Сущность менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 19:31, реферат

Описание работы

Менеджмент- самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение фирмой, действующей в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Работа содержит 1 файл

1. Сущность менеджмента.doc

— 387.50 Кб (Скачать)

3.Малые и средние – выступают самостоятельно как экономические субъекты рынка, не входят в состав монополистических объединений, обладают юридической независимостью, управляются собственником капитала или партнерами-собственниками и осуществляют деятельность в целях получения предпринимательского дохода. Критерий, по кот.предприятие относится к малому или среднему бизнесу устанавливается законодательно, или разрабатывается объединениями предпринимателей.

В США малым считается бизнес, принадлежащий одному лицу, независимо им управляемый и не являющийся доминантом в отрасли(численность до 500 чел-к). В ЕС числ.занятых на малых предпр.- 10-49 ч-к, средних 50 –249ч-к. Доля участия крупных компаний в капитале не должна превышатьь 25%.

Это самый развитый сектор в предпринимательстве  развитых стран. В США это 98%предприятий. В отличие от крупных компаний, ориентированных на массовый выпуск однородной продукции, малые и средние  предпр.функционируют на небольших  сегиентах рынка. Они часто работают как субпоставщики и субподрядчики крупных фирм, выполняя несколько опреаций в сложном технологическом процессе. Они сотрудничают с крупными на основе лицензионных соглашений, франчайзинга. Также объединяются в консорциумы, синдикаты.

Характерные особенности в управлении малыми и средними предприятиями:

Высокая степень  централизации и персонализации в управлении

Отсутствие  системы долгосрочного планирования

Высокая зависимость  от внешней среды

Дефицит финансовых ресурсов

Слабое  развитие системы инф.обеспечения

11. Международные компании как  интегрированные корпоративные  структуры.

Международная компания – организационная форма объединения на основе системы участия подконтрольных компаний, расположенных в разных странах, в единую экономическую интегрированную структуру на базе единого титула собственности, принадлежащего материнской компании, зарегистрированной как юридическое лицо национальной принадлежности. Это ТНК, глобальные корпорации, группы.

К международным относятся компании, сфера производственной и коммерческой деятельности которых распространяется на зарубежные страны. Особенности: наличие сети подконтрольных производственных филиалов и дочерних компаний в других странах с ориентацией на выпуск определенных видов продукции для сбыта или снабжение материнской компании компонентами или сырьевыми и материальными ресурсами; использование технолог кооперирования и специализации подконтрольных предприятий; контроль и координация деятельности филиалов и дочерних компаний из одного центра.

Пр: General Motors(США), Ford Motor(США), Daimler-Chrysler(Германия).

Система участия  предполагает участие одной компании в акционерном капитале других фирм. Разные типы контроля: через полную собственность, когда все или почти все акции фирмы принадлежат одному лицу, группе лиц или одной фирме; через большинство акций (51%); через механизм соподчинения (обладание большинством акций одной фирмы, в свою очередь владеющей контрольным пакетом акций другой фирмы, влечет и контроль над этой фирмой); через меньшинство акций, когда акции распылены.

Контролировать  деятельность фирмы – определять ее стратегию, политику, выбор долгосрочных целей и программ, иметь решающее влияние или власть. Важную роль играют холдинг-компании – держательские  компании, создаваемые в целях владения контрольными пакетами ценных бумаг, главным образом промышленных фирм.

Интегрированная организационная  структура:

Международная компания – экономическое объединение фирм на базе единого титула собственности, принадлежащего материнской компании(Parent company), кот. контролирует зарубежные активы родственных компаний посредством владения определенной частью их капитала.

Материнская компания – регистрируется как юридическое лицо, явл головной компанией объединения. Она создает собственную организационную структуру управления; разрабатывает и представляет консолидированную фин отчетность; организует технолог процесс; проводит единую согласованную эконом политику на мировом рынке.

Филиал(branch) – не имеет юр. самост., действует от имени и по поручению материнской компании не имеет собственного устава и баланса, как правило носит то же название, что и мат.комп. Весь ли почти весь акционерный капитал принадлежит матер компании. Обязанности: наблюдение за местными агентами по сбыту, оказание им тех.помощи, ведение переписки с матер компанией.

Дочерние компании (subsidiary) юр самостоятельны. Заключают сделки, ведут свою документацию (балансы). Имеют достаточную фин базу и имущество. Проводят отдельно заседание правления и общие собрания акционеров. Материн компания не несет ответственности за выполнение заказов по обязательствам доч компаний. Доч компании могут владеть акциями других компаний – внучатых по отношению к головной компании.

Ассоциированная компания(associated company – UK, affiliated - USA) – юр. и хоз. самост., не находится под контролем фирмы, владеющей ее акциями.

Совместные фирмы(joint venture) – фирмы с участием одного или нескольких иностранных партнеров – инвесторов. Создание основывается на договоре. Основной признак – собственность на конечный продукт. Нац принадлежность определяется: по месту организации и регистрации; нахождения центрального аппарата управления; жительства генерального директора и президента фирмы; расположения основной производственной базы деятельности.

Виды международных компаний:

1. ТНК - особая форма организации хозяйственной деятельности фирмы, основанной на кооперации труда работников многих предприятий, расположенных в разных странах и объединенных единым титулом собственности на ср-ва произ-ва, причем такая деятельность направлена на подавление конкуренции и усиление господства на мировых отраслевых рынках.

Имеет матер компанию, зарегистрированную в одной стране и филиалы и  доч производственно-сбытовые компании в других странах. Черты: огромные масштабы собственности и хоз деятельности; высокая степень транснационализации производства и капитала в результате роста зарубежной производственной деятельности; особый характер соц-эконом отношений внутри ТНК; превращение в многоотраслевые концерны. Организует международное производство, основанное на разделении труда.

2. Глобальная корпорация, термин  применяется к ТНК, использующим  глобальный подход к внутрифирменному  управлению. Осуществляется по следующим  направлениям: научные исследования  и разработки, обеспечение ресурсами, производство, маркетинг, распределение и сбыт.

3. Группа компаний – объединение юридически и хозяйственно самостоятельных фирм в организационную структуру, возглавляемую материнской компанией, выступающей в форме холдинга, или банком.

Виды групп: промышленные холдинги, финансовая группа, финансово-промышленная группа.

12. Понятие «группа компаний».  Типы интегрированных объединений  компаний.

Группа компаний – объединение юридически и хозяйственно самостоятельных фирм в организационную структуру, возглавляемую материнской компанией, выступающей в форме холдинга, или банком.

Виды групп:

1. Промышленные холдинги - не занимаются производственной деятельностью, а осуществляют путем системы участия контроль за деятельностью входящих в них предприятий. Компании, входящие в холдинг обладают юр.и хоз.самост и заключают сделки от своего имени. Но основные вопросы решает холдинговая компания.

2. Финансовая  группа - объединяет юридически и хозяйственно самостоятельные предприятия разных отраслей. Во главе – один или несколько банков, которые распоряжаются денежным капиталом входящих в них предприятий и координируют все сферы их деятельности. Каждая фирма, входящая в финансовую группу, выступает самостоятельно в международных торговых сделках, но головная компания принимает основные решения. Промышленные компании, входящие в фин.гр. чем-то похожи на картели, только в картелях деление рынков происходит на основе формального, негласного соглашения, а в фин.гр в порядке решения, принимаемого руководителем.

3.  Финансово-промышленная группа - группа интегрированное объединение финансовых, промышленных, торговых, транспортных и других компаний на основе консолидации их капиталов и заинтересованности в результатах совместной деятельности. Во главе м.б. банк, холдинг, фонд или финансовая организация.

Характерная черта группы – перекрестное(совместное) владение акциями каждой компанией, входящей в группу. В Японии каждый член группы владеет 20-30% акций других членов в совокупности. ПР: Mitsui 14,3% при своей доле 52,2%.

Типы интегрированных  объединений компаний:

1. Трест – объединение, в кот различные предприятия, ранее принадлежавшие разным предпринимателям, сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою юр.и хоз. самостоятельность. Характерна сравнительная однородность деятельности, удобно для объединения предприятий разных отраслей промышленности для комбинированного произ-ва (объединения в одной компании предприятий разных отраслей промышленности). Все входящие в трест предприятия подчиняются головной компании.

Два способа слияния в тресты: непосредственное слияние активов отдельных компаний с активами материнской компании; приобретение головной компанией треста долей акционерного капитала предприятий. Центром управления входящими в трест предприятиями м.б. холдинг, кот держит в своих руках все или почти все акции и на деле распоряжается производственной, коммерческой и фин деятельностью предприятий.

2. Концерн – объединение самостоятельных предприятий, связанны посредством системы участия, персональных уний, патентно-лицензионных соглашений, финансирования, производственного сотрудничества. Входящие предприятия остаются юридическими лицами в форме АО или торгового товарищества. Концерн полностью контролирует их деятельность. Это объединение производственного характера, в кот. входят предприятия разных отраслей. Концерны: 1. вертикальное объединение охватывает предприятия разных отраслей промышленности, производственные процессы которых взаимосвязаны (горнодобывающая, машиностроение). 2. Горизонтальные объединения охватывают предприятия разных отраслей, не связанных между собой. Большое число концернов: усиление концентрации производства и капитала; воздействие научно-технического прогресса; диверсификация производства; переход в управлении к децентрализованной структуре; развитие личной унии и системы участия.

3. Конгломерат - объединение многоотраслевого типа. В кот.входят предприятия не связанные между собой по отраслевому принципу, отсутствуют производственно-технологические связи между участниками. Возглавляется холдинговой компанией, осуществляющей контроль за доч. и ассоциир.комп. Конгломерат расширяется путем приобретении акций, следовательно они постоянно меняются.

13. Типы объединений компаний  договорного характера.

Существуют неформализованные  объединения, создаваемые на основе соглашений участников, имеющих договорной характер. Не имеют уставного капитала, оформленной организационной структуры, органов управления. Деятельность направлена на реализацию единичных целей, определенных соглашений, основывается на выполнении каждым участником определенных обязательств. Относятся картели (синдикаты и пулы), консорциумы, ассоциации.

Картель – объединение фирм одной отрасли, вступающих в соглашение, касающееся преимущественно совместной коммерческой деятельности – регулирование сбыта. Признаки: договорной характер; сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия; хоз, фин и юр самостоятельность; совместная деятельность по реализации продукции.  Международные картели создаются предпринимателями из нескольких стран для контроля за экспортом, импортом или экспортно-импортными организациями. Доминируют на мировых рынках электротехнич оборудования, неорганических химикатов, искусственных волокон, металлоизделий. Пр: картель по красному фосфору(включает фирмы США, Англии, Канады, Франции, Германии, картель по жестким волокнам Eurocord и т.п. Особенности международных картелей: картельный сговор осуществляется через доч.комп. в принимающих странах, создание центров местного значения(мини-картелей) в принимающих странах.

Синдикат  – предполагает сбыт продукции через единый сбытовой орган, создаваемый в форме АО или ООО, капитал кот принадлежит его участникам. Функции централизованного сбыта продукции могут быть поручены одному участнику, сбываться может только часть продукции.

Участники сохраняют юр. и комм. самостоятельность, а иногда и собственную  сбытовую сеть. Такая форма объединения  распространена в отраслях с массовой однородной продукцией (горнодобывающая, металлургическая, химическая)

Пул – объединение предпринимателей, предусматривающее особый порядок распределения прибылей его участников. Прибыль поступает в общий котел, а затем распределяется между ними в заранее установленные пропорции.

Консорциум - временное объединение на договорной основе ограниченного числа независимых в юридическом и хозяйственном отношении фирм создаваемое на определенный срок в целях координации их действий для достижения конечного результата, определяемого его участниками. Создаются для реализации крупномасштабных проектов. Консорциум не является юр.лицом, входящие в него фирмы сохраняют свою самостоятельность. Головной становится фирма наиболее мощная экономически и финансово, имеющая приоритет в технологическом и организационно-управленческом отношении. Ответственность за выполнение работы лежит на всех членах консорциума. Участниками могут быть как производственные. Так и инжиниринговые, торговые, финансовые, страховые компании.

Ассоциация - объединение в результате заключения договора двух или нескольких фирм в целях совершения определенных сделок. Участники вносят часть необходимого капитала и пропорционально вкладу пользуются результатами сделок. Ответственность по сделкам несут участники ассоциации, а не само объединение.

14. Порядок учреждения и регистрации фирм.

Образование фирмы осуществляется лицами, называемые учредителями, с  соблюдением условий национального  законодательства о компаниях. На учредителей  возлагается имущественная и  уголовная ответственность. В качестве учредителей могут выступать  физические и юр.лица, создающие фирму. Акционеры – все юридические и физические лица, владеющие акциями.

1. Учредительные документы – состоят из договора, в кот отражаются вопросы, связанные с деятельностью учредителей в процессе создания и функционирования предприятия, и устава, определяющего принципы детельности и внутреннюю организацию фирмы.

В уставе определены: фирменное наименование, предмет и цели деятельности, местонахождение фирмы, состав участников, представительство, размер уставного(акционерного или оплаченног капитала), размер долей участников виды акций, их номинальная цена и число, порядок формирования уставного капитала, число акционеров, структура состав и компетенция органов управления, порядок принятия решений, способ публикации информации о фирме, порядок ликвидации фирмы + ряд дополнительных условий(типа порядка отчетности, прав и обязанностей участников). Устав разрабатывается учредителем и утверждается при регистрации фирмы нотариусом или судом. Устав устанавливает макс.сумму на кот могут быть выпущены акции. Устав может быть изменен по специальному решению общего собрания акционеров, принятого большинством.

Информация о работе Сущность менеджмента