Сущность и основные направления социальной политики. Показатели результативности социальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 01:26, курсовая работа

Описание работы

Задачи моей курсовой следующие: рассмотрение сущности, целей и основных направлений социальной политики; изучение таких показателей результативности социальной политики, как уровень жизни, качество жизни, потребительская корзина и потребительский бюджет, социальная справедливость, кривая Лоренца и др.; изучение особенностей социальной политики в зарубежных странах (чтобы привести наглядный пример я обратила внимание на особенности социальной политики в наиболее развитых в этом плане странах – Швеции и Германии); изучение социальной политики Республики Беларусь, ее проблем и особенностей реализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Сущность, цели и направления социальной политики………………..5
2. Основные показатели результативности социальной политики.……..9
2.1. Уровень жизни и качество жизни………………………….…….9
2.2. Социальная справедливость и кривая Лоренца………………..14
3. Социальная политика и ее особенности в зарубежных странах……..18
4. Проблемы социальной политики и особенности ее реализации
в РБ ………………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………………..…35

Работа содержит 1 файл

Социальная политика.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

Рис.1. Кривая Лоренца

Кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода. Например, 20% населения с самыми низкими доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами – 15% и т.д. Заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения. [7, с. 124]

Для характеристики распределения  совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент  Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т. е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю [4, с. 396].

В зарубежной экономической  теории выделяют четыре принципа справедливости в распределении и перераспределении доходов: эгалитарный, роулсианский, утилитарный, рыночный. Эгалитарный принцип означает, что в обществе отсутствует неравенство в распределении доходов. Роулсианский принцип предполагает справедливой такую дифференциацию доходов, при которой относительное экономическое неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейшими членами общества. Утилитарный принцип основан на том, что доходы должны распределяться пропорционально полезности их использования различными людьми. Рыночный принцип предполагает рыночное распределение доходов, основанное на соответствии дохода каждого фактора производства предельному продукту, полученному от данного фактора [8, с. 25].

 

На основании всего  вышеперечисленного можно сделать  вывод, что развитие современной  рыночной экономики предполагает определенную меру выравнивания доходов, создания социальных гарантий и равных стартовых условий  для всех слоев населения. Задача построения экономической системы, ориентированной на человека, стимулирующей развитие личности, основывается на идее социальной справедливости. Опыт развитых стран демонстрирует механизм соединения социальной справедливости и экономической эффективности. «Дорогая» рабочая сила побуждает экономику достигать прироста производства и улучшения качества за счет научно-технического прогресса, применения ресурсо- и трудосберегающих технологий.

 

 

 

 

 

 

3. СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.

 

Социальная политика в странах европейского сообщества реализуется по следующим основным направлениям.

Социал-демократическая  модель типична для скандинавских стран (Дания, Швеция, Финляндия). Направления и пути реализации социальной политики в этих странах определяются политическим союзом рабочих партий левого крыла и партий, представляющих интересы мелких фермеров, и нацеливается на обеспечение государством широкого диапазона социальных услуг всему населению при полной его занятости. Модель характеризуется тем, что социальные услуги определяются как гражданские права, причем все граждане имеют право на равное, финансируемое за счет налогов социальное обеспечение. Работающее население получает дополнительные социальные льготы. От системы государственного социального обеспечения отделено только страхование по безработице, основанное на принципе добровольности. В целом уровень социального обеспечения довольно высок и финансируется в основном за счет налогов.

Как пример социал-демократической модели можно рассмотреть социальную политику Швеции. Этой стране  принадлежит приоритет по многим важным начинаниям социально-экономического плана: в проведении активной политики выравнивания доходов и высокой доли перераспределения через госбюджет национального продукта; организации социального диалога; переходе от политики потребительского отношения к окружающей человека природной среде к экологически дружественной политике промышленного развития через ужесточение норм загрязнения и других экологических стандартов, запрет на строительство АЭС.

Швеция первой на Западе перешла на путь развития на основах  принципов социально ориентированного рыночного хозяйства. Ее экономическая  система ориентирована на достижение следующих социальных целей: обеспечение относительной эгалитарности, понимаемой как уменьшение при помощи налогов резкой  дифференциации доходов, уменьшение бедности при обеспечении полной занятости. Более 50% ВВП страны проходит перераспределение через государственный бюджет, в том числе более 2/3 этой части валового продукта страны направляется на услуги социальной направленности, включая бесплатное здравоохранение, образование и др.

Гуманность шведской социальной политики проявляется и  в том, что работодатели 43% фонда  заработной платы отчисляют в фонды пенсионного страхования, а пособия по болезни или уходу за ребенком выплачиваются в размере 90% заработка [5, с.85]. Государство в Швеции превратилось в крупнейшего нанимателя рабочей силы, обеспечивая рабочие места примерно для трети экономически активного населения. Новшеством, существенно продвигавшим Швецию по пути социализации, было предложение шведских профсоюзов (еще в 1970-х гг.) создать контролируемые профсоюзами и финансируемые за счет налогов инвестиционные фонды трудящихся, которые приняли бы на себя руководство шведскими корпорациями.

Швеция является пионером также и в отношении организации  действенной системы социального  партнерства, начало которому было положено еще в 1938 г., когда Шведская федерация  профсоюзов и Шведская федерация работодателей заключили «Сальтшебаденское соглашение» о мирном разрешении трудовых конфликтов и заключении трудовых соглашений. Особенностью шведской системы социального диалога явилось то, что на первых порах он функционировал без вмешательства правительства   вплоть до 1970-х гг., когда правительство Швеции стало проводить активное вмешательство на рынке труда, усилив регулирование доходов через увеличение налогов. Политическая и экономическая элита Швеции научилась уважать законные интересы всех социально значимых слоев и групп населения без войн и революций. Экономическая политика работает на опережение острых социальных конфликтов, реагируя даже на слабые сигналы, свидетельствующие о неблагополучии. Сложилась своеобразная политическая культура - культура мирного разрешения конфликтов на основе консенсуса, исключающего подчинение одной стороны другой [5, с. 87].

Сравнение шведской модели с западноевропейской показывает, что  она не так уж оригинальна. Безусловно, эта страна является пионером в создании особой формы общества благоденствия, в то же время эта модель очень близка в своих базовых характеристиках и к германской "концепции социально ориентированного рыночного хозяйства, и к идеям, положенным в принятую Евросоюзом стратегию достижения Социальной Европы. Не случайно, например, то, что Швеция одной из первых стран-участниц Евросоюза полностью адаптировала свое социальное законодательство к общему социальному законодательству ЕС, поскольку социальные стандарты Евросоюза более низкие, чем в Швеции и других скандинавских странах, обеспечивающих своим гражданам более высокий уровень экономической безопасности. Можно сказать, что социально-экономические доктрины, лежащие в основе общественного развития Евросоюза и стран Севера Европы, развиваются во встречном направлении: ЕС идет по пути построения более справедливого в социальном плане общества при уменьшении неравенства в доходах и борьбе с социальным отторжением и обеспечения относительной эгалитарности, а Скандинавские страны, несколько либерализировали свою экономику, с тем чтобы уменьшить перегруженность госбюджета социальными расходами, сделав, ее более адресной, сохраняя высокий уровень социальных гарантий.

Шведская социально-политическая система, на первый взгляд, выглядит довольно идеальной в международном сопоставлении, представляя собой этакий остров мирного разрешения всех политических и социальных конфликтов, позволяя сочетать высокую экономическую эффективность с социальным равенством, экологической защитой и промышленными инновациями. Но реальность иная: растет дефицит государственного бюджета и безработица, внушает тревогу размер внешнего долга, имеются структурные проблемы. Шведская модель в условиях интернационализации и глобализации экономики подвергается испытаниям на прочность, и не исключена дальнейшая трансформация всех ее политических и экономических институтов. Шведские эксперты считают, что страна нуждается в серьезных институциональных реформах, чтобы разработать новую форму эффективного социального контракта, подтвердив жизнеспособность шведской демократии [5, с. 91].

Корпоративная модель (Германия, Австрия, Франция и страны Бенилюкса). Предполагает развитие системы пособий по социальному страхованию, дифференцированных по видам трудовой деятельности, и, соответственно, интеграцию профсоюзного движения с государством. Данную модель называют «континентальной». В её основе социальное страхование, т.е. социальное обеспечение прямо или косвенно (для членов семьи) распространяется на работающее население. Услуги социального страхования, финансируемые в основном за счет взносов, различаются в зависимости от принадлежности к той или иной профессиональной группе.

Более подробно рассмотрим корпоративную модель на примере  Германии. Проанализируем это "германское чудо" или "третий путь", как иногда называют социальную рыночную экономику Германии.

Как известно из истории, чисто капиталистическое общество, построенное исключительно на частной  собственности, максимизации прибыли  и рыночно-ценовой координации, без каких-либо гарантий со стороны государства в области социальной безопасности, без уравновешивания и сокращения очень большой разницы в доходах, пока еще не стало реальностью. Но зато известно, что неограниченное стремление к прибыли и выгоде превращается в скупость и алчность, неограниченное накопление частной собственности ведет к количественному скачку и проблеме власти. Таким образом, есть ряд причин, таких как социальное обеспечение в старости, здравоохранение, отдых, получение образования, забота и помощь тому населению, которое либо совсем, либо частично не может принимать участие в хозяйственной жизни, национальная и государственная безопасность, которые заставляют ряд стран, в том числе и Германию, идти по пути построения социальной рыночной экономики.

Исторически, у теории социального рыночного хозяйства  много отцов, но главная роль в  её экономико-политическом осуществлении  принадлежит Людвигу Эрхарду, а  в концептуальном развитии - Альфреду Мюллеру-Армаку. При этом теория социального рыночного хозяйства строится на двух источниках - на трактовке ценовой системы и механизма конкуренции в духе классической политической экономики Адама Смита и Рикардо и на социологии знания, социологии культуры и культурных наук. Утверждается центральная и независимая роль рынка, как средства социальной координации и ценовой системы, как механизма координации спроса и предложения в соответствии с потребностями и пожеланиями потребителя, где очень большая роль отводится решению следующих задач:

1. Свободной конкуренции  (здесь основополагающим является  закон о запрете ограниченной  конкуренции,1957г., дающий право свободного  выбора местонахождения предприятия,  метода производства, свободы в  формировании дохода, в выборе  техники и способствующий раскрытию творческого потенциала личности). Причем, надо учесть, что многие экономисты критикуют такой подход и считают, что невозможно в условиях социальной рыночной экономики добиться конкуренции цен. Опыт же Германии опровергает их опасения. Многие предприниматели и покупатели предпочитают иметь дело не с ценой, а качеством, с условиями платежа и поставки товара, с рекламой. Законы о качестве конкуренции и о защите качества конкуренции помогают отслеживать качество товаров, накладывая на недобросовестных производителей материальные штрафы и обязательства по возмещению материального ущерба, закон о скидках не допускает более 3% скидок для конечного потребителя.

2. Экономической свободе  и ориентации на экономический  рост.

3. Свобода внешней  торговли, свободный обмен валют и расширение международного разделения труда в рамках мировой экономики, так как немецкая экономика в большой степени зависит от экспорта.

Для решения социальных вопросов в социальной рыночной экономике  ставятся следующие цели и задачи:

1. Создание социального порядка фирмы, когда рабочий ценится как человек и сотрудник.

2. Реализация порядка  конкуренции как задача права  и деятельности правительства. 

3. Антимонопольная политика  с целью борьбы со злоупотреблением  экономической властью. 

4. Политика стабилизации, направленная на обеспечение безопасности рабочего, в период экономических спадов.

5. Выравнивание разности  в доходах в соответствии с  рыночным порядком (прогрессивный  подоходный налог, субсидии на  детей и субсидии на жилье,  бесплатное образование).

6. Политика развития  городов и субсидий государства  на не дорогостоящее жилье. 

7. Передача капитала  малым и средним фирмам, чтобы  дать возможность конкурировать  с крупными фирмами, обладающими  большим капиталом. 

8. Дальнейшее развитие социальной безопасности.

9. Городское планирование.

10. Введение правительством  кооперативных элементов рыночного  хозяйства.

11. Минимальные зарплаты, т.е. социальное рыночное хозяйство  должно определить минимальную  зарплату в результате процесса  свободного торга [13].

Германия продолжает свое экономические развитие и в  своих долгосрочных планах (до 2015 г.) намечает следующие шаги:

1. Окончательная интеграция  новых федеральных земель в  экономическую систему единой  Германии.

2. Дальнейшая интеграция  в рамках ЕС и расширение Союза за счет стран Центральной и Восточной Европы, усиление привлекательности для инвестирования новых районов на востоке.

3. Проведение существенной  перестройки экономики в пользу  высокотехнологичных и интеллектуальных  производств и расширения интернет-технологий, сотовой связи, научных исследований, увеличение вклада в образование, инвестиций в науку.

4. Пенсионная реформа,  когда наряду с государственным  социальным страхованием будет  развиваться частная система  страхования. 

5. Решение вопроса безработицы, который на сегодняшний день является одним из острейших.

Информация о работе Сущность и основные направления социальной политики. Показатели результативности социальной политики