Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 02:04, дипломная работа
Цель и задачи дипломной работы.. Целью данной работы является обоснование и выработка путей совершенствования механизмов обеспечения экономической безопасности инвестиционной сферы Азербайджана и других стран.
В соответствии с намеченной целью в работе ставились и решались следующие задачи:
-исследовать теоретические основы экономической безопасности в современных условиях;
- выявить сущность экономической безопасности, рассмотреть ее видовую классификацию и систему обеспечения;
Таким
образом, 70-е годы ХХ в. - это период
весьма решительной критики
На
смену преобладавшей в 60-70-е годы
XX в. парадигме, ставившей во главу
угла бюрократический
Важную роль в международно-правовом регулировании иностранных инвестиций сыграла система ГАТТ. Известно, что в результате длительных многосторонних переговоров был подписан весьма важный договор - Генеральное соглашение по тарифам и торговле от 30 октября 1947 г. (General Agreement on Tariffs and Trade), широко известное как ГАТТ. Принятие этого Соглашения стало важным шагом в сфере регулирования международных торговых отношений на многосторонней основе. В первую очередь ГАТТ сыграло ведущую роль в торговом и, стало быть, в инвестиционном процессе, заложило общие принципы и основы торгово-экономического (инвестиционного) сотрудничества государств-участников, основы их индивидуального статуса. Не имеющий до сих пор прецедентов договор установил единый универсальный правопорядок торгово-экономических отношений во всем мире.
Недостатком ГАТТ 1947 г. являлось отсутствие общего регулирования сферы торговых инвестиционных отношений, а также то, что в качестве самостоятельного регулирования в нем не выделены инвестиционные отношения и четко не определен правовой статус иностранных инвестиций. Поэтому возникла необходимость реорганизации и усовершенствования механизма его функционирования. Серьезные попытки в этом направлении были предприняты в рамках Уругвайского раунда в 1986 г., когда велись переговоры по развитию ГАТТ в целях расширения его институциональной структуры, с тем чтобы торговые меры увязать с инвестиционными и специально выделить последние. Тогда было достигнуто соглашение распространить применение норм ГАТТ к инвестиционным мерам самым прямым образом.
В 1993 г. в ходе Уругвайского раунда была принята Декларация министров от 20 сентября 1986 г. Цель Декларации заключалась в том, чтобы государства - участники переговоров разработали и приняли нормы международного права по либерализации инвестиционной деятельности, которые прямо вытекали бы из общих довольно либеральных принципов, лежащих в основе ГАТТ 1947 г. На Уругвайском раунде государств-участников 1986-1993 гг. были выдвинуты новые сферы регулирования в рамках ГАТТ, не охваченные правилами ГАТТ 1947 г., а также согласованы кардинальные изменения в регулировании всех форм сотрудничества.
Следующий многосторонний раунд по модификации ГАТТ 1947 г. состоялся в апреле 1994 г. в Марракеше, на котором ГАТТ 1947 г. получило дальнейшее развитие и стало действовать как ГАТТ 1994 г., представляющее собой дополненный и углубленный вариант ГАТТ 1947 г., более адекватно отвечающий требованиям современных инвестиционных отношений. В ходе этого раунда был принят пакет Марракешских соглашений 1994 г., которые предусматривали не только совершенствование ГАТТ, но и создание ВТО. Государства при вступлении в ВТО обязаны подписать данные соглашения.
Сфера действий обновленного ГАТТ 1994 г. охватывает не только торговлю промышленными товарами, но и торговлю услугами (Генеральное соглашение о торговле услугами - ГАТС); торговые аспекты защиты интеллектуальной собственности (Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность - ТРИПС); торговые аспекты инвестиционных мероприятий (Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер - ТРИМС) и т.д.
Соглашение
ТРИМС непосредственно
Таким образом, многостороннее сотрудничество по защите иностранных инвестиций имеет как свои преимущества, так и недостатки. К первым относится их универсальность, т.е. всеохватность, которая дает возможность мировому сообществу разработать единые общеобязательные принципы и нормы регулирования иностранной инвестиционной деятельности на территории другого государства. Ко вторым - то, что далеко не все государства являются участниками многосторонних конвенций, да и сам процесс присоединения к ним занимает немалое количество лет. Многостороннее международное правовое регулирование иностранных инвестиций, начавшее формироваться в середине XX в., имеет неоценимое значение в условиях глобализации международного экономического сотрудничества.
1.3 Международное региональное
сотрудничество в сфере
Развитие современного мирового хозяйства обусловлено двумя ключевыми тенденциями, которые находятся в сложном, неоднозначном, противоречивом взаимодействии. Одна из них заключается в том, что происходит масштабный, форсированный процесс глобализации экономической деятельности. Параллельно наблюдается небывалый рост региональной и субрегиональной интеграции - другая тенденция. В самом конце ХХ в. новые политические факторы, а именно завершение "холодной войны", раздела мира на Восток и Запад и в результате этого открытие экономик многих стран, создали благоприятные условия для ускорения процессов регионального экономического сотрудничества.
Правовое
регулирование иностранных
В последние
десятилетия ХХ в. государства на
региональном уровне разработали и
приняли серию соглашений, в той
или иной мере связанных с вопросами
правового регулирования
Определенное практическое значение в рамках рассматриваемой проблематики имеет анализ деятельности таких известных региональных организаций, как ЕС, ОЭСР, АТЭС, АСЕАН, СААРК и др., в сфере правового регулирования иностранных инвестиций.
На Европейском континенте важную роль в этой сфере играют Европейская многосторонняя конвенция о поощрении и защите иностранных инвестиций, а также Конвенция о защите прав инвестора 1997 г.
Римским договором об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) был провозглашен принцип свободы движения капиталов и предусмотрены меры по устранению препятствий движению капиталов. Правовое обеспечение свободы движения капиталов в ЕЭС осуществлялось директивами от 11 мая 1960 г., 10 декабря 1962 г., 20 ноября 1985 г., 17 ноября 1986 г., 24 июня 1988 г.
Ряд международно-правовых норм, регулирующих иностранные инвестиции, включен Европейским сообществом в IV Ломейскую конвенцию.
Созданию международно-правовой базы для либерализации иностранных инвестиций на региональном уровне способствует Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). 21 июня 1976 г. государства - члены этой региональной организации одобрили Декларацию о транснациональных корпорациях, которая рассматривает иностранные инвестиции и деятельность ТНК в едином контексте, предусматривает предоставление национального режима для предприятий с иностранным капиталом, содержит рекомендации по руководству деятельностью ТНК.
Региональные
экономические организации
АСЕАН. В 1998 г. страны - члены блока АСЕАН подписали рыночное соглашение об инвестиционной зоне. АСЕАН направлена на создание в рамках этой организации конкурентоспособной инвестиционной зоны с обеспечением более либерального и транспарентного регулятивного режима для прямых иностранных инвестиций. Тем самым планируется значительно интенсифицировать как инвестиционное сотрудничество между самими странами региона, так и приток капиталов извне. Речь идет только о прямых инвестициях, но не исключаются и портфельные инвестиции.
Соглашение об инвестиционной зоне АСЕАН предусматривает:
- разработку
общей скоординированной
- предоставление к 2010 г. национального режима регулирования всем инвесторам из стран АСЕАН, а к 2020 г. - любым инвесторам, независимо от их национальной принадлежности (за некоторыми исключениями);
- открытие
всех отраслей национальной
- повышение
масштабов и роли
- обеспечение большой свободы для движения капиталов, технологий, квалифицированной рабочей силы и специалистов внутри района АСЕАН.
Лидеры государств АСЕАН на 6-й Ханойской встрече в верхах в декабре 1998 г. договорились предпринимать решительные меры для повышения инвестиционной привлекательности региона.
САРС.Попытки стимулировать инвестиционную активность предпринимаются и в рамках созданной в 1985 г. Южно-Азиатской ассоциации регионального сотрудничества - САРС (South Asian Association for Regional Cooperation -SAARC). Еще в 1996 г. на седьмом заседании Комитета по экологич ескому сотрудничеству Ассоциации было принято решение предпринять целенаправленные шаги по стимулированию и защите прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и совместных предприятий в странах региона. В 1997 г. в Дели состоялось специальное совещание стран-членов, посвященное инвестиционной проблематике, где впервые обсуждался проект.
Важная роль отводится соглашениям о региональном содействии и защите инвестиций в САРС. Одним из первых конкретных шагов на пути к заключению такого соглашения должно стать создание Арбитражного совета.
БИМСТЭК, АРС-СИО, ЕСО.Еще одной региональной группировкой, в которой инвестиционной проблематике уделяется растущее внимание, является Организация экономического сотрудничества Бангладенш, Индии, Мьянмы, Шри-Ланки и Таиланда - БИМСТЕК (Bangladesh, India, Myanma, Sri Lanka and Thailand Economic Cooperation - BIMSTEC). Официально провозглашенной генеральной задачей этой Организации выступает содействие развитию связей между предприятиями частного сектора участвующих государств. На второй министерской сессии БИМСТЕК в декабре 1998 г. вопросы инвестиционного сотрудничества были определены в качестве приоритетного направления. Заявлено, что конечной целью совместных усилий станет движение в направлении создания зоны свободной торговли, устранения барьеров на пути инвестиционных потоков и стимулирования обмена услугами.
С аналогичной целью в рамках Ассоциации регионального сотрудничества стран Индийского океана - АРС-СИО (The Indian Ocean Rim Association for Regional Cooperation - TOR-ARC) в 1999 г. был создан специализированный подкомитет, которому поручено выработать конкретные рекомендации для правительств в деле интенсификации региональных хозяйственных связей. Эти рекомендации должны стать основой плана действий организации по либерализации и стимулированию взаимной торговли и инвестиций стран-членов, а также развитию сотрудничества на уровне технических экспертов.
Несколько дальше в рассматриваемой области продвинулась группировка центральноазиатских стран под названием Организация экономического сотрудничества (Economic Cooperation Organization - EСO). К 1999 г. был подготовлен и предложен на утверждение проект регионального соглашения о стимулировании и защите взаимных инвестиций внутри региона. Основные положения соглашения связаны с обеспечением безопасности перевода капиталов, с взаимным информированием об инвестиционных возможностях, с обеспечением общественного порядка и гарантиями инвесторов в отношении прав собственности, со свободой перевода капиталов и продаж, с равным подходом национальных и иностранных инвесторов к использованию национальных правовых механизмов для урегулирования споров.
Региональное инвестиционное сотрудничество на Африканском континенте (ЦЭСВС, ЗЭВС, ЮСР и др.). Новый этап по улучшению инвестиционного климата отмечается и в Африке. Например, там действуют Центрально-Африканское экономическое сообщество и Валютный союз - ЦЭСВС (Central African Economic Community and Monetary Union - CEMAC). С 1998 г. ведется работа над Инвестиционной хартией сообщества. Хартия должна заменить собой взаимную Конвенцию по инвестициям (Common Convention on investment), которая была заключена еще в 1965 г. и более не отвечает изменившимся хозяйственным и политическим условиям внутри данной группировки, в частности в связи с осуществляемой с 1993 г. региональной программой реформ. Официально объявленная задача Хартии - создать более современную международно-договорную основу для инвестиционной деятельности в странах ЦЭСВС как иностранных, так и местных фирм. В этих целях в Хартии заново прописаны функции государства в инвестиционной сфере.
В рамках
Западно-Африканского экономического
и валютного союза - ЗЭВС (West African
Economic and Monetary Union - WАEMU) к началу 1999 г.
была завершена работа над проектом
Инвестиционного кодекса
Информация о работе Сущность экономической безопасности и ее система обеспечения