Сущность экономической безопасности и ее система обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 02:04, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи дипломной работы.. Целью данной работы является обоснование и выработка путей совершенствования механизмов обеспечения экономической безопасности инвестиционной сферы Азербайджана и других стран.
В соответствии с намеченной целью в работе ставились и решались следующие задачи:
-исследовать теоретические основы экономической безопасности в современных условиях;
- выявить сущность экономической безопасности, рассмотреть ее видовую классификацию и систему обеспечения;

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 115.54 Кб (Скачать)

  В стратегии национальной безопасности  США, обнародованной Белым домом  20 сентября 2002 года, учитывается необходимость  укрепления экономической безопасности, расширения торговли и инвестиций  и содействия экономическому  развитию. Администрация президента  работает над решением этих  задач, прибегая к средствам  дипломатии и распространяя опыт  собственного развития, опирающегося  на политические и экономические свободы. Успешное решение этих задач экономической политики представляет собой одно из основных слагаемых Стратегий национальной безопасности.

Экономическая составляющая Стратегии национальной безопасности США предполагает решение  трех приоритетных задач.Во-первых, США  выделил в «Стратегии национальной безопасности» необходимость в  обеспечении экономической безопасности, сделав экономику США и глобальную экономику более устойчивой к  экономическим потрясениям. Во-вторых, в США считают необходимым  способствовать глобальному процветанию  путем расширения торговли и инвестиции между странами. В-третьих, в США  считают необходимым обеспечить полноценное участие бедных стран  в общемировом подъеме благосостояния.

Для того чтобы обеспечить экономическую  безопасность США, заместитель Госсекретаря по вопросам экономики Алан П. Ларсон считает важным, в ближайшие годы сосредоточить внимание на решении  четырех задач. «Мы должны развивать  диверсифицированные и надежные источники энергии; обеспечить надежность и безопасность международных пассажирских и грузовых перевозок; блокировать  каналы финансирования террористов; а  также обеспечить стабильность международной  финансовой системы и экономическую  стабильность ключевых союзников» - подчеркивает он.

Французские традиции в выработке подходов к  национальной безопасности сходны с  американскими в части, касающейся их идеологического оформления. В  связи с этим, находящиеся в  прямой зависимости от политической практики концепции национальной безопасности Франции, фактически, определяются идеологическими  установками национальной доктрины (отчасти этим объясняется, присутствие  французского капитала преимущественно  во франкоговорящих африканских  странах). Во Франции вопросы обеспечения  экономической безопасности рассматриваются  в рамках концепции национальной обороны (поэтому здесь вместо термина экономическая безопасность используется термин «экономическая оборона»). Основы концепции экономической безопасности были заложены в конце 1950-х годов с принятием закона  по вопросам организации национальной безопасности. Главной особенностью французской стратегии экономической безопасности стало рассмотрение национальных предприятий в качестве ключевого объекта экономической безопасности страны.

Отличительной особенностью руководства обеспечением национальной безопасности Франции  является особая роль президента республики, что определено конституцией 1958 года. Кроме того, премьер министр и  правительство располагают значительными  возможностями в разработке вопросов национальной безопасности. Особо следует  выделить подчиненный премьер-министру Генеральный секретариат национальной обороны (ГСНО), отвечающий за межведомственную координацию вопросов обороны, значение, которого аналогично значению Совета национальной безопасности США. Начиная  с 1957 года, обеспечение экономической  безопасности включено в сферу обороны  наряду с проблемой войны, дипломатии, гражданской обороны, научных и  технических исследований. ГСНО ведет  также собственную аналитическую  работу .Для контроля отдельно за состоянием обеспечения экономической безопасности во Франции создана двухуровневая  система. При Министерстве экономики, финансов и промышленности создано  специальное управление, в компетенцию  которого входят вопросы, относящейся  к координации работы по обеспечению  экономической безопасности, в том  числе организация защиты промышленной, транспортной, финансовой и телекоммуникационной инфраструктур страны, сбор и обработка  информации о состоянии экономики, обеспечение доступа французских  предприятий к актуальной и своевременной  экономической информации. На региональном уровне работа по обеспечению экономической  безопасности ведется через управления, созданные при территориальных отделениях Казначейства с привлечением таможенных служб.

В Германии вопросы обеспечения экономической  безопасности в отличие от предыдущих государств имеют социальную направленность и отражены в официальной доктрине социального партнерства, которая  строится на принципе защиты социально-экономических  интересов населения. Ключевое внимание уделяется обеспечению надлежащего  уровня социально-экономической защищенности населения. В экономическом плане  основная стратегия нацелена на гарантированность  устойчивого развития рыночной экономики. Во внешнеэкономическом плане главный  акцент делается на расширении рынков сбыта, а также на защиту отдельных  отраслей экономики от других государств. Обеспечение энергетической безопасности является одной из важных сфер национальной безопасности. С целью снабжения страны энергоносителями, Германия проводит линию на максимальную диверсификацию их источников и транспортировки (строительство трубопровода Россия – Германия в обход Польши по дну Балтийского моря – наглядный тому пример), стремясь не допустить зависимости в поставках из какой-либо одной страны или региона.

Важнейшим элементом заимствования опыта  по обеспечению экономической безопасности в Германии для Азербайджана является сохранение и наращивание научно-технического потенциала, для чего государством проводится политика поощрения использования  наукоемких технологий и постоянный рост финансирования НИОКР. В других ведущих государствах ЕС: Италии, Испании  и Великобритании отсутствуют официально сформулированные концепции экономической  безопасности. Однако, практически  вся государственная экономическая  политика ориентирована на защиту экономической  безопасности. В этих странах для  реализации поставленных задач в  данном направлении создана эффективная система. Ее основу составляют развитая законодательно-нормативная база, ответственность и четкое разграничение компетенции органов государственной власти, наличие на каждом этапе развития законодательно утвержденной программы, отражающей экономические приоритеты.

Из стран  Латинской Америки в Бразилии в концепции национальной безопасности существенная роль отводится обеспечению  экономической безопасности, и устойчивый рост экономики рассматривается  как основополагающий ее фактор. В  конце 1996 г. Были утверждены «Основные  положения новой политики в области  национальной обороны Бразилии». Новая  оборонительная доктрина Бразилии, по мнению  специалистов, впервые по аналогии с «концепцией устойчивого  развития» ООН, ввела категорию  «устойчивая оборона», и «связала»  воедино понятия безопасности и  благосостояния государства, поставив вопросы безопасности в прямую зависимость от темпов его развития.

Подход к  обеспечению экономической безопасности в Чили имеет схожие черты с  Бразилией. В доктринальных документах национальной безопасности этой страны обращается внимание на необходимость  усиления интеграции армии в общественную, политическую и хозяйственную жизнь  с целью укрепления ее демократических  основ, повышения уровня жизни чилийцев, ускорения экономического развития страны, укрепления ее внешнеэкономических  и внешнеполитических позиции. Среди  угроз безопасности, выработанных Национальной академии политических и стратегических исследований (ANEPE) фигурировали такие  понятие, как «конфликтные международные  отношения», «голод, бедность, перенаселенность, неравномерность развития отдельных  стран и регионов». Среди угроз  внешней безопасности было «вмешательство в суверенные внутренние дела со стороны  мировых держав и международных  организаций» под предлогом глобализации. В этом плане осуждалось «оказание политического, экономического и военного нажима», «торговый протекционизм и дискриминационные меры со стороны торговых блоков».

В Японии обеспечение  экономической безопасности не выделяется в самостоятельную сферу, а рассматривается  как важная составная часть обеспечения  национальной безопасности. Основу экономической  политики Японии в данном вопросе  составляет своевременное определение  внешних угроз и противодействие  им. Важными являются обеспечение  стабильного функционирования национальной экономики, укрепление экономического потенциала страны на основе повышения  конкурентоспособности японского  экспорта и производительности труда, диверсификация источников и обеспечение  стабильного поступления сырьевых, топливно-энергетических и продовольственных  запасов, накопление стратегических запасов, охрана окружающей среды и сохранение невосполняемых природных ресурсов, накопление стратегических запасов, развитие дружественных связей со странами, в чьей экономике представлен японский капитал.

В Индии понятие  экономической безопасности отождествляется  с экономической самодостаточностью, основанной на принципе опоры на собственные  силы.

В Китае вопросы  обеспечения экономической безопасности рассматриваются в качестве составной  части общей системы государственной  безопасности. Несмотря на действующий  режим привлечения иностранных  инвестиции в экономику, Китай жестко ограничивает использование прямого  иностранного капитала в таких сферах, как оборонная промышленность, гражданская  авиация, железнодорожный транспорт  и связь, банковская и страховая деятельность, а также добыча полезных ископаемых.

Весь объем  организационно-методологической и  координационной работы по вопросам обеспечения экономической безопасности в России сосредоточен в рамках Совета Безопасности РФ . Основными задачами Совета Безопасности РФ в этой сфере являются определение экономических интересов и оценка их защищенности, выявление внутренних и внешних экономических угроз, разработка основных направлений стратегии экономической безопасности и осуществление контроля за ее реализацией федеральными органами исполнительной власти, оценка системы обеспечения экономической безопасности и выработка рекомендаций по ее совершенствованию, организация научных исследований по проблемам экономической безопасности. Основным рабочим органом Совета Безопасности РФ по вопросам обеспечения экономической безопасности является межведомственная комиссия по безопасности в сфере экономики. Членами Комиссии являются представители органов государственной власти, ответственные за разработку и реализацию экономической политики. В ее состав входят также руководители научных институтов и центров, в том числе Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, отделений экономики РАН, Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.

Помимо органов  исполнительной власти в России активное участие в разработке вопросов обеспечения  экономической безопасности принимает  Федеральное Собрание РФ. В тесном взаимодействии с Федеральным Собранием  и Советом Безопасности работает Счетная палата РФ, которая осуществляет контроль за своевременным исполнением  бюджета и целевым использованием бюджетных средств, проводит оценку эффективности использования государственной  собственности, экспертизу законопроектов о федеральном бюджете, а также  анализ нарушений в сфере государственных  финансов с  позиции обеспечения  экономической безопасности.

В соответствии с Конституцией основным координационным  органом по вопросам национальной безопасности Украины является Совет национальной безопасности и обороны при Президенте (СНБОУ), в состав которого за должностью входят Премьер-министр, Министр обороны, Глава Службы безопасности, Министр  внутренних дел, Министр иностранных  дел. Кроме этого, членами Совета могут быть руководители иных центральных органов исполнительной власти Украины. Главой СНБОУ является Президент Украины. Он также формирует персональный состав Совета. Правовые основы организации и деятельности Совета ,ее состав, структура, компетенция и функции определяется в соответствии Законам ,подписанным 5 марта 1998 года (№ 183/98-ВР) . В соответствии с Концепцией Национальной безопасности Украины основные направления государственной политики обеспечения национальной безопасности этой страны в экономической сфере являются :

- недопущение  незаконного использования бюджетных  средств и государственных ресурсов, их перетекания в теневую экономику;

- контроль  за экспортно-импортной деятельностью,  направленной на поддержку важных  для Украины приоритетов и  защиту отечественного производителя;

- борьба  с противоправной экономической  деятельностью, противодействие  неконтролируемой утечке национальных  материальных, финансовых, интеллектуальных, информационных и прочих ресурсов.

В Беларуси и Казахстане обеспечение экономической безопасности получило доктринальную форму в конце 1990-х годов. Эти страны во многом последовали примеру России и применили ее опыт в определении и понимании сущности экономической безопасности и механизмов ее обеспечения.

В подавляющем  большинстве развивающихся стран  в обеспечении экономической  безопасности особая роль отводится  государству. Выдвижение государства  на ведущую роль в организации  экономического строительства и  обеспечения экономической безопасности является объективной необходимостью для стран, преодолевающих историческую отсталость. Однако сила государственной власти с ее финансовыми и материальными ресурсами, административным аппаратом и системой принуждения может использоваться различными социальными силами, интересы которых порой диаметрально противоположны. Государство может стать действенным орудием общественного прогресса, но нередко оказывается во власти сил, подчиняющих национальные интересы своим узкокорыстным целям. Тем не менее, при всех этих различиях в развивающихся странах отчетливо проявляется тенденция к расширению и углублению экономической роли государства, усилению его регулирующих функций, которые охватывают практически все основные сферы хозяйственной жизни этих стран.

Информация о работе Сущность экономической безопасности и ее система обеспечения