Для эффективного
решения задач обеспечения экономической
безопасности при инвестиционном сотрудничестве
необходимо постоянно осуществлять:
- защиту законных прав и интересов национальных предприятий;
- сбор, обработку и анализ информации, необходимой для оценки экономической деятельности и развития экономики под влиянием иностранных инвестиций;
- изучение конкретных иностранных фирм и компаний, желающих инвестировать средства в экономику, а также их партнеров и контрагентов, которые будут принимать участие в осуществлении инвестиционных проектов;
- выявление различных проявлений негативного влияния иностранных инвестиций на разные стороны деятельности и развития экономики, соответствия их национальным и региональным интересам;
- принятие необходимых решений и осуществление мер для предотвращения или нейтрализации негативных тенденций развития экономики под влиянием иностранных инвестиций;
- формирование среди всех субъектов экономики и инфраструктуры отношения к иностранным инвестициям, исключающего содействие иностранным инвесторам в реализации их корыстных намерений в ущерб национальным интересам;
- контроль за исполнением принятых решений и мероприятий, направленных на предотвращение или нейтрализацию негативных тенденций развития экономики под влиянием иностранных инвестиций.
Современная
концепция экономической безопасности
государства должна быть основана
на идеологии комплексного социально-экономического
развития, которая охватывает не только
экономику, но и философию, геополитику,
социологию, политологию, право, культуру,
экологию, информатику и т. д.
Стратегической
целью обеспечения экономической
безопасности является создание приемлемых
условий для жизни и развития
личности, социально-экономической
и военно-политической стабильности
общества и сохранения целостности
государства, успешного противостояния
влиянию внутренних и внешних
угроз.
Государственная
стратегия экономической безопасности
должна, прежде всего, обеспечить способность
национальной экономики устойчиво
функционировать в режиме расширенного
воспроизводства при максимальной
независимости от внешних факторов.
Для защиты экономической безопасности
как национального приоритета требуется
многоотраслевое, высокотехнологичное
конкурентоспособное производство,
продукция которого удовлетворяет
потребности ведущих отраслей экономики
в качественном сырье и оборудовании;
вооруженных сил - в современных
видах вооружения и боевой техники;
населения - в предметах потребления
и услугах, а экспортной сферы - в
товарах и услугах, конкурентоспособных
на внешнем рынке.
Государственная
стратегия экономической безопасности
должна быть привязана к реальному
времени (ближайшие 15-20 лет) и стать
ориентиром при принятии важнейших
политических и хозяйственных решений.
В связи с этим некоторые важные
положения государственной деятельности
по обеспечению экономической безопасности
должны осуществляться в процессе разработки
проектов прогноза социально-экономического
развития и государственного бюджета
на каждый последующий год. Государственная
стратегия экономической безопасности
при инвестиционном сотрудничестве
государств должна включать как минимум:
- определение геофинансовых зон влияния страны (исходя из экономической, климатической, этнонациональной и иной общности народов определенной страны);
- определение критериев и параметров (количественных и качественных пороговых значений) инвестиционной системы страны, отвечающих требованиям экономической безопасности;
- разработку механизмов и мер идентификации угроз экономической безопасности страны и их носителей;
- характеристику областей их проявления (сфер локализации угроз);
- установление основных субъектов угроз, механизмов их функционирования, критериев их воздействия на национальную экономическую (включая финансовую) и социально-политическую систему;
- разработку методологии прогнозирования, выявления и предотвращения возникновения факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности, проведения исследований по выявлению тенденций и возможностей развития таких угроз;
- организацию адекватной системы органов государственного инвестиционного контроля, соответствующей определенным геофинансовым зонам;
- формирование механизмов и мер инвестиционно -экономической политики и институциональных преобразований, нейтрализующих или смягчающих воздействие негативных факторов;
- определение объектов, предметов, параметров контроля за обеспечением экономической безопасности страны.
Для обеспечения экономической
безопасности страны (региона, производственной
деятельности и т.д.) необходимо разработать
систему соответствующих критериев
и индикаторов. Эта система должна
быть управляемой, наблюдаемой, идентифицируемой
и информационно насыщенной. Все
критерии призваны должны поддерживать
устойчивость системы в целом. Необходимо
выделить уровни и критерии безопасности
по принципу их относительной самостоятельности.
При этом требуется постоянно контролировать
изменение всех параметров системы.
Отношения, связанные с обеспечением
экономической безопасности, должны
стать реальным объектом государственного
управления. Как объект управления
система экономической безопасности
включает следующие блоки: концепция
национальной безопасности -> национальные
интересы государства в сфере
экономики -> угрозы в сфере экономики
-> индикаторы экономической безопасности
-> их пороговые значения -> организация
экономической безопасности -> ее
правовое обеспечение. Таким образом,
задача государственного управления в
сфере экономической безопасности:
своевременно выявлять и предотвращать
как внешние, так и внутренние
опасности и угрозы, ведущие к
дестабилизации и разрушению экономической
системы страны (региона, отрасли, предприятия
и т.д.), а также обеспечивать защищенность
всех сфер хозяйственной деятельности,
достижение целей социально-экономического
развития.
Для совершенствования участия
любого государства в хозяйственной
жизни страны с целью обеспечения
экономической безопасности должно
принимать определенные формы и
направления.
Первое направление – это
непосредственная предпринимательская
деятельность государства на базе государственного
сектора, которая существует и функционирует
во всех странах. Данное направление
позволяет государству обеспечить
национальный суверенитет над природными
ресурсами и частью производственного
потенциала в стратегически важных отраслях
экономики. Доля капиталовложений в государственный
сектор Индии, Аргентины, Малайзии, например,
близка к 50%. В Египте на долю государственных
предприятий приходится практически все
производства чугуна, свыше 70% производства
стали, проката и ряда других. Присутствие
государственного и частного сектора
приведет к своеобразной конкуренции
между ними, в результате чего можно выявить
недостатки и преимущества использования
имеющихся материальных и финансовых
ресурсов в их распоряжении.
Второе направление включает в
себя воздействие на экономику путем
перераспределения ресурсов, регулирования
важнейших процессов и сфер хозяйства.
Первостепенным методом регулирующей
деятельности государства должно быть
планирование. Посредством планирования
государство имеет возможность
воздействовать на воспроизводственный
процесс, на распределение внутренних
и внешних инвестиций пропорционально
отраслям экономики, осуществлять прогрессивные
структурные сдвиги в экономике,
регулировать соотношение между
государственным и частным секторами
предпринимательской деятельности.
Планирование развития экономики, например,
входит в одно из первостепенных задач
правительства Южной Кореи. Выступая
на Научно-практической конференции
– «Плехановском чтении» в
РЭА, проф. Шилин И. Г. отметил: «…орган,
который занимается планированием
экономики на краткосрочный и
долгосрочный периоды размещен в
отдельном здании, напоминающем бункер,
куда вход посторонним строго запрещен.
Этот орган подчиняется только первому
лицу государства и отчитывается
только ему» .
Третье направление деятельности
государства связано с регулированием
внешнеэкономической деятельности.
Именно государство должно осуществлять
защиту интересов национального
капитала в его конкурентной борьбе
с сильным и опытным иностранным
транснациональным капиталом. Это протекционистская
роль важна до тех пор, пока национальный
капитал развит слабо, и не в состоянии
выжить без поддержки государства.
Мировой опыт показывает, что стабильный
экономический рост является продуктом
сочетания государственных и
частных инициатив и начинаний.
С этим, в принципе, можно согласиться,
но в каждом конкретном случае необходимо
учитывать конкретные обстоятельства,
при которых происходит экономическое
развитие той или иной страны. В
плане доминирующей роли государства
в делах экономики отдельные
страны СНГ – Беларусь, Туркменистан
и Узбекистан значительно превосходят,
например, Азербайджан, Россию, Украину.
Как бы то ни было, сознательная регулирующая
роль государства была и остается
не только фактором сокращения кризисных
явлений в экономике страны, но
и фактором ее дальнейшего быстрого
развития, о чем свидетельствуют
достигнутые в годы независимости
успехи в экономике Беларуси и
Узбекистане. Благодаря целенаправленному
продвижению по пути реформ среди
стран СНГ только в этих двух республиках
раньше всех удалось стабилизировать
макроэкономику и финансовую ситуацию
и добиться минимального падения
производства. За годы независимости
Узбекистану и Беларуси удалось
не только предотвратить разрушение
производственных инфраструктур, но и
ввести в действие десятки новых
крупных производственных объектов.
Справедливо замечания Хасанова У.
о роли государства в предотвращении
угроз экономической безопасности
страны. В частности он пишет, что
западные государства, навязывающие сегодня
миру неолиберальные модели экономического
развития, в которых роль государства
в экономическом регулировании
сводится к минимуму, сами в случаях
определенных кризисных моментов в
собственных обществах, вводили
достаточно жесткие формы государственного
регулирования. Достаточно вспомнить
банковское и антитрестовское законодательство
в США в конце XIX века, жесткие
меры после кризиса мировой экономики
в 1929 – 1933 годах и после Второй мировой
войны, валютное регулирование в Западной
Европе в условиях послевоенного финансового
хаоса и т. д.
Таким образом, совершенствование
механизма обеспечения экономической
безопасности страны как системы организационно-экономических
и правовых мер по предотвращению экономических
угроз предполагает:
- объективный и всесторонний мониторинг экономики и общественной жизни в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности;
- выработку пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности и социальным конфликтам;
- деятельность государства по предупреждению и локализации внутренних и внешних угроз безопасности экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
I нормативно-правовые акты:
- Конституция Азербайжанской Республики от 12 ноября 1990 года, Баку,QANUN,2009.
- Закон Азербайджанской Республики «О национальной безопасности», от 29 июня 2004 г., №712-НГ.
- Распоряжение Президента Азербайджанской Республики « Об утверждении Концепции национальной безопасности », от 23 мая 2007 года,№ 219.
- Закон Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан» от 26 июня 1998 г. № 233-1, (внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28. 04.
- Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. От 9 ноября 2010 г. № 575
- Доктрина Президента Республики Беларусь от 17. 07. 2001 г. № 390
- Закон Украины «О совете национальной безопасности и обороны Украины» Утвержден Указом Президента Украины от 5 марта 1998 года
- Концепция (основы государственной политики) Национальной безопасности Украины //Одобрена Постановлением Верховного Совета (Верховной Рады) от 16 января 1997 года, № 3 / 97 – BP
- Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утвержден Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 // Российская газета. 1997. -
26 декабря.
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24)
II научная литература:
- Абдурахманов М. И., Баришполец В. А., Манилов В. Л., Пирумов В. С. Основы национальной безопасности России. -М.: Друза, 1998.
- А. Архипов и др. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения// Вопросы экономики № 12, 1994.
- А.М. Жандаров, А.А. Петров Экономическая безопасность России: определения, гипотеза, расчеты// Безопасность № 3, 1994.
- А.П. Пискунов Военно-экономическая безопасность России на современном этапе// Военная мысль № 2, март-апрель 1995.
- Абалкин Л. Стратегия России: взгляд в завтрашний день. // Экономист 2003.
- Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражениеУ/Вопросы экономики. 1994.№ 12.
- Аббасов Ч. М. Пути интеграции Азербайджана в мировую экономику. Баку: Элм, 2004.-
- Абдула А., Зубик В. Б., Зубик Д. В., Седегов Р. С. Экономическая безопасность предприятия (фирмы). Мн.: Выш. Шк.,
- Абдуллаев О. Возрождение Великого Шелкового Пути началось с проекта ТРАСЕКА // Consulting
& Business. 2002.
- Азизов Р. Н., Ахмедов А. И., Гаджиева С. М., Мухсинова Л. X. Международная торговля Азербайджанской Республики. Баку: Сада, 2002.
- Алан П. Ларсон. Экономические приоритеты Стратегии национальной безопасности / Стратегия национальной безопасности США: новая эра (Белый дом, декабрь 2002 г.)
- Ашавский Б.М. Экономическая безопасность государств // Всеобъемлющая международная безопасность.Международно-правовые принципы и нормы. Справочник / Отв. ред. Б.М. Клименко. - М.:Международные отношения, 1990. - С. 228.
- Бараташвили Д.И. Принцип суверенного равенства государств в международном праве. - М.: Наука, 1978;
- Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.: Весь мир, 2004.
- Богомолов В.А Экономическая безопасность . Учебное пособие, Экзамен,2009.
- Богуславский М.М. Международное экономическое право. - М.: Международные отношения, 1986. - С. 96;
- Булатов А.С. "Продовольственная дипломатия" США и интересы России: моногра-фия/А.С. Булатов. М., 1996 г.
- Василенко В.А. Новое политическое мышление и создание всеобъемлющей системы международной безопасности // Вестник Киевского университета. Серия: международные отношения и международное право. - 1989. - Вып. 28. - С. 7.
- Ващекин Н.П., Мунтян М.А., Урсул А.Д. Глобализация и устойчивое развитие. - М: Московский государственный университет коммерции, 2002. - С. 290
- Владимир Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. II. – М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1955, c. 47.
- Внешнеэкономический толковый словарь. М., 2000 г.
- Возжеников А.В., Прохожев А.А. Государственное управление и национальная безопасность России. – М.: Изд. РАГС, 1999, с. 46.
- Войтович С.А., Рулько Е.Т. Нормативное обеспечение системы международной экономической безопасности. // Всеобъемлющая система международной безопасности и международное право. - С. 117120.
- Волков В.Ю. − аспирант МЭЛИ Современные угрозы и система обеспечения экономической безопасности России в пограничном пространстве
- Гулиев М.Е. Роль, перспективы и влияние экономической глобализации на процесс развития регионального сотрудничества Азербайджана // Глобализация и региональное экономическое развитие. Сборник статей межд. конф. BP. ITOCHU.
AtaHolding. Баку. Изд.-во Nurlar, 2004.- 0,1 п.л.
- Гулиев М.Е. Торгово-инвестиционные аспекты интеграционной взаимосвязанности нефтедобывающих стран региона СНГ // Известия Национальной Академии Наук Азербайджана. Серия экономических наук.-2007.-№ 4.- 0,25 п.л. (на азербайджанском языке).
- Гулиев М.Е.Экономические взаимодействия Азербайджана, России и Казахстана в процессе интеграции в мировую экономику // Проблемы национальный экономики: Сбор. стат. Национальная Академия Наук Азербайджанской Республики. Инс.-т Экон. IV вып.- Баку: Элм, 2007. - 0,4 п.л.
- Дмитриади Г.Г. Безопасность России и ее экономическая политика. М.: Изд. ЛЕНАНД, 2005;
- Журнал «Вопросы экономики» № 12, 1994 со статьей академика Л.И. Абалкина «Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение».
- Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос, 2004.
- Клепацкий Л.Н. Глобализация и национальные интересы // Международная жизнь. - 2000. - № 1. - С.
- Ковалев А.А. Самоопределение и экономическая независимость народов. - М.: "Международные отношения", 1988.
- С. 52.
- Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. - М.: СПАРК, 2000. - С. 143.
- Мартынов Б. Ф. Безопасность: Латиноамериканские подходы. – М.: Институт ЛатинскойАмерики, 2000. – 322 с.
- Международное Публичное Право Учебник: / Л. П. Ануфриева, К. А. Бекяшев, Е. Г. Моисеев, В. В. Устинов и др., Проспект,2009.
- Международное частное право Учебник: / Л. П. Ануфриева, К. А. Бекяшев, Г. К. Дмитриева и др. М.: Проспект, 2009.
- Международные экономические отношения. Под ред.профессора В.Е. Рыбалкина ЮНИТИ М – 1999. 2
- Международные экономические отношения: Учебник / Под. ред. И. П. Фаминского. М.: Юристъ, 2001.
- Метелев С.Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: социально-экономические и правовые аспекты. М.: Изд. "ЮНИТИ", 2006;
- Мировая экономика учебник под. ред. А. С. Булатова. М.: Экономистъ, 2008.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: “Русский язык”, 1975, с. 41
- Петренко С.А., Курбатов В.А. Политики информационной безопасности. М.: Изд. Феникс, 2006В. Павлятенко Японские взгляды на экономическую безопасность // Проблемы Дальнего Востока. 1997, №№ 1-2.
- Представление о системе экономической безопасности аналогично представлению о системе национальной безопасности. См. Общая теория национальной безопасности. Учебник. Под общ. ред. А.А. Прохожева – М.: Изд. РАГС, 2002, сс. 24-28.
- Салицкий А.И. Китай – новая система в мировом хозяйстве// Восток, 1999, № 1.
- Сенчагов В.К. Глобализация: позиция России // ЭКО. 2002.
- Сенчагов В.К. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности ,2001.
- Сенчагов В.К. Экономическая безопасность, М., Финстатинформ, 2002.
- Тузмухамедов Р.А. Международная экономическая безопасность: опыт международно-правовой постановки проблемы. // Всеобъемлющая система международной безопасности и международное право. -М.: ИГПАН СССР, 1987-С. 53.
- Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения (науч.-практ. издание) - "Волтерс Клувер", 2005 г
- Филин С.А. Информационная безопасность: Учебное пособие. М.: Изд. Альфа-Пресс, 2006;
- Харламов А. В. Глобализация и мегаполисы: направления совершенствования развития Санкт-Петербурга // Известия
- Харламов<span
class="No_0020Spac