Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 19:31, реферат
Менеджмент- самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение фирмой, действующей в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Научно-техническая политика выступает как средство реализации общей хоз политики фирмы и оперативно-хоз задач. Разработка научно-технич пол-ки предполагает решение след вопросов:
Выпуск принципиально новой прод-ции, не имеющей на рынке аналогов по назначению.
Выпуск новых для данной фирмы видов прод-ции, имеющих аналоги и коммерч успех на рынке.
ориентация на технологическое обновление выпускаемой прод-ции.
Ориентация произв-ва на выпуск традиционных товаров.
Осн этапы процесса инновации:
Систематизация поступающих
(сбор информации о технологич
изменениях на рынке,
Отбор выявленных идей и выработка идеи нового продукта
(определение возможностей и практической реализации идей, соответствие новой прод имиджу фирмы и стратегии развития, опр патентной чистоты будущего изделия)
Анализ эк эффект-ти нового родукта, разработка программы маркетинга.
(технич разработка продукта, опр
технико-эк характеристик
Создание нового продукта.
(разработка конкретной
Тестирование на рынке.
(тестирование по цене, выбор оптимальных каналов реализации, выбор средств и методов рекламы, организация тезнич обслуживания)
Принятие решения о внедрении нового изделия в произв-во.
(коммерч обоснование
Ассортиментная политика предполагает решение проблемы выбора номенклатуры производимой продукции и её оптимизацию.
Осн задача ассортиментной пол-ки — опредление структуры произв-ва в производственном отделении:
выявление соотношений (доли) между новой продукцией, прод-ей, требующей усовершенствования и модификации, и традиционной продукцией, не требующей усовершенствований, устаревшей прод-й.
установление номенклатуры выпускаемой прод-и и планируемых показателей — качеств и колич-х.
опр-е числа моделей и
определение структуры жизненного цикла по всей номенклатуре выпуск-й прод и перспектив обновления ассртимента.
опр степени дифференциации прод-и и степени технологич общности новых и существующих продуктов.
Оптимальным считается номенклатурный состав прод-и, к-й максимизирует прибыль компании.
А.п. формируется с учётом наличия необходимых ресурсов, уровня тезники,возможностей создания нового произв-ва в оптимальные сроки, наличия патентов и секретов произв-ва и их патентной защиты; с учётом ожидаемой ренталбельности произв-ва и сроков окупаемости инвестиций; наличия управленческих кадров; с учётом степени риска.
А.п. направлена на оптимизацию использования технологич знаний и опыта фирмы, оптимизацию финансовых ресурсов.
В основе а.п. – концепция жизненного цикла (продукт, создаваемый для рынка, прозодит ряд этапов: внедрения, развития, зрелости, насыщения, падения спроса, ухода с рынка). На каждом этапе жизненного цикла товара используются различные формы и методы торговли и применяются различные средства стимулирования сбыта. Жизненные циклы: пишущая машинка – 30-40 лет, автомашина – 5-10 лет, диски с записями совр музыки – 30 дней.
Матер-техн обеспечение тра=ебует разработки пол-ки, обеспечивающей:
бесперебойное функционирование предприятий
Достигается эффективным управлением материально-технич ресурсами и регулированием запасов в частности.
Материально-технич ресурсы – вся совокупность сырья и материалов, деталей, зап частей, инструментов, незавршённого произв-ва и готовой прод-и, по к-м ведётся бухучёт и к-е находятся на складах.
Регулирование запасов осуществляется на основе расчёта уровня запасов и связанных с ним издержек (н-р, ст-ть оформления заказов на закупку ресурсов)
Процесс управления произв-вом и
матер запасами вкл: поступление
заказа, закупка и получение
организация связей с поставщиками и субпоставщиками продукции.
При наличии большого числа субпоставщиков у компании в целом работа с субпоставщиками переносится на уровень произв отд-й.
В отделе маркетинга ведётся досье
на каждого субпоставщика и
Степень зависимоти субпоставщика от заказчика определяет уровень цен, к-е диктует заказчик, требования оп качеству получаемых изделий, сроки и ритмичность поставок.
Особенно высокий уд вес субпоставщиков деталей у автомобилестроит фирм.
оптимальный уровень вариантности прод-и
Ориентация производителей на удовлетворение запросов конкретных потребителей ведёт к повышению вариантности выпускаемой прод-и. Чем она выше, тем сложнее система матер-технич обеспеч. и выше затраты.
Для оптим уровня вариантности учитываются: необходимость изучения общего влияния увеличившейся или сократив-ся вариантности на уровень доходов и затрат; способность предприятия опр оптим уровни вариантности=> необходимо тесное взаимодействие подразделений маркетинга, разработка производства, сбыта, снабжения
необходимое финансирование всех видов деят-ти (научно-технич-й, производственной, сбытовой)
Определение источников финансирования:
- внутрифирменные (средства, получаемые
в централизованном порядке;
-внешние (кредиты и займы КБ, спец финанс учрежд.).
обеспечение квалифицированными кадрами.
Важное значение – подготовка и переподготовка кадров, разработка должностных инструкций.
Привлечение рабочих и др исполнителей к обсуждению целевых проектов (н-р, компании Японии).
Широкое распространение – образование групп контроля качества.
Оценка качества прод-и основана на след концепциях:
- качества самой конструкции
- качества исполнения (отражает
степень, в к-й товары
- качества соответствия (отражает степень, с к-й прод-я или услуги, предоставляемые фирмой, соответствуют внутр спецификациям).
Обеспечение качества вкл разработку стандартов качества, распределение ответственности за качество и контроль качества работ.
Внутренние компоненты качества - срок службы, отсутствие дефектов, технич характеристики, уровень исполнения, дизайн.
Внешние компоненты качества – соответствие потребностям потребителей, конкурентоспособность.
Новый подход к управлению качеством: регулирование качества как переход от технического контроля.
Включает: контроль, анализ и на этой основе регулирование технолог процесса. Контролируется выборочное, но репрезентативное число объектов, и на основе анализа осущ-е действий, устраняющие причины, порождающие брак.
В целях высокого качества прод-и устанавливают контроль на всех стадиях производственного процесса, начиная с контроля качества используемого сырья и материалов, кончая определением соответствия технич харктер-ам в ходе испытаний.
При приёмке партий комплектующих изделий применяется выборочный контроль.
Для осуществления технологического контроля применяется карта технологического контроля как инструмент, позволяющий контролировать качество прод-и в ходе произв-ва.
Кружок качества – группа работников производ-го подразд-я, к-е на добровольных началах регулярно собираются, чтобы обсудить проблемы качества и выработать предложения, направленные на повышение качества прод-и.
Управление качеством в масштабах фирмы возлагается на центральную службу контроля качества, ф-ции к-й: разработка качественных показателей по всем видам прод-и, методово проверки качества и порядка проведения испытаний; анализ рекламаций и порядок их урегулирования, выяснение причин возникновения дефектов. + главные: планирование и координация всей работы в обасти обеспечения качества.
Основные принципы управления качеством в фирмах США:
- работа, направленная на повышение качества, должна быть ообязат состав частью стратегии фирмы.
- главное в управлении качеством – не контроль, а бездефектная работа.
- поставщики должны быть
- повышение квалификации
Проблема сбыта решается на стадии разработки пол-ки фирмы.
Цель сбытовой пол-ки - определить оптимальные направления и средства, необходимые для обеспечения наибольшей эффективности процесса реализации товара.
Разработка сбытовой пол-ки – основа программы маркетинга как по каждому товару, так и по произв-му отделению.
Сбытовая пол-ка предполагает решение следующих вопросов:
выбор щелевого рынка или его сегмента
Должен быть обоснован с т.з. его ёмкости, перспектив развития покупательского спроса, степени удовлетворения требований и запросов потребителей, уровню конкурентосп-ти прод-ции на данном рынке, остроты конкуренции, покупат спос-ти населения.
выбор системы сбыта
и определение необходимых
Система сбыта предполагает наличие
в структуре фирмы таких
Собственная система сбыта – дочерние фирмы и филиалы за границей и в своей стране: производственно-сбытовые, сбытовые за границей, экспортные в своей стране.
Представители фирмы – за границей и в своей стране; зарубежные универсальные представители; коммивояржи на внутр рынке; бюро по сбыту, агенства в воейстране и за границей; сбытовые конторы, торговые точки.
Совместная сбытовая деят-ть – совместные сбытовые фирмы; соглашения о совместном сбыте; участие в сбытовых ассоциациях.
выбор каналов и методов сбыта
Зависит от характера товаров.
Прямой метод – установление непосред-х связей между продавцом и покупателем (используется при сбыте товаров производств-го назначения)
Косвенный метод – использоание торгово-посреднического звена (при реализации потребительских товаров).
Каналы сбыта: торговые фирмы (оптовые, розничиные, И-е, Э-е), комиссионные фирмы (консигнационные, индентные), агентские брокерские фирмы, посреднические рынки (биржи, аукционы, торги).
выбор способа выхода на рынок (выбор наиболее целесообразного пути установелния контакта с потребителем)
Зависит от наличия опыта работы на целевом рынке, деловых связей с контрагентами нарынке, наличия инфраструктуры на целевом рынке
выбор времени выхода на рынок
определяется правильностью
определение системы товародвижения и расходов на доставку товара потребителю
необходимо нахождение наиболее дешёвого варианта доставки.
Если проадавец считает
Издержки обращения в системе товародвижения вкл: расходы на перевозку, перевозка товара с предприятия в пункт перевозки, перевозка до склада покупателя, на погрузку товара у отправителя, выгрузку у получателя, на хранение товара в процессе перевозки, переупаковку, оформление документации, страхование, оплату налогов, административ расходов.
определение форм и методов стимулирования сбыта и необходимых для этого затрат.
Реклама товара, использование товарного знака, техническое обслуживание проданной прод-ции.
В соврем усл. конкурентосп-ть фирмы на рынке – главный критерий эффективности произв-ва
Понятие конкурентоспособности фирмы вкл характеристики товара, определяемой сферой произв-ва+ факторы, формирующие в целом эк условия произв-ва и сбыта товаров фирмы.
Т.к. конкуренция фирм на рынке принимает вид конкуренции самой прод-и, возрастает значение свойтсв, сообщаемых продукции фирмой, изготовившей и продающей её на мировом рынке.
На уровень конкурентосп-ти влияют научно-тезнич уровень и степень совершенства технологии проив-ва, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных срдетсв автоматизации произв-ва. Конкурентные позиции фирмы на рынке зависят и от поддержки со стороны нац гос органов путём предоставления гарнтий экспортных кредитов, их страхования, освобождения от налогов и сборов, предоставления экспортных субсидий.
Факторы, воздействующие на отношение покупателей к фирме (для товаров потребит назначения)
коммерч условия (возможности фирмы
предоставлять покупателям