Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 02:04, дипломная работа
Цель и задачи дипломной работы.. Целью данной работы является обоснование и выработка путей совершенствования механизмов обеспечения экономической безопасности инвестиционной сферы Азербайджана и других стран.
В соответствии с намеченной целью в работе ставились и решались следующие задачи:
-исследовать теоретические основы экономической безопасности в современных условиях;
- выявить сущность экономической безопасности, рассмотреть ее видовую классификацию и систему обеспечения;
Для
страны в целом обеспечение
По основным объектам, жизненно важные интересы которых защищаются экономическая безопасность делится на экономическую безопасность личности, общества и государства. Экономическая безопасность личности обеспечивается созданием условий для повышения качества и уровня ее жизни. Экономическая безопасность общества обеспечивается гармоничным сочетанием экономических интересов всех его групп и слоев. Экономическая безопасность государства обеспечивается поддержанием экономического потенциала страны на уровне, минимально необходимом для обеспечения суверенитета и территориальной целостности государства, нормального функционирования системы государственного управления.
По
сферам хозяйственной активности и
отраслевой принадлежности объектов,
интересы которых защищаются основными
видами экономической безопасности
являются энергетическая безопасность,
продовольственная
Все вышеизложенное убеждает в том, что экономическая безопасность есть неотъемлемая составная часть национальной безопасности, в свою очередь, представляющая собой сложносоставную научную категорию.
Безопасное функционирование экономики необходимо надежно обеспечивать. Обеспечение экономической безопасности представляет собой непрерывный сложный процесс, как правило, требующий привлечения значительных сил и средств, объединения и упорядочения усилий всех сторон, заинтересованных в его успешном протекании. Очевидно, что при столь серьезной обусловленности к этому процессу необходим системный подход. Все его составляющие следует рассматривать в их неразрывном единстве и взаимодействии, и вместе с тем каждую составляющую - как носителя своей, только ей присущей функции, от выполнения которой зависит не только надежное обеспечение экономической безопасности, но и сама возможность ее обеспечения. На этой основе все, что нужно для обеспечения экономической безопасности, должно быть сведено в достаточно эффективно работающую систему. Цель создания СОЭБ состоит в эффективной защите жизненно важных экономических интересов соответствующего объекта безопасности от угроз.
СОЭБ может быть рассмотрена в структурном и в функциональном разрезе.
В структурном разрезе любая СОЭБ предстает состоящей из:
- объекта
экономической безопасности, под
которым в национальном
- нормативной
правовой базы, необходимой для
придания легитимности
- органов, полностью или частично, предназначенных для обеспечения экономической безопасности данного объекта и имеющих для этого в своем распоряжении необходимые силы и средства;
- сил
и средств, выделяемых
- всей
совокупности любого рода
В функциональном разрезе любой СОЭБ присущи:
- разработка
нормативной правовой базы, упомянутой
в качестве структурного
- накопление, обработка и анализ информации об условиях функционирования данного объекта, в особенности о наличии, составе, степени реальности и иных характеристиках угроз его ЖВЭИ, иначе говоря, мониторинг этих условий (и в том числе угроз), который желательно осуществлять непрерывно;
- разработка
критериев и индикаторов
- разработка
концепции экономической
- кратко-
и среднесрочное планирование
деятельности по обеспечению
экономической безопасности
- установление
необходимого взаимодействия
- повседневная
работа по обеспечению
СОЭБ, в зависимости от содержания своего объекта, может строиться либо на сугубо государственной, либо на смешанной основе. В СОЭБ государственного типа все компоненты имеют государственную принадлежность. Такие системы формируются только для обеспечения безопасности объектов, принадлежащих государству. СОЭБ смешанного типа могут создаваться для обеспечения безопасности, как государственных, так и негосударственных объектов. В системах этого типа часть компонентов лежит в сфере ответственности государства, а часть – в сфере ответственности различных негосударственных (общественных) структур.
Масштаб каждой СОЭБ, количество входящих в нее составных частей (подсистем), сложность выполняемых ею функций и другие характеристики системы непосредственно зависят от содержания ее объекта безопасности.
1.2. Международно-правовые основы регулирования инвестиционного сотрудничества
В процессах глобализации мировой экономики международные потоки инвестиционного капитала играют более значительную роль в сравнении с международной торговлей товарами и услугами. Устойчивое экономическое развитие стран невозможно без эффективного участия в мирохозяйственных процессах, в том числе без активного использования преимуществ от привлечения прямых иностранных инвестиций. Международному движению капиталов способствует то, что в конце ХХ в. широкое распространение получили унифицированные нормы государственного регулирования инвестиционных процессов. Они действуют в соответствии с международными двусторонними и многосторонними договорами, а последние - под эгидой международных экономических организаций.
Становление и развитие правового регулирования иностранных инвестиций на двусторонней основе имеет полувековую историю. Формирование и развитие международного инвестиционного права за этот период показывает, что международные отношения в данной сфере регулируются прежде всего двусторонними инвестиционными договорами. Они могут называться по-разному: соглашения о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений, соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений и т.д.
Говоря о двустороннем
Специфика торговых договоров западных государств заключается в том, что их в значительной степени используют как форму регулирования отношений, связанных с экспортом и импортом капитала. Торговые договоры устанавливают прежде всего общий правовой режим, предоставляемый сторонами друг другу при инвестировании, допуск иностранных физических и юридических лиц в страну, взаимное признание иностранных юридических лиц, права иностранных физических и юридических лиц, обращение в суд за защитой, режим и гарантии иностранной частной собственности на территории договаривающихся государств, вопросы налогообложения и перевода капиталов и прибылей и т.д.
Еще в конце XVIII в. США заключили большое количество соглашений о дружбе, торговле и мореплавании (ДСМ), и их географический охват отражал расширение зоны внешней торговли США. После Первой мировой войны ДСМ, в которых участвовали США, оказывались все больше связанными с инвестициями за границей и были направлены на достижение согласия с другими государствами относительно режима, который должен был предоставляться гражданам и компаниям США в том, что касалось создания деловых предприятий, защиты американской собственности от произвольных и дискриминационных действий правительств, формирования механизма разрешения споров и защиты интеллектуальной собственности.
После Второй мировой войны мир стал свидетелем роста международных инвестиционных потоков. Впереди всех в этом процессе опять же шли США, к которым затем присоединились страны Европы, позже - Япония, а впоследствии - государства из других регионов. Когда началось транснациональное движение капиталов, состояние международного права в сфере иностранных инвестиций было зачаточным и изобиловало неточностями. В свете этого государства - экспортеры капитала начали предпринимать усилия по разработке и утверждению международно-правовых норм на договорной основе по защите инвестиций своих граждан и компаний за рубежом. Такие усилия предпринимались как на двустороннем, так и на многостороннем уровне. Но первый путь был более продуктивным в силу самой природы двустороннего договора.
Второй этап исторического развития процесса, связанного с защитой иностранных инвестиций, наступил накануне 60-х годов ХХ в., когда отдельные европейские государства начали вести переговоры о двусторонних договорах, которые в отличие от торговых договоров были посвящены исключительно иностранным инвестициям. Так начал зарождаться современный двусторонний инвестиционный договор (ДИД).
Инициатором разработки двусторонних инвестиционных договоров выступила Германия, потерявшая все свои иностранные капиталы в результате поражения во Второй мировой войне. Начиная с первого такого соглашения с Пакистаном, заключенного в 1959 г., Германия перешла к проведению переговоров по аналогичным договорам об инвестициях со всеми развивающимися странами. Эта страна по числу заключенных договоров в данной сфере занимает первое место - к 1991 г.
Ею было заключено 77 ДИД. К 1980 г. страны Европы заключили примерно 150 ДИД с широким кругом развивающихся стран, причем различия в ряде договоров, заключенных Францией, Англией, Бельгией, Нидерландами и Швейцарией, оказались не очень велики.
Необходимо отметить ,что двустороннее
межгосударственное
Информация о работе Сущность экономической безопасности и ее система обеспечения