Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 19:31, реферат
Менеджмент- самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение фирмой, действующей в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Анализ хозяйственной деятельности фирмы играет важную роль в системе управления фирмой и тесно связан со всеми функциями управления. Он призван определить экономическую эффективность производственно-сбытовой деятельности фирмы за отчетный период, определить возможные направления развития этой деятельности на текущий и перспективный периоды с точки зрения обеспеченности необходимыми ресурсами. Анализ должен производиться целенаправленно, направлен на обеспечение функций маркетинга и планирования необходимой информацией. Анализ Информации в ходе текущей оперативной деятельности: проверка выполнения решений, соблюдения нормативов и условий работы. Полнота экономического анализа зависит от наличия информационной базы, уровня ведения учета и отчетности фирмой, достоверности показателей. Анализ ведется по показателям: формирование прибыли от продаж; структура себестоимости выпускаемой и реализуемой продукции; себестоимость отдельных видов продукции; характер и причины отклонения от стандартов цен на продукцию, стандартов затрат на её производство и продажу; характер ответственности должностных лиц за соблюдение бюджетов по расходам. Методика анализа хозяйственной деятельности фирм: Каждая фирма в целях ведения учета и отчетности, а также анализа хоз. деятельности разрабатывает свою методику оценки показателей. Также существуют унифицированные методы учета: 1. Метод учета дохода - доход от продажи считается признанным на дату, когда услуги выполнены. 2. Учета по выполненному контракту - доходы отражаются в том случае, когда контракт или его основная часть выполнены. 3. Поэтапной сдачи работ - доходы отражаются в соответствии с долей законченной обработки продукции. 4. Оценки собственности - первоначальные инвестиции учитываются по стоимости и записываются одной строкой в балансе инвестора, инвестиции изменяются на пропорциональную долю прибыли инвестора. 5. Учета по себестоимости – инвестиции отражаются по себестоимости, в отчете отражаются в объеме, в котором действительно перечислены. 6. Оценки затрат в совместном предприятии – используется, когда инвестор не оказывает существенного влияния на ход деятельности. Прибыли не отражаются до тех пор, пока не распределены как дивиденды. 7. Пропорциональной консолидации – инвестор консолидирует в финансовых отчетах свою пропорциональную долю в доходных и расходных статьях совместного предприятия. 8. Долевого участия * первоначально отражаются по себестоимости, затем корректируются в соответствии от изменений доли инвестора. Показатели, используемые для экономического анализа: Дают количественную и качественную оценку. Классификация: 1. Показатели, характеризующие экономический потенциал фирмы. Используются для сравнения фирмы с другими, определения места в системе ранжирования. Публикуются в обобщенном виде в справочниках, др. Показатели: активы, продажи, валовая и чистая прибыль, число занятых. Для более подробного изучения: основной капитал (производственные мощности), количество и стоимость произведенной продукции, число и размещение производственных и сбытовых предприятий фирмы, характеристика инфраструктуры фирмы, размеры и размещение прямых капиталовложений фирмы, научно-исследовательский потенциал фирмы. 2. Показатели, характеризующие хозяйственную деятельность фирмы. Показатели: Общих расходов(на маркетинговую деятельность, исследование, развитие, оплата аренды, др.), показатели поступления и расходования средств (источники: амортизационные отчисления, капиталовложения, др.), использования средств( организационные расходы, погашение задолженности, увеличение счета, приобретение ценных бумаг). Информация – выражение материальных процессов.
Системный подход - это методология рассмотрения разного рода комплексов, позволяющая глубже и лучше осмыслить их сущность (структуру, организацию и другие особенности) и найти оптимальные пути и методы воздействия на развитие таких комплексов и систему управления ими. С.п.- всеобъемлющий комплексный подход, предполагает всесторонний учет специфических характеристик соответствующего объекта, определяющих его структуру и организацию. Производственные объекты представляют собой сложные иерархические системы.-> Работы по организации и управлению производством состоят в проектировании и обеспечении функционирования систем. Они включают:
- установление характера
- создание условий
- создание механизма,
- организационное построение
С.п. предполагает 1.рассмотрение фирмы как сложной системы, состоящей из различных подсистем (производственных подразделений, предприятий), функции которых зависят от стоящих перед каждой из подсистем целей и задач. 2.наличие особого единства системы с внешней средой. Для выражения сути системы используются различные средства: графические, матричные, «дерево решений» и др. С.п. к управлению производством исходит из того, что разработка планов диверсифицированного и децентрализованного производства подчиняется интересам взаимодействия производственных подразделений, составляющих производственную (операционную) систему. Такой подход получил развитие благодаря использованию компьютерной техники и созданию централизованных информационных систем. Использование компьютерной техники на основе с.п. позволяет совершенствовать методы и структуру управления производством. С.п. предполагает рассмотрение управления как процедуры или процесса принятия управленческих решений.
Произв-я система – совокупность ф-ций, вкл-я жействия, в рез-те к-х произв-ся тов и услуги.
Произоводственная система состоит из произв-х единиц (рабочие, оборудование и производственные учатски, занятые выполенением одного и того же задания) , к-е вкл производственные подразделения (группа в организации, отвечпючая за выполнение конкретного набора задач в организации в целом, н-р цех, участок).
Производ-ю структуру
Типы произв-х систем:
1. единичное (проектное произв-во).
- широкая номенклатура выпускаемой продукции,
- децентрализация произв-й деяти по спец подразделениям,
- единичный неповтояющ-я хар-р произв-ва.
- изгот-е прод-и на основе заказов потребителей,
- использование в процессе произв-ва высококвалифицированной рабочей силы специалистов,
- длительность производ-го
- осуществелине контроля на индивид основе.
Выпуск крупейших машин, уникальных приборов, оборудования, мощных гидравлических турбин и генераторов, прокатных станков, шегающих экскаваторов.
2. серийное произв-во: мелкосерийное, среднесерийное, крупносерийное
Н-р станки, моторы.
- изготовление сериями широкой
номенклатуры повторяющейся
- децентрализация произв-ва по
отделам, цехам, заводам,
- как для предварительных заказов, так и для неизв-х покупателей,
-периодичность изготовления
- использование рабочихсредней квалификсции,
- небольшая длит-ть произв-го процесса,
- наличие специализированного тех оборудования,
- автоматизация контроля
3. массовое произв-во.
Н-р, автомобили, тркторы, продукция с\х машиностроения.
- непрерывность произв-ва
- изготовление детелей,
- наличие специализированного сборочного поточного произв-ва (конвеер)
- высокий уровень специализации произв-ва,
- обязательная стандартизация и унификация деталей при их конмтруировании,
- специализация рабочих мест
на выполение конкретных
- автоматизация технологического процесса,
- исп рабочих невысокой
- небольшая долит-ть произв-го процесса,
полная автоматизация контроля качества,
- тщательное планирование
4. производ-я систем
с непрерывным процессом
Выпуск значитльеных объёмов однородной продукции, измеряемой в умтановленных единицах объёма, длины, веса, при непрерывном поточном поступлении перерабатываемых ресурсов.
Н-р, произв-во проката, нефтепродуктов, химич и целлюлозно-бум прод.
Управление развитием произв-ва — регулирование произв-ва в целях повышения его эффективности, роста произв-титруда, улучшение качества прод-ции.
Основная цель в управлении призв-вом — добиться рационального функционирования производ-х подразделений за счет руководства «сверху» путём создания адаптивных информационных систем, сложного набора оптимизационных моделей и количественных методов, способных быстро обнаружить и предложить вариант ликвидации любого незапланированного отклонения на любом этапе производственно-сбытового цикла.
Ситуация, возникающая при выборе решения, складывается из следующих элементов: стратегия или плана; состояние объективных условий; результата, возникающего как следствие принятой стратегии при данных объективных условиях; прогноза; критерия выбора решения, от которого зависят пути использования информации для выбора того варианта плана, который предполагается осуществить.
Решения, затрагивающие эффективность производства – стратегия, затрагивающие результативность – тактика.
Для реализации цели повышении эффективности (основывается на факторах : увеличение рентабельности инвестиций, рост произв-ти труда, повышение качества и конкурентоспосб-ти прод-и) разрабатывается стратегия: выработка решений о том, как, когда и где производить товары и предоставлять услуги; выбор процесса производства (сборочный конвейер или специализован произ-во); определение объема производственных мощностей; определение соотношения покупаемых и производимых исходных товаров; организация труда работников; технолог уровень производства; состояние и уровень материально-технич запасов; местоположение предприятия.
Наиболее эффективные
Важнейшие принципы стратегии в
современных условиях: организация
производства по принципу «точно в
срок»; комплексный контроль качества
продукции; комплексное ремонтно-
Ставятся конкретные задачи для
каждого производственного
Одна из основных целей управленческой
деятельности в сфере производства
– повышение эффективности
Разработка принципов инвестирования имеет важное значение для повышения эффективности произв-ва. Принципы: следование долгосрочной перспективе в определении портфеля инвестиций; покупку по низшей цене и продажу по самой высокой; наличие всех видов информации для принятия правильных инвестиционных решений.
Система управления технологией — для управления инвестициями и обеспечения наиболее эффективного использования технологии и оборудования. Она включает не только оборудование, но и процедуры организации производства, компоновку рабочих мест, рациональное использование площадей, обучение работников передовым навыкам, повышение квалификации. Современные системы управления характеризуются: наличием небольших подразделений с меньшим числом, но более высоким уровнем квалификации работников; наличие небольшого числа уровней управления; составление графиком и уровней программ; наличие минимальных объемов запасов на складах; высокой производительностью труда и низкими затратами; высоким качеством выпускаемой продукции.
Принципы создания эффективных организационных структур управления производством: ориентация структурных подразделений на товары, рынок и потребителей; основу организационной структуры составляют целевые группы специалистов; ориентация на мин число уровней управления и широкую сферу контроля; ответственность каждого работника за конечный результат.
Современный подход к разработке новых изделий основан на создании целевых групп, на которые возлагается ответственность за проведение всех работ – от конструирования нового продукта до его производства и сбыта.
Инновационные структуры характеризуются следующими признаками: небольшие группы специалистов с многопрофильной квалификацией; внутри каждой группы осуществляется координация и интеграция деятельности; команды работают длительное время вместе; групповой подход совершенствуется. Важнейшим фактором достижения высокого уровня конкурентоспособности – концентрация производства. Сочетаются сложные организационные структуры управления и новейшие технические средства управления. Совершенствование управления производством предполагает: ориентацию деятельности фирмы на долгосрочную перспективу; проведение фундаментальных исследований; диверсификацию производства; инновационную деятельность; максим использование творческой активности персонала.
Инновационный менеджмент — одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компанией.
Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает: разработку планов т программ инновационной деятельности; наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением; рассмотрение проектов создания новых продуктов; проведение единой инновационной политики; обеспечение фин и материал ресурсами программ инновационной деятельности; квалифицированный персонал; создание временных целевых групп. Особенность современного этапа развития инноваций – образование в крупнейших фирмах единых научно-технических комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство.