Социальная политика России: сущность и направления

Автор: m*******@rambler.ru, 26 Ноября 2011 в 14:03, реферат

Описание работы

Социально-экономические преобразования, проводимые в России, привели к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни - в экономике, политике, социальной структуре общества.

В сложных экономических условиях начального этапа реформ (1992-1995 годы) принимались меры, направленные на смягчение отрицательных последствий инфляции и на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения. В частности, были созданы механизмы защиты доходов пенсионеров и работников бюджетной сферы, социальной поддержки семей с детьми, инвалидов, граждан, потерявших работу.

Содержание

Введение

1.1.Сущность социальной политики …………………………………………5

1.2.Основные направления социальной политики…………………………..8

Заключение

Список используемой литератры…………………………………………....22

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 119.50 Кб (Скачать)
 

Содержание 

    Введение

    1.1.Сущность социальной политики …………………………………………5

    1.2.Основные направления социальной политики…………………………..8

    Заключение

    Список используемой литератры…………………………………………....22 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

     Социально-экономические  преобразования, проводимые в России, привели к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни - в экономике, политике, социальной структуре общества.

     В сложных экономических условиях начального этапа реформ (1992-1995 годы) принимались меры, направленные на смягчение отрицательных последствий инфляции и на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения. В частности, были созданы механизмы защиты доходов пенсионеров и работников бюджетной сферы, социальной поддержки семей с детьми, инвалидов, граждан, потерявших работу.

     Доля  расходов на социальные нужды в совокупных расходах государства возросла в  течение этих лет на треть - с 27,5% до 40% ВВП, в основном за счет ресурсов внебюджетных фондов и региональных (местных) бюджетов.

     Однако  наращивание доли социальных расходов не смогло предотвратить кризиса в социальной сфере, поскольку эффективность программ социальной поддержки была крайне низкой.

     Согласно  оценкам Международной Организации Труда эффективность программ социальной помощи в России, рассчитанная как удельный вес средств, поступающих беднейшим семьям, в суммарных социальных трансфертах, составляет всего 19%. Аналогичный показатель в большинстве развитых стран колеблется в пределах 30-50%.

     Поэтому назрела необходимость внесения коренных изменений в стратегию социальной политики. Прежде всего должна быть повышена ее эффективность, выработаны новые механизмы социальной политики, обеспечивающие более рациональное использование финансовых  и материальных ресурсов.

     Стратегической  целью реформ в социальной сфере, является согласование  социальных   обязательств   государства   и   реальных возможностей для их финансирования на основе повышения эффективности использования ресурсов, направляемых на социальные цели, и расширения источников финансирования.

     В новых экономических условиях в  среднесрочном периоде намечается осуществить реформы во всех отраслях социальной сферы - труде и трудовых отношениях, политике доходов, занятости  и развитии кадрового потенциала, социальном страховании и пенсионном обеспечении, социальной защите ветеранов, инвалидов и других социально уязвимых групп населения, здравоохранении, образовании и других социально-культурных отраслях.

     Планируется обеспечить укрепление финансовой   базы   социальной   сферы,   ввести   государственные минимальные социальные стандарты.

     Переход на стратегию экономического роста  предъявляет высокие требования к формированию устойчивой политики доходов населения, ее тесной взаимосвязи с экономикой и социальной политикой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1.Сущность социальной политики 

     Социальная  политика государства – политика, направленная на изменение уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. С точки зрения функционирования экономической системы она играет двоякую роль. Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Но она же является и фактором экономического роста: если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию, что требует дальнейшего развития социальной сферы.

     В социальной сфере господствующее положение занимает государственный сектор, масштабы которого определяют и масштабы социальной политики. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределительной деятельности государства. Ограничительная социальная политика означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферы.

     Показателем результативности социальной политики является уровень и качество жизни населения. Жизненный уровень населения - совокупность показателей, характеризующих уровень материального потребления населения, например потребление продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на одну семью или на 100 семей, структура потребления.

     Точкой  отсчета при определении жизненного уровня является "потребительская корзина" – набор благ и услуг, обеспечивающий определенный уровень потребления. Изменения в стоимости "потребительской корзины" служат основанием для проведения политики формирования доходов населения. В этой связи выделяют минимальный и рациональный уровень потребления. Минимальный уровень потребления – такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий его существования. Рациональный уровень потребления, количество и структура потребления, наиболее благоприятная для индивида. Минимальный уровень потребления определяет так называемую "черту бедности". Доля населения, живущего за "чертой бедности", является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни в данной стране. Снижение этого показателя, борьба с бедностью - одна из главных задач социальной политики.

Значительно более сложным для оценки является показатель качества жизни населения. Это – совокупность преимущественно качественных характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное благополучие населения. Он подразумевает условия и безопасность труда, состояние среды обитания, наличие и возможности использования свободного времени, культурный уровень, физическое развитие, физическую и имущественную безопасность граждан и т.п. Причем по мере развития общества эти характеристики изменяются.

     Суть  социальной политики заключается в  поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, в создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.

Важной  задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для  конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства  слабо защищенных слоев населения. Эта задача предполагает поддержание  оптимальных соотношений между  доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.

Основными принципами проведения социальной политики являются: 
1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации; 
2) обеспечение помощи самым бедным семьям; 
3) выдача помощи на случай безработицы; 
4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы; 
5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства; 
6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации. 
Следуя статье 25 Декларации прав человека, современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людей едой, одеждой, жилищем, медицинским обслуживанием, которое необходимо для поддержания здоровья, и права на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или других способов к существованию при независимых от человека обстоятельствах
 
 
 
 
 
 
 

1.2.Основные направления социальной политики 

     В самом общем плане основные направления социальной политики - регулирование доходов, занятости, социальная защита граждан, жилищная политика. Государство повышает доходы малоимущим слоям населения, выплачивает пенсии, выплачивает пособия безработным и многодетным семьям; создает систему обучения и переквалификации безработных; регулирует оплату труда; предоставляет бесплатные услуги образования и здравоохранения, более-менее сносное жилье, регулирует вопросы миграции рабочей силы, занимается решением молодежных проблем и развитием культуры. В результате ослабляется социальная напряженность и экономическое неравенство. Приоритетное же направление социальной политики в России – решение проблемы стабилизации финансирования социальной сферы, в том числе за счет средств населения. Именно здесь наибольшие сложности, поскольку сбор налогов для пополнения бюджета представляет собой в настоящий период трудноразрешимую задачу. Но дело даже и не в нехватке средств, а в том, что социально-экономические механизмы и технологии сбора, аккумуляции и перераспределения средств далеки от оптимальных.

     Существует  несколько положений, определяющих возможности государства в социальной сфере:

1 ) размеры  социальных выплат должны быть  согласованы с финансовыми возможностями  государства, его бюджетом:

2) размеры  налогов не должны подрывать  экономические стимулы производства;

3) при  определении объемов и сроков  социальных пособий необходимо  учитывать негативные эффекты, которые могут деформировать рынок рабочей силы и рыночный механизм в целом (например, пенсионная система, пособия по безработице, когда и сколько платить).

Основные  направления социальной политики РФ:

1. Занятость населения.

Целью социальной политики в сфере занятости населения является обеспечение постоянной занятости для всех способных и желающих трудиться в соответствии с их индивидуальными способностями и потребностями на самых благоприятных условиях занятости.

Для достижения этой цели решаются следующие основные задачи:

  • обеспечение и улучшение профессиональной мобильности трудящихся;
  • улучшение структуры занятости в отдельных отраслях экономики;
  • предотвращение, компенсирование или устранение отрицательных социальных последствий, возникающих в связи с техническим прогрессом или структурными изменениями в экономике;
  • оказание помощи безработным в поисках новой работы;
  • содействие профессиональной адаптации лиц, получивших физические или нравственные травмы;
  • оказание помощи женщинам, молодежи,  пожилым людям и инвалидам, неконкурентоспособным на рынке труда; помощь работодателям в поиске необходимых им работников; создание условий для того, чтобы желающие трудиться получали навыки, необходимые для осуществления деятельности в соответствии с их наклонностями и правом на свободный выбор профессии и работы;
  • создание оптимальных условий занятости с помощью системы коллективных договоров;
  • противодействие нелегальной занятости;
  • обеспечение минимального дохода временно не работающим посредством выплаты пособия по безработице.

Исходным условием регулирования рынка рабочей силы является организация эффективного маркетинга и мониторинга рынка труда, то есть оперативного изучения и анализа конъюнктуры спроса на рабочую силу и предложения рабочих мест со стороны работодателей, а также выявление ориентаций населения при выборе сферы занятости и места работы.

     Наиболее  общая и долговременная задача политики в сфере занятости населения состоит в расширении спроса на труд прежде всего за счет:

  • проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективные инновационные отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;
  • поощрения развития новых производств, основывающихся на разных формах собственности;
  • прямого или косвенного финансирования из городского бюджета создания постоянных рабочих мест;
  • введение системы стимулирования развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности.

Одним из важнейших факторов регулирования  занятости должна стать городская система целенаправленной (основанной на городской структурной политике) профессиональной подготовки и переподготовки незанятых граждан как в государственных учебных заведениях, так и на предприятиях, в учреждениях и организациях по направлению службы занятости или в ее учебных центрах за счет средств фонда занятости.

На предприятиях надо стимулировать использование следующих мер, способствующих частичной или полной компенсации потери работы:

  • организация профессионального переобучения высвобождаемых работников за счет средств собственника или фонда занятости;
  • консультирование и обучение увольняемых навыкам самостоятельного поиска работы,
  • посылка родственным фирмам, предприятиям рекомендательных писем по кандидатурам увольняемых;
  • выплата выходного пособия, материальных вспомоществований,  повышенных по отношению к гарантированному законодательно минимуму размерах.

Необходимо  совершенствовать систему регистрации свободных рабочих мест, активизировать создание единого банка данных, позволяющего любому жителю города получать информацию о вакансиях, условиях предлагаемой работы по каждой профессии, что имеется в городе, в смежных регионах, в области в целом.

Информация о работе Социальная политика России: сущность и направления