Сущность экономической безопасности и ее система обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 02:04, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи дипломной работы.. Целью данной работы является обоснование и выработка путей совершенствования механизмов обеспечения экономической безопасности инвестиционной сферы Азербайджана и других стран.
В соответствии с намеченной целью в работе ставились и решались следующие задачи:
-исследовать теоретические основы экономической безопасности в современных условиях;
- выявить сущность экономической безопасности, рассмотреть ее видовую классификацию и систему обеспечения;

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 115.54 Кб (Скачать)

Таким образом, 70-е годы ХХ в. - это период весьма решительной критики многонациональных  компаний, а также традиционных западных концепций защиты инвестиций в рамках международного права, в основном в виде важнейших резолюций ООН. Основное внимание было сосредоточено на обязательствах транснациональных корпораций и на законности государственного регулирования их деятельности. Ключевым моментом в таком подходе была попытка разработать глобальный Кодекс ООН по поведению ТНК (от которой отказались в 1992 г.). Центральным пунктом ожесточенных дебатов стал вопрос о государственном суверенитете.

На  смену преобладавшей в 60-70-е годы XX в. парадигме, ставившей во главу  угла бюрократический государственный  контроль над собственностью при  ограничении иностранных инвестиций, пришли новые подходы, которые преобладают  в настоящее время. В их основу были положены либерализация условий  инвестирования, приватизация и дерегулирование.

Важную  роль в международно-правовом регулировании  иностранных инвестиций сыграла  система ГАТТ. Известно, что в  результате длительных многосторонних переговоров был подписан весьма важный договор - Генеральное соглашение по тарифам и торговле от 30 октября 1947 г. (General Agreement on Tariffs and Trade), широко известное как ГАТТ. Принятие этого Соглашения стало важным шагом в сфере регулирования международных торговых отношений на многосторонней основе. В первую очередь ГАТТ сыграло ведущую роль в торговом и, стало быть, в инвестиционном процессе, заложило общие принципы и основы торгово-экономического (инвестиционного) сотрудничества государств-участников, основы их индивидуального статуса. Не имеющий до сих пор прецедентов договор установил единый универсальный правопорядок торгово-экономических отношений во всем мире.

Недостатком ГАТТ 1947 г. являлось отсутствие общего регулирования сферы торговых инвестиционных отношений, а также то, что в  качестве самостоятельного регулирования  в нем не выделены инвестиционные отношения и четко не определен правовой статус иностранных инвестиций. Поэтому возникла необходимость реорганизации и усовершенствования механизма его функционирования. Серьезные попытки в этом направлении были предприняты в рамках Уругвайского раунда в 1986 г., когда велись переговоры по развитию ГАТТ в целях расширения его институциональной структуры, с тем чтобы торговые меры увязать с инвестиционными и специально выделить последние. Тогда было достигнуто соглашение распространить применение норм ГАТТ к инвестиционным мерам самым прямым образом.

В 1993 г. в ходе Уругвайского раунда была принята Декларация министров от 20 сентября 1986 г. Цель Декларации заключалась в том, чтобы государства - участники переговоров разработали и приняли нормы международного права по либерализации  инвестиционной  деятельности, которые прямо вытекали бы из общих довольно либеральных принципов, лежащих в основе ГАТТ 1947 г. На Уругвайском раунде государств-участников 1986-1993 гг. были выдвинуты новые сферы регулирования в рамках ГАТТ, не охваченные правилами ГАТТ 1947 г., а также согласованы кардинальные изменения в регулировании всех форм сотрудничества.

Следующий многосторонний раунд по модификации  ГАТТ 1947 г. состоялся в апреле 1994 г. в Марракеше, на котором ГАТТ 1947 г. получило дальнейшее развитие и стало действовать как ГАТТ 1994 г., представляющее собой дополненный и углубленный вариант ГАТТ 1947 г., более адекватно отвечающий требованиям современных инвестиционных отношений. В ходе этого раунда был принят пакет Марракешских соглашений 1994 г., которые предусматривали не только совершенствование ГАТТ, но и создание ВТО. Государства при вступлении в ВТО обязаны подписать данные соглашения.

Сфера действий обновленного ГАТТ 1994 г. охватывает не только торговлю промышленными товарами, но и торговлю услугами (Генеральное соглашение о торговле услугами - ГАТС); торговые аспекты защиты интеллектуальной собственности (Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность - ТРИПС); торговые аспекты инвестиционных мероприятий (Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер - ТРИМС) и т.д.

Соглашение  ТРИМС непосредственно затрагивает  условия привлечения и функционирования прямых иностранных инвестиций. В  преамбуле Соглашения подчеркнуто, что оно способствует "обеспечению иностранных инвестиций, с тем чтобы ускорить экономический рост всех торговых партнеров, обеспечивая в то же время свободу конкуренции". Цель его - защита интересов иностранного инвестора на территории принимающей инвестиции страны.Соглашение по ТРИМС требует от государств сообщать обо всех случаях применения таких инвестиционных мер в торговле, которые нарушают ст. III (национальный режим) и ст. XI (запрет на количественные ограничения) ГАТТ.

Таким образом, многостороннее сотрудничество по защите иностранных инвестиций имеет  как свои преимущества, так и недостатки. К первым относится их универсальность, т.е. всеохватность, которая дает возможность мировому сообществу разработать единые общеобязательные принципы и нормы регулирования иностранной инвестиционной деятельности на территории другого государства. Ко вторым - то, что далеко не все государства являются участниками многосторонних конвенций, да и сам процесс присоединения к ним занимает немалое количество лет. Многостороннее международное правовое регулирование иностранных инвестиций, начавшее формироваться в середине XX в., имеет неоценимое значение в условиях глобализации международного экономического сотрудничества.

 

1.3  Международное региональное  сотрудничество в сфере правового  регулирования иностранных инвестиций

Развитие  современного мирового хозяйства обусловлено двумя ключевыми тенденциями, которые находятся в сложном, неоднозначном, противоречивом взаимодействии. Одна из них заключается в том, что происходит масштабный, форсированный процесс глобализации экономической деятельности. Параллельно наблюдается небывалый рост региональной и субрегиональной интеграции - другая тенденция. В самом конце ХХ в. новые политические факторы, а именно завершение "холодной войны", раздела мира на Восток и Запад и в результате этого открытие экономик многих стран, создали благоприятные условия для ускорения процессов регионального экономического сотрудничества.

Правовое  регулирование иностранных инвестиций на региональном уровне в целом не имеет такой длительной истории, как международное инвестиционное сотрудничество на многосторонней и двусторонней основе. Это объясняется тем, что мировое сообщество активно приступило к правовому регулированию регионального экономического сотрудничества относительно недавно - исключением в этом ряду является только практика Европейского Союза (ЕС).

В последние  десятилетия ХХ в. государства на региональном уровне разработали и  приняли серию соглашений, в той  или иной мере связанных с вопросами  правового регулирования иностранных  инвестиций. Подобная практика получила дополнительный импульс на рубеже веков. Например, многие развивающиеся государства  участвуют в настоящее время  в региональных и субрегиональных инвестиционных договорах. Экономическое сотрудничество и коллективное самообеспечение жизненно важных взаимовыгодных интересов в рамках отдельных исторически сложившихся регионов предназначены для более широких целей.

Определенное  практическое значение в рамках рассматриваемой  проблематики имеет анализ деятельности таких известных региональных организаций, как ЕС, ОЭСР, АТЭС, АСЕАН, СААРК и др., в сфере правового регулирования иностранных инвестиций.

На  Европейском континенте важную роль в этой сфере играют Европейская многосторонняя конвенция о поощрении и защите иностранных инвестиций, а также Конвенция о защите прав инвестора 1997 г.

Римским договором об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) был провозглашен принцип свободы движения капиталов и предусмотрены меры по устранению препятствий движению капиталов. Правовое обеспечение свободы движения капиталов в ЕЭС осуществлялось директивами от 11 мая 1960 г., 10 декабря 1962 г., 20 ноября 1985 г., 17 ноября 1986 г., 24 июня 1988 г.

Ряд международно-правовых норм, регулирующих иностранные инвестиции, включен Европейским сообществом в IV Ломейскую конвенцию.

Созданию  международно-правовой базы для либерализации  иностранных инвестиций на региональном уровне способствует Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). 21 июня 1976 г. государства - члены этой региональной организации одобрили Декларацию о транснациональных корпорациях, которая рассматривает иностранные инвестиции и деятельность ТНК в едином контексте, предусматривает предоставление национального режима для предприятий с иностранным капиталом, содержит рекомендации по руководству деятельностью ТНК.

Региональные  экономические организации промышленно  развитых стран довольно давно в  той или иной форме занимаются вопросами координации политики в отношении прямых иностранных инвестиций. Отличительной чертой второй половины 90-х годов стало повышение активности в этой области ряда региональных экономических группировок стран третьего мира.

АСЕАН. В 1998 г. страны - члены блока АСЕАН подписали рыночное соглашение об инвестиционной зоне. АСЕАН направлена на создание в рамках этой организации конкурентоспособной инвестиционной зоны с обеспечением более либерального и транспарентного регулятивного режима для прямых иностранных инвестиций. Тем самым планируется значительно интенсифицировать как инвестиционное сотрудничество между самими странами региона, так и приток капиталов извне. Речь идет только о прямых инвестициях, но не исключаются и портфельные инвестиции.

Соглашение  об инвестиционной зоне АСЕАН предусматривает:

- разработку  общей скоординированной программы  инвестиционного сотрудничества  стран-участниц, которая должна обеспечить  расширение притока прямых иностранных  инвестиций (ПИИ);

- предоставление  к 2010 г. национального режима  регулирования всем инвесторам  из стран АСЕАН, а к 2020 г. - любым инвесторам, независимо от  их национальной принадлежности (за некоторыми исключениями);

- открытие  всех отраслей национальной экономики  для ПИИ из стран АСЕАН к  2010 г., а для инвестиций из остальных  стран мира - к 2020 г.;

- повышение  масштабов и роли сотрудничества  на уровне стандартов применительно  к вопросам регулирования инвестиционных  потоков;

- обеспечение  большой свободы для движения  капиталов, технологий, квалифицированной  рабочей силы и специалистов  внутри района АСЕАН.

Лидеры  государств АСЕАН на 6-й Ханойской  встрече в верхах в декабре 1998 г. договорились предпринимать решительные  меры для повышения инвестиционной привлекательности региона.

САРС.Попытки стимулировать инвестиционную активность предпринимаются и в рамках созданной в 1985 г. Южно-Азиатской ассоциации регионального сотрудничества - САРС (South Asian Association for Regional Cooperation -SAARC). Еще в 1996 г. на седьмом заседании Комитета по экологич ескому сотрудничеству Ассоциации было принято решение предпринять целенаправленные шаги по стимулированию и защите прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и совместных предприятий в странах региона. В 1997 г. в Дели состоялось специальное совещание стран-членов, посвященное инвестиционной проблематике, где впервые обсуждался проект.

Важная  роль отводится соглашениям о  региональном содействии и защите инвестиций в САРС. Одним из первых конкретных шагов на пути к заключению такого соглашения должно стать создание Арбитражного совета.

БИМСТЭК, АРС-СИО, ЕСО.Еще одной региональной группировкой, в которой инвестиционной проблематике уделяется растущее внимание, является Организация экономического сотрудничества Бангладенш, Индии, Мьянмы, Шри-Ланки и Таиланда - БИМСТЕК (Bangladesh, India, Myanma, Sri Lanka and Thailand Economic Cooperation - BIMSTEC). Официально провозглашенной генеральной задачей этой Организации выступает содействие развитию связей между предприятиями частного сектора участвующих государств. На второй министерской сессии БИМСТЕК в декабре 1998 г. вопросы инвестиционного сотрудничества были определены в качестве приоритетного направления. Заявлено, что конечной целью совместных усилий станет движение в направлении создания зоны свободной торговли, устранения барьеров на пути инвестиционных потоков и стимулирования обмена услугами.

С аналогичной  целью в рамках Ассоциации регионального  сотрудничества стран Индийского океана - АРС-СИО (The Indian Ocean Rim Association for Regional Cooperation - TOR-ARC) в 1999 г. был создан специализированный подкомитет, которому поручено выработать конкретные рекомендации для правительств в деле интенсификации региональных хозяйственных связей. Эти рекомендации должны стать основой плана действий организации по либерализации и стимулированию взаимной торговли и инвестиций стран-членов, а также развитию сотрудничества на уровне технических экспертов.

Несколько дальше в рассматриваемой области  продвинулась группировка центральноазиатских стран под названием Организация экономического сотрудничества (Economic Cooperation Organization - EСO). К 1999 г. был подготовлен и предложен на утверждение проект регионального соглашения о стимулировании и защите взаимных инвестиций внутри региона. Основные положения соглашения связаны с обеспечением безопасности перевода капиталов, с взаимным информированием об инвестиционных возможностях, с обеспечением общественного порядка и гарантиями инвесторов в отношении прав собственности, со свободой перевода капиталов и продаж, с равным подходом национальных и иностранных инвесторов к использованию национальных правовых механизмов для урегулирования споров.

Региональное  инвестиционное сотрудничество на Африканском  континенте (ЦЭСВС, ЗЭВС, ЮСР и др.). Новый этап по улучшению инвестиционного климата отмечается и в Африке. Например, там действуют Центрально-Африканское экономическое сообщество и Валютный союз - ЦЭСВС (Central African Economic Community and Monetary Union - CEMAC). С 1998 г. ведется работа над Инвестиционной хартией сообщества. Хартия должна заменить собой взаимную Конвенцию по инвестициям (Common Convention on investment), которая была заключена еще в 1965 г. и более не отвечает изменившимся хозяйственным и политическим условиям внутри данной группировки, в частности в связи с осуществляемой с 1993 г. региональной программой реформ. Официально объявленная задача Хартии - создать более современную международно-договорную основу для инвестиционной деятельности в странах ЦЭСВС как иностранных, так и местных фирм. В этих целях в Хартии заново прописаны функции государства в инвестиционной сфере.

В рамках Западно-Африканского экономического и валютного союза - ЗЭВС (West African Economic and Monetary Union - WАEMU) к началу 1999 г. была завершена работа над проектом Инвестиционного кодекса сообщества, который заменит собой инвестиционные кодексы отдельных стран - членов группировки, обеспечив тем самым гармонизацию национальных режимов регулирования иностранных инвестиций. В проект заложены такие основные положения, как юридическая защита частной собственности, перевода капиталов и осуществления платежей, специальные льготы и услуги инвесторам. Кроме того, в нем содержится ряд общих требований к фирмам и инвесторам, в частности касающихся защиты окружающей среды.

Информация о работе Сущность экономической безопасности и ее система обеспечения