Сущность экономической безопасности и ее система обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 02:04, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи дипломной работы.. Целью данной работы является обоснование и выработка путей совершенствования механизмов обеспечения экономической безопасности инвестиционной сферы Азербайджана и других стран.
В соответствии с намеченной целью в работе ставились и решались следующие задачи:
-исследовать теоретические основы экономической безопасности в современных условиях;
- выявить сущность экономической безопасности, рассмотреть ее видовую классификацию и систему обеспечения;

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 115.54 Кб (Скачать)

 Для эффективного решения задач обеспечения экономической безопасности при инвестиционном сотрудничестве  необходимо постоянно осуществлять:

    • защиту законных прав и интересов национальных предприятий;
    • сбор, обработку и анализ информации, необходимой для оценки  экономической деятельности и развития экономики под влиянием  иностранных инвестиций;
    • изучение конкретных иностранных фирм и компаний, желающих инвестировать средства в экономику, а также их партнеров и контрагентов, которые будут принимать участие в осуществлении инвестиционных проектов;
    • выявление различных проявлений негативного влияния иностранных инвестиций на разные стороны деятельности и развития экономики, соответствия их национальным и региональным интересам;
    • принятие необходимых решений и осуществление мер для предотвращения или нейтрализации негативных тенденций развития экономики под влиянием иностранных инвестиций;
    • формирование среди всех субъектов экономики и инфраструктуры отношения к иностранным инвестициям, исключающего содействие иностранным инвесторам в реализации их корыстных намерений в ущерб национальным интересам;
    • контроль за исполнением принятых решений и мероприятий, направленных на предотвращение или нейтрализацию негативных тенденций развития экономики под влиянием иностранных инвестиций.

Современная концепция экономической безопасности государства  должна быть основана на идеологии комплексного социально-экономического развития, которая охватывает не только экономику, но и философию, геополитику, социологию, политологию, право, культуру, экологию, информатику и т. д.

Стратегической  целью обеспечения экономической  безопасности является создание приемлемых условий для жизни и развития личности, социально-экономической  и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности  государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних  угроз.

Государственная стратегия экономической безопасности должна, прежде всего, обеспечить способность  национальной экономики устойчиво  функционировать в режиме расширенного воспроизводства при максимальной независимости от внешних факторов. Для защиты экономической безопасности как национального приоритета требуется  многоотраслевое, высокотехнологичное  конкурентоспособное производство, продукция которого удовлетворяет  потребности ведущих отраслей экономики  в качественном сырье и оборудовании; вооруженных сил - в современных  видах вооружения и боевой техники; населения - в предметах потребления  и услугах, а экспортной сферы - в  товарах и услугах, конкурентоспособных  на внешнем рынке.

Государственная стратегия экономической безопасности должна быть привязана к реальному  времени (ближайшие 15-20 лет) и стать  ориентиром при принятии важнейших  политических и хозяйственных решений. В связи с этим некоторые важные положения государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности должны осуществляться в процессе разработки проектов прогноза социально-экономического развития и государственного бюджета на каждый последующий год. Государственная стратегия экономической безопасности  при инвестиционном сотрудничестве  государств должна включать как минимум:

    •  определение геофинансовых зон влияния  страны (исходя из экономической, климатической, этнонациональной и иной общности народов определенной страны);
    •  определение критериев и параметров (количественных и качественных пороговых значений) инвестиционной системы страны, отвечающих требованиям экономической безопасности;
    •  разработку механизмов и мер идентификации угроз экономической безопасности  страны и их носителей;
    •  характеристику областей их проявления (сфер локализации угроз);
    •  установление основных субъектов угроз, механизмов их функционирования, критериев их воздействия на национальную экономическую (включая финансовую) и социально-политическую систему;
    •  разработку методологии прогнозирования, выявления и предотвращения возникновения факторов, определяющих возникновение угроз экономической  безопасности, проведения исследований по выявлению тенденций и возможностей развития таких угроз;
    •  организацию адекватной системы органов государственного инвестиционного контроля, соответствующей определенным геофинансовым зонам;
    •  формирование механизмов и мер инвестиционно -экономической политики и институциональных преобразований, нейтрализующих или смягчающих воздействие негативных факторов;
    •  определение объектов, предметов, параметров контроля за обеспечением  экономической безопасности  страны.

 

Для обеспечения экономической  безопасности страны (региона, производственной деятельности и т.д.) необходимо разработать  систему соответствующих критериев  и индикаторов. Эта система должна быть управляемой, наблюдаемой, идентифицируемой и информационно насыщенной. Все  критерии призваны должны поддерживать устойчивость системы в целом. Необходимо выделить уровни и критерии безопасности по принципу их относительной самостоятельности. При этом требуется постоянно контролировать изменение всех параметров системы.

Отношения, связанные с обеспечением экономической безопасности, должны стать реальным объектом государственного управления. Как объект управления система экономической безопасности включает следующие блоки: концепция  национальной безопасности -> национальные интересы государства в сфере  экономики -> угрозы в сфере экономики -> индикаторы экономической безопасности -> их пороговые значения -> организация  экономической безопасности -> ее правовое обеспечение. Таким образом, задача государственного управления в  сфере экономической безопасности: своевременно выявлять и предотвращать  как внешние, так и внутренние опасности и угрозы, ведущие к  дестабилизации и разрушению экономической  системы страны (региона, отрасли, предприятия  и т.д.), а также обеспечивать защищенность всех сфер хозяйственной деятельности, достижение целей социально-экономического развития.

Для совершенствования участия  любого государства в хозяйственной  жизни страны с целью обеспечения  экономической безопасности должно принимать определенные формы и  направления.

Первое направление – это  непосредственная предпринимательская  деятельность государства на базе государственного сектора, которая существует и функционирует  во всех странах. Данное направление  позволяет государству обеспечить национальный суверенитет над природными ресурсами и частью производственного потенциала в стратегически важных отраслях экономики. Доля капиталовложений в государственный сектор Индии, Аргентины, Малайзии, например, близка к 50%. В Египте на долю государственных предприятий приходится практически все производства чугуна, свыше 70% производства стали, проката и ряда других. Присутствие государственного и частного сектора приведет к своеобразной конкуренции между ними, в результате чего можно выявить недостатки и преимущества использования имеющихся материальных и финансовых ресурсов в их распоряжении.

Второе направление включает в  себя воздействие на экономику путем  перераспределения ресурсов, регулирования  важнейших процессов и сфер хозяйства. Первостепенным методом регулирующей деятельности государства должно быть планирование. Посредством планирования государство имеет возможность  воздействовать на воспроизводственный  процесс, на распределение внутренних и внешних инвестиций пропорционально  отраслям экономики, осуществлять прогрессивные  структурные сдвиги в экономике, регулировать соотношение между  государственным и частным секторами  предпринимательской деятельности. Планирование развития экономики, например, входит в одно из первостепенных задач  правительства Южной Кореи. Выступая на Научно-практической конференции  – «Плехановском чтении» в  РЭА, проф. Шилин И. Г. отметил: «…орган, который занимается планированием  экономики на краткосрочный и  долгосрочный периоды размещен в  отдельном здании, напоминающем бункер, куда вход посторонним строго запрещен. Этот орган подчиняется только первому  лицу государства и отчитывается только ему» .

Третье направление деятельности государства связано с регулированием внешнеэкономической деятельности. Именно государство должно осуществлять защиту интересов национального  капитала в его конкурентной борьбе с сильным и опытным иностранным  транснациональным капиталом. Это протекционистская роль важна до тех пор, пока национальный капитал развит слабо, и не в состоянии выжить без поддержки государства.

Мировой опыт показывает, что стабильный экономический рост является продуктом  сочетания государственных и  частных инициатив и начинаний. С этим, в принципе, можно согласиться, но в каждом конкретном случае необходимо учитывать конкретные обстоятельства, при которых происходит экономическое  развитие той или иной страны. В  плане доминирующей роли государства  в делах экономики отдельные  страны СНГ – Беларусь, Туркменистан и Узбекистан значительно превосходят, например, Азербайджан, Россию, Украину. Как бы то ни было, сознательная регулирующая роль государства была и остается не только фактором сокращения кризисных  явлений в экономике страны, но и фактором ее дальнейшего быстрого развития, о чем свидетельствуют  достигнутые в годы независимости  успехи в экономике Беларуси и  Узбекистане. Благодаря целенаправленному  продвижению по пути реформ среди  стран СНГ только в этих двух республиках  раньше всех удалось стабилизировать  макроэкономику и финансовую ситуацию и добиться минимального падения  производства. За годы независимости  Узбекистану и Беларуси удалось  не только предотвратить разрушение производственных инфраструктур, но и  ввести в действие десятки новых  крупных производственных объектов.

Справедливо замечания Хасанова У. о роли государства в предотвращении угроз экономической безопасности страны. В частности он пишет, что  западные государства, навязывающие сегодня  миру неолиберальные модели экономического развития, в которых роль государства  в экономическом регулировании  сводится к минимуму, сами в случаях  определенных кризисных моментов в  собственных обществах, вводили  достаточно жесткие формы государственного регулирования. Достаточно вспомнить  банковское и антитрестовское законодательство в США в конце XIX века, жесткие  меры после кризиса мировой экономики в 1929 – 1933 годах и после Второй мировой войны, валютное регулирование в Западной Европе в условиях послевоенного финансового хаоса и т. д.

 Таким образом, совершенствование механизма обеспечения экономической безопасности страны как системы организационно-экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз предполагает:

    • объективный и всесторонний мониторинг экономики и общественной жизни в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности;
    • выработку пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности и социальным конфликтам;
    • деятельность государства по предупреждению и локализации внутренних и внешних угроз безопасности экономики.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.        

 

I нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Азербайжанской Республики от 12 ноября 1990 года, Баку,QANUN,2009.
  2. Закон Азербайджанской Республики «О национальной безопасности», от 29 июня 2004 г., №712-НГ.
  3. Распоряжение Президента Азербайджанской Республики « Об утверждении Концепции национальной безопасности », от 23 мая 2007 года,№ 219.
  4. Закон Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан» от 26 июня 1998 г. № 233-1, (внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28. 04.
  5. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. От 9 ноября 2010 г. № 575
  6. Доктрина Президента Республики Беларусь от 17. 07. 2001 г. № 390
  7. Закон Украины «О совете национальной безопасности и обороны Украины» Утвержден Указом Президента Украины от 5 марта 1998 года
  8. Концепция (основы государственной политики) Национальной безопасности Украины //Одобрена Постановлением Верховного Совета (Верховной Рады) от 16 января 1997 года, № 3 / 97 – BP
  9. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утвержден Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г
  10. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 // Российская газета. 1997. - 26 декабря.
  11. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24)

 

II научная  литература:

  1. Абдурахманов М. И., Баришполец В. А., Манилов В. Л., Пирумов В. С. Основы национальной безопасности России. -М.: Друза, 1998.
  2. А. Архипов и др. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения// Вопросы экономики № 12, 1994.
  3. А.М. Жандаров, А.А. Петров Экономическая безопасность России: определения, гипотеза, расчеты// Безопасность № 3, 1994.
  4. А.П. Пискунов Военно-экономическая безопасность России на современном этапе// Военная мысль № 2, март-апрель 1995.
  5. Абалкин Л. Стратегия России: взгляд в завтрашний день. // Экономист 2003.
  6. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражениеУ/Вопросы экономики. 1994.№ 12.
  7. Аббасов Ч. М. Пути интеграции Азербайджана в мировую экономику. Баку: Элм, 2004.-
  8. Абдула А., Зубик В. Б., Зубик Д. В., Седегов Р. С. Экономическая безопасность предприятия (фирмы). Мн.: Выш. Шк.,
  9. Абдуллаев О. Возрождение Великого Шелкового Пути началось с проекта ТРАСЕКА // Consulting & Business. 2002.
  10. Азизов Р. Н., Ахмедов А. И., Гаджиева С. М., Мухсинова Л. X. Международная торговля Азербайджанской Республики. Баку: Сада, 2002.
  11. Алан П. Ларсон. Экономические приоритеты Стратегии национальной безопасности / Стратегия национальной безопасности США: новая эра (Белый дом, декабрь 2002 г.)
  12. Ашавский Б.М. Экономическая безопасность государств // Всеобъемлющая международная безопасность.Международно-правовые принципы и нормы. Справочник / Отв. ред. Б.М. Клименко. - М.:Международные отношения, 1990. - С. 228.
  13. Бараташвили Д.И. Принцип суверенного равенства государств в международном праве. - М.: Наука, 1978;
  14. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.: Весь мир, 2004.
  15. Богомолов  В.А  Экономическая безопасность . Учебное пособие, Экзамен,2009.
  16. Богуславский М.М. Международное экономическое право. - М.: Международные отношения, 1986. - С. 96;
  17. Булатов А.С. "Продовольственная дипломатия" США и интересы России: моногра-фия/А.С. Булатов. М., 1996 г.
  18. Василенко В.А. Новое политическое мышление и создание всеобъемлющей системы международной безопасности // Вестник Киевского университета. Серия: международные отношения и международное право. - 1989. - Вып. 28. - С. 7.
  19. Ващекин Н.П., Мунтян М.А., Урсул А.Д. Глобализация и устойчивое развитие. - М: Московский государственный университет коммерции, 2002. - С. 290
  20. Владимир Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. II. – М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1955, c. 47.
  21. Внешнеэкономический толковый словарь. М., 2000 г.
  22. Возжеников А.В., Прохожев А.А. Государственное управление и национальная  безопасность России. – М.: Изд. РАГС, 1999, с. 46.
  23. Войтович С.А., Рулько Е.Т. Нормативное обеспечение системы международной экономической безопасности. // Всеобъемлющая система международной безопасности и международное право. - С. 117120.
  24. Волков В.Ю. − аспирант МЭЛИ Современные угрозы и система обеспечения экономической  безопасности России в пограничном пространстве
  25. Гулиев М.Е. Роль, перспективы и влияние экономической глобализации на процесс развития регионального сотрудничества Азербайджана // Глобализация и региональное экономическое развитие. Сборник статей межд. конф. BP. ITOCHU. AtaHolding. Баку. Изд.-во Nurlar, 2004.- 0,1 п.л.
  26. Гулиев М.Е. Торгово-инвестиционные аспекты интеграционной взаимосвязанности нефтедобывающих стран региона СНГ // Известия Национальной Академии Наук Азербайджана. Серия экономических наук.-2007.-№ 4.- 0,25 п.л. (на азербайджанском языке).
  27. Гулиев М.Е.Экономические взаимодействия Азербайджана, России и Казахстана в процессе интеграции в мировую экономику // Проблемы национальный экономики: Сбор. стат. Национальная Академия Наук Азербайджанской Республики. Инс.-т Экон. IV вып.- Баку: Элм, 2007. - 0,4 п.л.
  28. Дмитриади Г.Г. Безопасность России и ее экономическая политика. М.: Изд. ЛЕНАНД, 2005;
  29. Журнал «Вопросы экономики» № 12, 1994 со статьей академика Л.И. Абалкина «Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение».
  30. Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос, 2004.
  31. Клепацкий Л.Н. Глобализация и национальные интересы // Международная жизнь. - 2000. - № 1. - С.
  32. Ковалев А.А. Самоопределение и экономическая независимость народов. - М.: "Международные отношения", 1988. - С. 52.
  33. Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. - М.: СПАРК, 2000. - С. 143.
  34. Мартынов Б. Ф. Безопасность: Латиноамериканские подходы. – М.: Институт ЛатинскойАмерики, 2000. – 322 с.
  35. Международное Публичное Право Учебник: / Л. П. Ануфриева,  К. А. Бекяшев, Е. Г. Моисеев, В. В. Устинов и др., Проспект,2009.
  36. Международное частное право Учебник: / Л. П. Ануфриева, К. А. Бекяшев, Г. К. Дмитриева и др. М.: Проспект, 2009.
  37. Международные экономические отношения. Под ред.профессора В.Е. Рыбалкина ЮНИТИ М – 1999. 2
  38. Международные экономические отношения: Учебник / Под. ред. И. П. Фаминского. М.: Юристъ, 2001.
  39. Метелев С.Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: социально-экономические и правовые аспекты. М.: Изд. "ЮНИТИ", 2006;
  40. Мировая экономика учебник под. ред. А. С. Булатова. М.: Экономистъ, 2008.
  41. Ожегов С.И. Словарь русского языка. –  М.: “Русский язык”, 1975, с. 41
  42. Петренко С.А., Курбатов В.А. Политики информационной безопасности. М.: Изд. Феникс, 2006В. Павлятенко Японские взгляды на экономическую безопасность // Проблемы Дальнего Востока. 1997,  №№ 1-2.
  43. Представление о системе экономической безопасности аналогично представлению о системе национальной безопасности. См. Общая теория национальной безопасности. Учебник. Под общ. ред. А.А. Прохожева – М.: Изд. РАГС, 2002, сс. 24-28.
  44. Салицкий А.И. Китай – новая система в мировом хозяйстве// Восток, 1999, № 1.
  45. Сенчагов В.К. Глобализация: позиция России // ЭКО. 2002.
  46. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности ,2001.
  47. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность, М., Финстатинформ, 2002.
  48. Тузмухамедов Р.А. Международная экономическая безопасность: опыт международно-правовой постановки проблемы. // Всеобъемлющая система международной безопасности и международное право. -М.: ИГПАН СССР, 1987-С. 53.
  49. Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения (науч.-практ. издание) - "Волтерс Клувер", 2005 г
  50. Филин С.А.  Информационная безопасность: Учебное пособие. М.: Изд. Альфа-Пресс, 2006;
  51. Харламов А. В. Глобализация и мегаполисы: направления совершенствования развития Санкт-Петербурга // Известия
  52. Харламов<span class="No_0020Spac

Информация о работе Сущность экономической безопасности и ее система обеспечения