Сущность экономической безопасности и ее система обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 02:04, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи дипломной работы.. Целью данной работы является обоснование и выработка путей совершенствования механизмов обеспечения экономической безопасности инвестиционной сферы Азербайджана и других стран.
В соответствии с намеченной целью в работе ставились и решались следующие задачи:
-исследовать теоретические основы экономической безопасности в современных условиях;
- выявить сущность экономической безопасности, рассмотреть ее видовую классификацию и систему обеспечения;

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 115.54 Кб (Скачать)

В рамках Южно-Африканского сообщества развития - ЮСР (South African Development Community - SADC) завершена  подготовка Протокола о финансах и инвестициях, в котором закреплены общие принципы инвестиционной политики государств - участников этой группировки. В частности, в документе указано, что странам региона следует ускорить процессы приватизации и стимулировать создание совместных частногосударственных фирм, обеспечить отечественным и иностранным инвесторам равные правовые условия для их деятельности, сделать разрешительные процессы в отношении ПИИ более простыми, транспарентными и недискриминационными.

Помимо координации внутрирегиональных торгово-инвестиционных отношений, страны ЮСР на коллективной основе развивают связи с крупнейшим мировым инвестором - США.

В рамках "Общего рынка" Восточной и  Южной Африки - ОРВЮА (Common Market for Eastern and Southern Africa - COMESA) к концу 2000 г. планировалось  сформулировать понятие зоны свободной  торговли, в которой должно быть обеспечено более свободное перемещение  капиталов и людей, а для иностранцев  облегчены условия создания фирм на территории стран, входящих в это  объединение.

С 1998 г. ведутся переговоры о воссоздании  Восточно-Африканского сообщества - ВАС (East African Community - ЕАС). Прежнее сообщество оказалось нежизнеспособным и распалось еще в 1977 г. Новая попытка создания в этом регионе единого торгового и инвестиционного пространства в первую очередь призвана содействовать расширению притока иностранных инвестиций. Опыт предшествующих лет показал, что без этого не может быть экономического роста стран региона.

Интеграционные  процессы усилились и в Африке в целом. В конце 90-х годов начался  процесс унификации комплексного законодательства в странах континента. Начало ему  было положено в 1993 г. с подписанием  Договора о гармонизации бизнес-законодательства в Африке и созданием специализированной межправительственной организации (Organization pour Harmonization en Afrigue du Droit-OHADA). К 2000 г. в странах - участницах Договора были приняты унифицированное общекоммерческое законодательство, законы о коммерческих компаниях, о ценных бумагах, об упрощенных процедурах взыскания материальных претензий, о несостоятельности и об арбитраже. Это правовое сотрудничество призвано содействовать созданию более стабильных и предсказываемых юридических условий для бизнеса и тем самым повышению доверия иностранных инвесторов.

Особое  место в этом ряду занимает Межарабская  компания по гарантированию инвестиций (МКГИ), которая начала действовать в 1974 г. на начальный срок в 30 лет. В нее входят более 20 членов: Алжир, Саудовская Аравия, Египет, ОАЭ, Катар, Марокко, Судан, Сирия и т.д. МКГИ - самостоятельная международная организация, обладающая международной правосубъектностью. Своеобразие МКГИ состоит в том, что она была создана странами-членами с целью предоставления гарантий в первую очередь инвестициям, учрежденным лицами того или иного государства - члена компаний на территории того или иного государства.

Предоставление  гарантий инвестициям осуществляется путем заключения договора между Межарабской компанией и инвестором.

Западные  субрегиональные интеграционные образования.В Западном полушарии также происходят аналогичные процессы, направленные на существенную либерализацию движения товаров и капиталов как в масштабах всего этого гигантского региона, так и в рамках уже существующих в нем субрегиональных интеграционных образований.

По  инициативе США с 1998 г. ведутся переговоры о создании Всеамериканской зоны свободной торговли (Free Trade Area of the Americas - FTAA). Специализированная переговорная группа по инвестициям ведет подготовку Инвестиционной хартии. В Хартии предусматривается формулирование общих подходов стран-участниц к основным проблемам регулирования ПИИ, включая транспарентность, осуществляемую в этой области государственной политики, взаимность между либерализацией инвестиций и основными нормами трудового законодательства, между ПИИ и охраной окружающей среды, между регулированием ПИИ и политикой поощрения рыночной конкуренции, стимулы и льготы для инвесторов, меры для поощрения создания и роста малых и средних фирм, обеспечение равных условий для участия в зоне малых стран.

Тем не менее на Американском континенте за последние годы подписана целая серия менее масштабных международных договоров по либерализации, поощрению и защите иностранных инвестиций. Например, в 1998 г. уже существующее Соглашение о свободной торговле между Мексикой и Чили было дополнено согласованными правилами об обмене инвестициями.

Устойчивые  тенденции внутри регионального  инвестиционного сотрудничества проявились в заключении в 1998 г. рыночного соглашения о создании зоны свободной торговли между двумя субрегиональными интеграционными объединениями Латиноамериканского континента - МЕРКОСУР и Андским обществом. Соглашение подразумевает создание нормативной базы для регулирования прямых инвестиций между этими двумя субрегионами.

Существенную  роль в этом направлении играет практика заключения торгово-инвестиционных соглашений между крупными странами, с одной  стороны, и региональными объединениями - с другой. Так, в 1999 г. Канада и Андское  общество договорились о двустороннем торгово-инвестиционном сотрудничестве. Перед этим Канада установила такие  же отношения с МЕРКОСУР и подписала  меморандум о взаимопонимании относительно заключения аналогичного соглашения с Коста-Рикой, Никарагуа, Сальвадором, Гондурасом и Гватемалой.

США и Андское общество в 1998 г. договорились о создании совместного Торгово-инвестиционного совета, перед которым поставлена задача выработать предложения по механизмам устранения еще остающихся ограничений во взаимных экономических отношениях и стимулирования движения товаров и капиталов.

Такого  рода переговоры ведутся между Мексикой, с одной стороны, и Гватемалой, Гондурасом и Сальвадором - с другой.

На  Европейском континенте наиболее крупным  достижением в сфере многостороннего  согласования политики в отношении  иностранных инвестиций можно считать принятие Европарламентом в январе 1999 г. Кодекса ЕС по правилам поведения европейских компаний, осуществляющих бизнес в развивающихся странах.

Данный  Кодекс, во-первых, отдает как бы преимущество нормам регулирования, вырабатываемым правительствами на национальном и международном уровнях, перед корпоративными и профессиональными кодексами поведения. Во-вторых, предлагается создать общеевропейский свод правил, регулирующих операции европейских компаний за рубежом. В-третьих, говорится о необходимости более широкого сотрудничества с правительствами развивающихся стран и оказания им финансово-организационной помощи в совершенствовании их национального экономического законодательства, в частности за счет включения в него уже существующих международных стандартов. Наконец, рекомендуется создать механизм консультаций и мониторинга в отношении операций европейских ТНК в третьих странах, а также разработать систему стимулов и льгот для компаний, придерживающихся принятых стандартов ведения бизнеса.

Продолжается  процесс институционализации особых экономических отношений между  ЕС и большой группой развивающихся  стран Африки, Карибского и Тихоокеанского бассейнов, известной как группа АКТ, куда входит 71 страна. До недавнего  времени основой этих отношений  была так называемая IV Ломейская конвенция (Lome IV), срок действия которой истек в феврале 2000 г. Ломейские конвенции регулируют отношения между ЕС и АКТ. Еще в 1996 г. Комиссия европейских сообществ выпустила в свет документ, названный "Зеленой книгой", под заголовком "Отношения между Европейским Союзом и странами АКТ на пороге XXI века: задачи и варианты нового партнерства", в котором определены основные пункты для переговоров по установлению такого сотрудничества. Применительно к ПИИ предусматривается, что Евросоюз возьмет на себя определенные обязательства по повышению инвестиционной привлекательности тех стран АКТ, которые в период действия IV Ломейской конвенции так и не получили обещанных иностранных инвестиций в достаточном объеме. Кроме того, запланировано, что положения Конвенции, касающиеся стимулирования, юридической защиты, финансирования ПИИ, а также текущих расчетов, перевода капиталов и регулятивного режима для фирм, будут расширены и усилены в готовящемся следующем соглашении. Со своей стороны, страны АКТ зафиксировали собственное понимание целей создания ассоциации ЕС в Либревильской декларации 1998 г. В ней страны-подписанты взяли на себя обязательства проводить такую макроэкономическую политику, которая способствовала бы активизации внутрирегиональных потоков инвестиций.

В последнее  время ЕС заключил ряд новых соглашений об ассоциации с рядом стран Центральной  и Восточной Европы и Северной Африки. Так, инвестиционное сотрудничество между ЕС и странами Северной Африки получило новый импульс в результате подписания Барселонской декларации 1995 г., в которой было зафиксировано намерение вывести на значительно более высокий уровень отношения между 15 странами ЕС и группой стран Средиземноморского бассейна. В Декларации провозглашалось, что европейские ПИИ должны способствовать реализации задач развития национальной экономики ассоциированных ЕС стран.

Кроме координации внутрирегиональных торгово-инвестиционных отношений некоторые страны на коллективной основе развивают связи с крупнейшим мировым инвестором – США. Например, достигнута договоренность о проведении переговоров между США и этой группировкой по поводу заключения специального соглашения по проблемам торговли и инвестиций. Предполагается, что такое соглашение поможет улучшить взаимоотношения между сторонами в вопросах, затрагивающих осуществление инвестиционных проектов, в частности в вопросах защиты интеллектуальной собственности.

Весьма  полезным представляется опыт кодификации  международных инвестиционных норм государств Латинской Америки с  целью выработки единообразной  политики по отношению к иностранным  инвестициям. Результатом этого  процесса было принятие в ноябре 1970 г. Единого инвестиционного кодекса (ЕИК) Андской группы латиноамериканских государств, претендующего на роль модели правил и процедур в сфере регулирования иностранных инвестиций. Его можно назвать единственным пока международно-правовым актом, унифицирующим национальные законодательства об иностранных инвестициях.

Особенностью  ЕИК является то, что его нормы  имеют прямые действия в странах  Андской группы, объединяющей пять стран Латинской Америки. Принципиальным является и то, что большая часть  его норм адресована не к самим  государствам-участникам, а непосредственно  к частным лицам или организациям. Любой иностранный инвестор, желающий осуществлять инвестиции в любой стране, гласит ст. 2 Кодекса, обязан получить разрешение, которое выдается только в том случае, если инвестиции направляются в приоритетные отрасли экономики принимающего инвестиции государства. Кроме того, Кодекс содержит факультативные положения о допуске иностранных лиц к хозяйственной деятельности, об определении регулирования иностранных инвестиций.

Единый  инвестиционный кодекс латиноамериканских стран как унифицированный международно-правовой акт направлен, следовательно, на создание единообразных условий и на проведение согласованной политики государств при реализации правосубъектности в международных инвестиционных отношениях.

Глава 2 .НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ИНВЕСТИЦИОННОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ

 

2.1Обеспечение экономической  безопасности: опыт зарубежных стран, стратегия Азербайджана

На настоящий  момент в международных отношениях многое определяется борьбой, конкуренцией, соперничеством, при которых усиление одних субъектов идет за счет других, то становится ясно, что ослабление государственного внимание к обеспечению      национальной безопасности в сфере  экономике может привести к необратимым  последствиям. Своевременное обнаружение  угроз и реагирование на них, со стороны  системы обеспечения национальной безопасности имеют первостепенную важность в практической деятельности по защите жизненно важных интересов  личности, общества и государства.

 Прежде  чем принимать концепцию национальной  безопасности и создании соответствующего  органа в виде межведомственной  комиссии или совета по экономической  безопасности, необходимо изучить  зарубежный опыт защиты национальных  интересов в сфере экономики.  В качестве примера можем перечислить  опыт таких стран, как США,  Япония, Южная Корея, Германия, в  том числе опыт ближних соседей  (Турции, Украины, России). Мировая практика показывает, что вопросы обеспечения экономической безопасности рассматриваются в одних государствах в рамках самостоятельной концепции (например, США ,или Беларусь, Казахстан, Россия, Украина), в других – как составная часть более широкой доктрины национальной безопасности. К таким странам можно отнести Францию, Китай, Японию. В большинстве стран подходы к обеспечению экономической безопасности не выделяются в самостоятельную концепцию, однако, по сути, находят свое отражение в ориентирах и направлениях государственной политики, как в Германии, Великобритании, Италии, Канаде, Бразилии, Индии.

Современная Концепция экономической безопасности США сформировалось в период окончания  холодный войны, когда с уменьшением  значимости военно-стратегических факторов в международных делах на первый план стал выходить экономический потенциал  страны, роль ее мощи в мировой экономике. В самом общем виде эта концепция  нацелена на сохранение и увеличение экономического потенциала США как  основы поддержания ее стратегических позиций в мире. Достижение этой цели зависит как от внутренних преобразований, так и от эффективности внешнеэкономической  политики. Основные положения концепции  экономической безопасности разрабатываются  в рамках Стратегии национальной безопасности, а также отражаются в ряде документов, прежде всего  в Экономическом докладе Президента США Конгрессу. В качестве составной  части этого документа выступает  годовой доклад Совета экономических  консультантов при Президенте этой страны. В докладе подробно рассматриваются  вопросы внутреннего экономического положения и внешнеэкономической  деятельности. В стратегии определены цели, приоритетные направления и  основные задачи обеспечения национальной безопасности, носящие комплексный  характер и охватывающие широкий  круг вопросов, связанных с обеспечением безопасности во всех сферах жизнедеятельности  страны.

Информация о работе Сущность экономической безопасности и ее система обеспечения