Сущность менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 19:31, реферат

Описание работы

Менеджмент- самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение фирмой, действующей в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Работа содержит 1 файл

1. Сущность менеджмента.doc

— 387.50 Кб (Скачать)

36. Внутрифирменный контроль: его  формы и средства реализации.

Без управленческого контроля не могут быть реализованы в полной мере другие функции управления: планирование, организация, руководство, мотивация. Контроль призван обеспечить правильную оценку реальной ситуации и создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели. Контроль-инструмент выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы и достижение ею намеченных целей. Функция контроля: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности, сравнение с плановыми показателям, выявление отклонений и анализ их причин. Ф-я контроля: разработка стандартной системы отчетности, проверки отчетности. Ф-я контроля основана на организации системы учета и отчетности.

Формы контроля:

1. Финансовый контроль.  Осуществляется путем получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям деятельности по стандартным формам. Служит основой сравнения фактических показателей с планируемыми. Показатели: уровень прибыли, издержки производства, эффективность капиталовложений, финансовое состояние, др. Организационно  финансовый контроль осуществляется через подразделения на разных уровнях управления. В высшем звене через центральные службы, контроль деятельности производственных отделений и дочерних компаний через бухгалтерию, систему планирования, финансовую службу. Повышение роли функции контроля связано с использованием автоматизированных систем, транспорта и связи. Поддержание личного контакта с целью контроля: поездки представителей. Усиление централизованного контроля, кот. позволяет поддерживать определенное сочетание  централизации и децентрализации в управлении, поскольку предусматривает передачу контроля за оперативной деятельностью низовых звеньев руководителям подразделений.

2. Оперативный (административный) контроль. Контроль соответствия хозяйственных результатов запланированным показателям в текущем бюджете, сравнение объема фактических и планируемых продаж, изменение доли фирмы на рынке, др. Оперативный контроль призван систематически следить за обеспечением выполнения намеченной текущим планированием производственной программы. Общий управленческий контроль требует централизации, оперативный - децентрализации. Система контроля дает возможность использовать преимущества самостоятельности подразделений и эффективного руководства из центра.

37. Система внутрифирменного учета  и отчетности.

УЧЕТ – сбор, регистрация и обобщение всей инф-ции, необходимой компании для принятия управленч решений. Управленч учет – новый вид деят-ти в системе упр-ния фирмой, его цель- обеспечение управленч звена фирмы инф-цией оперативного и финансового учета, необх-мого для анализов рез-тов финансово-хоз-й деят-ти фирмы, для принятия на этой основе управленч решений и их реализации, а также контроля за реализацией.Управленч учет включает 4 вида учета: бухгалтерский, оперативный, финансовый, статистический.

Бухгалтерский учет. (Accounting) Это глобальная инф { о результатах текущей хоз деят-ти фирмы, предназначенная для оперативного управления и обеспечения финансовой и статистич-й отчетности. Цель бухучета – созданеи инф базы для управления.Бухучет фиксир-т состояние и движение рес-в, затраты на произ-во продукции и рез-ты ее реализации. Предмет бухучета – сбор и бработка инф-ции о кругооб-те средств и рес-в, о формировании себестоим-ти продукции, об эф-ти произ-ва.

Оперативный учет. (Operating accounting) Обслуживает текущее, повседневное управление фирмой. В его основе – бухгалтерский учет. Инф-ция опер учета направлена на упр-ние отдельными видами хоз деят-ти. Осн пок-ли – доходы и затраты.

Финасовый учет. (Financial accounting) Это система сбора, обобщения и хранения инф-ции об исп-нии всех денежных средств и рес-в фин-хозяйственной деят-ти фирмы. В него входят учет расчетов с поставщиками, покупателями, а также учет всех финансовых операций.

Статистический учет. (Statistical accounting) Обязателен для каждой фирмы. Статистич инф-ция м б выборочной. Стат учет осущ-ся как по данным опер и финансового учета, так и с помощью самостоят наблюдения. Стат инф-ция дополняет финансовую.

ОТЧЕТНОСТЬ. Фин отчетность пок-т финансовое сост-е фирмы на опр-ю дату, а также рез-ты деят-ти фирмы за опр-й период. Цель – прелоставление заинтересованным пользователям инф-ции о финансовых возм-тях фирмы. Основные формы отчетности:

Балансовый отчет\ Отчет  и финансовом положении фирмы. (Balance Sheet) Отражает наличие у ирмы средств на опр-ную дату. Отчетный п-д выбир-ся и устан-ся самой фирмой. Обычно он соответствует календарному году. В активе: оборотные активы, долгосрочные инвестиции, необоротные активы. В пассиве: заемный капитал, собственный капитал.

Отчет о прибыли. (Income Statement) Отражает рез-ты хозяйственной деят-ти фирмы за отчетный период, соизмерение доходов фирмы и затрат, выявление конечного рез-та деят-ти фирмы – получение прибыли или несение убытка. Структура: 1) доходы, 2) себестоимость реализованной продукции, 3) валовая прибыль от реализации продукции, 4) расходы, связанные с основной деят-тью, 5) доход от основной деят-ти, 6) доходы (расходы) по неосновной деят-ти, 7) доход (прибыль) до уплаты налогов, 8) подоходный налог, 9) чистая прибыль.

Отчет об изменениях в  финансовом положении. (Statement of Changed in Financial Position) Это форма отчетности, в к-й обобщается инф-ция об источниках финансирования хоз деят-ти фирмы и о напр-нии исп-ния этих средств. Отраж-ся динамика источников финансовых средств за отчет период. Статьи: 1) источники чистых оборотных средств, 2) напр-ния исп-ния чистых оборотных средств, 3) изменения в статьях чистых оборотных средств.

Отчет о движении денежных средств. (Statement of Cash Flows) Отражается поступление и расходование денежных средств, т.е. чистые изменения в денежной наличности. Структура: 1) движение наличных денежных средств в рез-тате производственно-сбытовой деят-ти, 2) движение денежых средств в резте инвестиционной деят-ти, 3) движ ден средств в рез-те финансовой деят-ти.

Отчет о собственном  капитале. (Statement of Stockholders Equity) Содержит сведения обо всех инвестициях и всех выплатах собственникам капитала в течение отчетного периода. В нем показываются сдвиги, происшедшие за отчетный период, в динамике и структуре собственного капитала. В отчете приводятся сведения на начало и на конец отчетного года о собственном капитале фирмы с разбивкой по видам ценных бумаг: привилегированные акции, обыкновенные акции, дополнит-й оплач-й капитал, собств-е акции компании.

38. Содержание, цели и функции  финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент - вид профессиональной д-ти, направленной на управление финансово-хоз деят-тью фирмы на основе современных методов. Он вкл:

-Разработку, реализацию финанс  пол-ки фирмы с исп-нием различных  финансовых инструментов.

-Принятие решений по финансовым  вопросам, их конкретизация, выработка методов реализации.

-Информационное обеспечение путем  составления и анализа  финансовой  отчетности 

-Оценку инвестиционных проектов, формирование портфеля инвестиций

-Оценку затрат на капитал

-Финансовое планирование, контроль

-Организацию аппарата управления финансово-хоз д-тью

ФМ призван вырабатывать и применять методы, средства, инструменты для достижения целей д-ти фирмы (максимизация прибыли, достижение устойчивой нормы прибыли в плановом периоде, увеличение доходов руководства, вкладчиков, повышение курсовой ст-ти акций) в целом или отдельных производственно-хоз звеньев (= центры прибыли).

Задачей ФМ является также и нахождение оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития и принимаемыми решениями в соответствующем фин. управлении:

 В краткосрочном фин. упр.  принимается решение о сочетании  таких целей как повышение  курсовой ст-ти акций и увеличении  прибыли.

В долгосрочном фин. упр. прежде всего  учитываются факторы риска и  неопределенности (при опр-нии предполагаемой цены акций как показателя отдачи на вложенный капитал).

В конечном итоге, основная задача ФМ - принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения фин. ресурсов между фирмой и источниками ее финансирования  (внешними, внутрифирменными). Поток фин. Ресурсов составляют денежные средства:

Полученные в рез-те фин.-хоз  д-ти

Полученные посредством продажи  акций, облигаций, получения кредитов.

Возвращенные субъектами фин. рынка  в качестве платы за капитал в  виде процентов, дивидентов.

Инвестированные, реинвестированные в развитие прроизводств.-хоз. д-ти.

Направленные на уплату налогов.

Функции и экономические методы ФМ подразделяются на 2 блока:

Блок по управлению внешними финансами (предполагает реализацию отношений фирмы с юр. и хозяйственно самостоятельными субъектами рынка, включая собственные дочение компании, а также с  акционерами и  финансовыми рынками). Сюда входят:

1.Управление оборотными активами  фирмы, движением денежных средств,  расчетами склиентами

2.Управление материально-производственными запасами

3.Привлечение краткосрочных и  долгосрочных внешних сточников  финансирования.

Блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю:

1.Контроль за ведением производственного  учета

2.Составление сметы затрат, контоль  за выработкой з/п , налогов

3.Сбор и обработка данных бухгалтерское учета для внутреннего управления финансами и для предоставления данных внешним ползвателям

4.Составление и контроль за  правильностью фин. отчетности (баланса,  отчета о прибылях и убытках…)

5.Анализ фин. отчетности и  использование его результатов для внутреннего и внешнего ауэдита

6.Оценка фин. Состояния фирмы  на текущий период и ее использование  для принятия оперативных управленческих  решений и в целях план-ния. 

Функции ФМ

-Анализ фин. отчетности

-Прогнозирование денежных средств

-Выпуск акций

-Получение займов и кредитов

-Операции с инвестицией.

Ответственность за достижение целцй  несет вице-президент по финансовим вопросам или на зам.директора по финансам. Вице-президенту подчиняются  казначей и контролер с соответствующим аппаратом. К ф-циям казначея отн-ся блок по упр-нию внеш рес-в; к ф-циям контролера – блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю.

39. Коммерческий расчет как важнейший  метод хозяйствования.

К.р.сочетает в себе функции управления и экономические рычаги и инструменты, направлен на соизмерение затрат и результатов и обеспечение прибыльности производства. Экономический механизм функционирования и развития фирм предполагает использование метода коммерческого расчета исходя из глобальной хозяйственной политики и целей фирмы: в области обеспечения рентабельности производства и сбыта; распределения капиталовложений и размещения производства; финансирования и кредитования; развития технологии, кадровой политики, др. Политика направлена на получение устойчивой прибыли, что является конечной целью к.р. Различные формы использования рычагов: политика ценообразования ориентирована на приспособление структуры и уровня цен к требованиям и условиям рынка. Издержки производства: снижение затрат на каждом производственном цикле, разработка новой продукции, др. Политика в области финансирования и кредитования – определение источников, распределения средств. Особенность к.р., вытекающая из предоставления оперативной самостоятельности отдельным подразделениям и выделения их в центры прибыли. Политика в области издержек производства – снижение затрат на каждом производственном цикле, разработка новой продукции. Принципы К.р.: 1.Предпринимательская самостоятельность, 2.Принцип самоокупаемости, 3.Принцип самофинансирования, 4. Принцип материальной заинтересованности, 5. Принцип экономической ответственности.

40. Внутрифирменный расчет и  трансфертные цены в системе  управления ТНК.

Присущ современным ТНК, имеющим  децентрализованную структуру управления и развитые хозяйственные отношения между отдельными оперативными подразделениями, выступающими центрами прибыли. В.р. отражает взаимоотношения отдельных подразделений в связи с внутрикорпорационными поставками и хозяйственные отношения, которые между отдельными подразделениями строятся на основе трансфертных(условно-расчетных) цен, которые отражают переход продукта в границах компании. Отношения в рамках внутрифирменного расчета отражают потребность в обеспечении минимальных затрат на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта. Строится система внутрикорпорационных цен, отчислений, платежей. Задачи трансфертных цен: 1. перераспределение прибыли между материнской и дочерней компаниями; 2. перевод прибыли, получаемой дочерними компаниями из стран, где существует запрет или ограничения на перевод прибылей; 3.намеренное снижение прибылей в отдельных дочерних компаниях из-за опасения требований повышения зарплаты рабочих и пересмотра коллективных договоров; 4. снижение сумм подоходных налогов, уплачиваемых в глобальном масштабе; 5. снижение сумм уплачиваемых за границей таможенных пошлин и других налогов и сборов; 6. раздел рынков сбыта и сфер влияния между зарубежными дочерними компаниями; 7. завоевание позиций на новых и труднодоступных рынках. Коммерческий и внутрифирменный расчет представляют собой единую систему расчета. Внутрифирменный расчет содержит элементы коммерческого, поскольку ориентирован на реализацию целей коммерческого расчета. Внутрифирменный расчет осуществляется в границах единой собственности компаний в отличие от коммерческого расчета, предполагающего ведение расчетов и отношений между различными собственниками. При коммерческом расчете цены отражают реальные процессы, а во внутрифирменном расчете цены устанавливаются, исходя из принципов единой политики и стратегии ТНК, и определяются множеством различных факторов. Распространение принципов внутрифирменного расчета на внешнеэкономическую деятельность. Внутрикорпорационные поставки, осуществляемые между расположенными в разных странах филиалами и дочерними компаниями в рамках фирмы, не носят коммерческого характера. Поставки отражаются в таможенной статистике стран.

41. Цены и механизм ценообразования  в системе экономических методов  управления.

Рычаги экономического механизма: цены и ценообразование. Рыночные цены на большинство товаров, обращающихся на мировом рынке, не устанавливаются в результате стихийной ценовой конкуренции, а формируются исходя из согласованной производственной и рыночной политики нескольких ведущих фирм отрасли. Политика цен планируется и стремится приспособить предложение товаров к заранее учитываемому спросу. Регулирование объемов производства, степени загрузки производственных мощностей, новые капиталовложения - позволяют сохранять относительную стабильность рыночных цен на конечную продукцию и поддерживать единые цены на однотипную продукцию на мировом рынке. Виды цен: 1. Публикуемые. Твердые фиксированные цены: прейскурантные( устанавливаются на стандартизированную конечную продукцию. Фиксированные. При разработке прейскурантов лицензиаты ограничиваются верхними и нижними лимитами, в зависимости от общей политики и стратегии цен, в целях избежания конкуренции со стороны лицензиата.), справочные (Стабильность и единый уровень на мировом рынке на однородную продукцию. Справочные цены на промышленные сырьевые товары в большинстве своем представляют собой базисные цены, т.е. цены товаров определенного качества, размеров, спецификации, др. в том или ином заранее установленном географическом пункте.) , цены биржевых котировок, цены фактических сделок, сведения о которых сообщаются в печати.  2. Расчетные. Цены поставщика, устанавливаемые на сложное промышленное оборудование, изготавливаемое по индивидуальным заказам, и другую нестандартную продукцию - Договорные.  Методы ценообразования: целевое ценообр. по принципу полных издержек.(издержки производства + целевая норма прибыли). Структура цены: процентное соотношение элементов расходов. Трансфертные цены- экономический рычаг в реализации функции планирования, контроля, регулируют внутрикорпорационные хозяйственные связи. Механизм манипуляции с ценами: назначение намеренно завышенных или заниженных цен на продукцию, поставляемую материнской компании и на поставки товаров между родственными компаниями, нах. в разных странах. Налоговые гавани-страны, имеющие низкий уровень налогообложения и свободно осуществляющие перевод любых финансовых средств (Люксембург, Кипр, Лихтенштейн, Монако, др.).

Информация о работе Сущность менеджмента