Сущность экономической безопасности и ее система обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 02:04, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи дипломной работы.. Целью данной работы является обоснование и выработка путей совершенствования механизмов обеспечения экономической безопасности инвестиционной сферы Азербайджана и других стран.
В соответствии с намеченной целью в работе ставились и решались следующие задачи:
-исследовать теоретические основы экономической безопасности в современных условиях;
- выявить сущность экономической безопасности, рассмотреть ее видовую классификацию и систему обеспечения;

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 115.54 Кб (Скачать)

Для страны в целом обеспечение собственной  внутренней экономической безопасности есть основной признак суверенитета. Обеспечение же собственной внешней экономической безопасности возможно для страны двумя путями: за счет снижения уровня экономической безопасности других стран или за счет достижения определенного баланса своих интересов и интересов других стран, то есть определенного межнационального компромисса в рамках безопасности более высокого уровня, чем национальная. Обеспечение собственной внешней экономической безопасности является актуальным на  сегодняшний день, так как обеспечение собственной внешней экономической безопасности достигается посредством обеспечения международной экономической безопасности. Международная экономическая безопасность может быть глобальной и коллективной. Глобальная экономическая безопасность представляет собой защищенность  международных экономических отношений от угрозы их дестабилизации. Она характеризуется совокупностью условий осуществления международных договоренностей, при которых каждой стране-члену мирового сообщества присуща защищенность ее интересов экономической сфере от внешних угроз. Коллективная экономическая безопасность есть защищенность в экономической сфере консолидированных интересов группы стран, а также национальных интересов каждой из стран, входящих в эту группу, от угроз.

По  основным объектам, жизненно важные интересы которых защищаются экономическая безопасность делится на экономическую безопасность  личности, общества и государства. Экономическая безопасность личности обеспечивается созданием условий для повышения качества и уровня ее жизни. Экономическая безопасность общества обеспечивается гармоничным сочетанием экономических интересов всех его групп и слоев. Экономическая безопасность государства обеспечивается поддержанием экономического потенциала страны на уровне, минимально необходимом для обеспечения суверенитета и территориальной целостности государства, нормального функционирования системы  государственного управления.

По  сферам хозяйственной активности и  отраслевой принадлежности объектов, интересы которых защищаются основными  видами экономической безопасности являются энергетическая безопасность, продовольственная безопасность,    финансовая     безопасность,    научно-технологическая безопасность, военно-экономическая безопасность, а также безопасность предпринимательской деятельности и безопасность государственной собственности.

Все вышеизложенное убеждает в том, что  экономическая безопасность есть неотъемлемая составная часть национальной безопасности, в свою очередь, представляющая собой сложносоставную научную категорию.

Безопасное  функционирование экономики необходимо надежно обеспечивать. Обеспечение экономической безопасности представляет собой непрерывный сложный процесс, как правило, требующий привлечения значительных сил и средств, объединения и упорядочения усилий всех сторон, заинтересованных в его успешном протекании. Очевидно, что при столь серьезной обусловленности к этому процессу необходим системный подход. Все его составляющие следует рассматривать в их неразрывном единстве и взаимодействии, и вместе с тем каждую составляющую - как носителя своей, только ей присущей функции, от выполнения которой зависит не только надежное обеспечение экономической безопасности, но и сама возможность ее обеспечения. На этой основе все, что нужно для обеспечения экономической безопасности, должно быть сведено в достаточно эффективно работающую систему. Цель создания СОЭБ состоит в эффективной защите жизненно важных экономических интересов соответствующего объекта безопасности от угроз. 

СОЭБ  может быть рассмотрена в структурном  и в функциональном разрезе.

В структурном  разрезе любая СОЭБ предстает  состоящей из:

- объекта  экономической безопасности, под  которым в национальном аспекте  может рассматриваться: отдельный  человек, выступающий в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта; хозяйствующий субъект, образуемый группой людей, государством, органами местного самоуправления; общество в целом и в лице составляющих его социальных групп и слоев (крестьянство, казачество и т.п.), различных общественных объединений (партий, ассоциаций, союзов, муниципалитетов и т.п.); государство как таковое и в лице различных его органов; страна в целом. В международном аспекте под таким объектом может рассматриваться: все мировое хозяйство, хозяйственные комплексы регионов планеты, замкнутые экономические группировки (например, Европейский Союз),  а также транснациональные корпорации;

- нормативной  правовой базы, необходимой для  придания легитимности процессу  обеспечения экономической безопасности  данного объекта, регламентирования этого процесса, и являющейся основанием  для контроля над ним. Такой базой могут служить законы, указы, постановления, уставы, ведомственные инструкции, иные подзаконные акты, неписаные, но сложившиеся на основе жизненного опыта и здравого смысла нормы и правила ведения дел, а также то или иное сочетание их всех;

- органов,  полностью или частично, предназначенных  для обеспечения экономической  безопасности данного объекта  и имеющих для этого в своем  распоряжении необходимые силы  и средства;

- сил  и средств, выделяемых упомянутым  выше органам для обеспечения экономической безопасности данного объекта. При этом под “силами” обычно понимаются люди, предназначенные для упомянутой деятельности, а под “средствами” - все необходимое для этой деятельности материальное, финансовое, информационное, интеллектуальное и иное обеспечение;

- всей  совокупности любого рода ресурсов, которыми располагает данная система для обеспечения экономической безопасности своего объекта, и которые, по мере необходимости, могут быть использованы для этого.

В функциональном разрезе любой СОЭБ присущи:

- разработка  нормативной правовой базы, упомянутой  в качестве структурного компонента  СОЭБ данного объекта, а также  ее постоянное совершенствование применительно к меняющимся условиям функционирования этого объекта;

- накопление, обработка и анализ информации  об условиях функционирования данного объекта, в особенности о наличии, составе, степени реальности и иных характеристиках угроз его ЖВЭИ, иначе говоря, мониторинг этих условий (и в том числе угроз), который желательно осуществлять непрерывно;

- разработка  критериев и индикаторов экономической  безопасности данного объекта,  а также методов оценки уровня  защищенности его ЖВЭИ, позволяющих формировать научно обоснованный механизм противодействия угрозам этим ЖВЭИ;

- разработка  концепции экономической безопасности  данного объекта и долгосрочной  стратегии ее обеспечения, а  также их периодическое обновление применительно к меняющимся условиям функционирования данного объекта;

- кратко- и среднесрочное планирование  деятельности по обеспечению  экономической безопасности данного  объекта, исходящее из упомянутых  концепции и стратегии; 

- установление  необходимого взаимодействия между  всеми органами, в той или иной  степени участвующими в обеспечении  экономической безопасности данного объекта, с целью четкого разграничения функций и зон ответственности, большего взаимопонимания, установления тесных рабочих контактов, недопущения распыления сил, параллелизма, непреднамеренного создания взаимных помех, избавления от нездоровой конкуренции и т.п.;

- повседневная  работа по обеспечению экономической  безопасности данного объекта,  основанная на упомянутых планах  и представляющая собой главное  содержание деятельности системы.

СОЭБ, в зависимости от содержания своего объекта, может строиться либо на сугубо государственной, либо на смешанной основе. В СОЭБ государственного типа все компоненты имеют государственную принадлежность. Такие системы формируются только для обеспечения безопасности объектов, принадлежащих государству. СОЭБ смешанного типа могут создаваться для обеспечения безопасности, как государственных, так и негосударственных объектов. В системах этого типа часть компонентов лежит в сфере ответственности государства, а часть – в сфере ответственности различных негосударственных (общественных) структур.

Масштаб каждой СОЭБ, количество входящих в  нее составных частей (подсистем), сложность выполняемых ею функций  и другие характеристики системы  непосредственно зависят от содержания ее объекта безопасности.

 

1.2. Международно-правовые  основы регулирования инвестиционного сотрудничества

В процессах  глобализации мировой экономики  международные потоки инвестиционного  капитала играют более значительную роль в сравнении с международной  торговлей товарами и услугами. Устойчивое экономическое развитие стран невозможно без эффективного участия в мирохозяйственных процессах, в том числе без активного использования преимуществ от привлечения прямых иностранных инвестиций. Международному движению капиталов способствует то, что в конце ХХ в. широкое распространение получили унифицированные нормы государственного регулирования инвестиционных процессов. Они действуют в соответствии с международными двусторонними и многосторонними договорами, а последние - под эгидой международных экономических организаций.

Становление и развитие правового регулирования  иностранных инвестиций на двусторонней основе имеет полувековую историю. Формирование и развитие международного инвестиционного права за этот период показывает, что международные отношения в данной сфере регулируются прежде всего двусторонними инвестиционными договорами. Они могут называться по-разному: соглашения о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений, соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений и т.д.

  Говоря о двустороннем регулировании  иностранных инвестиций, следует  прежде всего остановиться на  торговых договорах как форме  международно-правового регулирования внешней торговли. Они известны еще с древних времен, но окончательно сформировались с установлением национальных рынков и мирового рынка. В период торгово-промышленного капитализма торговые договоры превращаются в ключевую форму регулирования экономических отношений между государствами. В процессе международного разделения труда в мировом хозяйстве торговые договоры трансформируются и в форму правового регулирования иностранных инвестиций как основы всего комплекса торгово-экономических отношений между государствами.

Специфика торговых договоров западных государств заключается в том, что их в  значительной степени используют как  форму регулирования отношений, связанных с экспортом и импортом капитала. Торговые договоры устанавливают прежде всего общий правовой режим, предоставляемый сторонами друг другу при инвестировании, допуск иностранных физических и юридических лиц в страну, взаимное признание иностранных юридических лиц, права иностранных физических и юридических лиц, обращение в суд за защитой, режим и гарантии иностранной частной собственности на территории договаривающихся государств, вопросы налогообложения и перевода капиталов и прибылей и т.д.

Еще в конце XVIII в. США заключили большое  количество соглашений о дружбе, торговле и мореплавании (ДСМ), и их географический охват отражал расширение зоны внешней торговли США. После Первой мировой войны ДСМ, в которых участвовали США, оказывались все больше связанными с инвестициями за границей и были направлены на достижение согласия с другими государствами относительно режима, который должен был предоставляться гражданам и компаниям США в том, что касалось создания деловых предприятий, защиты американской собственности от произвольных и дискриминационных действий правительств, формирования механизма разрешения споров и защиты интеллектуальной собственности.

После Второй мировой войны мир стал свидетелем роста международных инвестиционных потоков. Впереди всех в этом процессе опять же шли США, к которым затем присоединились страны Европы, позже - Япония, а впоследствии - государства из других регионов. Когда началось транснациональное движение капиталов, состояние международного права в сфере иностранных инвестиций было зачаточным и изобиловало неточностями. В свете этого государства - экспортеры капитала начали предпринимать усилия по разработке и утверждению международно-правовых норм на договорной основе по защите инвестиций своих граждан и компаний за рубежом. Такие усилия предпринимались как на двустороннем, так и на многостороннем уровне. Но первый путь был более продуктивным в силу самой природы двустороннего договора.

Второй  этап исторического развития процесса, связанного с защитой иностранных  инвестиций, наступил накануне 60-х годов  ХХ в., когда отдельные европейские государства начали вести переговоры о двусторонних договорах, которые в отличие от торговых договоров были посвящены исключительно иностранным инвестициям. Так начал зарождаться современный двусторонний инвестиционный договор (ДИД).

Инициатором разработки двусторонних инвестиционных договоров выступила Германия, потерявшая все свои иностранные капиталы в результате поражения во  Второй мировой войне. Начиная с первого такого соглашения с Пакистаном, заключенного в 1959 г., Германия перешла к проведению переговоров по аналогичным договорам об инвестициях со всеми развивающимися странами. Эта страна по числу заключенных договоров в данной сфере занимает первое место - к 1991 г.

Ею  было заключено 77 ДИД. К 1980 г. страны Европы заключили примерно 150 ДИД с широким кругом развивающихся стран, причем различия в ряде договоров, заключенных Францией, Англией, Бельгией, Нидерландами и Швейцарией, оказались не очень велики.

  Необходимо отметить ,что двустороннее  межгосударственное инвестиционное сотрудничество началось лишь в начале 60-х годов прошлого века. Причина в том, что до этого момента экспорт и импорт капитала вообще не регулировались или регулировались в одностороннем порядке, т. е. исключительно в интересах западных стран, заключивших между собой договоры и соглашения о разделе сфер влияния - сфер приложения капитала. После завоевания развивающимися странами политической независимости ситуация в корне изменилась и возникла потребность в правовом регулировании экспорта и импорта капитала. Другая причина бурного роста двусторонних специальных соглашений связана с государственной системой страхования заграничных частных инвестиций. Такая система страхования существует в Японии, США, ФРГ и других странах.

Информация о работе Сущность экономической безопасности и ее система обеспечения