Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 02:04, дипломная работа
Цель и задачи дипломной работы.. Целью данной работы является обоснование и выработка путей совершенствования механизмов обеспечения экономической безопасности инвестиционной сферы Азербайджана и других стран.
В соответствии с намеченной целью в работе ставились и решались следующие задачи:
-исследовать теоретические основы экономической безопасности в современных условиях;
- выявить сущность экономической безопасности, рассмотреть ее видовую классификацию и систему обеспечения;
В рамках Южно-Африканского сообщества развития - ЮСР (South African Development Community - SADC) завершена подготовка Протокола о финансах и инвестициях, в котором закреплены общие принципы инвестиционной политики государств - участников этой группировки. В частности, в документе указано, что странам региона следует ускорить процессы приватизации и стимулировать создание совместных частногосударственных фирм, обеспечить отечественным и иностранным инвесторам равные правовые условия для их деятельности, сделать разрешительные процессы в отношении ПИИ более простыми, транспарентными и недискриминационными.
Помимо координации
В рамках "Общего рынка" Восточной и Южной Африки - ОРВЮА (Common Market for Eastern and Southern Africa - COMESA) к концу 2000 г. планировалось сформулировать понятие зоны свободной торговли, в которой должно быть обеспечено более свободное перемещение капиталов и людей, а для иностранцев облегчены условия создания фирм на территории стран, входящих в это объединение.
С 1998 г. ведутся переговоры о воссоздании Восточно-Африканского сообщества - ВАС (East African Community - ЕАС). Прежнее сообщество оказалось нежизнеспособным и распалось еще в 1977 г. Новая попытка создания в этом регионе единого торгового и инвестиционного пространства в первую очередь призвана содействовать расширению притока иностранных инвестиций. Опыт предшествующих лет показал, что без этого не может быть экономического роста стран региона.
Интеграционные процессы усилились и в Африке в целом. В конце 90-х годов начался процесс унификации комплексного законодательства в странах континента. Начало ему было положено в 1993 г. с подписанием Договора о гармонизации бизнес-законодательства в Африке и созданием специализированной межправительственной организации (Organization pour Harmonization en Afrigue du Droit-OHADA). К 2000 г. в странах - участницах Договора были приняты унифицированное общекоммерческое законодательство, законы о коммерческих компаниях, о ценных бумагах, об упрощенных процедурах взыскания материальных претензий, о несостоятельности и об арбитраже. Это правовое сотрудничество призвано содействовать созданию более стабильных и предсказываемых юридических условий для бизнеса и тем самым повышению доверия иностранных инвесторов.
Особое место в этом ряду занимает Межарабская компания по гарантированию инвестиций (МКГИ), которая начала действовать в 1974 г. на начальный срок в 30 лет. В нее входят более 20 членов: Алжир, Саудовская Аравия, Египет, ОАЭ, Катар, Марокко, Судан, Сирия и т.д. МКГИ - самостоятельная международная организация, обладающая международной правосубъектностью. Своеобразие МКГИ состоит в том, что она была создана странами-членами с целью предоставления гарантий в первую очередь инвестициям, учрежденным лицами того или иного государства - члена компаний на территории того или иного государства.
Предоставление гарантий инвестициям осуществляется путем заключения договора между Межарабской компанией и инвестором.
Западные субрегиональные интеграционные образования.В Западном полушарии также происходят аналогичные процессы, направленные на существенную либерализацию движения товаров и капиталов как в масштабах всего этого гигантского региона, так и в рамках уже существующих в нем субрегиональных интеграционных образований.
По инициативе США с 1998 г. ведутся переговоры о создании Всеамериканской зоны свободной торговли (Free Trade Area of the Americas - FTAA). Специализированная переговорная группа по инвестициям ведет подготовку Инвестиционной хартии. В Хартии предусматривается формулирование общих подходов стран-участниц к основным проблемам регулирования ПИИ, включая транспарентность, осуществляемую в этой области государственной политики, взаимность между либерализацией инвестиций и основными нормами трудового законодательства, между ПИИ и охраной окружающей среды, между регулированием ПИИ и политикой поощрения рыночной конкуренции, стимулы и льготы для инвесторов, меры для поощрения создания и роста малых и средних фирм, обеспечение равных условий для участия в зоне малых стран.
Тем не менее на Американском континенте за последние годы подписана целая серия менее масштабных международных договоров по либерализации, поощрению и защите иностранных инвестиций. Например, в 1998 г. уже существующее Соглашение о свободной торговле между Мексикой и Чили было дополнено согласованными правилами об обмене инвестициями.
Устойчивые тенденции внутри регионального инвестиционного сотрудничества проявились в заключении в 1998 г. рыночного соглашения о создании зоны свободной торговли между двумя субрегиональными интеграционными объединениями Латиноамериканского континента - МЕРКОСУР и Андским обществом. Соглашение подразумевает создание нормативной базы для регулирования прямых инвестиций между этими двумя субрегионами.
Существенную роль в этом направлении играет практика заключения торгово-инвестиционных соглашений между крупными странами, с одной стороны, и региональными объединениями - с другой. Так, в 1999 г. Канада и Андское общество договорились о двустороннем торгово-инвестиционном сотрудничестве. Перед этим Канада установила такие же отношения с МЕРКОСУР и подписала меморандум о взаимопонимании относительно заключения аналогичного соглашения с Коста-Рикой, Никарагуа, Сальвадором, Гондурасом и Гватемалой.
США и Андское общество в 1998 г. договорились о создании совместного Торгово-инвестиционного совета, перед которым поставлена задача выработать предложения по механизмам устранения еще остающихся ограничений во взаимных экономических отношениях и стимулирования движения товаров и капиталов.
Такого рода переговоры ведутся между Мексикой, с одной стороны, и Гватемалой, Гондурасом и Сальвадором - с другой.
На
Европейском континенте наиболее крупным
достижением в сфере
Данный Кодекс, во-первых, отдает как бы преимущество нормам регулирования, вырабатываемым правительствами на национальном и международном уровнях, перед корпоративными и профессиональными кодексами поведения. Во-вторых, предлагается создать общеевропейский свод правил, регулирующих операции европейских компаний за рубежом. В-третьих, говорится о необходимости более широкого сотрудничества с правительствами развивающихся стран и оказания им финансово-организационной помощи в совершенствовании их национального экономического законодательства, в частности за счет включения в него уже существующих международных стандартов. Наконец, рекомендуется создать механизм консультаций и мониторинга в отношении операций европейских ТНК в третьих странах, а также разработать систему стимулов и льгот для компаний, придерживающихся принятых стандартов ведения бизнеса.
Продолжается
процесс институционализации
В последнее время ЕС заключил ряд новых соглашений об ассоциации с рядом стран Центральной и Восточной Европы и Северной Африки. Так, инвестиционное сотрудничество между ЕС и странами Северной Африки получило новый импульс в результате подписания Барселонской декларации 1995 г., в которой было зафиксировано намерение вывести на значительно более высокий уровень отношения между 15 странами ЕС и группой стран Средиземноморского бассейна. В Декларации провозглашалось, что европейские ПИИ должны способствовать реализации задач развития национальной экономики ассоциированных ЕС стран.
Кроме координации внутрирегиональных торгово-инвестиционных отношений некоторые страны на коллективной основе развивают связи с крупнейшим мировым инвестором – США. Например, достигнута договоренность о проведении переговоров между США и этой группировкой по поводу заключения специального соглашения по проблемам торговли и инвестиций. Предполагается, что такое соглашение поможет улучшить взаимоотношения между сторонами в вопросах, затрагивающих осуществление инвестиционных проектов, в частности в вопросах защиты интеллектуальной собственности.
Весьма полезным представляется опыт кодификации международных инвестиционных норм государств Латинской Америки с целью выработки единообразной политики по отношению к иностранным инвестициям. Результатом этого процесса было принятие в ноябре 1970 г. Единого инвестиционного кодекса (ЕИК) Андской группы латиноамериканских государств, претендующего на роль модели правил и процедур в сфере регулирования иностранных инвестиций. Его можно назвать единственным пока международно-правовым актом, унифицирующим национальные законодательства об иностранных инвестициях.
Особенностью
ЕИК является то, что его нормы
имеют прямые действия в странах
Андской группы, объединяющей пять
стран Латинской Америки. Принципиальным
является и то, что большая часть
его норм адресована не к самим
государствам-участникам, а непосредственно
к частным лицам или
Единый инвестиционный кодекс латиноамериканских стран как унифицированный международно-правовой акт направлен, следовательно, на создание единообразных условий и на проведение согласованной политики государств при реализации правосубъектности в международных инвестиционных отношениях.
Глава 2 .НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ИНВЕСТИЦИОННОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ
2.1Обеспечение экономической безопасности: опыт зарубежных стран, стратегия Азербайджана
На настоящий
момент в международных отношениях
многое определяется борьбой, конкуренцией,
соперничеством, при которых усиление
одних субъектов идет за счет других,
то становится ясно, что ослабление
государственного внимание к обеспечению
национальной безопасности в сфере
экономике может привести к необратимым
последствиям. Своевременное обнаружение
угроз и реагирование на них, со стороны
системы обеспечения
Прежде
чем принимать концепцию
Современная
Концепция экономической
Информация о работе Сущность экономической безопасности и ее система обеспечения