Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 01:26, курсовая работа
Задачи моей курсовой следующие: рассмотрение сущности, целей и основных направлений социальной политики; изучение таких показателей результативности социальной политики, как уровень жизни, качество жизни, потребительская корзина и потребительский бюджет, социальная справедливость, кривая Лоренца и др.; изучение особенностей социальной политики в зарубежных странах (чтобы привести наглядный пример я обратила внимание на особенности социальной политики в наиболее развитых в этом плане странах – Швеции и Германии); изучение социальной политики Республики Беларусь, ее проблем и особенностей реализации.
Введение…………………………………………………………………3
1. Сущность, цели и направления социальной политики………………..5
2. Основные показатели результативности социальной политики.……..9
2.1. Уровень жизни и качество жизни………………………….…….9
2.2. Социальная справедливость и кривая Лоренца………………..14
3. Социальная политика и ее особенности в зарубежных странах……..18
4. Проблемы социальной политики и особенности ее реализации
в РБ ………………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………………..…35
Преобразования пенсионной системы предполагается осуществлять по двум основным направлениям:
- упорядочение (оптимизация) системы, касающееся изменений отдельных ее принципов, схем и элементов и направленное, главным образом, на укрепление ее страховых основ;
- формирование многоуровневой системы, включающей разные формы пенсионного обеспечения [9, с. 10].
Много проблем накопилось и в программах социальной помощи. Среди них: высокий, неадекватный состоянию экономики и бюджетов, уровень расходов на развитие программы социальной помощи; неэффективная адресность в помощи малообеспеченным семьям; отсутствие соответствующего показателя бедности для назначения пособий и четкого механизма учета расходов получателей социальной помощи, построенного на проверке состояния семьи и одиноко проживающих граждан, оценки их нуждаемости; раздробленность программ, схем управления ими и финансирования.
Переход к рыночной модели социальной политики предполагает соответствующие изменения в предоставлении социальной помощи. К числу таких изменений следует отнести:
— поэтапный переход от традиционно сложившегося уравнительного принципа предоставления социальной помощи к адресному ее назначению на основе единых критериев, основанных на принципах нуждаемости;
— определение критерия оценки нуждаемости, основанного на исчислении совокупного дохода семьи, одиноко проживающих граждан и проведении обследования их материально-бытовых условий жизни, что позволяет обеспечить адресный охват малообеспеченного населения;
— постепенное введение унифицированных критериев во все программы социальной помощи;
— отмена неадресных пособий, льгот и субсидий;
— консолидация действующих программ в рамках единой программы адресной социальной помощи;
—усиление муниципализации предоставления социальной помощи.
После 2000 г. (в первое десятилетие) ставятся задачи последовательного повышения Уровня и качества жизни на основе ежегодного прироста реальных доходов населения не менее 5,0—5,5%. Основными целями в области социальной политики на ближайшие годы являются: сокращение масштабов бедности; повышение доли трудовых доходов и их реального роста; улучшение качества жизни. Стратегия государства по улучшению качества жизни требует принятия мер по укреплению здоровья населения, расширению возможностей получения образования, улучшению условий труда и проживания, расширению возможностей отдыха и др. В качестве основных механизмов реализации социальной политики предполагаются: рост денежных доходов населения и повышение их реального содержания; сокращение отставания минимальных доходов от прожиточного минимума; сокращение имущественного расслоения населения, ликвидация массовой бедности. В Беларуси в 2010 году доля расходов на образование будет увеличена до 10% ВВП с 6,9% ВВП в 2006 году. В 2006 году будет завершена подготовка Кодекса об образовании. Наряду с этим Минобразования Беларуси разрабатывает программу "Кадры", в соответствии с которой будет отслеживаться прибытие каждого выпускника к месту работы в соответствии с обязательным распределением. В этом году прибытие выпускников подтвердили только 13,9% нанимателей, при том, что было распределено 97% выпускников вузов.
Из экономических проблем, которые волнуют людей больше всего, на первое место вышла проблема трудоустройства и безработицы (80% населения); на второе - последствия аварии на Чернобыльской АЭС (78,5%); на третье - демографические проблемы - рост смертности и падение рождаемости (70,5%); на четвертое -рост числа убыточных предприятий (67,3%); пятое место поделили между собой половинчатость проведения экономических реформ и непоследовательность политики государства по отношению к отечественному предпринимательству (62%). Очевидно, что социально-экономические механизмы, составляющие неотъемлемую часть заявленной государством концептуальной модели и призванные повышать уровень и качество жизни населения, еще не задействованы, или задействованы не в полной мере. Активизация этих механизмов становится неотложной задачей государственной социальной политики [10, с. 26-28].
На основании главы
можно сделать следующие
Сегодня наиболее важными социальными проблемами в республике являются: повышение уровня жизни населения, устранение бедности, рост доходов населения, обеспечение занятости населения, охрана и безопасность труда, социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и их семей, государственное регулирование социальной сферы. Своевременное их решение будет не только способствовать более полному включению всего населения в рыночные реформы, но и позволит самому процессу перехода придать социальную направленность и тем самым реализовать его конечные цели — создание благоприятных условий и обеспечение высокого качества жизни для каждого человека, семьи, населения в целом.
Социальная рыночная экономика не является неизменной доктриной, которая раз и навсегда была принята, это открытая система, в которой можно менять ряд принципов и механизмов, но она гарантирует эффективность и хорошую жизнь. Это как бы теоретический инструмент для решения практических задач хозяйственной и социальной политики государств, инструмент для решения одной из важнейших задач современности - возможности проявления личной инициативы и реализация способностей.
При изучении первой главы о сущности, целях и направлениях социальной политики, я убедилась: характеристика негативных и позитивных сторон социальной политики показывает, что ее отсутствие ставит под угрозу социальную и экономическую безопасность общества, оставляет обездоленными тех, кто нуждается в поддержке со стороны государства. Социальная политика как концептуальная модель должна охватывать весь комплекс потребностей и интересов человека. Ее объект — взаимодействие личности и общества, все аспекты народного благосостояния, качество и уровень жизни, присущие всем слоям общества.
На основании второй главы об основных показателях результативности социальной политики можно сделать вывод, что развитие современной рыночной экономики предполагает определенную меру выравнивания доходов, создания социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения. Опыт развитых стран демонстрирует механизм соединения социальной справедливости и экономической эффективности.
В третьей главе, где я рассматривала особенность развития социальной политики в развитых странах, можно увидеть, что социальная политика в странах европейского сообщества развивается на достаточно высоком уровне. Социальные услуги здесь определяются как гражданские права, где все граждане имеют право на равное, финансируемое за счет налогов социальное обеспечение. Социальная политика этих государств включает гармонизацию отношений между участниками рыночной экономики в форме социального партнёрства.
В конце своего исследования, изучив в последней главе особенности реализации социальной политики в нашей стране, я пришла к выводу, что в условиях перехода Республики Беларусь к социально ориентированной рыночной экономике нет задачи важнее, чем сделать социальную политику как можно более эффективной, и что сильная социальная политика государства определяется не только наличием средств, но и открытостью, справедливостью ее проведения. Она должна проводиться в интересах всего общества, поддерживаться большинством населения, носить активный характер.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ