординированы для достижения общей цели, речь идет об управлении фирмой.

Менеджмент  как процесс принятия управленческих решений:

Любая ситуация, возникающая в процессе управления, является задачей для  руководителя-менеджера- и требует  от него принятия решений. Это касается всех уровней управления. Управляемый  объект имеет внешнюю среду- рыночные отношения, к состоянию которых надо приспосабливаться на основе обратной связи. Менеджерское решение- результат обратной связи с рынком и элементами внешней среды. Решения принимаются на основе полученной информации. Решение должно содержать ответ на вопрос: как реализовать принятое решение и как проконтролировать его исполнение.

Принятие решение –прерогатива менеджеров всех уровней, имеющих соответствующие  полномочия. Менеджер рассматривает  принимаемое решение с точки  зрения лиц, отвечающих за доведение  решений до исполнителей, и лиц, обеспечивающих контроль исполнения.

Анализ информации и принятия на ее основе управленческих решений составляют технологию менеджмента Иерархия в  системе управления решает проблемы в передаче ответственности на более  низкие урони управления, централизации и децентрализации.

Менеджмент  как аппарат управления: аппарат управления- состав подразделений, в рамках которых проводятся сознательно координируемые мероприятия, направленные на достижение общих целей. Под аппаратом также понимают руководство, которое представляет фирму и действует от ее имени.

Менеджмент как различные  уровни аппарата управления:

1)Top management- высшее звено управления

2)Middle management- среднее звено

3)Lower management- низовое звено

Менеджмент как управление персоналом: понимается как организация работы людей для достижения намеченной цели наиболее рациональным образом

Менеджмент как система управления: важны взаимные связи между подразделениями фирмы. Система управления должна располагать материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, обеспечивающими реализацию управленческих воздействий. Наличие информации о внешней среде и выводы о ее влиянии на систему управления повышают эффективность системы. Основной оценки эффективности и качества управления служит степень достижения поставленных целей.

Менеджмент как управление любой организацией: государственные и публичные организации используют принципы и методы менеджмента, хотя многие специалисты руководство такими организациями к менеджменту не относят.

3. Менеджмент как наука и практика управления

Научные основы менеджмента- система  научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практику менеджмента  научными рекомендациями.

Концепция научного управления: получила развитие в США с начала 20 века (1920 годы). Основоположник- Ф.Тейлор, его книга «Принципы научного управления»- начало признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования. Еще:Г.Френк, Л.Гилберт.

Тейлор считал менеджмент истинной наукой, покоящейся а фундаменте точных законов, правил, принципов отделения планирования от фактического выполнения самой работы. Работа по управлению- это определенная специальность, и организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего.

Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан  самостоятельной  областью научных  исследований. Для школы характерно систематическое использование  стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и объема производства. Количество времени, выделяемое на выполнение отдельных заданий реалистично, это позволяет руководству устанавливать выполнимые нормы производства и платить дополнительно тем, кто превышает эти нормы. Признается важность отбора людей , физически и интеллектуально соответствующих выполняемой работе.

Концепция административного  управления aka классическая школа управления:

Направлена на разработку общих  проблем и принципов управления организацией в целом В 1920 годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, имеющей определенную иерархию. Организация рассматривается как замкнутая система, улучшение функционирования которой обеспечивается  внутрифирменной рационализацией деятельности без учета внешней среды.

Основатель- Анри Файоль(работа «Менеджмент- основы и управление производством»). Файоль рассматривает управление(администрирование) как совокупность принципов, правил, приемов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности при наиболее эффективном, оптимальном использовании ресурсов и возможностей фирмы. Главный вклад Файоля в теорию управления в том, что он рассматривает управление как универсальный процесс, состоящий их нескольких взаимосвязанных функций, таких, как планирование, организация, контроль. Он сформулировал следующие требования к управлению: Разделение труда; Полномочия и ответвенность; Дисциплина; Единоначалие; Единство направления; Подчиненность личных интересов общим; Вознаграждение персонала; Централизация; Скалярная цепь(т.е. ряд лиц, стощих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, - вниз, до руководителя низового звена); Порядок; Справедливость; Стабильность рабочего места для персонала; Инициатива; Корпоративный дух.

Функциональная  школа- последователи концепции административного управления(Муни, Рейли, Гулик)

М.Вебер- концепция  рационалистической бюрократии с четким определением обязанностей каждой должности на основе функциональной ответственности. По Веберу- предприятие- это механизм, представляющий собой комбинацию основных производственных факторов: средств производства, рабочей силы, материала.

Орудие завоевания рынка- не рост доходов, а снижение издержек. При этом, обеспечение высокого качества, удовлетворение спроса, низкие затраты и цены, эффективное распределение продукции или услуг.

Концепция управления с позиции психологии и человеческих отношений:

1930 годы, А.Маслоу, менеджмент- как  обеспечение выполнения работы  с помощью других лиц. Маслоу показал, что поступки людей мотивируются не экономическими силами, а различными потребностями, которые не могут быть удовлетворены в денежным эквиваленте. Эта концепция получила наибольшее развитие в 1930-1950 годы и была основана на важнейшем положении о том, что применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работников результатами труда составляет основу его производительности.

Концепция управления с позиции науки о поведении:

Теория получила развитие в 1950-1960 годы. Представители- Мак-Грегор, Герцберг. Основное- повышение эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Для этого- исследование различных аспектов социального взаимодействия. Основная цель- стремление оказать помощь работнику в создании своих собственных возможностей на основе применения положений поведенческих наук к построению и управлению организациями.

Концепция адаптации или стратегия приспособления: стратегия фирмы- это всегда комбинация наиболее выгодных курсов действий с учетом  факторов внешней среды, т.е. это стратегия маневрирования в распределении и перераспределении производства и товаров  между предприятиями, расположенными в разных странах.

Концепция глобальной стратегии: направлена на оптимизацию международной деятельности фирмы- выработка единой стратегии, направленной на оптимизацию всей деятельности корпорации.

Концепция целевой  ориентации: доминирующей является роль целеполагания в процессах планирования, организации, контроля, мотивации

Концепция рыночного  управления: объективная тенденция к обобществлению производства, в результате которого у крупнейших фирм появилась возможность воздействовать на рынок, влиять на характер и механизм экономических отношений. Здесь обосновывается необходимость в некоторой степени регулировать процессы развития, а не полагаться полностью на рынок, стихийно регулирующий экономические процессы.

Концепция инноваций  и лидерства: (1980-1990 годы) . Инновации- основа конкурентоспособности фирмы. Повышение практической значимости исследований.

4. Менеджер и его функции

Менеджер- руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.

Функции менеджера:

  1. Постановка задач
  2. Планирование и прогнозирование
  3. Координация и принятие решений
  4. Мотивация
  5. Контроль

Менеджер ставит цели и разрабатывает  методы их достижения. Одна из проблем- повышение  результативности труда управляющих. Эта проблема решается на основе разделения труда менеджеров, т.е. специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности, разграничений полномочий прав и сфер ответственности.

Вертикальное разделение труда  предполагает выделение высшего, среднего и низового уровней управления.

К менеджеру любого уровня предъявляются  высокие требования в частности: наличие общих знаний в области  управления предприятием, компетентность в вопросах технологии производства, принятие обоснованных решений на основе согласования с нижестоящими, наличие опыта и знаний в области анализа экономической ситуации, умение предвидеть тенденции, умение управлять людьми.

5. Суть и содержание понятий  «предпринимательство», «бизнес», «предпринимательская структура»

Предпринимательство- особый вид самостоятельной хозяйственной деятельности (производственной или коммерческой), осуществляемой систематически физическими и юридическими лицами, именуемыми предпринимателями, от своего имени и на свой риск на постоянной основе. Напраалена на достижение намеченного результата (получение прибыли или дохода) путем наиэффективнейшего использования капитала и ресурсов экономически обособленными субъектами, несущими полную имущественную ответственность за результаты своей деят-ти и подчиняющимися правовым нормам.

Составляющие  понятия предпринимательство:

-Предпринимательство как особый вид профессиональной деятельности предполагает наличие у субъектов этой деятельности определенного образа мышления, особого стиля и типа хозяйственного поведения.

-Предпринимательство как самостоятельная деятельность предполагает свободу и самостоятельность субъектов этой деятельности в различных направлениях(выборе вида и сферы деятельности, методов и направлений, принятии хоз.решений, выборе каналов и методов сбыта и т.д.)

-Предпринимательство как хозяйственная деятельность предполагает организацию и управление хоз.процессом независимо от вида и сферы деятельности фирмы или индивидуального предпринимательства.

Информация о работе Сущность менеджмента