Сущность экономической безопасности и ее система обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 02:04, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи дипломной работы.. Целью данной работы является обоснование и выработка путей совершенствования механизмов обеспечения экономической безопасности инвестиционной сферы Азербайджана и других стран.
В соответствии с намеченной целью в работе ставились и решались следующие задачи:
-исследовать теоретические основы экономической безопасности в современных условиях;
- выявить сущность экономической безопасности, рассмотреть ее видовую классификацию и систему обеспечения;

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 115.54 Кб (Скачать)

  Развал высокотехнологичной части  промышленности  инвестируемых стран  укрепляет тенденцию выдавливания  высокотехнологичных, так как  вместе с упадком этих производств  падают и конкурентные качества  продукции. Круг замыкается: выпячивание  экспортной ориентации влечет  за собой спад внутренних отраслей, а, отсюда - сужение внутреннего  спроса толкает на неэквивалентный  экспорт. Сырьевая продукция продается на Запад по низким ценам, а западное оборудование и технологии поставляются оттуда по высоким ценам. Такой экспорт не позволяет изыскать инвестиционные ресурсы для стимулирования внутреннего спроса и окончательно закрепляет существующее положение, внутреннюю структуру промышленности и внешнеэкспортные приоритеты как единственно возможный путь поддержания экономик инвестируемых государств на плаву. Все эти тенденции и факторы создают серьезную угрозу национальным интересам и экономической безопасности стран.

Эти процессы обусловливают сочетание  совместного и сепаратного контроля Запада по отношению к экономикам других государств. Сепаратный контроль реализуется в виде отстаивания фирменных (корпоративных) интересов конкретных конкурирующих между собой корпораций. Совместный контроль реализуется в виде общего противостояния и сдерживания развития отраслей производства  инвестируемых стран и, в особенности, в области производства конкурентоспособной западной или важной для национальных интересов научной и промышленной продукции.

За  счет направленных иностранных капиталовложений намеренно деформируется структура  экономики, навязываются неблагоприятные  приоритеты экономического развития предприятий. Это в конечном итоге принудительно  выводит предприятия за пределы  зоны нормальной управляемости со стороны государственных и региональных органов управления.

Таким образом к отрицательным последствиям иностранных инвестиций относятся следующие:

    • репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивидендов, процентов, роялти и др.), что ухудшает состояние платежного баланса принимающей страны;
    • увеличение импорта оборудования, материалов и комплектую-щих, требующее дополнительных валютных расходов;
    • местных производителей и ограничение конкуренции;
    • усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности;
    • игнорирование иностранными инвесторами местных условий и особенностей;
    • возможная деформация структуры национальной экономики;
    • упадок традиционных отраслей национальной экономики;
    • усиление социальной напряженности и дифференциации (в частности, за счет более высокой оплаты труда на иностранных предприятиях);
    • ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР, вследствие ввоза иностранной технологии, что в конечном счете может привести к усилению технологической зависимости;
    • ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов;
    • негативное воздействие на социально-культурные условия, свя-занное с игнорированием национальных традиций, особенностей и т. д., с насаждением чуждых национальной культуре стандартов, ценностей и форм организации производства, потребления, образа жизни и др.

Все эти тенденции и факторы создают  серьезную угрозу национальным интересам  развивающихся субъектов мировой арены и экономической безопасности как подсистеме национальной безопасности на государственном и региональном уровнях.

История продемонстрировала крайний эгоизм ведущих стран Запада по отношению  ко всему миру и даже друг к другу, когда речь идет о необходимости  привлечения внешних ресурсов для  инвестиционного стимулирования развития собственной экономики. Так, например, в США, когда, это считали необходимым, резко поднимали, учетные ставки. Высокая доходность долларовых депозитов, обусловленная существующим уровнем  реальных процентных ставок в США, стимулировала  интенсивный приток в американскую экономику капиталов из многих стран  мира. Это относится как к международному кредиту, так и к прямым и портфельным  инвестициям.

Решив задачи экономической безопасности при инвестиционном сотрудничестве можно добиться защиты законных прав и интересов предприятий развивающихся стран, что благоприятно скажется на их экономиках и, как следствие, укрепит национальную безопасность.

Важность  влияния, как правило, глобального  и долгосрочного, иностранных инвестиций на фоне других проблем позволяет  сделать вывод о необходимости  выделения вопросов, касающихся инвестиционной безопасности, из общих вопросов экономической  безопасности инвестируемых стран. Характерным примером, иллюстрирующим огромное значение, придаваемое ведущими государствами мира вопросам безопасности, связанным с развитием экономики под влиянием инвестиционных процессов, является пример США. Существует так называемая поправка Эксона-Флорио, которая дала Комитету по иностранным инвестициям Соединенных Штатов (КИИСШ) полномочия для вмешательства в процессы продажи иностранным партнерам американских компаний в тех случаях, когда это может угрожать интересам национальной безопасности. В 1989 году президент США получил право запрещать любые иностранные инвестиции, угрожающие национальной безопасности. Эти полномочия использовались американскими властями для того, чтобы помешать японцам купить ряд американских фирм, занимающихся высоким и технологиями. До этого еще в 1979 году вступило в действие положение об обязательности предоставления иностранными инвесторами отчетов в о создании в США новых предприятий или приобретении доли собственности в существующих американских предприятиях. Поэтому экономическая безопасность при инвестиционном сотрудничестве, являющаяся частью подсистемы национальной экономической безопасности, сегодня становится одним из базовых условий стабилизации экономической и социально-политической ситуации в стране.

Ослабление  внимания и широкие возможности  для деятельности иностранного капитала в отраслях экономики на фоне усиливающейся  внутристрановой и межгосударственной конкурентной борьбы привели к возрастанию  активности и агрессивности действий иностранных инвесторов. При этом многим иностранным инвесторам свойственно  нарушение законодательных и  этических норм в случае уверенности  в своей безнаказанности. Эти  факторы в условиях ослабления всех звеньев экономик стран  и уязвимость положения отдельных предприятий  государств  перед финансовой мощью (при сложившемся соотношении) крупных  западных корпораций делают остро необходима защиту интересов национальных производителей путем контроля за экономической деятельностью и развитием с участием иностранного капитала.

Инвестирование иностранного капитала является неотъемлемой частью международных экономических отношений в настоящее время и имеет как бесспорные преимущества, так и очевидные недостатки для экономик принимающих стран. Каждой стране важно заранее предугадывать все последствия воздействия иностранных инвестиций и определять необходимость их привлечения.

Отсутствие  четкой стратегии в области экономической  деятельности и развития с участием иностранных инвестиций, а также процессов привлечения и оборота иностранного капитала делает экономики стран уязвимыми и требует самого пристального изучения и безотлагательного совершенствования методов и механизмов управления на общегосударственном и региональном уровне.

 

2.3 Основные направления  совершенствования  экономической  безопасности и ее важной составляющей  – инвестиционной безопасности

С глобализацией  экономических отношений расширяются  и возможности достижения прогрессивных  целей, и опасности, в том числе  экономические. То и другое объективно обусловлено свободой каждого хозяйствующего субъекта и неопределенностью проявления последствий глобализации экономических  отношений на мировом рынке товаров, услуг и капитала. Вполне закономерно, что на современном этапе экономического развития стран  важное значение приобретает  исследование и практическое разрешение проблем, связанных с обеспечением экономической безопасности государства  в условиях глобализации и последующее совершенствование механизма ее обеспечения.

В условиях идущей интеграции экономик различных  стран в мировое сообщество и, соответственно, проникновения и  присутствия в экономиках  этих стран иностранного капитала как  постоянного фактора, инвестиционная безопасность должна реализовываться  как целенаправленный комплекс мер  и действий. Последние должны быть направлены на отслеживание процессов  экономической деятельности и развития в соотношении с процессами проникновения  и деятельности иностранного капитала с точки зрения его влияния, а  также регулирование этих процессов  для нейтрализации проявлений отрицательного влияния и постоянного укрепления тенденций проявления положительных  сторон влияния иностранных инвестиций, соответствующего российским интересам. Все это - с целью задействования потенциальных возможностей деятельности иностранного капитала как эффективной составляющей экономического комплекса отдельных стран. Отрицательное влияние иностранного капитала, инфильтрованного в экономику  некоторых инвестируемых государств, проявляется пока не в таком контроле, масштабы которого достигли критической черты опосредованной потери экономического суверенитета, как в некоторых развивающихся странах. Оно реализуется через косвенный контроль путем укрепления тех тенденций и отраслей экономик , которые выгодны западным странам и большому бизнесу с точки зрения ограничения развития стран как их экономических и политических конкурентов. В этих условиях главной целью инвестиционной безопасности инвестируемых стран должен быть устойчивый процесс экономической деятельности и развития ее отраслей с участием иностранного капитала таким образом, который соответствует месту, отведенному их властями иностранному капиталу в экономических и социальных планах развития последних. При этом инвестиционная безопасность отнюдь не означает препятствий или тотальных ограничений перелива иностранных капиталов с международных рынков на рынки инвестируемых государств.  

 Инвестиционная безопасность означает упорядочение этих процессов, достигаемое не только какими-то глобальными общегосударственными мерами, но и механизмом и инфраструктурой повседневной работы на местах в регионах по анализу и воздействию на процессы экономической деятельности и развития с учетом каждой иностранной инвестиции, которая может оказать серьезное влияние.То есть инвестиционная безопасность - это упрощенно то, как контролировать процессы общегосударственного и регионального экономического развития с участием иностранного капитала в нужном нам направлении и как привлечь последний на эти цели столько, сколько выгодно инвестируемым странам. Более того, одну из подсистем инвестиционной безопасности государств должна составлять подсистема привлечения иностранного капитала в тех формах и на тех условиях, которые соответствуют интересам развития экономического комплекса. Концепция и механизм инвестиционной безопасности должны являться частью концепции национальной безопасности, и, одновременно, составляющей экономической политики.

 Существовавшая  ранее система экономической безопасности стран опиралась на механизм государственного контроля за протекающими процессами экономической деятельности с участием иностранного капитала в условиях, когда участниками этих процессов были подавляющим образом государственные предприятия или организации. В странах произошли перемены, заменившие подавляющее большинство участников этих процессов на новые коммерческие структуры, независимые от государства в большинстве сторон своей деятельности. Это поставило на повестку дня вопрос о необходимости создания новых механизмов, инфраструктуры и методов контроля экономической деятельности и развития с участием иностранного капитала (в общегосударственном и региональном аспектах), а также методов управления этими процессами и инструментария воздействия на участников этих процессов - предприятия и организации.

 Можно  выделить несколько уровней угрозы инвестиционной безопасности. Прежде всего, это государственный уровень. В условиях прекращения противостояния двух различных общественно-политических систем и смягчения форм воздействия государств друг на друга, среди сфер межгосударственной борьбы и межстранового соперничества центральное место занимает экономическая сфера и, соответственно, экономические методы воздействия стран друг на друга для достижения политических и экономических интересов. Поэтому динамика экономического развития под влиянием международных инвестиционных потоков испытывает серьезное воздействие со стороны стран - источников или участников этих потоков. При этом воздействие зарубежных стран на экономическую систему стран может протекать через их государственное воздействие на компании, инвестирующие в них.

 Таким  образом практически каждая - и маленькая, и большая - иностранная компания испытывает воздействие со стороны своего государства при инвестициях за рубеж вообще и в саму страну в частности. Даже негосударственная инвестиция из какой- либо страны несет в себе ряд общих черт, заданных ее государством, естественно, что эти черты могут и часто негативно ориентированы относительно национальных интересов государств как в глобальных, так и в местных масштабах. Следовательно, уже страновая принадлежность иностранного инвестора несет в себе потенциальную угрозу национальным интересам и должна рассматриваться на предмет предотвращения при рассмотрении конкретных форм деятельности иностранного капитала в отраслях российской экономики.

Второй уровень - это уровень крупных корпорации, часто являющихся международными или, учитывая глобализацию и взаимопроникновение  экономик различных стран и их компании, имеющих представителей своих  интересов в разных странах. При  этом прямое влияние какого-то конкретного  государства на политику такой корпорации часто проявляется не явно. Однако практика развития мирового хозяйства  показала, что, действуя даже в чисто  своих корпоративных интересах, такие корпорации тем не менее  не переходят определенных невидимых  барьеров, не нарушают неписаных законов  бизнеса западных стран. По отношению  к развивающимся странам позиция таких монополий даже в условиях их жесткой конкуренции между собой такова, что конкретные осуществляемые инвестиционные проекты в экономиках стран все равно заданы позицией крупнейших западных государств, реализуемых через государственные и международные финансовые и политические институты. Поэтому, рассматривая экономическую политику такой корпорации или дочерней контролируемой ею структуры, следует заранее исходить из необходимости нейтрализации такого влияния и преодоления навязываемых (пусть даже мягко) условий ограничения реализации российских интересов, понимаемых с государственной точки зрения.

Третий уровень - это проявление корпоративных интересов  небольших зарубежных компаний и  отдельных частных инвесторов. При  этом влияние зарубежных государств через них в большинстве своем  проявляется слабо, но зато превалирует  часто беспринципное желание  получить прибыль любыми способами. В этом случае необходимо рассматривать  возможные проявления именно корыстных  интересов этих фирм в конкретных проявлениях. Целью обеспечения инвестиционной безопасности является ограждение национальных производителей от негативных проявлений деятельности иностранного капитала, инвестированного в экономику, наносящего ущерб интересам самих предприятий, регионов и государств в целом, а также причин и условий их порождающих.

Информация о работе Сущность экономической безопасности и ее система обеспечения