Сущность экономической безопасности и ее система обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 02:04, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи дипломной работы.. Целью данной работы является обоснование и выработка путей совершенствования механизмов обеспечения экономической безопасности инвестиционной сферы Азербайджана и других стран.
В соответствии с намеченной целью в работе ставились и решались следующие задачи:
-исследовать теоретические основы экономической безопасности в современных условиях;
- выявить сущность экономической безопасности, рассмотреть ее видовую классификацию и систему обеспечения;

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 115.54 Кб (Скачать)

 Под обеспечением  национальной безопасности Азербайджана  понимается целенаправленная деятельность  государственных и общественных  институтов, а также граждан по  выявлению, предупреждению угроз  безопасности личности, общества  и государства и противодействию  им в качестве обязательного  и непременного условия защиты  национальных интересов Азербайджана. Это деятельность определяется  политикой государства обеспечения  национальной безопасности. Наряду  с этим, обеспечение национальной  безопасности Азербайджана –  это задача не только государства,  но и всего общества и каждого  гражданина в отдельности, направленная  на защиту национальных интересов,  их практическую реализацию. Для  непосредственного выполнения функций  по обеспечению безопасности  личности, общества и государства,  в соответствии с Законом «О национальной безопасности» АР, образуется государственная система обеспечения национальной безопасности. В систему обеспечения национальной безопасности входят органы государственной власти Азербайджанской Республики, органы местного самоуправления (Нахчыванская  АР), общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Национальная безопасность  Азербайджанской Республики обеспечивается в политической, экономической, социальной, экологической, информационной, военной, научной, культурной,  духовной и иных сферах.

Государственные органы и местные органы власти, должностные лица, юридические и  физические лица участвуют в мероприятиях, осуществляемых в целях обеспечения  национальной безопасности в вышеперечисленных  сферах. Для точного определения  сфер обеспечения национальной безопасности и осуществления ее в качестве единой государственной политики в  Азербайджане в срочном порядке  необходимо принять соответствующую  концепцию – основу государственной  политики, которое в данный момент находится на стадии разработки, и  на ее основе разработать конкретные программы. После всего этого  должны осуществляться соответствующие  организационные меры.

Министерство  экономического развития Азербайджана должно быть признано головным, координирующим по вопросам экономической безопасности работу всех других органов исполнительной власти. Задачей МЭР Азербайджана в этой области является органичное включение проблем экономической  безопасности в процедуры социально-экономического прогнозирования на всех уровнях  управления. Помимо Министерства экономического развития необходимо создать централизованный орган в виде межведомственной комиссии, или совета при высшем исполнительном органе власти республики. Хотя в настоящее время в системе обеспечения национальной безопасности часть функции такой организации возложена на Совет безопасности (до 1997 г. Совет национальной безопасности) при Президенте Азербайджанской Республики. Однако полномочия и сфера деятельности этого Совета явно не соответствуют современным требованиям.

 

2.2  Некоторые  проблемы  и негативное влияние на экономическую  безопасность стран при зарубежном  инвестировании

  Процессы государственного реформирования, обеспечивающие укрепление влияния  и защиту государственных интересов  в различных областях политической  и экономической жизни, обострили  внимание к проблемам, давно  требующим принятия неотложных  мер. Одной из таких проблем  является ситуация с противоречивым  влиянием иностранных инвестиций, несущих в себе ряд угроз  экономической безопасности .

Иностранные инвестиции оказывают громадное  воздействие на состояние экономики, перспективы ее развития и темпы  роста. Прямые инвестиции, став главным  инструментом поставки товаров и  услуг на зарубежные рынки и стержнем системы международного производства, в растущей мере воздействуют на масштабы, направления и структуру мировой  торговли.

  Использование иностранных инвестиций  является объективной необходимостью, обусловленной системой участия  экономики страны в международном  разделении труда и переливом  капитала в свободные отрасли  предпринимательства.

Объемы  иностранных инвестиций продолжают стремительно возрастать, усиливая роль международного производства в мировой  экономике. Иностранные инвестиции воздействуют на экономику страны, изменяя ее в соответствии с целями иностранного инвестора, отвечающим национальным интересам страны-получателя или же противоречащим им.

Иностранные инвестиции повышают спрос на высококвалифицирован-ную  рабочую силу, в связи с чем  растёт уровень благосостояния населения, так как иностранные инвесторы  платят более высокую заработную плату по сравнению с местными фирмами. Но соответственно сокращаются  прибыли местных фирм из-за несправедливой конкуренции. Иностранные инвестиции стимулируют производство промежуточной  продукции, так как создаётся  спрос именно на неё. Местные фирмы  вынуждены создавать дополнительные производственные мощности, поскольку  они не производили бы данные товары при отсутствии спроса со стороны  зарубежных компаний, стран.

Другим  аспектом отрицательного влияния иностранных  инвестиций на экономику принимающей  страны служит эффект вытеснения внутренних капиталовложений иностранными инвестициями, вытеснения местных фирм более конкурентоспособными зарубежными, то есть местные фирмы  просто не имеют возможности развиваться, расти, пробиваться на мировой рынок. Можно сказать, что этот эффект далеко неоднозначен, так как иностранные  инвестиции могут содействовать  развитию национальных фирм за счет роста  производительности труда, внешнего эффекта  от передачи технологии, что является одним из положительных влияний  иностранных инвестиций на экономику  принимающей страны.

Следует упомянуть также и о воздействии  иностранных инвестиций на импорт и  экспорт принимающей страны. Из-за вторжения иностранного капитала, иностранных  предприятий экспорт и импорт продукции принимающей страны может  существенно снизиться, так как  опережающая по качеству продукцию  местных фирм продукция иностранных  инвесторов является более приемлемой для внешних рынков. В свою очередь  в связи с выпуском продукции  иностранных инвесторов отпадает необходимость  в импорте продукции данного  вида принимающей страной.

Важным  также является то, что при отсутствии четкой программы и продуманной  политики взаимодействия с глобальными  компаниями, осуществляющими финансовые вливания в страну, приток иностранных  инвестиций может крайне негативно  повлиять как на международную конкурентоспособность  страны, так и на перспективы ее дальнейшего экономического роста.

Кроме того, иностранные инвестиции, прямо  или косвенно управляются из-за рубежа. Это управление включает, как минимум, экономический и правовой режимы страны-инвестора, регламентирующие отток  капитала через инвестиции в зарубежные страны. Помимо такого управления, в  настоящий период мы наблюдаем все  более тщательно выверенные инвестиционные стратегии, направленные за рубеж, реализуемые  развитыми государствами и международными организациями.

Главными  инвесторами на мировых инвестиционных рынках по-прежнему остаются ведущие  западные страны - США, Германия, Великобритания, Япония и Франция, обеспечивающие около 73 % общего объема прямых иностранных  инвестиций. Поэтому именно эти страны, наряду с международными финансовыми  институтами, где они опять-таки имеют преобладающее влияние, а  также транснациональными корпорациями, формируют приоритеты развития мирового инвестиционного пространства и  основные потоки инвестиций.

Инвестиции  закладывают экономический каркас мировой хозяйственной системы, так как именно они определяют складывающуюся мировую производственную, а также во многом финансовую и  торговую структуру как мировой  экономики, так и национальных экономик стран, интегрированных в мировое  хозяйство.

Реализуемые западными государствами внешнеэкономические  инвестиционные стратегии, по сути дела формируют новый мировой инвестиционный порядок, который сначала закладывает  основы, а со временем начинает управлять  складывающейся системой экономических  приоритетов развития мирового сообщества, а также определяет место и роль в нем отдельных государств.

Таким образом, инвестиционное воздействие  стало все более эффективным  инструментом реализации экономических  и геополитических интересов  развитых государств. По сути дела, зарубежные инвестиции оказывают такое же воздействие  на экономику стран, как конкретные военные или иные операции. Только теперь борьба идёт не за контроль над  территориями, а за контроль над  транснациональными потоками - финансовыми, информационными, интеллектуальными.

Особенно  большое значение инвестиционные стратегии  имеют в отношении к странам, активно осуществляющим экономические  реформы и в первую очередь  приватизацию, что происходит при  остром инвестиционном недостатке и  тяжелом финансовом положении местных  предприятий. Это позволяет западным инвесторам не только установить достаточно жесткий контроль над складывающимися  инвестиционными рынками для "снятия сливок с инвестиционных операций", но и формировать направления  инвестиционного развития важнейших  предприятий и отраслей национальных экономик.

Существует  следующая схема воздействия  капиталовложений на предприятия (национальную экономику) другой страны. Первоначальное направление инвестиций - это интересующее предприятие (группа предприятий), которое  необходимо поставить под контроль. В случае невозможности осуществления  через инвестиционные вложения прямого  контроля над этим предприятием инвестиции вкладываются в предприятия - смежники или предприятия инфраструктуры, обслуживающей деятельность интересующего  предприятия. В этом случае достигается  косвенный, опосредованный контроль, заставляющий предприятие при внешней самостоятельности  вести нужную зарубежным инвесторам производственную и торговую политику.

Рациональная  инвестиционная стратегия развитых западных государств приводит к тому, что значительная часть не только прироста, но и необходимого продукта инвестируемых стран вывозится  за рубеж или снова инвестируется  внутри страны, укрепляя влияние зарубежных инвесторов.

За  прошедшие с начала реформ годы достичь  приемлемого баланса между интересами  экономик инвестируемых стран и иностранными инвесторами так и не удалось. Спекулятивные интересы для большинства иностранных инвесторов пока остаются доминирующими. И, несмотря на вроде бы относительно немалые суммы иностранных инвестиций, активность и даже определенную экспансию отдельных иностранных инвесторов, реальная жизнедеятельность подавляющей массы предприятий продолжает оставаться на голодном инвестиционном пайке. Необходимо отдавать отчет о причинах вложения иностранными фирмами средств в промышленность других стран. Поскольку в развитых зарубежных странах сейчас идет интенсивное развитие нового витка научно-технической революции, основанного на новых информационных технологиях, качественно новых масштабах компьютеризации и т. п., на первый план экономического развития, программирующего темпы дальнейшего экономического роста выходит соответствующий ряд отраслей промышленности, а также научных исследований. В то же время ряд отраслей промышленности, ранее считавшихся наиболее важными, сейчас постепенно утрачивает свое первостепенное значение для национальных экономик развитых стран и поэтому переносится в менее развитые страны для организации производства в обычном режиме.

Развитые страны уступают лидерство в производстве менее рентабельных отраслей (легкая промышленность, бытовые электроприборы и т.п.) менее развитым и развивающимся странам. Этот шаг осуществляется ими совершенно сознательно и последовательно. Также развитые страны выводят из своих стран экологически вредные и сырьезатратные отрасли, переводя их также в менее развитые и развивающиеся страны. Это глобальная, устойчивая экономическая тенденция. Таким образом, инвестиционные вложения развитых стран в экономику развивающихся являются еще одним инструментом закрепления экономического господства этих стран на мировых рынках

Именно  этим переносом утрачивающих свое первостепенное значение отраслей и объясняется  значительная часть иностранных  инвестиций, направленных в производство и науку инвестируемых государств. При этом, как правило, не происходит инвестирование во внедрение в действительно  прогрессивные технологии, а только в те, которые обеспечивают приемлемый уровень доходности, захват рынков других стран и гарантируют отсутствие создания в будущем полноценных  конкурентов.

Надо  отметить, что подъем и, во многом, благополучие экономики развитых зарубежных стран  тесно связаны с наличием и  расширением рынков сбыта готовой  продукции и источников дешевого сырья. Поэтому в условиях ожесточенной конкурентной внутристрановой и  межстрановой борьбы поддержание открытости и зависимости рынков республик  бывшего СССР является важнейшим  условием благополучного развития экономик большинства развитых стран Запада на ближайшие годы. Вследствие этого  промышленная и инвестиционная политика западных стран и отдельных крупных  корпораций строится в соответствии с целями приоритетного обеспечения  именно такого положения. Это подтверждает общая тенденция вложения иностранных  инвестиций.

Интересно, что отдельный, в особенности  небольшой, иностранный инвестор иногда еще способен инвестировать средства на цели создания в конкурентоспособного с западным производства. Деятельность же крупных зарубежных коммерческих корпораций как национальных, так  и транснациональных, такова, что  их политика в целом по отношению  к инвестируемым странам реализована и реализуется только в русле общей западной линии на удерживание последних в их отстающем экономическом положении, в особенности как сырьевого придатка Запада.

Понимая важность высокотехнологичных производств  и наукоемких технологий, развитие этих отраслей искусственно ограничивается целевой направленностью экономической (кредитной) помощи Запада и системой приоритетов в деятельности правительств. Инвестируемым странам навязываются приоритеты развития добывающих отраслей (в первую очередь топливно-энергетического комплекса), а также обрабатывающих, но опять-таки низкотехнологичного, сырьевого направления, часто экологически вредного. При этом положение сырьевых и низкотехнологичных отраслей все более (относительно) укрепляется, а высокотехнологичные все больше приходят в упадок. И такая ситуация программируется на будущее.

Информация о работе Сущность экономической безопасности и ее система обеспечения