Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 02:04, дипломная работа
Цель и задачи дипломной работы.. Целью данной работы является обоснование и выработка путей совершенствования механизмов обеспечения экономической безопасности инвестиционной сферы Азербайджана и других стран.
В соответствии с намеченной целью в работе ставились и решались следующие задачи:
-исследовать теоретические основы экономической безопасности в современных условиях;
- выявить сущность экономической безопасности, рассмотреть ее видовую классификацию и систему обеспечения;
Преимущество
государственной системы
В конце 80-х годов прошлого века начался новый этап в истории распространения двусторонних инвестиционных договоров, что было связано с распадом так называемого социалистического лагеря. Государства Восточной Европы, а также ряд стран Азии, ставшие на путь рыночной экономики, которые ранее враждебно относились к иностранному капиталу, в массовом порядке начали заключать ДИД с экономически развитыми странами в надежде получить капитал и передовые технологии.
Одним из важных факторов, обусловивших этот бурный процесс, было стремление физических и юридических лиц привлечь как можно больше промышленно развитых государств к осуществлению прямых инвестиций в другие страны и возникшая в связи с этим потребность в надежной международно-правовой защите.Но главная причина бума ДИД в 80 - 90-х годах прошлого века заключалась в том, что на мировом финансовом рынке в связи с уменьшением получения средств в виде помощи от развитых стран обострилась конкуренция. Развивающиеся страны ощущали поэтому все большую потребность в поощрении иностранных инвестиций. Подписывая ДИД со многими государствами - экспортерами капиталов, развивающиеся страны и страны переходной экономики инициировали массовое привлечение капиталов.
Одной из наиболее острых проблем в поощрении и защите инвестиций является международное двойное налогообложение), т.е. одновременное обложение в двух и более странах одного налогоплательщика в отношении одного и того же объекта одним и тем же аналогичным налогом. Появлению данной коллизии способствует принцип суверенитета, который предоставляет государству право исключительной юрисдикции в пределах своей территории. В силу этого внутреннее налоговое законодательство каждой страны имеет свои особенности, что и приводит к подобным явлениям.
Двойное налогообложение вызвано прежде всего тем, что порядок определения налогооблагаемой базы и правила определения облагаемого дохода (предпринимательских прибылей, процентов, роялти, дивидендов и др.) в разных странах существенно различаются.
Разработка проблем международного сотрудничества в сфере налогообложения имеет длительную историю. Еще в Лиге наций с 1921 по 1945 г. работало несколько групп экспертов по этим проблемам.
Впоследствии Финансовый комитет ООН, приняв эстафету по данному вопросу, провел дальнейшие исследования. Кроме того, подобными проблемами начали заниматься Международная торговая палата и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) ООН в Резолюции 486 (XVI) от 9 июля 1953 г. констатировал, что налоговые льготы для частных инвесторов, предоставляемые как высокоразвитыми, так и слабо развивающимися государствами, имеют большое практическое значение. В этой Резолюции высокоразвитым странам было рекомендовано в одностороннем порядке или при заключении налоговых соглашений применение специальных положений, при которых доход от иностранных инвестиций облагался бы только первоначально в той стране, где он был получен. Эта рекомендация была поддержана Международной торговой палатой.
Практика заключения межгосударственных соглашений в этой сфере началась еще около 40 лет назад. К настоящему времени заключено более 1970 таких договоров с участием 178 стран. Первоначально международные договоры об устранении двойного налогообложения заключались, как правило, между западными странами на основе модельных конвенций, разработанных под эгидой ОЭСР в 1963 и 1977 гг. Положения этих многосторонних договоров носят юридически необязательный, т.е. рекомендательный, характер.
На современном этапе необходимо максимально расширить сеть международных соглашений по налогообложению, охватив ими как можно большее количество государств.
Таким образом, международное двустороннее сотрудничество в сфере обеспечения правовых гарантий иностранных инвестиций имеет свою достаточно продолжительную историю. В течение почти всего ХХ в. государства на двусторонней основе шаг за шагом приближались к наиболее оптимальным формам и методам поощрения и защиты зарубежных капиталовложений на собственной территории.
Первоначальной основой многосторонней международно-правовой практики в сфере регулирования инвестиционных правоотношений было Соглашение о Международном валютном фонде (МВФ), вступившее в силу 27 декабря 1945 г. Оно положило начало правовому регулированию международного движения капиталов и международно-правовому сотрудничеству в сфере иностранных инвестиций. Затем в рамках таких международных организаций, как Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), был создан определенный механизм регулирования транснационального движения капиталов, что способствовало совершенствованию механизма правового регулирования иностранных инвестиций на многосторонней основе.
После Второй мировой войны же были возобновлены попытки заключения общего многостороннего договора, который включал бы кодекс защиты иностранных инвестиций. Одной из заметных таких попыток стало принятие Хартии Международной торговой организации, подписанной 24 мая 1948 г. в Гаване (Куба). Данный международно-правовой документ содержал ряд принципиальных положений, касающихся урегулирования иностранных инвестиций корпорациями, включая положения о контроле ограничительной деловой практики, об обеспечении безопасности, а также о закреплении права государств - реципиентов капитала контролировать условия направления и освоения инвестиций в страну.
Гаванская Хартия Международной торговой организации была подписана 24 мая 1948 г., но ряд государств, в том числе и США, не ратифицировали ее. Неудача постигла и Экономическое соглашение, подписанное в Боготе (Колумбия), - вторую послевоенную многостороннюю попытку решить, в частности, проблему регулирования и защиты частных иностранных капиталов.
Впоследствии
попытки пробудить интерес к
многосторонней конвенции по иностранным
инвестициям предпринимались
В 1958 г. правительства Германии и Швейцарии совместно представили проект инвестиционных конвенций в ОЭСР. В 1957 г. под эгидой Совета Европы обсуждался вопрос об инвестиционной конвенции между государствами - членами Совета и некоторыми африканскими государствами. Тем не менее Совет ОЭСР своей резолюцией от 12 октября 1967 г. рекомендовал упомянутый выше проект конвенции государствам-членам в качестве Типового договора по защите инвестиций, а также в качестве основы обеспечения соблюдения принципов международного права.
Необходимо также отметить и предложение Европейской лиги экономического сотрудничества, инициированное Германским национальным комитетом этой группы, которое было опубликовано в феврале 1958 г. Это предложение, отражающее взгляды промышленных и банковских кругов, предусматривало заключение под эгидой "Общего рынка" "конвенции о солидарности" между государствами-членами, обязывающей их совместно действовать в защиту иностранных инвестиций.
Среди первых многосторонних документов в этой сфере особо важную роль играет Кодекс либерализации движения капитала, принятый в 1961 г. и закрепивший "принцип прозрачности границ".
В ходе
распада колониальной системы на
международную арену вышли
По мере бурного роста национального самосознания в ходе национально-освободительного движения усиливалось опасение, что иностранцы установят контроль над добычей полезных ископаемых и над ключевыми отраслями производства. В итоге во многих странах были установлены различного рода барьеры против инвестиций и контроль над операциями с иностранными инвестициями. Развивающиеся страны доказывали законность установления государственного контроля над иностранными инвестициями с правом национализации иностранной собственности. В противовес им западные страны настаивали на создании международно-правового режима гарантий защиты инвестиций.
Бурные дискуссии продолжались в международных организациях, в первую очередь в Организации Объединенных Наций. С первых дней учреждения ООН страны Латинской Америки требовали от международного сообщества признания так называемого национального стандарта. После долгих дебатов был найден компромисс, закрепленный затем в Декларации о неотъемлемом суверенитете над естественными ресурсами, принятой консенсусом в Резолюции Генеральной Ассамблеи 1803 (XVII) 14 декабря 1962 г.
Декларация о неотъемлемом суверенитете над естественными ресурсами стала результатом работы специальной подготовительной Комиссии Генеральной Ассамблеи ООН, созданной в 1958 г. на XIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Полученный Комиссией мандат включал в себя широкое исследование международно-правового принципа неотъемлемого суверенитета государств над своими естественными ресурсами и национальными богатствами как основополагающего элемента права наций на самоопределение с целью подготовки рекомендаций по его совершенствованию. Резолюция Генеральной Ассамблеи 1803 (XVII) является первым международно-правовым документом, где была предпринята попытка найти консенсус в сфере международных инвестиционных отношений.
В середине
70-х годов XX в. развивающиеся страны
инициировали в ООН вопрос о прямых
иностранных инвестициях в
В ходе работы по установлению нового международного экономического порядка значительное место было уделено вопросам контроля и регулирования деятельности ТНК. Образцом установленных правил и процедур такого рода на региональном уровне может стать решение N 24 Андского пакта от 1971 г., которое устанавливает жесткий контроль над прямыми иностранными инвестициями. Одной из мер по регламентации деятельности ТНК было принятие в 1977 г. Международной организацией труда (МОТ) Декларации о принципах в отношении транснациональных корпораций и социальной политике, а также одобрение в 1980 г. Генеральной Ассамблей ООН Свода многосторонних согласованных справедливых правил и принципов по контролю за определенными видами хозяйственной деятельности, работа над которым шла под патронажем Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).
Cоздать надежную систему защиты инвестиций до сих пор не удалось. Конвенция 1967 г. по защите иностранной собственности так и не была открыта для подписания, хотя некоторые ее положения часто встречаются в двусторонних соглашениях по защите инвестиций. Практически только на двусторонней основе западные страны смогли добиться от большого числа развивающихся стран принятия желаемых условий режима своих инвестиций.
В конце 50-60-х годах ХХ в. в качестве признанного принципа международного права предусматривалось, как уже говорилось, право дипломатической защиты государством - экспортером капитала своих инвесторов, а также дипломатической защиты имущества и имущественных прав иностранных инвесторов. Данные принципы были заложены в проекты Конвенции об иностранных инвестициях за рубежом 1952 г. и Конвенции о защите иностранной собственности, разработанные ОЭСР в 1967 г.
Конечно, несмотря на многочисленные попытки со стороны развивающихся стран установить жесткий контроль над ТНК и прямыми иностранными инвестициями, развитые страны не прекращали работу по поиску более надежной защиты для своих инвестиций и либерализации их правового режима в других странах. Следует признать, что эти попытки не увенчались особым успехом на международном уровне. Но на региональной и двусторонней основе был достигнут определенный прогресс. Страны - члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приняли два кодекса либерализации, которые оказали значительное влияние на становление либеральных принципов и механизмов их применения.
Информация о работе Сущность экономической безопасности и ее система обеспечения